Главная  / Это было давно — это было недавно  / Мессина

Мессина

Мессина - город и порт в Италии, расположенный на острове Сицилия. Административный центр провинции Мессина. Кварталы города тянутся по берегу вдоль одноименного Мессинского пролива, протекающего между Апеннинским полуостровом и о. Сицилия. Длина его 33км., ширина 3-22км. Глубина судоходной части 72-1220м. Пролив известен своим коварством и водоворотами - Сцилла и Харибда. Мессина основана около 730 лет до н.э. под названием Занкла - греческими колонистами.

В настоящее время в городе проживает более 500 тысяч человек. Главная отрасль - судостроение и судоремонт, в основном кораблей среднего водоизмещения. Здесь же находится военно-морская база ВМС Италии, хотя протяженность причального фронта незначительна. Глубина у причалов до 9м., а у входа в гавань, ширина которой 457м., до 8м.

Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908 года навечно запечатлелось в памяти и сердцах жителей города Мессины, как и самоотверженность, героизм русских моряков, пришедших на помощь. Тот подвиг вошел почетной страницей в историю Российского военно-морского флота. Трагедия внесена во все справочники как одна из крупнейших в истории человечества, повлекшая за собой огромные жертвы.

фото из коллекций Earthquake Engineering Library.
Первый толчок поднял людей с кроватей в 5:25. Второй, нарастающий толчок длился около 10 секунд. Затем толчки последовали один за другим. От каждого очередного колебания земной поверхности разваливались здания. Рухнули гостиница и собор, в руины превратился целый городской квартал. В развалины превратился Большой Норманнский собор Благовещенья, хранивший на протяжении столетий в своих стенах сокровища древнего искусства. Теперь он похоронил их под гранитными обломками. В прах рассыпались замечательные архитектурные творения - театры Мунизоне и Виктора Эммануэля. Роскошные, переполненные туристами гостиницы "Виктория", "Метрополь", "Тринакриа" и "Франция" пошатнулись и рухнули, похоронив своих постояльцев. Развалился собор Диомо - еще одно хранилище бесценных сокровищ искусства. Уцелела только колоссальная мозаичная статуя Христа на куполе аспиды восточной оконечности собора.

Но все это составило лишь небольшую часть трагической истории. Дома похоронили целые семьи, городские кварталы своих обитателей. Развалившиеся армейские казармы Сантелия отняли жизни у спящих солдат и внесли свою лепту в трагедию. В своих домах погибли начальник полиции и большинство представителей городских властей. Землетрясение освободило в тюрьме Капуччини 750 заключенных. Они разбрелись по улицам и грабежами и убийствами создавали дополнительную опасность для жителей города.

Когда, наконец, толчки прекратились, из 147 тысяч жителей в живых осталось 65т. Остальные погибли. Кто был раздавлен обломками рухнувших зданий, кто сгорел в пожарах, возникших из-за повреждения газопровода, кто утонул в водах разлившихся городских резервуаров. Жители прибрежной полосы подверглись ударам цунами. Повсюду царил полнейший хаос, который стал превращаться в сумасшедший дом. Чтобы снять с погибших украшения, грабители обрубали им пальцы. Полуголодные толпы на полуразрушенных складах забивали друг друга до смерти из-за куска хлеба. Казалось, что нет никакой силы, способной противостоять разбушевавшейся стихии, панике, мародерству.

фото из коллекции Архивы России.
В это время у берегов Сицилии находился отряд кораблей Балтийского флота под командованием контр-адмирала В.И. Литвинова в составе: "Цесаревич", "Слава", "Адмирал Макаров" и "Богатырь". В октябре 1908 года корабли вышли из Либавы в практическое плавание и в декабре стояли на якорях в глухой бухте Аугуста на Сицилии, где занимались учебными минными и артиллерийскими стрельбами. Как только стало известно о сильном землетрясении командир отряда телеграфировал в Петербург, запросив инструкции. Но еще до получения ответа выяснились масштабы разрушений. И тогда Владимир Иванович Литвинов, не дожидаясь ответа, поднял сигнал: "Отряду готовиться к походу". Утром 29 декабря русские корабли были у Мессины.

