Главная  / КРЛ «Жданов», 50-е годы  / 1957 год

КРЛ «Жданов», 1957 год

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

После ухода из Гдыни крейсер прямиком отправился... нет не в Таллин, базу своего постоянного летнего пребывания, а в Балтийск. Если в 70-ых годах длительные походы крейсера и отсутствие в базе по полгода станут привычными, то тогда это было крайне редко. Конечно, труднее всего пришлось офицерам, мичманам и сверхсрочникам корабля, их родным и близким.

Ведь приблизительно с марта по середину октября крейсер «Жданов» провел вне базы, где жили семьи, а значит в разлуки с ними.

На снимке — КРЛ «Жданов» на Неве в Ленинграде по случаю 250-тилетия города. 22-23 июня 1957года. Фото Алексея Дрозда.

В Балтийске — главной базе Балтийского флота, крейсер приступил к подготовке длительного похода, да к тому же еще и первому своему официальному визиту. К 1957 году крейсера проекта 68-бис уже неоднократно посещали иностранные порты. Так, например, старшие собратья по проекту, построенные чуть ранее «Жданова» — «Свердлов», «Орджоникидзе» и даже «Адмирал Ушаков», уже посетили Англию, Данию, Швецию.

Все «прелести» этого подготовительного периода хорошо знакомы тем кто служил как тогда, так и позже. Чего стоит одно упоминание об «Смотр корабля»... знаем и помним и о нашем святом флотском празднике — День ВМФ, который требует от экипажей кораблей огромного физического напряжения и нервов.

Между прочим День ВМФ в тот год отмечался 14 июля, а не в последнее воскресенье месяца, как обычно. Главный военно-морской парад прошел в Ленинграде. От Балтийского флота были представлены крейсера «Орджоникидзе» и «Свердлов», от Черноморского флота — крейсер «Михаил Кутузов», а от Северного флота — крейсер «Александр Невский».

Парад принимал министр обороны СССР Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Флагманским являлся крейсер «Орджоникидзе», на нем министр выступил с речью.

 

Обход кораблей. Вызывает недоумение форма одежды моряков и адмиралов в такой день — форма № 3...

Вскоре после официального визита (ответного на визит министра обороны И.Гошняка) в Югославию октябре 1957 года он будет снят с должности и отправлен в отставку.

В интенсивном ключе протекала жизнь на «Жданове» и в течение всего периода июль-август. Подготовка подготовкой, но никто не отменял и главную задачу — постоянную боеготовность, учебу на постах и заведованиях, выходы в море.

Кормовой эшелон главного калибра.

Ст.лейтенант К.В.Захаров в 3 башне ГК со своими комендорами — ст.матрос Шарапов, ст.2 ст. Хлопов, матрос Левачев.
Лето 1957 года. Фото из архива К.В.Захарова. Публикуются впервые.

Редкий снимок испытания дымовой завесы из альбома В.А.Ковярова. Публикуется впервые.

В книге Владимира Заблоцкого есть любопытный снимок — заход-выход крейсера «Михаил Кутузов» в Балтийск. Там он находился после парада в Ленинграде примерно до середины августа.

С кормы «Кутузова» видны пирсы базы. Справа крейсер бортовой номер 21 — это «Орджоникидзе», за ним очень возможно «Жданов», далее угадывается силуэт эсминца. Именно у этих причалов находились «Жданов» и «Свободный» перед уходом в Средиземное море.

Учитывая, что крейсер уходил в длительный поход, на другой морской театр, шло его полное доукомплектование личным составом. Готовился походный штаб, в командировку прибывали опытные флагманские специалисты.

Так на период похода старшим помощником крейсера вместо капитана 2 ранга Ю.Нестерова был назначен капитан 2 ранга С.Я.Прикот

Воспоминания Прикот Сергея Яковлевича

Конечно же, увеличилось количество различных политинформаций, на которых рассказывалось об Югославии и событиях в ней. Много уделялось внимания международной обстановке, доходчиво и наглядно на разного рода картах объяснялось, где и как будет пролегать курс крейсера.

Несомненно, рассматривалась и готовилась культурная программа визита. Так было решено взять с собой ансамбль песни и пляски Балтийского флота, что потом стало доброй традицией советских военных кораблей. Напомню, что крейсер в то время имел и свой оркестр.

Были попытки «сколотить» свою футбольную команду. Команды различных боевых частей, служб и команд гоняли мяч на поле рядом с причалом. Молодым организмам это доставляло огромную радость и удовлетворение.

Для наглядности несколько фотографий Эдуарда Факторовича. За спинами команд слева «Жданов», справа «Свердлов»

В первой статье «Походы 1957 года» мы упоминали об одном редком персонаже — медвежонке, который участвовал в походе. В те годы начальство довольно лояльно относилось к присутствию животных на борту боевых кораблей. В основном это были собаки и кошки. А вот медведь... это редкость!

