КНИГА "МЫ - ЖДАНОВЦЫ" Кутьин.В.Б., Бучак А.К.,Хавелов Н.И.,

Re: КНИГА "МЫ - ЖДАНОВЦЫ" Кутьин.В.Б.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 09 мар 2019, 11:04

8. Слово о механиках

Этот поход стал суровым испытанием прочности нашего корабля и школой мужества для всего экипажа, но прежде для корабельных механиков – матросов, старшин, мичманов и офицеров, которые в тяжелейших условиях шторма давали ход крейсеру. Страшно представить, что могло произойти, потеряй корабль ход – неминуемый разворот корабля лагом к волне, крен на борт за угол «заката»… И ни единой души на сотни миль, способной прийти на помощь, да если бы и был кто рядом, скорее всего, так же боролся бы со стихией и вряд ли смог как-то помочь. Брр-р!
Вложения
e1.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: КНИГА "МЫ - ЖДАНОВЦЫ" Кутьин.В.Б.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 10 мар 2019, 12:00

И в повседневной обстановке механикам хватало забот: обеспечение электроэнергией, паром и холодом всех потребителей, поддержание запасов топлива, пресной и котельной воды в установленных нормах, чистота трюмов, надежность забортной арматуры и много всего прочего.
К примеру, возвращаемся с моря после выполнения очередной задачи, становимся на бочки, вахтенный офицер подает команду: "Вахтенной и дежурной службам заступить по-якорному! От мест отойти!». Если возвратились к окончанию рабочего дня (18 часов), то через полчаса к трапу подается баркас, и «сходная» смена офицеров и мичманов убывает на берег. А механики еще час-полтора «колдуют» в котельных и машинном отделениях, выводя котлы и турбины из горячего состояния. И хорошо, если, те, кто не в дежурной смене, сойдут на берег в 21–22 часа.
Вложения
20-4639565-zhdanov-tsentral-chast-1.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: КНИГА "МЫ - ЖДАНОВЦЫ" Кутьин.В.Б.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 11 мар 2019, 15:48

Возглавлял БЧ-5 капитан 2 ранга Смирнов Виктор Иванович, многоопытный и очень грамотный инженер-механик, очень доступный и благожелательный человек. Он пришел лейтенантом на крейсер, когда тот еще достраивался в Ленинграде на Балтийском заводе. Виктор Иванович корабль знал до последнего винтика.
Не уступали старшему механику в опыте и мастерстве командиры дивизионов: движения – капитан 3 ранга Барилов Анатолий Семенович, электротехнического – добрейшей души и сердечности капитан 3 ранга Харагезян Артем Христофорович (с ним я познакомился еще на крейсере «Слава»), живучести – капитан-лейтенант (был в этом звании, когда я прибыл на «Жданов»), а вскоре – капитан 3 ранга Боков Станислав Анатольевич, один из тех старших товарищей корабля, с кем у меня были очень приязненные отношения.
Запомнил хорошо я «механических» комдивов еще и по тому, что во время, отведенное нам для сдачи зачетов на допуск к самостоятельному несению дежурства, ходовой и якорной вахты, «гоняли» они нас по кораблю немилосердно. К примеру, С.А. Боков задает вопрос: «Ты на верхней палубе в районе N-го шпангоута. Что у тебя под ногами?» или «Назови средства борьбы за живучесть в районе твоего центрального поста?».
Но мы уже имели опыт подготовки и сдачи подобных зачетов на прежних местах службы, поэтому достаточно быстро заступили на вахту при стоянке корабля на якоре, а с выходом корабля на ходовые испытания – и на ходу. Я и Стас Змачинский были допущены к дежурству по крейсеру, что для молодых офицеров было нерядовым событием, поднимало нас в собственных глазах и уважительно воспринималось офицерским коллективом. Дежурили по кораблю в основном старшие офицеры, командиры дивизионов, график дежурств был достаточно напряженным, так что каждый вновь допущенный эту напряженность снижал: если «не через день на ремень», как бывало, а уже можно было «через два на третий» или даже реже.
Вложения
v0091аи.jpg
1972.18а.jpg
 019ав.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: КНИГА "МЫ - ЖДАНОВЦЫ" Кутьин.В.Б.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 12 мар 2019, 10:50