Войдя в гавань, моряки увидели, что города практически не существовало. Кругом груды развалин, подернутые облаками дыма и пыли. Уцелевшие люди, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в срочной медицинской помощи, в пропитании и обогреве. Но первейшей задачей стало спасение людей засыпанных обломками зданий.

Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов.

В первый же день под открытым небом русскими моряками был открыт госпиталь, где оказывали первую помощь. Тяжелораненых размещали на кораблях, а затем их доставляли в Неаполь. Так "Слава" и "Адмирал Макаров" перевезли более двух тысяч человек. Причем ни докторов, ни санитаров не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Пожалуй, самая трудная работа как физически, так и морально была при разборке развалин. Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших... но уже в первый день удалось спасти более ста человек. Раскапывали вручную, причем на развалинах при продолжающихся подземных толчках, опасность грозила почти одинаково как спасаемым, так и спасателям. Но моряки пробирались туда, куда, казалось, невозможно было проникнуть. Команды отказывались от пищи и отдыха - их приходилось отправлять на корабли силой приказа. В пять дней по приблизительному подсчету русского штаба, было спасено нашими командами около 2400 человек, на деле, вероятно, спасенных было больше. Статистикой никто не занимался. В полдень прибыла английская эскадра. Моряки Британии развернули походные кухни, помогли восстановить порядок в борьбе с грабителями и мародерами.

К этим строкам остается лишь добавить, что немало ярких свидетельств героизма и самоотверженности русских моряков содержится в мало кому известной книге А.М. Горького "Землетрясение в Калабрии и Сицилии" изданной в 1909 году в Санкт-Петербурге. Горький, живший в то время на Капри, выезжал в Мессину вскоре после землетрясения, провел там несколько дней и записал рассказы очевидцев.

Итальянское правительство в 1910 году наградило всех участников спасения. Контр-адмирал В.И.Литвинов получил Большой крест Итальянской короны, командиры кораблей и врачи - Командорские кресты. И все без исключения получили "Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года"

В феврале 1911 года крейсер "Аврора" (так нам хорошо знакомый) совершал учебное плавание в Средиземном море, в ходе которого зашел в Мессину за получением наград и подарков участникам спасательной эпопеи. Муниципалитет передал крейсеру и мемориальную грамоту, впоследствии попавшую в собрания Санкт-Петербургского военно-морского музея. После мессинских событий население Италии стало с еще большим уважением относится к русским морякам. Во всех итальянских приморских городах, которые они посещали, жители выражали им свою глубокую признательность. Командир крейсера "Олег", находившегося в Средиземном море в 1913-14 гг. писал в своем отчете, что экипаж "встречал в итальянских портах самое радушное и внимательное отношение...

Чувства благодарности русским за Мессину еще неизменно свежи в памяти итальянцев". Примером может служить и тот факт, что скульптор Куфферле создал макет памятника русским морякам, оказавшим помощь Мессине, разрушенной землетрясением в 1908 г. О тех днях Валентин Пикуль написал свой рассказ "Ничего синьор, ничего синьорита", который нельзя не прочитать!

Помнят ли нынешние жители Мессины о самоотверженной помощи русских моряков? Помнят! В нынешней "большой Мессине" (как впрочем в любом городе) есть новые районы, прежде бывшие окраинными деревнями, которые, как и весь город, тоже были полностью разрушены землетрясением. Так вот, в каждом из этих районов есть улица, посвященная памяти русских моряков. Все они носят похожие названия: "Улица российских героев-моряков 1908 года", "Улица русских моряков", "Улица русских моряков Балтийской эскадры". В последующие годы, неоднократно, местные городские власти приглашали наших военных моряков в гости. Так в январе 1930 году здесь впервые побывали советские моряки - балтийцы, совершавшие переход из Кронштадта в Севастополь в составе линкора "Парижская Коммуна" и крейсера "Профинтерн" во главе с Л.М.Галлером, а в октябре отряд кораблей Черноморского флота, включавший крейсер "Червона Украина", эскадренные миноносцы "Незаможник" и "Шаумян" под командованием Ю.В. Шельтинга. В Мессине итальянцы в беседах с краснофлотцами с чувством признательности вновь вспоминали самоотверженные действиях русских моряков в 1908 году, а также выражали свою благодарность советским людям, принявшим в 1928 году активное участие в поисках экипажа дирижабля "Италия", потерпевшего аварию в Арктике. В том январе корабли посетил А.М.Горький. Он присутствовал на вечере самодеятельности и выступил с коротким докладом о своей творческой работе.

