Воспоминания капитана 2 ранга Бучака Альбина Кондратьевича
командира дивизиона БЧ-4 КРУ „Жданов“ из книги „Служим Отечеству“

Каждому человеку, служившему на крейсерах, видимо на всю жизнь остаются в памяти годы этой службы. Особый уклад воинской службы, быта и традиций каждого крейсера не оставляет равнодушным ни одного члена его экипажа. Для меня выпускника гражданского ВУЗа, Одесского электротехнического института связи имени А.С.Попова эти годы останутся "Школой мужества". На крейсер я был назначен инженером группы БЧ-4 и 11 мая 1971 года впервые ступил на его борт.

Проскуряков и Ховрин
Командиром крейсера в то время был капитан 1 ранга Проскуряков Роберт Александрович, которому я и доложил о своем прибытии к новому месту службы. Учитывая мое гражданское образование, командир крейсера несколько скептически выразил свое отношение к моему назначению. Однако, в дальнейшем, видя мое отношение к службе, свое мнение изменил. Необходимо отметить, что капитан 1 ранга Проскуряков Р.А. был, по моему мнению, из поколения "старых" командиров крейсеров и вел себя соответственно. Его "походы" или обходы были не частыми, но являлись целым событием, после чего часто происходили серьезные выводы.

Во время моего прибытия на корабль в боевой части связи было три офицера - командир БЧ-4 и два командира групп. Командиром был капитан 3 ранга Терехин Николай Иванович, который в конце 1971 года был уволен в запас. На крейсере в то время велась поставка и монтаж оборудования и аппаратуры. До августа 1971 года монтаж был завершен и начались швартовые, а позднее и государственные испытания, в том числе и всего комплекса средств связи. По проекту "68У-1" произошли значительные изменения, даже во внешнем облике корабля построенного по проекту "68 бис". Так была снята третья башня главного калибра, а взамен установлен ЗРК самообороны "Оса", установлена дополнительно бизань-мачта с "рогами" - антенной 5-ти киловаттного радиопередатчика "Вяз 2М", были большие изменения во внутреннем перепланировании боевых постов, кают, кубриков и других помещений крейсера. Так в боевую часть связи входило уже 28 постов, имелись помещения для размещения КП соединения и объединения со средствами связи и оповещения.

На боевых постах БЧ-4 устанавливалась самая современная на то время аппаратура связи. Всего было установлено:

  • радиопередатчиков - 17 комплектов (Вяз-2М -1),Р-641- 4, Р-642 -6, Р-654 -3, Р-653 - 1,Р-652 -2.
  • радиоприемников - 60 комплектов Р-250 -2, Р-675 -23, Р-678 -29, Р-676 -6.
  • радиостанций - 8 комплектов Р -619 -7, Р-137 -1.
  • радиорелейных станций - 3 Р-404 -1, Р-405КБ -2.
  • аппаратуры связи - более 100 комплектов Р -758 -3, Р -759 -2, П -310М -2, П -314М -2, П -318АМ -3, Платон О -1, П -262 -1, МП 10,15 -1, КТБФ 5.10 -1, ТКЗ - 20 -1, М -64 -3, Р -010 -36, СТА -2М -38 и другие.

Постоянно, с выхода крейсера из модернизации, состав аппаратуры в БЧ-4 изменялся. Старые образцы демонтировались, новые устанавливались. 1971 и 1972 годы были ознаменованы отработкой организации крейсера и боевой части связи, сдачей курсовых задач и вводом корабля в компанию (подъемом вымпела, как корабля сдавшего все задачи и плавающего). Одновременно в декабре 1971 года, январе 1972 произошли крупные кадровые изменения на крейсере и в БЧ-4. В течение этого времени боевая часть связи была развернута в составе трех дивизионов и сигнальной команды, общей численностью 186 человек.

Командиром БЧ-4 был назначен капитан-лейтенант Фещук Анатолий Алексеевич, заместителем по политической части капитан-лейтенант Левченко Георгий Никитович, а старшим инженером - старший лейтенант Кезрашвили Валерий Авраамович.

