Океанская вахта связистов

На крейсере идет сеанс радиосвязи, но нет ни бланка радиограммы, ни радиста с наушниками, ни морзянки, которой положено бы сейчас «петь веселым дискантом». Однако оттого, что разговор между абонентами идет без посредников, вахта корабельных связистов не стала проще и легче. Далеко в океане они обеспечивают корабль бесперебойной связью, вкладывая в это нелегкое дело много — труда, упорства и мастерства.

Даже трудно представить огромное расстояние, на котором поддерживается радиосвязь. Стальная палуба, прикрытая пластиком, чуть заметно вибрирует под ногами, напоминая о гигантской мощи машин крейсера, идущего полным ходом в Атлантике. Внизу тысячеметровая бездна, заполненная океанской водой, бескрайние волны вокруг.

Мощные антенны, что плавно качаются сейчас под чужими звездами, бросают в эфир слова, трансформированные в радиоволны.

За минувшие полгода крейсер «Жданов» пробыл в базе считанные недели. Корабль прокладывал курсы далеко в Атлантическом океане. Особенно трудным было последнее плавание. Экипажу пришлось за эти месяцы испытать жестокие штормы открытого моря и изнуряющий зной тропических широт. Моряки сменили различные формы одежды, вплоть до тропической. Особенно большая нагрузка легла на связистов. На них было возложено много сложных и ответственных задач. И всегда связь работала отлично. Перебоев не было, а вот трудности встречались. И немалые.

Когда крейсер выходил в море, в БЧ-4 были моряки, не имеющие опыта эксплуатации сложной аппаратуры. А современная техника требовала глубоких знаний, прочных навыков. Поэтому командир боевой части капитан 3 ранта А. Фещук о первых дней плавания особое внимание обратил на организацию занятий по специальности. Большую помощь ему оказали коммунисты подразделения. Партийное бюро, возглавляемое капитан-лейтенантом В. Таниным, обсудило вопрос об интенсификации боевой учебы в условиях океанского плавания. Разговор вышел полезный. Активисты вскрывали недостатки в подготовке и проведении занятий, вносили предложения. Так был дан толчок к повышению взыскательности к руководителям групп, к улучшению пропаганды передового опыта.

Организация занятий по специальности заметно улучшилась. Налажена была учеба, и тех моряков, которым в часы плановых занятий приходилось нести походную вахту. Вместе с командиром активно работал с молодыми связистами его заместитель по политчасти капитан-лейтенант-инженер Г. Левченко. Не раз беседовал он, например, с молодыми офицерами о том, как поднять эффективность самостоятельной учебы специалистов. Часто бывал политработник на боевых: постах и здесь, непосредственно у аппаратуры, вел разговоры об особенностях ее устройства и эксплуатации. И это были не обычные беседы — призывы. Дело в том, что офицер Левченко за годы службы на кораблях заочно окончил факультет электроники приборостроительного института, получил квалификацию инженера. И теперь политработник щедро делится с моряками боевой части и своими специальными знаниями в области электроники, и опытом самообразования. В соревновании за мастерское владение техникой следом за коммунистами шли комсомольцы. Бюро ВЛКСМ использовало стенную печать, листовки, радиогазету для пропаганды опыта отличившихся в походе специалистов. По инициативе и под руководством комсомольского активиста старшего лейтенанта В. Капогузова проводились технические конференции и викторины. В боевой части день ото дня креп дух состязательности, здорового соперничества между моряками в борьбе за первенство в освоении техники, в несении походных вахт.

Матросы и старшины брали конкретные обязательства по задачам и нормативам, участвовали в конкурсах на лучшего специалиста. Это звание, в трудной борьбе по итогам плавания завоевали старшины 1 статьи А. Бэк и Г. Бутенко, старшина 2 статьи А. Куджминскас, матрос О. Гацюк. Упорно идет борьба за первенство групп в боевой части.

Здесь первое место удерживает группа, которой командует капитан-лейтенант В. Танин. Уже в первые недели плавания молодые связисты неплохо освоили рациональные приемы работы на аппаратуре. Потом они вообще приобрели уверенность, а многие стали вровень с опытными специалистами. Заметно возросла боевая квалификация каждого расчета, что несомненно скажется на итогах осенних экзаменов на классность. Боевая часть, возглавляемая капитаном 3 ранга А. Фещуком, в соревновании корабельных подразделений прочно заняла первое место на крейсере «Жданов». В последнем океанском плавании связистам корабля довелось выполнить сложную и ответственную задачу. Высокое мастерство, накопленное в упорной учебе, неизменно выручало связистов в трудной обстановке. В ряду многочисленных радиограмм, принятых моряками БЧ-4 крейсера, было и сообщение начальника Главного штаба ВМФ том, что их работа в океане получила высокую оценку.

И на самых далеких меридианах невидимые радиоволны надежно связывают крейсер «Жданов» с родной землей.

Красная звезда от 30.09.73г.
капитан 3 ранга В. Петров

В дополнение заметки публикуем вот эту подборку фотографий:

  • Улучив «окно» в штормовой погоде, идет заправка топливом и водой танкером «Ленинград».

  • Именно экипжем танкера сделан следующий снимок в Североной Атлантике.

  • В таких сложных условиях отрабатывались каналы связи с тех.самолетами и береговыми узлами связи.

  • На двух других некоторые из тех, о ком упомянуто выше.

  • Это командир БЧ-4 капитан 3 ранга Ан.Фещук, замполит БЧ-4 капитан-лейтенант Г.Левченко, командир 2 дивизиона ЗАС капитан-лейтенант Н.Колпаков, матросы и старшины — Бэк, Ласкин, Андросов, Кузнецов.

  • матрос Ситиков на вахте в радиорелейном посту.

  • Александр Филатов в «гостях» во втором радиопередающем центре.

  • После выполнения правительственного задания — вновь Средизека, штаб 5 эскадры.

  • В июле 1973 года эскадру посетил замглавкома адмирал Амелько. На снимке командир КРУ капитан 1 ранга Р.Проскуряков вручает ему от лица ждановцев памятный подарок. Присутствуют — командир эскадры контр-адмирал В.Е. Волобуев, контр-адмирал нач.по Кондрашов.

  • В качестве поощерения — краткий деловой заход в Порт-Саид и, наконец, по волшебному Босфору — домой!

Фото В.Арапова, А.Филатова, Андрея Левандовского БПК «Скорый».