Главная />Это было давно — это было недавно / Последние годы — отстой, разоружение, продажа на слом, Аланг /

КРУ «Жданов»

Последние годы — отстой, разоружение, продажа на слом, Аланг.
1988-1992

По завершении последнего капитального ремонта и модернизации средств связи в 1988 году экипаж крейсера под командованием капитана 1 ранга Адама Римашевского в довольно короткий срок ввел корабль в строй. Однако дальнейшая служба крейсера «Жданов», его необходимость, очень скоро стала под вопрос.

В стране уже несколько лет «бушевала перестройка». Шло глобальное сокращение вооруженных сил и в частности ее составной части — военно-морского флота. В Средиземном море на тот период еще находились корабли нашей 5 Средиземноморской эскадры, которой командовал вице-адмирал Егоров В.Г., но судьба ее была предрешена. Через некоторое время все корабли нашего ВМФ уйдут из «средиземки», эскадра прекратит свое существование. По этой причине остался не у дел и флагманский корабль управления.

Фотография от «ждановца» С.Лепехи БЧ-5

Учения Черноморского флота «Осень 88» стали последними для КРУ «Жданова», как впрочем и для многих других кораблей. Какое-то время после этого крейсер провел на первых бочках в Севастопольской бухте.

После перевода корабля в резерв, местом стоянки стала Троицкая бухта. В основном здесь базировались корабли находящиеся на консервации или отстои. Тут же обычно производилось разоружение всех типов кораблей перед окончательной передачей их на слом. Так, например, во время своей службы летом 1972 года, я увидел там корабль показавшийся очень знакомым: корпус в сплошном сурике, без части надстроек, вооружения. Это был бывший крейсер «Ворошилов», а в последние годы опытное судно ОС-24. Именно на нем испытывались корабельные ракетные комплексы, такие как «Оса», «Шторм», позднее устанавливаемые на новых проектах наших кораблей.

В начале 1989 года и до «Жданова» докатилась волна переименований, вследствие чего крейсер лишился своего наименования, с которым прослужил без малого 40 лет! В просьбе экипажа о получении наименования «Адмирал Истомин» было отказано. Так и остался до конца своих дней крейсер номерным — КРУ 101. В течение всего этого года шло постепенное сокращение штатов, т.е. численности личного состава. Хотя корабль номинально числился в резерве, ни для кого не являлось секретом, что крейсер вскоре пойдет на слом. Все упиралось в технические возможности определенных служб и являлось делом времени.

Ведь рядом шла напряженная работа по разоружению других кораблей, еще недавно несших боевую службу. Вот к примеру фото на котором запечатлены сразу четыре крейсера: «Дзержинский», «Адмирал Ушаков», «Михаил Кутузов» и «Жданов». На двух первых вскоре закончится разоружение и буксиры уведут их на слом. Одних в далекую Индию, а других как бывший БРК «Бедовый» бортовой 254 — в Турцию.

В апреле 1990 года на крейсере состоялся спуск военно-морского флага. Начались демонтажные работы. По предлагаемому фото от 16 августа того года можно судить как интенсивно продвигалась работа.

В начале сентября, будучи в отпуске в Ялте, рванул в Севастополь. Не найдя знакомый силуэт на привычном месте, отправился вглубь Севастопольской бухты. Вскоре показались как говорится «да боли знакомые мачты». Правда, уже с первого взгляда, что-то было не так. Оказавшись рядом, стало все понятно. На крейсере уже полностью отсутствовало вооружение, демонтировано многое связное оборудование, различные радиотехнические средства, станции. Короче, увиденное оставило у меня удручающее впечатление. Вместо свидания с кораблем попал как бы на его похороны. Горько и больно было созерцать надвигающийся конец своего крейсера, его гибель. Мысленно простившись с ним, в тот же день уехал.

Однако прошло еще более года, а «Жданов» по-прежнему стоял у стенки. Рядом, на время, швартовались другие корабли с такой же участью: разоружение и буксировка к месту разделки на металлолом. Вот на этих фото легко узнаваемы — бывшие БПК «Проворный», БРК «Неуловимый», «Диксон», сторожевой корабль «Волк», борт 817.

Ну, а далее надвигались смутные времена, закончившиеся развалом страны. Оказавшись за пределами России, особо в период информационного голода, отсутствия центрального телевидения, радио, газет практически невозможно было узнать какие-либо новости с Черноморского флота. Лишь в 1998 году, попав в интернет, узнал об окончательной судьбе крейсера «Жданов» или КРУ 101. Корабль был продан частной фирме на металлолом и на буксирах уведен в Индию. Дату, к сожалению, до сих пор не знаю. Как это происходило запечатлено на фото.

