Волынский В.Л. Воспоминания. Отрывки.

Re: Волынский В.Л. Воспоминания. Отрывки.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 27 апр 2020, 09:25

«НЕУЛОВИМЫЙ».


Пока мы несли боевую службу в 1984 году, капитана 1 ранга Василия Петровича Еремина назначили командиром 30-й дивизии.
Командиром 150 бригады стал капитан 1 ранга Рыженко, командир крейсера «Жданов».
Алексей Алексеевич был человеком энергичным, волевым, инициативным и подвижным. Он буквально не давал нам, командирам, да и офицерам штаба бригады расслабиться ни на минуту. Мог внезапно, как чертик из табакерки, появиться в самый неподходящий момент и в самом неожиданном месте и дать вводную, которую никто не ожидал, требуя немедленного ее выполнения. При этом новый комбриг не терпел никаких возражений, никаких объяснений, и никакие доводы не могли его переубедить.

Корабельная служба мне очень нравилась. Был я молодым и здоровым. Все задачи решал с ходу. Гордился тем, что командую кораблем.
Всегда стремился оправдать доверие командования, и в то же время отстаивал свою собственную точку зрения. Никогда не забывал заботиться о подчиненных и в первую очередь о военнослужащих срочной службы. Беспощадно боролся с «годковщиной».
Все это способствовало успешному решению стоящих перед кораблем задач.

Их было немало, поскольку кроме плановых мероприятий боевой подготовки шел непрерывный процесс выполнения внезапно возникающих задач. Выполнение всех видов стрельб, закрытие районов и буксировка щитов при выполнении стрельб другими кораблями, учения, тревоги, авралы, пополнение запасов – вот далеко не полный перечень того, чем приходилось заниматься.

Как-то только за одни сутки пришлось швартоваться в Севастополе пять раз к разным причалам.
Дома почти не бывал. Экипаж был отработан, как говорится, по первому разряду. Мы уверенно лидировали по всем показателям боевой и политической подготовки на соединении.
После дока предстояла загрузка боезапаса. Мероприятие, в котором участвует весь экипаж корабля. Оно требует высокой дисциплинированности, ответственности, собранности, четкой организации и соблюдения мер безопасности от всех категорий личного состава.
Не успели мы после выхода из дока стать к причалу, как встречавший нас комбриг обвинил меня в том, что я до сих пор не погрузил боезапас и, таким образом, не спешу ввести корабль в состав сил постоянной готовности.
Это было вечером в четверг.

А в понедельник, прибыв на причал и увидев стоящие штабелями снарядные и бомбовые ящики, комбриг вновь начал тираду о моем нежелании поскорее восстановить боевую готовность вверенного мне корабля. Грозно нахмурив брови, он сказал, что дает мне еще трое суток, в противном случае следующий раз мы встретимся на партийной комиссии. На мой вопрос, на что мне дается трое суток, я получил ответ, что на загрузку боезапаса.
Услышав от меня, что все ракеты, торпеды, снаряды и бомбы уже на борту, он открыл рот от удивления и, махнув рукой, зашагал в сторону берегового помещения штаба. Но, видимо, решив оставить последнее слово за собой, вернулся и, указав в сторону пустой тары, сказал, что дает мне еще сутки, чтобы убрать весь этот хлам.
Боюсь показаться нескромным, но загрузить 4 крылатых ракеты, 4 торпеды, 128 реактивных глубинных бомб, 40 000 снарядов за трое суток, предварительно все это доставив из арсеналов, баз и складов ‒ это что-то! Не буду раскрывать всех секретов, как это было достигнуто, но все нормативы были перекрыты.
Вложения
15.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2084
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Волынский В.Л. Воспоминания. Отрывки.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 28 апр 2020, 09:44

Вспоминаю еще один случай.
На флот впервые в качестве главнокомандующего ВМФ должен был прибыть адмирал флота Владимир Николаевич Чернавин.
Для проверки готовности к его встрече на причал явился помощник командующего флотом контр-адмирал Корнейчук.
Встречал его комбриг Рыженко.