Как-то еще в период моей службы в кубрике зашел разговор о визитах, а их в ту пору было немало как официальных, так и деловых. Различались они и как по содержанию, так и по отношению к нам - советским военным морякам. Помнится, прикомандированный старшина рассказал нам о недавнем визите в Италию.

Упомянул о необычайно теплом приеме и радушии итальянцев. Честно говоря, я не совсем этому поверил. И вот почему. В те годы шла "холодная война", к тому же Италия - член НАТО. Нет, в это верилось с трудом, но оказывается я действительно ошибался. В том 1973 году после сорокалетнего перерыва возобновились взаимные визиты военных кораблей СССР и Италии. Во второй половине сентября в Севастополе и Одессе побывал отряд итальянских военных кораблей, а с 15 по 22 октября ответный визит нанесли советские корабли в составе крейсера "Адмирал Ушаков" и БПК "Отважный" под командованием контр-адмирала Л.Я.Васюкова. Сначала они побывали в порту Таранто, а затем и Мессина. Их пребывание здесь явилось большим событием для итальянских жителей.

Прошло 65 лет после мессинской трагедии 1908г, но подвиг русских матросов в Италии не забыт. Из поколения в поколение передается в семьях потомственных мессинцев рассказ о благородстве моряков российской эскадры. "Они первыми пришли к нам на помощь", - под таким заголовком была опубликована корреспонденция в местной газете перед визитом наших кораблей. В дни их визита советских моряков посетил Альмейдо Аттилло, который рассказал о том, как его, 11-летнего мальчика, извлекли из развалин российские моряки.

В те дни посланцы советского флота осмотрели знаменитые пещеры Гротта ди Кастелано, в окрестностях Таранто, древний театр на острове Сицилия, в котором некогда разыгрывались жестокие трагедии гладиаторов и другие достопримечательности. Военные и гражданские власти этих городов, где активно действуют не только прогрессивные общественные организации, но и неофашистские элементы, сделали все, чтобы визит прошел успешно.

Через три года, в 1976 г. с 17 по 22 сентября в порту Мессина гостил другой отряд советских кораблей в составе крейсера управления "Жданов" и большого противолодочного корабля "Смелый". К тому времени корабли уже четыре месяца находились на боевой службе в Средиземном море. Возглавил визит командующий 5 эскадрой вице-адмирал В.И.Акимов.

Вот что вспоминает о том событии старшина 1 статьи запаса Владимир Патосин, служивший на крейсере в БЧ-5, первое машинное отделение. "Заход великолепный и по теплоте приема, и по красоте мест. Запомнилась необычная бухта со старинной крепостью. Самое потрясающее, что в городе до сих пор помнят события 1908 года и чтят! Для посещения крейсера был прибран носовой кубрик, за дни визита на корабле побывали тысячи мессинцев. В город на экскурсии удалось сходить по 1-2 раза, кто-то побывал в городе Таормина и еще где-то.

