Главная  / КРЛ «Жданов», 50-е годы  / Карайкоза Ф.П. «Немного о своей службе...»/

Карайкоза Ф.П.
Немного о своей службе на крейсере «Жданов» 1956-1959 г.г.

Предисловие

Совсем недавно на сайте опубликован отрывок воспоминаний контр-адмирала Семенова И.А. о прохождении курсантской морской практики на крейсере «Жданов» в 1958 году.

На материале Выписок из вахтенного журнала показана нелегкая, напряженная учебно-боевая служба, повседневная деятельность экипажа нашего крейсера.

Так случилось, что в продолжение повествования о 50-ых годах мы имеем возможность ознакомиться с небольшими заметками Карайкозы Федора Павловича, служившего именно в тот период, плюс его фотографиями.

Свои заметки Федор Павлович написал по просьбе Анатолия Моисеевича Шакуна!

«Уважаемый Анатолий Моисеевич! Прекрасно понимаю, что все написанное мной в этих заметках не таит ничего для вас нового. Я просто поделился в них своими воспоминаниями о службе с «высоты» тогдашнего положения матроса. Вы ведь попросили меня «чиркнуть» что-нибудь. Я обещал и слово сдержал.

Несмотря на «самокритику» автора — читаем и смотрим!

Прислал заметки Федора Павловича Карайкозы его земляк Владимир Алексеев, мичман Черноморского флота, также служивший на КРУ «Жданов» в 70-ых годах.

НЕМНОГО О СВОЕЙ СЛУЖБЕ НА КРЛ «ЖДАНОВ»

Я, Карайкоза Федор Павлович, родился в 1935 году 11 октября, в станице Пластуновской, Кореновского района Краснодарского края. Закончил 10 классов. Осенью 1955 года был призван на действительную службу.

По прибытию на Балтийский флот, через Таллинский сборный пункт, попал в Пинский учебный отряд (Белоруссия), который готовил младших специалистов по многим флотским специальностям. Я был зачислен в школу электриков.

После её окончания, весной 1956 года нас обратно отправили на Балтийский флот. Пробыв две недели в том же Таллинском сборном пункте в ожидании дальнейшего распределения, нас привезли к причалу, где у стенки Купеческой гавани стоял крейсер «Жданов».

На снимке — КРЛ «Жданов» на Таллинском рейде 1955-1956 годы.

Меня поразили размеры самого корабля, его артиллерийское вооружение — весь вид. Затаив дыхание, мы поднялись по трапу на корму корабля. Прошли через весь корабль под насмешливые взгляды старослужащих. Наконец, спустились по трапу во второй кубрик. Внутри кубрика стало еще тревожней — мы боялись пошевелиться. Как только освоились, нам предложили положить шмотки на рундуки и пригласили обедать. Я до сих пор не ел такого вкусного борща и макароны по-флотски, как в тот день, ведь на распредпункте нас кормили отвратительно.

После обеда разрешили выйти на верхнюю палубу, покурить. И тут же дежурный, за какое-то нарушение по форме одежды, заставил меня драить рынду. Я взял квач и начал чистить. Не успели утихнуть улюлюканья по поводу моего наказания, как рядом со мной появился Юрий Кузнецов за ту же провинность. Через некоторое время все из новичков, кто вышел покурить, оказались возле рынды... Над нами, как сейчас говорят, просто «прикололись»! Надо же было как-то посмеяться над «салагами». Все довольны, все смеются. Так началась моя служба.

Служить мне предстояло в БЧ-5, электротехнический дивизион (ЭТД), в команде слабого тока. В мое заведование входили — рулевой и машинный телеграф, трюмная сигнализация, соляномеры, преобразователи тока. Жил во 2-ом кубрике.

Почти сразу меня прикрепили к старослужащему матросу, который дослуживал свой 5-ый год. Скажу сразу, что этот моряк фамилию, к сожалению, не помню, оказался замечательным человеком. По его просьбе я купил себе несколько блокнотов и записывал все, что касалось обслуживания моего заведования. Я старался как можно скорее войти в курс своих обязанностей, ведь от этого зависела и демобилизация моего «учителя». В знак благодарности за отеческое отношение ко мне, я быстро сдал зачет-допуск к самостоятельному обслуживанию приборов и техники. В результате мой «визави» одним из первых уехал домой.

С первых дней на корабле мне нравилось изучать свой участок. Говорят, чтобы полюбить что-то, нужно как можно лучше узнать то, что тебе нравится. Все служебное, а часто и свободное время, я проводил на своих участках. Разбирался в мелочах, узнавал принципы работы разных приборов и агрегатов.

К тому же то, что изучал в «учебке» не пригодилось, тут все было другое. В итоге мог обслуживать свое заведование почти с закрытыми глазами, легко находя любую неисправность. Моя служба на крейсере началась вполне успешно. Вскоре нашлись и земляки — краснодарцы! Один из них Анатолий Матвеевич Музычка был старше меня на целый год, служил в той же БЧ-5 и в том же дивизионе, к тому времени вполне бывалый моряк.

Матрос Музычка участник команды ЭТД БЧ-5 по перетягиванию каната, крайний слева.

Три друга земляка — ст.матрос Рябоконь Г.А., ст.матрос Музычка Ан.М. и матрос Карайкоза Ф.П.

