Главная  / КРЛ «Жданов», 50-е годы  / 1957 год

СИРИЯ ВЫСТОИТ И ПОБЕДИТ

КРЛ «Жданов», 1957 год (часть 4)

Латакия. В гостях у сирийцев.

Когда гостеприимный Сплит остался за кормой, личному составу стало известно — сирийское правительство пригласило крейсер «Жданов» и эсминец «Свободный» нанести визит дружбы республике Сирии. Еще на переходе из Балтики в Средиземное море матросы, старшины и офицеры нашего отряда пристально следили за сообщениями радио. Над этой небольшой свободолюбивой страной в ту пору сгущались тучи иностранного вторжения.

Газеты империалистических государств развернули бешеную кампанию травли молодой арабской республики. На границах Сирии сосредотачивались турецкие войска. У ее берегов начинал свои недвусмысленные маневры 6-ой флот Соединенных Штатов Америки.

Предрассветный час 21 сентября. Наши корабли идут самой восточной частью Средиземного моря, известной под названием Финикийского моря. Небо над мачтами черное, плотное, густо усыпанное яркими звездами. Темнота быстро уходит, словно растворяясь в воде, и нам открываются начала далекие и неясные берега Сирии, а затем близкие очертания порта Латакия. Советские корабли встречает группа торпедных катеров сирийского военно-морского флота. На корме этих кораблей, стремительно разрезавших лазурную гладь воды, развевались республиканские флаги. На их белой полосе выделялось по три красных пятиконечных звезды — в память о трех крупнейших восстаниях трудящихся Сирии, увенчавшихся изгнанием колонизаторов с древней сирийской земли.

При в ходе в гавань нас сопровождали не только торпедные катера. Десятки лодок, до отказа наполненные людьми, окружили крейсер. Многие стоят в лодках во весь рост и аплодируют. Другие машут руками и кричат — Здрава, здрава, армия, армия советие!

Фотографии Эдуарда Факторовича.

 

Швартовка эсминца «Свободный» в порту Латакия. Рядом крейсер «Жданов». Фотографии от Вит. Костриченко.

Набережная, пирсы, плоские крыши и балконы домов заполнены народом. Среди флагов видны плакаты, написанные на русском и арабском языках — «Да здравствует арабо-советская дружба!».

Завершается строительство самого порта. Уже возведена железобетонная причальная стенка, навстречу морю протянулась километровая стрела мола. В порту вырастают ровные ряды крупных складов. Закончена расчистка дна внутренней гавани.

Порт похож на кишащий муравейник. Повсюду снуют грузовые машины, трудолюбивые люди везут вереницы тачек с землей. Быстро поднимаются стены элеватора, способного вместить 35 тысяч тонн зерна. И тогда уже не страшны станут внезапные шквальные ливни, от которых с трудом оберегают огромную массу лежащих под открытым небом мешков с пшеницей.

Строящийся морской порт — гордость и будущее города. Его по праву называют «морскими воротами» Сирии. Отсюда будут вывозиться хлопок, пшеница, шерсть, пользующийся мировой известностью латакийский табак и изделия из знаменитой дамасской стали. Пароходы привезут сюда машины, металл, лес, оборудование, необходимые для развития национальной экономики.

Советский турбоход «Иван Сеченов». Фотография Эдуарда Факторовича, как и выше опубликованные публикуются впервые.

Примечание Арапов. Через двадцать лет 12 января 1977 года в Мраморном море турбоход «Иван Сеченов» в условиях густого тумана был в буквальном смысле слова протаранен греческим сухогрузом, шедшим под либерийским флагом. Из-за огромной пробоины советское судно стало быстро тонуть. Виновники трагедии скрылись. Из 40 членов экипажа в живых осталось девятнадцать. Есть версия, что турбоход был намеренно потоплен, поскольку вез военный груз для дружественной в то время Сирии (как впрочем и сейчас).

Ссылки по теме: ilich.in.ua; mariupol-life.com.ua.

Советским морякам были особенно близки патриотические чувства свободолюбивого сирийского народа. Он никогда не мирился с господством завоевателей. Он жил, трудился, создавал оросительные системы, сажал оливы, боролся за свободу и, наконец, завоевал ее в 1946 году. Ненависть к американскому империализму, не утихая, бурлит в груди каждого араба, каждого сирийского патриота.

Не хотят с этим считаться американские монополисты. Снова их хищные лапы тянуться сюда из-за океана. Однако народ, познавший свободу, не даст на себя одеть сброшенные оковы.