В августе «Потапыч» появился на борту корабля. У него был свой «дрессировщик», к сожалению фамилию моряка пока не можем назвать. Жил медвежонок по всей вероятности в районе шкафута, а точнее в корабельном карцере.

То что он приносил много позитива, как сейчас говорят, это однозначно, ну и хлопот, естественно, тоже. Но отличное настроение, улыбки, дружный матросский смех — этим он наградил экипаж вдосталь!

Еще несколько фотографии Эдуарда Факторовича на которых мы видим не только «Потапыча», но и лица членов экипажа крейсера «Жданов».

 

 

Наконец, наступило 31 августа — день выхода отряда кораблей в составе крейсера «Жданов» и эсминца «Свободный». На юте крейсера состоялся митинг. Первым выступил командир перехода вице-адмирал В.Ф.Котов.

Не знаю, но сколько не вспоминал из своей службы, а в начале 70-ых был свидетелем нескольких подобных митингов уже на КРУ «Жданов», но чтобы они проходили в столь «демократическом» виде, наблюдать не приходилось.

После него выступил зам.командира по политической части капитан 2 ранга Пурыгин Василий Тимофеевич, за ним от БЧ-2 старший лейтенант В.И.Клусов

От лица матросов и старшин свое слово сказал связист БЧ-4

На снимке — за спиной выступающего слева направо — капитан 2 ранга В.Т.Пурыгин, контр-адмирал Н.В.Кошкарев, вице-адмирал В.Ф.Котов. С заключительным словом выступил командир КРЛ «Жданов» капитан 1 ранга Б.В.Гаврилов.

В пути

1 сентября крейсер «Жданов» и эсминец «Свободный» начинают свой поход из Балтийского в Средиземное море, к берегам солнечной Адриатики. Быстро исчезают за кормой очертания родного порта, но, кажется, и сейчас звучат в ушах теплые пожелания счастливого плавания.

Не успели пройти и десятка миль, как небо раскололи частые молнии. Пошел сильный дождь, перемежавшийся градом. Волна стала выше и круче.

Первую вахту несли наиболее подготовленные и опытные офицеры, матросы, старшины — командир отличного штурманского подразделения крейсера капитан-лейтенант Морозов, лучшие радисты — комсомольцы матросы Король и Казмеров, сигнальщики под командованием мичмана Бойцова, отличный рулевой старшина 1 статьи Булыгин и другие корабельные специалисты.

К ночи небо прояснилось, утихло море. Вот корабли обогнули с севера датский остров Борнхольм. Встречаем много ярко освещенных судов. Большей частью это лесовозы — шведские, голландские, финские, французские. Один из встречных транспортов, нарушая всякие правила, пересек наш курс буквально под форштевнем у крейсера. Только бдительность вахтенного сигнальщика и быстрый маневр командира помогли предотвратить столкновение. Трудно сказать, что побудило капитана неизвестного судна столь рискованно подставлять борт под форштевень бронированной громады. Неопытность? Может быть, и так, а возможно преследовались совсем другие цели.

Точно выдерживая свой курс, наши корабли вошли в проливную зону. Ясный осенний день. Нам хорошо виден датский берег — в зеленых островках деревьев прячутся фермы, на возвышенных местах виднеются ветряные мельницы, а вдоль берега белыми часовенками изредка мелькают невысокие маяки.

Противоположенный правый берег, шведский, покрыла туманная дымка. И, кажется, мир и покой легли вокруг. Свободные от вахт моряки с палуб любуются очертаниями незнакомых берегов.

Один из плавучих маяков проливной зоны.

На снимке — заметки из флотской газеты «Страж Балтики» тех дней, сохраненные В.И.Ковяровым.

Баловень матросов — бурый медвежонок Потапыч — тоже на палубе. Своими ужимками он доставляет немало веселых минут морякам. А на юте собрались участники корабельной самодеятельности — разучивают незнакомую песню.

На боевых постах так же, как это было в родном порту, идут учебные тренировки. Возле зенитных автоматов слышится торопливая скороговорка команд и резкие щелчки досланных обойм. Подразделение инженер капитан-лейтенанта Александрова совершенствует навыки борьбы за живучесть корабля. Словом, у каждого есть свое дело и занятие.

В Дуврском проливе рано утром 3 сентября наши корабли отдали якоря. За кормой осталось 1100 миль — четверть пути. Поджидавшие нас советские танкеры «Индига» и «Арагва» дозаправили корабли топливом. И хотя в проливе нас застал почти сплошной туман, самолеты-разведчики продолжали кружиться над кораблями. Один из них был опознан — голландский разведчик «Нептун», сопровождавший нас накануне до темноты, с утра появился вновь...

Пока с «Арагвы» в танки «Жданова» перекачивали топливо, офицеры крейсера отметили день рождения командира подразделения связи капитан‑лейтенанта Нажметдинова и капитан‑лейтенанта Пшеничникова. Это всеми уважаемые на корабле офицеры. В честь их испекли торты — первый с цифрой «32», второй с цифрой «31» — по количеству лет, исполнившихся каждому.