Командирами дивизионами стали:
1-го капитан-лейтенант Киселев Алексей Алексеевич,
2-го старший лейтенант Колпаков Николай Сидорович,
3-го капитан Танин Василий Максимович.
Инженерами дивизионов стали:
1-го лейтенант Поляков Василий Алексеевич,
2-го старший лейтенант Бучак Альбин Кондратьевич

Командирами групп были назначены: старшие лейтенанты Кидов Владимир Васильевич, Лобода Петр Харитонович, лейтенанты Седов Анатолий Александрович, Яросевич Сергей Викторович, Грызлов Виктор Иванович, Романенко Николай Иванович, Воронов Александр Андреевич, Нестеров Виктор Александрович, Сенькевич Анатолий Алексеевич, Иванов Валерий Николаевич, Капогузов Владимир Константинович, Гавриленко Олег Васильевич, Леонов Владимир Михайлович и Колпаков Александр Иванович.

Старшиной команды сигнальщиков был мичман Походощук Александр Николаевич. В БЧ-4 служили также мичмана - Кулага Владимир Иванович, Лобач Алексей Федорович, Полищук Виктор Владимирович, Хуторной Леонид Леонидович, Гумаров Шамиль Амирханович, Ермолов Владимир Михайлович, Миньтяк Василий Дмитриевич. Многих перечисленных можно увидеть на этих двух снимках капитана 1 ранга С.В.Яросевича.

Необходимо отметить, что кадровыми вопросами офицерского состава крейсера, постоянно занимался командующий ЧФ адмирал Сысоев В.С. Он лично контролировал отработку и подготовку крейсера к компании и выполнению свойственных ему задач. Первой проверкой готовности корабля к выполнению задач стал его переход из Севастополя в Североморск с 10 по 24 августа 1972 года и участие в мероприятиях ВМФ "Север-72". Учитывая тот факт, что опыт дальнего плавания (боевой службы) был только у командира БЧ-4, при переходе в Североморск в боевой части связи проводились ежедневные учения (отработки) по связи, в которых участвовали Центральный узел связи (ЦУС) ВМФ ("Компас"), узлы связи Черноморского, Балтийского и Северного флотов ("Рябина", "Анкер" и "Дворец"), зональный узел связи ("Каньон") на Кубе, штаб и корабли 5 оперативной эскадры (ОПЭСК) в Средиземном море.

По прибытию в Североморск крейсер вышел на контрольный выход в Баренцево море под флагом Командующего СФ адмирала Егорова Г.М. Во время этого выхода боевая часть связи попала в цейтнот и с трудом справлялась с объёмом поступающей в адрес КРУ "Жданов" и исходящей от крейсера информации, так как на борту были развёрнуты корабельные пункты управления Северного флота и Военно-Морского Флота.

Первоначально планировалось использование крейсера в качестве корабельного пункта управления Главнокомандующего на выходе в море, но фактически выхода не было. После возвращения в Североморск крейсер поставили кормой к причалу, с берега были поданы кабели связи, а на юте установили даже аппаратную правительственной связи. Для усиления на корабль были прикомандирована группа связистов от ЦУС ВМФ во главе с начальником телефонного центра Центрального узла связи ВМФ ("Компас".) До начала мероприятий на корабле работали представители Управления связи СФ. Были проведены большие работы по дополнительной телефонизации командных пунктов кают и других помещений, боевых постов на корабле. Достаточно отметить, что в каюте зам.командира крейсера по политической части, где был размещен начальник связи ВМФ вице-адмирал Толстолуцкий Г.Г. было установлено 7 телефонных аппаратов закрытой и открытой связи. На крейсере в посту дальней связи было организовано 24 канала связи под открытые и закрытые направления связи и вторичное уплотнение.

КРУ Жданов в Североморске
Уже на следующий день, 25 августа на крейсер прибыл первый заместитель командующего СФ вице-адмирал Ховрин Н.И. с группой офицеров штаба СФ. Переодевшись, в свойственной ему манере, начал обход и осмотр корабля. В период мероприятий крейсер не раз осматривал и главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота СССР Горшков С.Г. На тот период на нем находилось столько штабов и оперативных групп, что офицеры и мичмана размещались в кубриках личного состава и боевых постах. Нагрузка на связистов крейсера была огромной! По окончании учений личному составу БЧ-4 начальник связи ВМФ объявил благодарность за успешное выполнение поставленных задач. Разбор учений провёл Министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. Гречко, а начальник Главного штаба ВМФ СССР оценил действия экипажа "Жданова" на "отлично". Участие в учениях "Север-72" явилось первым испытанием связистов крейсера.

После мероприятий на СФ корабль 21 октября 1972 года вышел из Североморска и 2 декабря прибыл в Севастополь. При возвращении, на переходе, крейсер совместно с другими кораблями сопровождал четыре дизельные подводные лодки, шедшие с СФ в Средиземное море на боевую службу. С заходом в Средиземное море мы представляли весьма внушительную группировку. В ордере было 11 советских боевых и вспомогательных кораблей, включая 4 ПЛ. Нас сопровождали в разные периоды более 10 кораблей НАТО. Однако по пути лодки занимали свои позиции, точки и районы, интерес к нам пропадал, корабли расходились, а мы возвратились домой.