Где-то через год ко мне попала вырезка из газеты «Известия» за апрель 1992 года со статьей Н.Паклина — «Крейсер „Жданов“ превращается в металлолом. В Индии это умеют делать, а у нас — нет». Вот несколько сокращенное содержание статьи.

«Продажу Индии крейсера из состава Черноморского флота западные газеты преподнесли как сенсацию. Из газет получается, что мы продали в далекую страну боевой корабль. На деле же речь идет об отслужившем верой и правдой свой век корабле, который на основании решения, принятого еще четыре года назад, был продан Индии на металлолом. Это, кстати, подтвердил в своем недавнем интервью «Известиям» (см.№ 57) и командующий Черноморским флотом адмирал И.Касатонов.

И все-таки сенсация в истории с крейсером «Жданов» есть. Увы, она — в нашей бесхозяйственности. Вот что рассказал мне атташе по морскому судоходству при посольстве Российской федерации в Индии С.Александров: — Было бы куда более целесообразно, чтобы списанный корабль превратился в нужный нам металлолом на одном из наших предприятий, а его привезли «умирать» за тысячи миль в Индию. Почему? По той простой причине, что в странах бывшего Советского Союза нет ни одного крупного современного предприятия по разделке судов. Небольшие пункты есть. Но их пропускные мощности давно не справляются с нагрузкой, которая будет возрастать и впредь. К тому же они оснащены примитивным оборудованием. Вот и приходится продавать наши суда в другие страны. Сколько мы потеряли на этом, никто не подсчитывал, а потеряем еще больше: ведь если раньше мы продавали рыболовецкие сейнеры и другие гражданские суда, то теперь пришел черед боевых кораблей. А их у нас на всех флотах — целые кладбища.

О том, что превращать отслужившие свой век суда в металлолом выгодно, говорит пример Индии. Ежегодно индийское правительство выделяет на закупки за рубежом списанных судов немалые средства в твердой валюте, хотя с ней в стране туго. Индийские предприниматели не поскупились на расходы и закупили за рубежом технику. На разделке судов они хорошо зарабатывают. Приморский штат Гуджарат превратился в своего рода в разделочный центр Индии. Городок Аланг, который с трудом сыщешь на географической карте, дает 500 тысяч тонн металла в год. Здесь разделывают до 600 судов ежегодно. Часть металла, прежде всего бортовая обшивка, тут же прокатывается на небольших прокатных станах в разного рода металлические профили и продается. Кое-что из судового оборудования восстанавливается и вновь идет в дело. С судна получают немало цветных металлов, прежде всего меди, бронзы, латуни, алюминия. Разделка судов — это и рабочие места для многих тысяч людей.

Бизнес на боевых кораблях существенно отличается от продажи на металлолом гражданских судов. Сталь на первых значительно лучше, чем на вторых, а значит цена за них выше. Но беда в том, что, если гражданские суда доставляются своим ходом до пункта разделки, то боевые приходится, как правило, буксировать. А буксировка зачастую «съедает» 50-70 процентов продажной цены. В наши корабли вложены огромные народные деньги. Их следует возвращать по максимуму, а не по минимуму. Дели."

К статье прилагалась фото крейсера пр.68 бис со словами «Вот как выглядел корабль, к серии которых принадлежал крейсер «Жданов», правда, очень плохого качества, которую заменил вот этой, из коллекции Анатолия Николаевича Одайника. Это крейсер «Адмирал Ушаков» на БС в Средиземном море. Впрочем и многие другие фото как в данной статье, так и сайте появились только благодаря ему. Поэтому в очередной раз приношу Вам, Анатолий Николаевич, искреннюю благодарность!

Увы, судьбу «Жданова» в далекой Индии разделили очень многие наши военные корабли. Так из крейсеров пр.68 бис — это «Свердлов», «Пожарский» — 1990 г., «Адмирал Лазарев», «Суворов» — 1991 г., «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» — 1992 г. Крейсер «Мурманск» во время буксировки в Индию во время шторма был выброшен на берега Норвегии. Противолодочные крейсера «Ленинград» — 1994 г. и «Москва» — 1997 г. Целый ряд больших противолодочных кораблей, таких как «Кронштадт», «Адмирал Макаров», «Адмирал Исаченков», «Адмирал Юмашев», «Николаев», «Ташкент», «Гремящий» — 1994 год. Эсминец пр.56 «Бесследный» Тихоокеанского флота при буксировке во время шторма затонул, и этот скорбный список еще далеко не полный.