Они остановились около загрузочного устройства крылатых ракет крейсера «Адмирал Головко».
Крейсер уже года четыре находился в ремонте, а загрузочное устройство все это время так и стояло посреди причала на самом видном месте.
Как, почему, зачем, в чем дело? – задавал бесконечные флотские «почемучные» вопросы, энергично жестикулируя, помощник командующего.
При этом он указывал рукой на многотонную железную ферму, «украшавшую» причал. Монолог длился минут десять, после чего, дав указание убрать «памятник комбригу», он направился к ожидавшему его у причала катеру.
– Впрочем, это памятник и мне, – сказал он, оглянувшись.
Это был Волин Александрович Корнейчук, который командовал нашей бригадой в течение шести лет перед Ереминым.

Я стоял на юте своего корабля и внимательно слушал их диалог, больше похожий на монолог.
Комбриг, завидев меня, дословно репетовал мне все указания, полученные от адмирала. Задача, как понимаете, не из простых, если до этого ЗУ простояло больше четырех лет. Но выполнять приказания надо.
Я построил офицеров и мичманов на юте и спросил: «Кто хочет получить трое суток отпуска?» Услышав, что для этого нужно сделать, командир трюмной группы тут же предложил построить экипаж и столкнуть железяку в воду. Но комбриг, он и в Африке комбриг. Как говорится, опыт не пропьешь и не купишь.
Не успел трюмный закончить изложение своих «механических» рекомендаций, как командир бригады тут же явился на причал, словно выскочил из-под земли: «Не вздумайте утопить!» Погрозив кулаком, он снова скрылся за углом.

Примерно через час мне позвонил командир вахтенного поста на юте и передал, что комбриг вызывает командира на стенку.
С появлением моей личности пред светлые очи начальника он тут же разразился жуткой бранью, вспоминая всех моих близких и дальних родственников.
«Я же сказал не топить!» – Кричал он. Дело в том, что металлической конструкции на привычном глазу месте уже не было. Она благополучно перекочевала за котельную, так сказать на задний двор. Немая сцена...
Сейчас уже и не припомню, где и как удалось поймать автокран, уговорить крановщика и чем мы с ним расплатились.
Но факт в том, что задача была решена в кратчайший срок.
Вложения
16.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2084
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Волынский В.Л. Воспоминания. Отрывки.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 29 апр 2020, 10:05

Еще один эпизод. Корабль готовился к очередной боевой службе. Мы закончили навигационный ремонт и стояли у Минной стенки.
По плану подготовки к походу нам необходимо было пройти Херсонесскую мерную линию.

Однако возникли непредвиденные обстоятельства.
Для обеспечения работ по замене части трубок в главных котлах на юте был установлен возимый дизель-компрессор, представляющий собой довольно громоздкую и тяжелую конструкцию. Естественно, что выходить в море с этим монстром на борту по мерам безопасности было нельзя.
Представители завода, пообещавшие убрать этот агрегат, свои обязательства (как обычно!) не выполнили. Что делать? Срывался график подготовки.

Съемка для перехода в полигон была назначена на 20.00.
Около 19.00 на причале появился комбриг и разразился соответствующей тирадой в адрес представителей завода, технического управления флота, всех живущих на планете механиков и, конечно же, в мой личный адрес. Как всегда, в выражениях он не стеснялся: «Саботажники, вредители, дармоеды, предатели!» Кем только, по его мнению, не были все вышеперечисленные лица. «Сниму с должности, под трибунал, на парткомиссию!» ‒ и прочее, и прочее, и прочее». Последние слова доносились уже из машины, которая увозила комбрига домой.