1973 год был для крейсера годом очень интенсивной боевой подготовки и участия во всех мероприятиях флота, как корабельного пункта управления Командующего ЧФ. Кроме того, мы совершили два похода в Атлантический океан. Первый выход в марте-апреле на подготовку мероприятия "Кавказ" и в мае-августе на фактическое обеспечение связью Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева во время его перелета туда и обратно при официальных визитах в США, на Кубу и во Францию. Согласно первоначальному плану связь с самолетами и ЦУС ВМФ мы должны были поддерживать по радиоканалу. Прибыв в Атлантику, находились несколько недель в точке 50° с.ш. и 30° з.д., удаляясь от нее на 50 миль, и отрабатывали связь с самолетами, которые совершали технические рейсы по маршруту. Погода стояла штормовая, поэтому часто при развороте крейсера, крен достигал крайне опасных отметок и командиру приходилось лавировать, выбирая момент для разворота на обратный курс.

шторм шторм быстрый ход

После тренировок мы возвратились в Севастополь, пополнили запасы и в середине мая вышли на фактическое обеспечение перелета Л.И.Брежнева. В океане по трассе перелета находились еще ЭОС "Полюс" и "Челюскин" и два корабля для обеспечения космических полетов "Академик Королев", "Космонавт Юрий Гагарин". Заняв исходную точку на траверзе Бискайского залива, имея хорошую погоду и спокойный океан, крейсер лег в дрейф. Но через несколько часов, получив приказание, пришлось экстренно готовить его к походу, так как через двое суток мы должны были занять новую точку. На моей памяти это был единственный переход корабля в течение двух суток на расстояние 1200 миль. За двое суток ходом более 30 узлов, сменив три формы одежды, корабль прибыл в указанную точку западнее Фарерских островов. Примерно через два часа самолет с Л.И.Брежневым уже находился над кораблем. Изменение точки обеспечения были связаны с изменением организации связи в направлении "самолет-корабль". Вместо радиоканала в направлении "корабль-самолет" было решено использовать радиорелейный канал по Р-409. Задачу связисты корабля выполнили успешно, обеспечив телеграфный канал на протяжении всей "видимости" Р-409 трассы полета самолета, примерно 70-80 минут и "передали" его следующему кораблю. Спустя час, получив разрешение, корабль начал обратный путь на юг, на встречу с обеспечивающим нас танкером "Ленинград".

Возвращалась правительственная делегация из США в Москву уже через Париж и крейсер обеспечивал ее связью, находясь примерно на параллели Парижа. Тут нам опять изменили задачу обеспечения связью, поставив целью предоставление кораблем не только телеграфного, но телефонного канала связи. Это решение принял начальник связи ВМФ вице-адмирал Толстолуцкий Г.Г. после консультаций с находившимися на борту крейсера представителями Управления связи ВМФ капитаном 1 ранга Степанятовым Виленом Валентиновичем и отдела ЧФ капитаном 2 ранга Шевченко Александром Петровичем, как старшим по связи в походе. Телефонный канал самолету предоставляли суда обеспечения полетов космонавтов через ИСЗ, нам же нужно было телефонный канал Р-409 скоммутировать на радиоканал. Наведением радиотелефонного канала с использованием корабельных РПДУ Р-654 "Окунь" и РПУ Р-678 "Брусника" и средствами ЦУС ВМФ мы занялись за несколько часов до фактического обеспечения. От ЦУС ВМФ каналы были проключены в помещение правительственной связи и все время до подлета самолета мы контролировали радиоканал передачей топ-сигнала или на слух. Удивительно, но такого высококачественного ("чистого") канала, удавалось достигать нечасто. С подлетом самолета и установлением с ним связи по Р-409, телеграфный и телефонный каналы были поданы на его борт. Связь проходила без сбоев и прекратилась только с началом снижения самолета для посадки в Париже. По итогам обеспечения связью самолетов с правительственной делегацией Начальник связи ВМФ объявил всему личному составу БЧ-4 очередную благодарность. Уже в Средиземном море была сделана эта фотография. Часть личного состава боевой части связи сфотографировалась с командованием 5-ой эскадры контр-адмиралами Волобуевым и Кондрашовым, и представителями Управления связи ВМФ Степанятовым и Шевченко.