«Сирийский народ никогда не склонится перед Вашингтоном, — взволнованно говорил нам профессор Эль Раис». СВОБОДА! Нам о ней говорили рабочие и бедуины, кустари и студенты, офицеры и солдаты. Говорили как о самом священном и дорогом, что имеет сейчас Сирия, и что никому никогда больше не отнять у сирийского народа ни угрозами, ни провокациями, ни пушками.

На одном из приемов, устроенных по случаю прибытия в Сирию советских военных кораблей, министр национальной обороны Холед -Эль Азем сказал — "Исторический визит советских военных моряков еще больше укрепит дружбу Сирии и Советского Союза, ибо между нашими странами существует истинное равенство и взаимопонимание. Как и советский народ, мы хорошо знаем, что такое свобода и независимость. И, в случае необходимости, сирийский народ, его армия не пощадят сил для защиты своей свободы и независимости.

— Латакия, — заявил в заключение министр, — не является советской базой, однако, у Советского Союза есть хорошая база в сердце каждого араба."

Почетный караул при встрече наших кораблей. Вице-адмирал Котов с гостями, в числе которых губернатор Латакии. Концерт на борту крейсера.
Фотографии Э.Факторовича. Публикуются впервые.

От места стоянки наших кораблей до города — не меньше километра. Однако и днем в жару, и вечером около кораблей, словно неумолчный плеск волн, — сотни людей. Они осматривают корабли, беседуют с моряками.

 

 

 

Посещение кораблей жителями Латакии. Фотографии Э.Факторовича, публикуются впервые.

Лишь только первая группа советских моряков ступила на сирийскую землю, каждый из нас почувствовал, что он находится среди больших друзей, что здесь хорошо знают и любят нашу страну — великий Советский Союз. Наши встречи с жителями Латакии, со всеми сирийцами были неизменно волнующими и поистине незабываемыми.

Латакия — типичный восточный город. Улицы узкие и тянутся с востока на запад. Даже в самые жаркие часы на них относительная прохлада, тень. К большим зданиям европейской архитектуры прислонились маленькие приземистые домики старой постройки. Окраины густо заселены рабочим людом.

 

В центральной части города по обоим сторонам улиц множество магазинчиков и лавочек. Товары весят прямо над головами прохожих, разложены у дверей, на тротуарах. Рядом с купцом, предлагающим готовое платье, примостился торговец шашлыком. Около импровизированной пекарни, распространяющей ароматный запах пресных лепешек, расположилась кузнечная мастерская с дымящимся горном и оглушительным стуком молотков. К мастерской будто прислонилась чайная, у входа в которую сидят курильщики кальяна.

Там и сям чистильщики обуви распевают свое "Вуя","Вуя", а продавцы восточных сладостей, пробегающие с огромными подносами на голове, возвещают о своем товаре однообразным протяжным кличем...

Людской поток в пестрых одеждах непрерывно разрезают грузовые и легковые автомашины самых различных марок, извозчичьи пролетки, запряженные парой коней и снабженные ...автомобильными сигналами. Ослики на тонких ножках лениво тащат на спинах корзины и тюки. Величавой медленной походкой проходят груженые двугорбые верблюды... Впечатление такое, будто идешь не по центральной улице, а по рядам бойкой ярмарки.

Завидев советских моряков, арабы соединяют кисти своих рук и поднимают их над головой. Это знак приветствия, знак нерушимой дружбы с русскими. Часто слышатся возгласы — Эхлен вомерхабен! Добро пожаловать!

 

При встречах нашим морякам прикалывают на белые кителя и белые форменки сирийские флажки, изготовленные из легкого металла. Подарить флажок — значит оказать гостю самое дорогое внимание. Ведь сирийцы любят свой флаг — символ свободы и независимости.

Фотографии Э.Факторовича и В.Ковярова.

Запомнился такой случай. Стадион Латакии переполнен зрителями. В самый напряженный момент матча между городской командой и футболистами Балтийского флота над полем пронесся, разрывая воздух, тягучий звук горна. Игроки сирийской команды мгновенно замерли на своих местах, поднялись в молчании все зрители. Оказывается, в этот миг на высокой мачте казармы, что недалеко от стадиона, в быстро сгущающихся южных сумерках, дрогнул и начал спускаться государственный флаг Сирийской республики. А спуск и подъем флага здесь, как и повсюду в стране, приветствуют все.