Утром, около 7.30, возле корабельной сходни затормозил уазик, и оттуда продолжилась, словно не было 12-часового перерыва, гневная тирада.
Одно за другим поступали предложения: застрелиться, прыгнуть за борт, уволиться в запас и тому подобное.
Командир бригады даже не замечал, что компрессора на юте уже не было. Вечером после его убытия компрессор был снят на причал плавкраном, нанятым за бутылку шила. Корабль в соответствии с суточным планом вышел в море, выполнил поставленную задачу и в 7.00 следующих суток ошвартовался на прежнее место.
Вот так мы служили!
Хочу сразу же оговориться, что все комбриги, с коими мне довелось служить, редко хвалили, но никогда не забывали поощрять.
Все командиры кораблей соединения были отмечены государственными наградами, досрочным присвоением воинских званий и своевременно направлялись на учебу в академию.
Вложения
69_960.jpg
17.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2084
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Волынский В.Л. Воспоминания. Отрывки.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 30 апр 2020, 09:41

В 1985 году я снова вышел на боевую службу в Средиземное море для решения свойственных задач.
Однажды в ходе приготовления корабля к походу в турбине высокого давления первой машины появился посторонний шум.
Обнаружил его заместитель командира 70-й бригады по электромеханической части капитан 2 ранга Виктор Анатольевич Волнухин,
находившийся у нас на борту.
В течение шести часов крутили пробные обороты, чтобы исключить ошибку. Шум то появлялся, то исчезал. В конце концов, решили, что шум есть. После доклада командиру эскадры, а того – командующему флотом об обнаруженной неисправности было принято решение вернуть нас в Севастополь.

В назначенное время совместно с танкером «Свента» начали переход в главную базу флота. В проливе Дарданеллы шли на буксире за танкером. Мраморное море и пролив Босфор проходили самостоятельно под одной линией вала. По приходу в Севастополь корабль сразу же поставили к стенке Севморзавода в районе Северного дока.

Не знаю, на каком уровне принималось решение ставить нас в завод с боезапасом и остатками топлива.
В обычной обстановке это делать категорически запрещается. После вскрытия турбины обнаружили отвалившуюся лопатку, у которой разболтались крепления. После этого было решено вскрыть вторую турбину. В ней тоже были обнаружены разболтавшиеся крепления одной из лопаток.
Все ремонтные работы персонал завода совместно с экипажем корабля выполнил за девятнадцать суток.

По окончании восстановления технической готовности, пополнив запасы, корабль вновь убыл в Средиземное море.
И снова началась обычная мужская работа. Трудился, конечно, весь экипаж. Но наибольшая нагрузка лежала на плечах механиков.
С благодарностью вспоминаю самоотверженный труд командира БЧ-5 капитан-лейтенанта Вячеслава Викторовича Румянцева и его командиров групп: машинно-котельной – старшего лейтенанта Александра Переверзева, трюмной – старшего лейтенанта Игоря Першина и электротехнической – старшего лейтенанта Евгения Померанцева. При эксплуатации и ремонте материальной части ни они, ни их подчиненные не знали ни сна ни отдыха.
Вложения
18 Sventa.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2084
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Волынский В.Л. Воспоминания. Отрывки.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 30 апр 2020, 09:49

Особенно запомнилась заправка от танкера «Десна» в центральной части Средиземного моря летом 1985 года.
По левому борту танкера заправлялся траверзным способом крейсер «Жданов» под командованием капитана 2 ранга Кудрявцева с командиром эскадры вице-адмиралом Селивановым на борту. По корме кильватерным способом заправлялся эсминец «Находчивый» (командир капитан 3 ранга Яковлев) под брейд-вымпелом командира 70-й бригады капитана 1 ранга Гришанова.
Ну а я на «Неуловимом» подошел на траверз правого борта.
Экипажи кораблей и танкера были хорошо отработаны, поэтому учение с фактической заправкой прошло без каких-либо осложнений.
Мы закончили первыми и начали маневр отхода. После отдачи несущего троса корабль по моей команде плавно покатился вправо.
Неожиданно раздались шипение и свист, а из кормовой трубы повалил белый дым, и… наступила полная тишина.
Я понял, что корабль обесточился и потерял ход.