фото В.Патосина

А вот, что пишет о тех днях Сергей Филипповский, служивший в РТС. "Мне, как пожалуй и другим, запомнилось радушие мессинцев, их открытость. Все это мы ощущали и во время автобусных экскурсий в Таормино и Серакузы, пеших прогулок по городу и встречах на борту кораблей. Вспоминая те дни, припомнился и такой курьезный момент, случившийся в первые минуты визита. Наш крейсер первым подошел к причалу. После оканчания шватровки, флаг перенесли с гафеля на флагшток на корме. По кораблю был обьявлен "Большой сбор" на юте. В это время рядом с нами швартовался БПК "Смелый". Однако командир "Смелого" чуток не подрасчитал скорость, вследствии чего БПК стал наваливаться форштевнем на наш флагшток с флагом. На глазах сотен мессинцев и всего нашего экипажа флаг упал... Это были непередаваемые секунды, возникло смешанное чувство ужаса, позора и обиды... Спасли положение сигнальщики. От какой-то швабры быстренько оторвали черенок и приладили к нему флаг, а один из них встал вместо флагштока. Ну, а после построения устранили повреждение".

Другой участник того визита Валерий Дмитриенко, служивший на "Жданове", в БЧ-4, первый дивизион, рассказывает: "Во второй декаде сентября 1976 года штаб эскадры перешел на ПКР "Ленинград". Экипаж крейсера приступил к подготовке официального визита в Италию, порт Мессина. Рано утром 11 сентября связисты нашего дивизиона установили УКВ связь с итальянцами. Об этом я как помощник дежурного по связи доложил командиру боевой части связи капитану 2 ранга Фещуку Ан.А. Вскоре пред нами раскинулась величественная панорама бухты, города и его окрестностей. Крейсер "Жданов" и БПК "Смелый" были пришвартованы как бы в центре города и как нам говорили итальянцы, именно в том месте, где стояли корабли Балтийской эскадры.

Принимали нас хорошо. В один из дней состоялась торжественная церемония возложения венка. В ней участвовал почетный караул с наших кораблей, а также военный атташе СССР в Италии, командир крейсера капитан 1 ранга Шакун Ан.М., командир "Смелого", командование военно-морской базы и другие официальные лица.

На баке и юте крейсера были организованы небольшие экспозиции о ВМФ СССР, на кораблях побывало множество жителей города, матросов и офицеров итальянских военно-морских сил. Под теплым солнцем Мессины на этих встречах часто звучал смех, на лицах светились улыбки и, конечно, бойко шел обмен сувенирами. Особенно из флотской атрибутики. Экипажам наших кораблей были выделены автобусы, на которых мы совершили поездки в соседние города, такие как Сиракузы и в ту же Таормину. Получились они интересными, познавательными. Одно могу сказать, что те впечатления остались на всю жизнь!

фото из альбома Валерия Дмитриенко

фото из альбома Алексея Курданина

В 1978 году Мессина отметила семидесятилетие трагических событий. В связи с этим была издана книга Розы Марии Палермо ди Стефано и Витторио ди Паоло. "1908. Русские моряки в Мессине". В тот год на здании городского муниципалитета была установлена памятная доска. Надпись на ней гласит: "В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей "Богатырь", "Цесаревич", "Макаров", "Слава" - жителям Мессины, пострадавшей от землетрясения 28 декабря 1908 года. Муниципалитет, высоко оценивающий жест человеческой солидарности и высочайшего героизма, установил эту мраморную доску по случаю желанного визита советских представителей как свидетельство вечной памяти и братской дружбы города Мессина с русским народом”.

Как почетного гостя, принимала Мессина тогда большой противолодочный корабль "Решительный", прибывший с визитом. Отмечалась та дата и в Советском Союзе. Так, например, была выпущена вот эта почтовая марка.

Прошло еще двадцать лет, когда по приглашению муниципалитета Мессины, туда отправился БПК "Керчь", чтобы принять участие по случаю 90-летия мессинского землетрясения и героической помощи русских матросов. Возглавил тот визит заместитель командующего Черноморского флота контр-адмирал А.Ковшарь.

Летят годы. Но есть полная уверенность, что пока жива благодарная Память мессинцев, в гавани этого чудесного города-порта еще не раз будет развиваться российский Андреевский флаг!


Главная  / Это было давно — это было недавно  / Мессина