БЧ-4 Порт-Саид

При возвращении домой в период с 25 по 27 июля 1973 года крейсер находился с деловым визитом в порту Порт-Саид, Египет. Город находился на военном положении, фронт проходил в 10-12 км. к востоку от него. Египет все еще находился в состоянии войны с Израилем. В городе осталось примерно 20 тысяч жителей, у причалов стояли в полной боевой готовности ракетные катера, поставленные из СССР. Везде по городу были отрыты окопы и укрытия. После возвращения в Севастополь крейсер принял участие в осеннем сбор-походе кораблей под флагом командующего Черноморским флотом.

Впервые крейсер "Жданов" начал выполнять функции корабля управления Средиземноморской эскадры в 1974 году. (Примечание. Здесь видимо нужно уточнить автора, так как первое фактическое обеспечение 5 эскадры состоялось еще в 1972 году, примерно с 14 по 28 ноября. Принимал КРУ штаб и в 1973 г, как до обеспечения перелета, так и после). Начальником связи эскадры в начале июля 1974 года являлся капитан 2 ранга Попов Александр Иванович, в последствии контр-адмирал, начальник ЦУС ВМФ, а его помощником был капитан 2 ранга Аверин Валентин Александрович, впоследствие контр-адмирал - начальник связи ЧФ. Александр Иванович Попов был высоко эрудированным офицером-связистом, пользовался большим уважением у офицеров эскадры и всех связистов кораблей. Был очень порядочным и справедливым человеком. Однако поначалу для БЧ-4 крейсера с переходом штаба эскадры на корабль, вопросы организации и управления связи со штабами ВМФ, ЧФ и кораблями эскадры были сложными и трудными. Помнится, боевая часть связи около недели с переводом управления эскадрой на КРУ "Жданов" находилась в готовности номер 1, пока все не было отработано - и связь, и управление не стало устойчивыми. Так, к примеру, трудности были у наших связистов 3 дивизиона связи с подводными лодками.

Мичман Малофеев рассказывал: "Когда КРУ "Жданов" впервые начал выполнять функции корабля управления Средиземноморской эскадрой, практическая боевая связь вначале давалась нелегко. Мы одновременно и работали, и учились. Нагрузка на нашу группу выпала солидная. Мы оформляли исходящие телеграммы на подводные лодки, передавали их на центральный командный пункт (ЦКП) ВМФ и командный пункт (КП) ЧФ, контролировали передачу на подводные лодки, принимали донесения от подводных лодок с последующей передачей их на командные пункты. Всё осуществлялось личным составом нашей группы. До "Жданова" эту работу выполняли связисты группы усиления штаба эскадры. Вначале личный состав нашей группы был слабо подготовлен к выполнению таких задач. Но уже к концу первой боевой службы можно было любого из старшин и мичманов группы связи с ПЛ БЧ-4 допустить к самостоятельному дежурству помощником дежурного главного поста связи с подводными лодками (ГПС ПЛ) флота. Я с большим уважением вспоминаю своих сослуживцев: мичманов Виктора Полищука, Александра Болгова, старшин срочной службы В.Сидорова, С.Нахамчика, старшего матроса П.Твердохлебова и многих других".

Первый опыт для связистов корабля значил очень много. Потом, в дальнейшем, мы принимали штаб и управление эскадрой почти незаметно, отрабатывая и открывая связи заблаговременно. Оперативность, своевременность и непрерывность связи с береговыми КП, боевыми кораблями и вспомогательными судами эскадры было главным и личный состав БЧ-4 КРУ "Жданов" постоянно это помнил и делал. В течение 1975 и 1976 годов крейсер также обеспечивал связью штаб Средиземноморской эскадры и всегда с хорошими и отличными оценками. За это время связисты КРУ обеспечивали связью проведение различных учений, испытаний новых образцов техники связи, визитов в разные страны.

Мессина
За 1974-1976 г.г. осуществил официальные и деловые визиты в Александрию (Египет), Тулон (Франция), Сплит (Югославия), Мессина (Италия). На корабле за это время в Средиземном море побывали (с оперативными группами) главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Горшков С.Г., командующий ЧФ адмирал Ховрин Н.И., адмирал Амелько и ряд других военноначальников, которые руководили различными мероприятиями с борта корабля. Боевая часть связи в течение ряда лет с 1973 по 1977 годы была отличной. Ряд офицеров и мичманов были удостоены правительственных наград.