С теплым чувством вспоминаю я капитана 3 ранга Петрова Аполлона Михайловича, сменившего А.Х. Харагезяна в должности командира электротехнического дивизиона. Живой и подвижный, как ртуть, А.М. Петров успевал повсюду, а иначе ему было нельзя – хозяйство его очень беспокойное и обширное, от киля до клотика и от носа до кормы, сбоев в подаче электроэнергии нельзя было допустить ни на секунду, в придачу корабельные плавсредства (два командирских катера и два рабочих баркаса) – та еще головная боль.
В любое время дня и суток шел мне навстречу командир электро-технической группы капитан-лейтенант Виктор Яковлевич Филиппов, когда в неурочное время мне надо было запустить агрегаты питания ПУС. В повседневной обстановке, при стоянке в базе электроэнергией корабль обеспечивался одним турбогенератором, запуск моих агрегатов питания, имевших большие пусковые токи, мог «посадить» турбогенератор и обесточить всех потребителей, а это, понятно, чревато, особенно в части остановки пожарных насосов или отключения средств связи.
Виктор Яковлевич и его помощники, старшины команд сильного тока мичманы Василий Панасюк и Михаил Кудрявцев, всегда шли мне навстречу, дополнительно запускали дежурный дизель-генератор. Сколько прошло лет, а добрые дела и поступки не забываются. Спасибо вам, дорогие мои сослуживцы!
Вложения
001аа.jpg
1ааа.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: КНИГА "МЫ - ЖДАНОВЦЫ" Кутьин.В.Б.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 13 мар 2019, 11:32

С особой теплотой и приязнью вспоминаю я командира котельной группы старшего лейтенанта Атояна Левона Грантовича (Лёвочку), трудягу и умницу, обаятельного и внешне красивого молодого человека. Иметь в заведовании 6 котельных отделений, в подчинении около 50 матросов и старшин, постоянно держать пар «на марке», по тому, как и при стоянке в базе или на якоре в море в действии всегда был один котел, а в походе не менее 2–3 – это, скажу вам, повседневный подвиг.
Котел в работе – это преисподняя наяву! Убеждался в этом многократно, когда дежурил по кораблю и в один из обходов, предписанных инструкцией, спускался в работающий котел. Ну, прежде всего, карабкаешься по вертикальному трапу вниз под броневую палубу на глубину 5–6 метров, попадаешь сначала в тамбур, закрыв за собой дверь, и только после этого открываешь дверь в помещение котла.
Тебя оглушает гул мощных вентиляторов, подающих воздух снаружи, обдает жаром от пламени ревущих топливных горелок. Спешишь убедиться, что вахта «бдит», в трюме под котлом сухо, уровень котельной воды в норме, и с облегчением покидаешь котел, сказав несколько ободряющих слов несущим вахту морякам.
Пар нужен был для турбин на ходу корабля, для приведения в действие турбогенераторов, пар нужен был, наконец, для приготовления пищи в варочных котлах на камбузе. Я не помню случая, чтобы у нас на крейсере «садился» котел. И это все – Левочка Атоян с вечным комом пакли в руках, потом на лбу и пятнами мазута на комбинезоне!
Но к трапу при сходе на берег выходил высокий и стройный красавец, выбритый до синевы, в белоснежной рубашке, блестящий морской офицер!
Вложения
ScanImage029аа.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: КНИГА "МЫ - ЖДАНОВЦЫ" Кутьин.В.Б.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 14 мар 2019, 10:29

9. «Крамольные» мысли о боевых службах

В боевых распоряжениях кораблю на выход в Средиземное море для несения боевой службы одной из многочисленных задач ставилась задача слежения за авианосцами 6-го флота США, находясь в готовности по сигналу к их уничтожению, ни много ни мало: вот так, уничтожить!
Но! За все 5 моих боевых служб крейсер «Жданов» лишь однажды, с 19-23 июня 1976 года, осуществлял краткосрочное слежение за АВМ США «Америка», имея на борту походный штаб 5-й ОПЭСК во главе с командиром эскадры.
Вложения
06-7262873-zdavov-11-71-74аа.jpg
79 osnaz1.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: КНИГА "МЫ - ЖДАНОВЦЫ" Кутьин.В.Б.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 15 мар 2019, 10:35

Только однажды, в 1975 году, благодаря настойчивости флагарта 5-й ОПЭСК капитана 1 ранга Заборского Владимира Васильевича мы выполнили стрельбу главным и универсальным калибром по морскому щиту (его прибуксировали из Александрии) в полном соответствии с требованиями и условиями «Правил артиллерийской службы ВМФ».
Перед стрельбой штаб 5-й эскадры выдал нам боевое распоряжение со стандартной формулировкой: «Из положения слежения по сигналу с КП эскадры нанести артиллерийский удар по АВУ т. «Нимитц» с задачей вывода из строя полетной палубы». Еще тогда, проводя расчеты наших возможностей при нанесении упреждающего артиллерийского удара главным калибром по палубе авианосца для предотвращения массового взлета ударной, мы приходили к далеко не радужным выводам.
С предельной дистанции 120–125 кабельтовых открывать огонь? Мала вероятность попадания снарядов в палубу: за 10 минут боя при предельной скорострельности в 6 в/мин, даже всеми 9 орудиями (а это вряд ли, как говаривал боец Сухов, – не выдержит корпус, практические стрельбы мы выполняли только 4-орудийными залпами) мы выстрелим 540 снарядов, из которых 8–10 попадут в палубу. Не берусь судить, насколько это предотвратило бы массовый взлет авиации, в лучшем случае – задержало бы на некоторое время.
Почему только 10 минут, а не до победного конца? Потому как надо соблюдать тепловой режим стволов, их охлаждать, в противном случае или может самовоспламениться пороховой заряд при досылке, или снаряды из-за расширения ствола при перегреве (физика и металловедение!) будут падать у борта.
Вложения
23а.jpg
v0205а.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: КНИГА "МЫ - ЖДАНОВЦЫ" Кутьин.В.Б.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 16 мар 2019, 11:45