Трапеза моего отделения из 6 человек, я крайний слева.

Дальше служба потекла как в калейдоскопе. После стольких лет досконально все вспомнить просто невозможно. Запомнилась весна 1957 года, когда удалось погонять футбольный мяч. Сохранилось несколько фотографий, где наша команда ЭТД участвовала в нескольких футбольных мачтах. Я был в качестве вратаря.

На снимках — футбольная команда ЭТД БЧ-5 перед игрой.
Крайний слева ст.2 ст. Мартынов старшина команды электриков слаботочников.

Крейсер «Жданов» борт. № 20 г.Таллин.

На майские праздники 1957 года крейсер «Жданов», как один из лучших кораблей Балтийского флота, получил право принять участие в параде военных кораблей на Неве в Ленинграде. В свободное время каждый из нас с удовольствием фотографировался на память на фоне города с друзьями и товарищами.

Несколько таких фотоснимков есть и у меня. На них я с Валерием Коровиныим из Сырзани и Юрием Кузнецовым. На еще одном — крейсер «Жданов» в праздничной иллюминации.

Вскоре крейсеру впервые предстоял первый дальний поход в Средиземное море. По приглашению югославского министра обороны мы должны были посетить порт Сплит. К походу готовились основательно. Я на собственные деньги купил в городе необходимые инструменты и разные приспособления для измерения напряжения, силы тока, целостности электрических цепей и т.д. В итоге — все под контролем! Я на месте.

Запомнился такой случай. Находясь уже в Атлантике, сложилась такая ситуация, что соляномеры начали зашкаливать, ведь уровень солености воды там явно выше. Старшина команды Дегтярев, нечасто появлявшийся в машинном отделении, спросил у меня, что будем делать? Дескать, необходимо, чтобы соляномеры показывали прежние цифры...

Я уже знал, как это осуществить, но считал эти действия неправомерными. Дегтярев понял мои сомнения и сказал, что командование знает о высокой солености воды, но надо, чтобы приборы показывали прежние показания и не «мозолили» глаза.

По возвращении домой схема показания приборов была восстановлена... В том же походе усовершенствовал трюмную сигнализацию. Короче, я жил своим заведованием и старался поддерживать в нем идеальный порядок. Еще несколько снимков из альбома, относящихся к дальнему походу.

Общая панорама Сплитской бухты со стоящими у причала крейсером «Жданов» и эсминцем «Свободный» 1957 г.

Посещение корабля жителями города Сплит.

Так восторженно встречали советских моряков, выходящих из ворот порта Латакия, благодарные за поддержку сирийцы.

Приятное впечатление оставило выступление перед «ждановцами» киноартиста Сергея Николаевича Филиппова, примерно в феврале-марте 1958 года на борту корабля, стоящего в Купеческой гавани Таллина.

Командование крейсера в лице командира капитана 2 ранга Цветкова Василия Васильевича и заместителя командира по политчасти капитана 2 ранга Шпинева Николая Михайловича горячо поблагодарило замечательного артиста за интересную, запомнившуюся на многие годы встречу. Сохранилось несколько фотографий той встречи.

На еще одной — концерт артистов цирка в «адмиральский час» на полубаке правого борта крейсера, Купеческая гавань, Таллин 1956 год.

Несмотря на все изменения в сроках службы тех лет, я отслужил свой полностью и осенью 1959 года был демобилизован, простившись с кораблем навсегда.

На снимке — крейсер «Жданов» на Таллинском рейде в период 1957-1958 годы.

До поступления в институт работал в станице Пластуновской, в колхозе им. Кирова — электромонтером. В 1963 году поступил в Кубанский сельскохозяйственный институт на инженерный факультет.

После окончания продолжил работать инженером-электриком, затем главным энергетиком в том же колхозе. В 1973 году избрали секретарем парткома колхоза. Парторганизация насчитывала 320 коммунистов. В 1979 году избрали председателем колхоза «Ленинец» в соседней станице Сергеевской. Там проработал до 1986 года. С 1986 года работал в станице Платнировской начальником ЖКХ до 1996 года до ухода на пенсию.

Награжден орденом и двумя медалями.

Имею двух детей. Сын Андрей, 1961 года рождения — инженер. Дочь Елена, 1967 года рождения — техник-товаровед. Жена Таисия — техник-технолог, пищевик.

В нашим краях живет немало бывших «ждановцев» разных периодов службы крейсера. С большим удовольствием встречаюсь с Анатолием Моисеевичем Шакуном при его посещениях родных мест. Нам есть что вспомнить и о чем поговорить!

Не раз бывал Анатолий Моисеевич в гостях и у Анатолия Матвеевича Музычка, ветерана — «ждановца» 50-ых.

В заключение еще одна фотография Анатолия Моисеевича Шакуна с родным братом и бывшими мичманами КРУ «Жданов» Владимиром Алексеевым и Виктором Ткаченко.

С уважением, бывший старшина 2 статьи электриков слаботочников КРЛ «Жданов» 1956 — 1959 гг. Карайкоза Ф.П.

Подготовили В. Арапов, В. Алексеев, В. Патосин.
Опубликовал К. Трунов.
май 2012 года.



Главная  / КРЛ «Жданов», 50-е годы  / Карайкоза Ф.П. «Немного о своей службе...»/