За эти годы шло постоянное обновление техники связи, тут же проводились испытания вновь разработанной образцов. Так в 1973 году проводилось испытание комплекса связи "Арктика-С", прообраза аппаратуры наклонного зондирования Р-494 "Жизнь". Конечно, техника без людей мертва. Связисты корабля - матросы, мичмана, офицеры участвовали в монтаже новой техники, на ходу ее осваивая, устраняя выявленные недостатки. Необходимо отметить, что за период 1971-1977 годы на корабле кроме вышеуказанных офицеров и мичманов прошли хорошую школу мужества и получили высокую подготовку связистов офицеры - Трофимов В.В, Коптелов М.Л., Катцин В.М., Фоя В.М., Лисафин А.И., Шпак Л.П., Иванов А.В., Иконников В.А., Аржанников Е.Б., Яричин В.Е., Новиков В.Г., Колкнев В.Н. Мичмана - Васильев И.В., Бессараба И.Д., Починов Г.Г.,Малофеев Ю.П., Боуфал И.В., Киселев Н.А., Коваленко Я.Г., Пелех М.М., Либерзон Л.А., Рябоконь В.Б., Болгов А.В., Дрижак Ю.И., Моторный В.Н., Иванов В.А. и многие другие.

За этот период до очередного капитального ремонта в БЧ-4 служили и получили прекрасную подготовку связистов сотни и сотни старшин и матросов. Их добросовестным, ратным трудом были достигнуты те высокие оценки и показатели, которые ежегодно получала боевая часть связи. Если учесть, что некоторых специалистов на новые образцы техники никто не готовил, а все постигалось на боевом посту корабля, то необходимо выразить большую благодарность всем офицерам, мичманам, старшинам и матросам за их доблестный труд и высокое чувство ответственности за порученное дело.

БЧ-4 мичманы Аржанников Е.Б.

Наряду с личным составом менялось и командование корабля. В начале 1975 года капитан 1 ранга Проскуряков Р.А. убыл к новому месту службы и командиром был назначен старший помощник командира с 1971 года капитан 2 ранга Шакун Анатолий Моисеевич. Это был опытный командир, прошедший большую школу на крейсерах, очень требовательный и суровый офицер. За время службы на КРУ "Жданов" я исполнял должности инженера группы, инженера дивизиона, командира группы и командира 2-го дивизиона ЗАС связи. Хочу выразить свою благодарность и командирам и подчиненным за мое становление как корабельного связиста и большой напряженный труд в выполнении очень разнообразных задач в походах, да и в базе. За все время кампании 1971-1977 годы, мы связисты, крейсера чувствовали и получали заботу и внимание по вопросам отработки связи, подготовки аппаратуры и личного состава со стороны начальников связи ЧФ контр-адмиралов Крылова Михаила Михайловича и Хавронова Леонида Архиповича, их заместителей капитанов 1 ранга Ерофицкого Ивана Никитовича и Волошина Иосифа Яковлевича, офицеров и служащих отдела связи ЧФ. Их помощь и постоянное внимание к БЧ-4 крейсера управления позволяло нам успешно и с высокими оценками решать поставленные задачи. За время службы на крейсере не было на моей памяти ни одного случая невыполнения поставленных задач по обеспечению связью командования любого ранга. В 1977 году крейсер был поставлен на очередной ремонт в СРЗ им. Ордженикидзе и штат БЧ-4 был значительно сокращен.

В октябре 1979 года я был назначен офицером в отдел связи флота, где начались очередные страницы моей службы.


Капитан 2 ранга Бучак Альбин Кондратьевич - краткая справка.

  • Окончил в 1967 году Одесский электротехнический институт связи им. А.С.Попова, инженер радиосвязи и радиовещания.
  • 1968-1971 г.г. - 89 отдельный морской полк связи, зам. командира роты ЗАС по техчасти, инженер технической части полка по ЗАС.
  • 1971-1979 г.г. КРУ "Жданов"
  • 1979-1980 г.г. отдел связи ЧФ офицер по ЗАС
  • 1980-1986 г.г. 941 пункт управления связи НС ЧФ оперативный дежурный ПУС
  • 1986-1988 г.г. отдел связи ЧФ старший офицер по ЗАС
  • 1988-1991 г.г. 941 пункт управления связи НС ЧФ, начальник ПУС
  • В 1991 году уволен в запас.

В статье использованы фотографии "ждановцев" Никифорова, Анофриева, Гордеева, Дмитриенко, Арапова, Патосина, капитана 1 ранга Яросевича, капитана 2 ранга Дубовика, а также Nakat из Чехии и сайта Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