Желание узнать что-либо еще привело мои «поиски» в Индию, штат Гуджарат (Gujarat). Действительно, на карте штата городка Аланг нет. Он находится на берегу Камбейского залива, в 50 км. от города Бхавнагар. На сайте Gujarat Maritime Board, можно подробнее узнать об Аланге, о фирме. В ее адрес я послал письмо с просьбой прислать может быть сохранившиеся фотоснимки разделки наших выше перечисленных кораблей, но письмо осталось без ответа. В «недрах» все того же Интернета удалось отыскать несколько фото наших кораблей в Аланге — это бывший ПКР «Москва» и сторожевой корабль пр.1135 Балтийского флота «Бдительный». Глядя на последний вызывает удивление тот факт, что СКР даже толком не разоружен!

Вглядываясь в эти фотографии, на изображенные на них различные суда и корабли перед их разделкой, стали явственно понятны слова все из той же статьи: «Возле крохотного индийского городка Аланг стоит, уткнувшись носом в песочный берег, крейсер „Жданов“. Его стальная громада тает на глазах. Крейсер режут на металлолом...»

Спасибо родной сестре Надежде Николаевне за сохраненную заметку из газеты «Известия» от 31 марта 1992 года!

Примечание В.Арапова. Выше опубликованное написано мной еще в 2004 году на основе того, что мне было тогда известно. Сейчас появилась возможность дополнить статью информацией и новыми фотографиями севастопольца Виталия Васильевича Костриченко. Ему же принадлежат и те, что уже опубликованы. Выражаем Виталию Васильевичу искреннюю Благодарность за бесценные снимки!

В ноябре этого 2011 года исполняется 20 лет увода крейсера в Индию. К этой невеселой дате размещаем фотографии последнего печального периода службы крейсера. Еще на своих «первых» столь привычных бочках в Севастопольской бухте. Однако, наименование «Жданов» уже сбито. Май 1989 года.

Во второй половине 1989 года крейсер был поставлен к пристани в Троицкой, в так называемую «консервацию»...

10 декабря 1989 года в соответствии с приказом МО СССР ввиду неудовлетворительного технического состояния и невозможностью дальнейшего использования по прямому назначению КРУ-101 исключался из боевого состава флота с последующей сдачей в ОФИ на слом...

После данного Приказа министерства обороны был издан приказ командующего Черноморским флотом адмирала И.Касатонова. Чуть позже начался демонтаж аппаратуры и оборудования, а во второй половине 1990 года — и вооружения.

По последним данным флаг на корабле был спущен 24 октября 1990 года... Следующий снимок уже разоруженного крейсера видимо был сделан буквально за несколько дней до этого.

Еще более года крейсер простоял в Троицкой пока 27 — 30 ноября 1991 года (точной даты пока не знаю) не был уведен на буксирах в Аланг (Индия).

Маршрут был долгим — вокруг Африки, последний дальний поход...

Исходя из известных темпов разделки, например корабль тоннажем в 15 тыс. тонн, индийцы разбирали за 5-6 месяцев, получается, что в мае-июне 1992 года наш крейсер прекратил свое существование...

У капитана 2 ранга Александра Канцыреева есть пронзительное стихотворение — «Крейсеру».
В этих строчках отражена наша общая горечь прощания с кораблем.

Неужели меня не придут провожать
В путь последний мои командиры?
Я у Троицкой стенки эсминцами сжат
В ожиданье Харона-буксира

Я ослеп и оглох, кнехты душит швартов
И на гроте не мечется вымпел
А в обшивку мою столько било штормов
Сколько волн я шпигатами выпил

Был я молод и крут. Клюзом бридель рвану
Капитан не забыл ты мой норов
Нордом двинет в скулу. Развернет на волну
Так качну что по палубам «шорох»

А когда в океан выводил ты меня
Был на курсе я тверд и послушен
Восемь месяцев вместе качала волна
Восемь месяцев вместе без суши

Каждый поручень мой помнит рук теплоту
Каждый шаг твой на струнах у трапов
И увидев тебя, вспыхнет медь и латунь
Пряча в патину боль и утраты

И когда за буксиром в немой горизонт
Я истаю... Пусть даже под Качей
Появись! Я услышу твой сдавленный стон
И кивну на прощанье фок-мачтой.

Неужели меня не придут провожать
В путь последний мои командиры...

Последний проход Севастопольской бухты...
Снимок ст.мичмана БЧ-4 Ю. Малофеева.

Подготовил В.Арапов
Опубликовал К. Трунов
ноябрь 2011 года.



Главная />Это было давно — это было недавно / Последние годы — отстой, разоружение, продажа на слом, Аланг /