Именинникам вручили фотографии с изображением крейсера и надписью «Дуврский пролив, 3 сентября». Пшеничникову подарили барометр, Нажметдинову — собрание сочинений Шолохова. Флотский ансамбль дал личному составу концерт. В вечерней тишине далеко разносились слова любимой песни балтийских моряков «Мы балтийцы».

Примечание. Арапов. Советские танкера «Индига» и «Арагва» были построены в Ленинграде и вступили в строй весной 1957 года. Для них это был переход к новому месту службы — на Черноморский флот. «Индига» до сих пор в составе вспомогательного флота ЧФ России.

В этом плавании переход Дуврским проливом, который иначе называется Па-де-Кале, был пожалуй самым сложным и ответственным в навигационном отношении. Здесь, близ юго-восточной оконечности Великобритании, часты внезапные туманы и штормы, здесь большое количество банок — отмелей, опасных для судов. И хотя банки имеют ограждения, но ветры и штормы их нередко сносят, и на них особенно полагаться нельзя. К тому же в проливе резкопеременное течение, часто встречаются различные суда. За несколько дней до нас здесь произошло столкновение двух иностранных судов, закончившееся трагически.

Примечание. Арапов. По-видимому именно в этом месте сделано данное фото крейсера «Жданов», точнее его кормы. На обороте указана дата — 5.09.1957 года.

Оригинал: http://pictures.historicimages.net/pictures/_5/4493/4492331.jpg

Оригинал: http://pictures.historicimages.net/pictures/_5/4493/4492332.jpg

Надпись на обратной стороне фотографии:
"5.9.57.
РУССКИЙ КРЕЙСЕР ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ЛА-МАНШ
Тяжелый русский крейсер ЖДАНОВ и сторожевой корабль вчера прошли Ла-Манш по пути с визитом вежливости по приглашению Маршала Тито.
НА ФОТО: Члены экипажа русского крейсера ЖДАНОВ наблюдают за самолётом, с которого сделан этот снимок — вчера, Ла-Манш."



Мастерство наших штурманов и безупречная работа штурманских приборов позволили нашим кораблям преодолеть опасный участок маршрута. Многие участники похода за бдительность и усердие в службе удостоились благодарности. Вот вывешена листовка о зенитном комендоре матросе Ковярове. Этот комсомолец в отличном состоянии содержит сложную технику, по тревоге действует, как в боевой обстановке. Командиром крейсера объявлено отличным радиотехническое подразделение старшего лейтенанта Саенко.

Матрос Ковяров с расчетом зенитного автомата.

В один из дней на корабле прошел тематический вечер об исторических местах, мимо которых пройдет наш отряд. Об этом интересно рассказали офицеры Пурыгин и Богачев.

Примечание. Арапов. В дополнение выступили журналисты центральных газет, прикомандированные для освещения официального визита. Среди них капитан-лейтенант Тимур Гайдар, не так давно ставший редактором военного отдела газеты «Правда».

Нужно отметить, что на корабле присутствовали и кинодокументалисты — режиссер В.Борисов и оператор Б.Шер. Ими был снят документальный фильм «Балтийцы у югославских друзей». К сожалению, он пока не оцифрован из-за чего нет возможности его посмотреть.

Выступление Тимура Гайдара и В.Борисова Фотографии Э.Факторовича, публикуются впервые.

А вот и Гибралтар символ могущества Британии на Средиземном море.

На снимке — Гибралтар. Его окрестности изменились, но «скала» все та же. Фото с сайта — holidayspain.ru

У выхода из Гибралтарского пролива — Геркулесовы столбы, известные всем мореплавателям мира береговые ориентиры за которыми начинается Средиземное море.

Оно было спокойно. Лишь изредка брызги воды залетали на палубу и моментально испарялись на стали, оставляя вместо себя сверкающие в лучах солнца кристаллики морской соли. Жара!

Эдуард Факторович на катерной площадке с товарищами.

Как видим «адмиральский час» ничем не отличался от тех, что были затем в 70-80-ых годах. Вот только душ с морской водой тогда был на шкафуте.

В районе острова Альборан крейсер «Жданов» передал на эсминец запас мазута.

Момент подхода «Свободного» к крейсеру для дозаправки. Фотография Эдуарда Факторовича, публикуется впервые.

На одиннадцатые сутки своего похода крейсер «Жданов» и эсминец «Свободный» обогнули Сицилию, пересекли Ионическое море и вошли в Ядрен — так югославы называют Адриатическое море.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

Подготовили В.Арапов, Т.Бутенко, О.Матюшинская, В.Патосин, В.Федоров.
Опубликовал К. Трунов.
октябрь 2014 года.



Главная  / КРЛ «Жданов», 50-е годы  / 1957 год