Потом сирийский флажок мы видели всюду — он украшает ручки велосипедов, легковые машины, автобусы, повозки, приколот к лацканам пиджаков и халатов. И в этом — одно из ярких проявлений любви сирийского народа к своей родине.

Каждый из нас, покидая гостеприимную страну, уносил в своем сердце радость незабываемых встреч, крепость пожатия рук, сознания растущей дружбы между сирийским и советским народами. И каждый получил на память маленький сирийский флажок. И долго еще с моря мы наблюдали, как гордо развевается флаг свободолюбивой страны на белой башне замка Аль Бурж.

1 октября советские корабли выбрали якоря в порту Латакия и вышли в Средиземное море.

7 октября прошли Гибралтар и вышли в Атлантический океан.

Прошли пролив Ла-Манш, затем и Балтийские проливы

Снимок с сайта — finearteurope.com

Один из маневров в проливах, сзади слегка различим эсминец «Свободный».
Фотография Петра Дубовцова, публикуется впервые.

13 октября корабли вошли в родную базу Балтийск. Матросы, старшины и офицеры с честью выполнили миссию, возложенную на них партией и правительством. Визит наших военных кораблей в Югославию и Сирию явился новой яркой демонстрацией миролюбивой политики советского государства.

За успешное выполнение дальнего похода экипаж крейсера впервые был награжден жетоном ЗА ДАЛЬНИЙ ПОХОД, учрежденным в 1956 году.

Встреча кораблей в Балтийске.
Вторая фотография из альбома Петра Дубовцова, публикуется впервые.

Карта похода из альбома Эдуарда Факторовича. Публикуется впервые.

Примечание Арапов.
Нашлась небольшая фотозаметка из журнала «Смена» за февраль 1958 г. В ней коротко рассказывается о походе крейсера «Жданов» и эсминца «Свободный» с официальным визитом в порт Латакия Сирия.

Автором является В. Ганюшкин. Очень возможно, что он запечатлен на этом снимке в качестве выступающего.

В заключение описания первого дальнего похода КРЛ «Жданов» — ссылка на сюжет из киножурнала «Новости Дня» № 40 за октябрь 1957 года. Работа уже известных нам кинодокументалистов В. Борисова и Б. Шер.

Вспоминая основные события службы крейсера 1957 года, следует упомянуть еще об одном — организационном. Так до конца года на корабле произошла смена командного состава. Капитан 1 ранга Б.В.Гаврилов приказом Главкома ВМФ был назначен командиром 76 бригады эсминцев Балтийского флота, в которую тогда структурно входил и крейсер «Жданов».

Старпом капитан 2 ранга Ю.Б. Нестеров по некоторым данным стал командиром крейсера «Орджоникидзе». Ушел на повышение и заместитель командира по политической части капитан 2 ранга В.Т. Пурыгин. Наверняка такая подвижка была и среди командиров боевых частей и служб, да и остального офицерского состава. К тому же необходимо отметить, что все это происходило в период большого сокращения Вооруженных Сил СССР. Матросы срочной службы тогда служили 4 года, а ввиду сокращений, их демобилизовали раньше. К примеру, призванные осенью 1954 года, были уволены в марте-апреле 1958 года.

В таких условиях закончился 1957 и начался новый — 1958г.

И последняя ремарка о «Потапыче». Так в своей статье назвал медвежонка автор.

На самом деле — это была медведица «Маша», взятая в зоопарке города Калининграда. За время пребывания на корабле и похода она заметно подросла. После возвращения крейсера в Таллин была передана в городской зоопарк, который тогда находился в парке Кадриорг.

Моряки корабля часто навещали ее там и угощали припасенным сахаром. Как вспоминает Виктор Александрович Ковяров, еще издали, видимо благодаря своему звериному чутью, она чувствовала приближение ждановцев. Вставала во весь рост, громко рычала и протягивала свои лапы сквозь прутья клетки — навстречу...

Как свидетельствует Ким Васильевич Захаров в одно из таких посещений он обнаружил на ее ошейнике приколотый жетон «ЗА ДАЛЬНИЙ ПОХОД». Она была всеобщая корабельная любимица!

Так происходило каждый раз, вплоть до весны 1960 года когда, дав прощальную шапку черного дыма, крейсер «Жданов» навсегда покинул Таллин.

Подготовили В. Арапов, Т. Бутенко, О. Матюшинская, В. Патосин, В. Федоров.
Опубликовал К. Трунов.
декабрь 2014 года.



Главная  / КРЛ «Жданов», 50-е годы  / 1957 год