Вариант сближения на более близкое расстояние тоже кардинально не решал проблемы, так как на малых дистанциях стрельбы траектория полета снарядов имеет настильный характер, и большая часть (до 75%) попаданий из предполагаемых 15–25 распределится в борт. Мне кажется, вариант тарана массой 18 тысяч тонн на ходу в 22–24 узла был бы предпочтительнее, но его, кажется, всерьез не рассматривали. Практическую стрельбу тогда мы выполнили с отличной оценкой, добились прямых попаданий в щит, но «крамольные мысли» о наших возможностях предотвратить массовый взлет ударной авиации с авианосца артиллерийским огнем с тех пор не оставляли меня.
Крейсера нашего проекта могли решать задачи огневой поддержки высадки морского десанта – да, сопровождать конвои и охранять от атак кораблей с артиллерийским оружием и торпедных катеров и ракетных с КР малой дальности – возможно. А вот отразить массовый налет ВЦ с разных направлений и высот с применением КР – достаточно проблематично, прежде всего, из-за ограниченных возможностей их своевременного обнаружения, недостаточной скорострельности и необходимости соблюдения теплового режима стволов.
Вложения
79 AMERICA1.jpg
FILE7288а.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: КНИГА "МЫ - ЖДАНОВЦЫ" Кутьин.В.Б.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 17 мар 2019, 11:15

...Будучи достаточно современными на момент начала постройки головных кораблей, они (крейсера пр. 68) безнадежно устарели на момент прекращения их постройки в 1955 году.
По этой причине столь непопулярное решение руководства страны о сдаче на металл недостроенных кораблей пр. 68-бис в определенной степени можно оправдать, так как материализация уже вложенных в их постройку средств обернулась бы еще большим экономическим ущербом за счет ничем не оправданного их содержания.
Вложения
F101.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: КНИГА "МЫ - ЖДАНОВЦЫ" Кутьин.В.Б.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 18 мар 2019, 14:32

10. Еще несколько слов о боевой службе и службе вообще

По моим подсчетам, за семь лет службы на крейсере на боевых службах в море я провел около двух лет. Написал и задумался: в чем, собственно, подвиг?
Не поленился справиться в Интернете, выяснил к своему удивлению: космонавт Валерий Крикалев провел в 1995 году на МКС «Мир» непрерывно 437 суток (1 год и 2,5 месяца), Григорий Падалка в общем за 5 космических экспедиций – 880 суток (2 года и 2,5 месяца). Впечатляет!
Иногда приходится слышать ворчания в кругу ветеранов корабельной службы: «Вот мы в свое время «пахали», а сегодня наши «подвиги» недооценивают, то не так, это не эдак!» – или что-нибудь в этом роде. Стараюсь в эти толковища не встревать, боясь показаться «слишком умным», да и переубедить людей в возрасте довольно сложно.
Хотя, повторюсь, в чем подвиг-то? Да в отрыве от семьи, да многочасовые вахты и бдения на дежурствах, да попадали в переделки типа Атлантической, да определенный риск и опасность! Ну, так и в других профессиях встречаются не меньшие опасности и трудности – летчики, подводники, шахтеры, наконец!
А на боевой службе? Кормились (прошу прощения за вульгаризм!) четыре раза в сутки (на ходу для ночной вахты 00.00–04.00 – дополнительно готовился ночной ужин). Да, меню далеко не ресторанное (а много ли бывали в ресторанах?), без особых изысков, но корабельные коки готовили вкусно и качественно, питание здоровое и регулярное, хлеб собственной выпечки, арбузы, свежие фрукты и овощи, соки.
Еженедельно (бывало – раз в 10 суток) баня со сменой постельного белья, была и сауна. Обеденный перерыв 3 часа, во время которого при стоянке в точке на якоре, пожалуйста, загорай на чистейшей деревянной палубе под жарким средиземноморским солнцем, принимай соленый душ на юте или купание за бортом в специально устроенном сетчатом бассейне, на шкафуте натянута волейбольная сетка – играйте на здоровье.
Вложения
image53HI8SXV1.jpg
1974-28аа.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Пред.След.

Вернуться в Наши рассказы и воспоминания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1