Как позже выяснилось, в кормовом машинно-котельном отделении прорвало систему охлаждения. В помещение под давлением из трубы большого диаметра стала поступать вода, заливая механизмы и приборы. Трудно представить, что могло бы произойти, если бы это случилось на несколько секунд раньше и руль не был в положении «Право 5°». Дистанция до «Десны» составляла не более тридцати метров. Через несколько минут мы потеряли инерцию и закачались на волнах. К счастью, все обошлось.

На снимках с КРУ "Жданов" как раз данный эпизод.
Вложения
14.jpg
13.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2084
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Волынский В.Л. Воспоминания. Отрывки.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 01 май 2020, 10:56

Возвращались с боевой службы совместно с крейсером «Жданов» под флагом комбрига Рыженко.
На переходе домой я стал участником поучительного эпизода, связанного с командирскими и личностными качествами нашего комбрига.

Нам дали несколько дней на подготовку к проходу проливной зоны и на отдых экипажа. Корабль стал на якорь в точке № 14, в 30 милях от входа в пролив Дарданеллы. Мы пополнили запасы топлива и пресной воды от танкера «Свента», наварили котельной воды и провели ряд учений по обеспечению безопасного прохода проливов.
За день до съемки с якоря стало известно, что учебный корабль «Перекоп», следуя из Черного в Мраморное море, на выходе из Босфора столкнулся в тумане с ракетным катером ВМС Турции. В результате столкновения катер получил большую пробоину и затонул.

Комбриг вызвал меня на связь и поставил задачу – идти головным, так как он опасался провокаций в отношении крейсера со стороны турецких военных.
На следующий день рано утром отряд кораблей снялся с якорей и начал движение в сторону пролива Дарданеллы с расчетом войти в него на рассвете. За несколько миль до подхода к проливу я услышал переговоры крейсера с контрольной станцией, но не понял о чем речь, так как разговор шел на турецком языке.
Через некоторое время поступило приказание от комбрига: «Следовать прежним курсом и скоростью!»
Толком ничего не поняв, я репетовал флагману полученное приказание. Вскоре услышал доклад сигнальщика: «На крейсере шар долой».
Это означало, что крейсер развивал полный или самый полный ход. Видимо, самый полный, поскольку он легко обошел нас, а мы шли средним ходом. Флагманский корабль занял место впереди по носу в дистанции 10 кабельтовых.
После этого я услышал знакомый голос Рыженко: «Твердый знак раздел», что означает «Флагман показывает курс». А еще это указывало на то, что комбриг в сложной ситуации не стал прятаться за спины подчиненных.

Спустя некоторое время раздался свист сначала из носовой трубы, а позже и из кормовой – опять полетели котельные трубки.
Но мы наварили котельной воды столько, что нам ее хватило для того, чтобы дойти до родного Севастополя без остановок.
Были и другие поучительные эпизоды в моей командирской службе, но это тема для другой книги.

Осенью 1985 года закончилась моя служба на БРК «Неуловимый», так как я был назначен старшим помощником командира крейсера управления (КРУ) «Жданов». Командовал крейсером капитан 2 ранга (впоследствии вице-адмирал) Владимир Юрьевич Кудрявцев, у которого я до того уже был старпомом на БРК «Бедовый».
Корабль входил в состав 150-й отдельной бригады ракетных кораблей, в которой я прослужил в общей сложности двенадцать лет: начинал лейтенантом – командиром батареи на БПК «Бедовый», закончил врид командира корабля, последовательно пройдя должности командира БЧ-2 и старшего помощника; и наконец, два года – командир БРК «Неуловимый».

Полностью с воспоминаниями Виктора Леонидовича Волынского можно ознакомиться на этом сайте - https://vr.ric.mil.ru/Publikacii/item/234720/
Вложения
18.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2084
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Пред.

Вернуться в Наши рассказы и воспоминания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron