Главная  / Это было давно — это было недавно  / USS VREELAND

Эпизод «контакта» с фрегатом США DE-1068 «VREELAND» 1972 г.

Несколько лет назад, приступая к подготовке сайта, весь собранный как документальный так и фотоматериал распределял по разделам и рубрикам. Лишь небольшое количество фотографий американского фрегата «Vreeland» осталось в дембельском фотоальбоме. Вот тогда и появилась мысль написать отдельный рассказ об истории их появления, опубликовать свою, а по возможности, и американскую версию — случая более чем тридцатилетней давности.

В начале 2004 года, блуждая по Интернету нашел сайт «USS Vreeland History», посвященный данному кораблю. Внимательно изучив сайт, наконец-то нашел то, что искал. А именно, рассказ господина Richard Osburn — «Морская история. Игры в кошки-мышки. ...Близкие контакты с русскими USS Vreeland DE-1068 1972.». Хотя в тексте не указано название советского крейсера, нет, к сожалению, никаких фото, однако время и место указывают на КРУ «Жданов». Английским, увы, не владею, но благодаря различным переводчикам смысл текста понял достаточно хорошо и как свидетель подтверждаю описываемое.

Ну, что ж, пока желающие читают американскую трактовку того давнего «контакта», начну нашу — советскую. Итак, 1972 год, конец ноября, Средиземное море, «5-я точка», район острова Крит вблизи о.Китира.

Крейсер управления «Жданов» заканчивал свою первую после модернизации боевую службу и через несколько дней уйдет в Севастополь. В какой-то из этих дней, в полдень, на якорную стоянку советских кораблей пришел американский фрегат «Vreeland», бортовой 1068. С этого года фрегат стал базироваться на порт Афины, в точку же пришел для слежения за кораблями 5-ой эскадры, а также как подтверждает господин Osburn, для их радиотехнического прослушивания. Велика вероятность, что у фрегата были какие-то новые средства радиоперехвата

В районе 16 часов по радиотрансляции крейсера прозвучала команда, озвученная старпомом, капитаном 2 ранга Шакуном: «Катер на воду»! Это сообщение вызвало интерес у нашего экипажа, так как плавсредства на БС спускались нечасто. Вскоре над кубриком загудела лебедка, спуская с катерной площадки командирский катер. Не успев выйти на палубу, услышал еще более грозный рык Анатолия Моисеевича: «Группе ОСНАЗ в катер». Это становилось уже совсем интересно! Подойдя к 6-ой башне универсального калибра увидел как командир группы радиоразведки, особист крейсера, несколько офицеров штаба, среди них и штатный фотограф, а также радист спускаются по левому трапу в катер. «Вооружились» наши солидно — бинокли, почти у каждого фотоаппарат, какие-то приборы. Не могу не согласиться с американцем — и впрямь «туристы»!

Стоял теплый солнечный денек. Фрегат находился на якоре примерно в миле от нас. В момент прихода дал приветственный семафор, т.е. вел себя тактично. Напомню, что именно в этот год в Москве было подписано соглашение о предотвращении столкновений между надводными военными кораблями СССР и США, ну, а в остальном — стояла жгучая пора «холодной войны».

Вскоре катер устремился в сторону «Vreeland». Почти все свободные от вахты члены экипажа «Жданова» находились на верхних палубах и, напрягая свое зрение, следили за «вылазкой» своих разведчиков. Для американцев это явилось большой неожиданностью. Команда фрегата тоже высыпала наверх и стояла вдоль бортов.

Катер подошел на максимально близкое расстояние и группа деловито приступила к «работе», Позднее у ребят видел очень подробные снимки надстроек, антенн, радаров. Американцы что-то кричали, свистели, показывали разного рода жесты, на что наши еще быстрее «стреляли» затворами фотоаппаратов. Не помню, правда ли, что с фрегата предлагали посетить их. Если итак, то, мягко говоря, это было наивное предложение! Разведчики на задании в «гости» не ходят! Надо отметить и такой момент. При подходе к фрегату на катере отчетливо слышали выстрелы из автоматического оружия на его противоположенном борту. Отсняв нужное, наши вернулись на крейсер.

Исходя из «паритета», американцы не могли остаться в долгу! Через некоторое время возле КРУ очутился катер под американским флагом. Наш катер был уже на борту, а вот левый трап еще спущен. К нему то и устремился «янки». Не знаю предполагало наше командование такой поворот или нет, но служба на крейсере была поставлена хорошо. Сужу по такому факту: вроде в дневное время вахта ПДСС не выставлялась. В данном случае она была. Этих «вооруженных» матросов и видели американцы в свои бинокли.

Катер подошел к трапу и один американец попытался подняться, на что наш старпом в «матюгальник» потребовал прекратить попытки «проникновения на советскую территорию»! Уж только не помню на каком языке прозвучало сие требование. В подтверждение наш матрос молча направил на нарушителя автомат и тому ничего другого не оставалось как только что-то положить на трап и ретироваться. Прежде чем уйти, катер американцев совершил обход «Жданова», причем в нем были не только «любители приключений» как уверяет американский рассказчик, и тому свидетельство большое количество мощной оптики. Смею заверить, что приветствий в свою сторону они не услышали, а в ответ на показанные нашим вверх поднятые пальцы, увидели не менее выразительные русские жесты в виде согнутой в локте руки...

Что касается оставленного пакета, то там действительно были обнаружены несколько зажигалок «Zippo». Наше отношение к такого рода «подарку» было двояким. С одной стороны хотелось верить, что это человеческая попытка налаживания контакта между нашими флотами. С другой, видя как это преподносится, с какими ухмылками и жестами, под вспышки фотоаппаратов — то данное «подаяние от дядюшки Сэма» смахивало на провокацию. Вот, пожалуй, и все о том дне. В последующие три-четыре года данные корабли еще не раз встречались на морских просторах Средиземки. Подтверждением могут служить Ваши новые присланные фото, хотя бы лета 1975 года.

Все те годы нас, нашу страну на Западе сравнивали с грубым, но сильным «медведем». При этом наш «вероятный противник» знал, что всегда получит достойный отпор на любые свои действия, и чтобы сейчас не говорили, считался с этим и уважал.

Фактом является и то, что в те годы у ВМС США не было иного адекватного «противника» как ВМФ СССР. В связи с этим вызывает удивление, что на многочисленных сайтах посвященных военно-морским силам США маловато информации и фотодокументов о советском флоте. За редким исключением там найдешь неказистый снимок советского корабля или подводной лодки.

Я к тому, что «холодная война» стала историей, а поэтому хотелось бы видеть и читать правдивое изложение событий тех лет. Ведь, например, в Средиземном море те же американцы не просто совершали «Med Cruise», а несли вахту в непосредственной близости от кораблей нашей эскадры и при этом несли свои жертвы. Можно вспомнить, хотя бы трагедию крейсера «Belknap».

В очередной раз соглашусь с моряком фрегата «Vreeland». Действительно, давайте заглянем на свои «чердаки», пороемся в старых чемоданах, где хранится множество интересного из истории наших флотов, а затем — как заново обретенное, без излишнего патриотизма и снобизма опубликуем на своих сайтах. Выражаю признательность своему другу Борису Гордееву за уточнения и предоставленные фотографии.

В. Арапов 12.04.2004 г.


Постскриптум

После публикации данной статьи прошло почти десять лет. Все это время пытался найти новые фотодокументы того эпизода, его подробности. Пришло время обновить данный материал.

Изначально интересовала сама причина нашей «вылазки», для чего она была осуществлена? Дело оказалось в новой гидроакустической станции американцев, которая позволяла им держать устойчивый контакт с обнаруженными советскими подводными лодками, несмотря на наше противодействие и помехи. Дальность обнаружения ее было до 300 кабельтовых. Именно эту станцию и был дан приказ детально сфотографировать.

Перед тем как продолжить должен отметить активность американской стороны, которая откликнулась на нашу публикацию и даже перевела ее на английский язык. Администрация сайта переработала свой текст и добавила поистине редкие, да к тому же цветные фотографии из архива доктора фрегата Gilbert F.Douglas,III. Некоторые его снимки я уже разместил ранее на нашем сайте, другие вы увидите в этом продолжении.

На нашем форуме своими воспоминаниями об этом случае поделился Станислав Эдуардович Змачинский, в то время старший лейтенант БЧ-2, командир первой башни главного калибра. Его рассказ органично дополняет написанное выше.

На снимке — офицеры БЧ-2 лейтенант В.Костин и ст.лейтенант С.Змачинский 1972 год.

В конце боевой службы у нас произошла встреча с фрегатом ВМС США «Вриланд». Фрегат следовал за нами двое-трое суток.

Перед входом в Дарданеллы мы встали на якорь. Также поступил и американец, кабельтовых в пяти от нас. Он замучил нас тем, что у него на ходу постоянно была включена ГАС, акустические посылки от которой били по ушам. Так как наша каюта наполовину находилась ниже ватерлинии, отдохнуть не было никакой возможности. «Вриланд» был «систершипом» фрегата типа «Нокс». Этот проект был новым, только начали входить в состав ВМС. Из главного штаба ВМФ пришла телеграмма с приказанием произвести «доразведку» фрегата.

Тут же был снаряжен катер, командиром на который был назначен командир 2 БГК капитан-лейтенант Чеботарев Володя. «Доразведывать» фрегат отправился начальник РТС капитан 3 ранга Чесноков, вооружившись длиннофокусным фотоаппаратом.

Чеботарев подвел катер к борту фрегата на расстояние не больше десяти метров и начал циркуляции — кружить вокруг «Вриланда». Чесноков, стоя в кокпите, фотографировал супостата.

Американцы были крайне возмущены такой наглостью. «Капитан русского катера! Что вы делаете?! Прекратите немедленно фотосъемку и отойдите от нашего борта!» — по-русски кричали в мегафон с борта фрегата. Чеботарев был невозмутим. Без всякого мегафона, который из-за малого расстояния был совсем не нужен, он отвечал — «Не волнуйтесь. Еще пару кругом и мы уйдем».

Парой кругов дело, естественно, не кончилось. С фрегата все тот же голос начал приглашать Чеботарева подняться к ним, чтобы поесть мороженого или выпить водки. Володя, отказался, естественно, с сожалением и приказал старшине катера ложиться на обратный курс. Прибыв на крейсер, оба офицера доложили о выполнении приказания и разошлись.

Жизнь на корабле шла своим чередом. На верхней палубе проводились различные корабельные работы. Боцманская команда спустила на борт баркас и боролась с ржавчиной. С той же целью в беседках висели двое боцманов в районе названия корабля.

Погода, несмотря на конец ноября, была чудесная — на море штиль, светило и пригревало солнышко.

Я находился во внутренних помещениях корабля, когда вдруг почувствовал, что он стал раскачиваться с борта на борт. «В чем дело? Штиль, ветра и волны нет. Почему корабль раскачивается?» Подумал и поднялся на верхнюю палубу, чтобы понять что происходит. Выйдя наверх, я все понял — все кто был на палубе почти одновременно перебегали с левого борта на правый, затем толпой побежали с бака на ют.

Перегнувшись через леера, я увидел в десятке метров от борта катер под звездно-полосатым флагом, до отказа забитый американскими матросами. Было там и несколько офицеров. Многие фотографировали нас.

Матросы были дядьки лет под тридцать, здоровенные, как «бульдозеры», все в спасательных жилетах. На офицерах была хорошо подогнанная форма оливкового цвета, коричневые кожаные куртки с меховым воротником и с фамилией на левой стороне груди. Катер с янки циркулировал вокруг крейсера метрах в десяти от борта.

У нас же толпа бегала за ним по верхней палубе. Зевак с каждой минутой прибавлялось и прибавлялось.

Наконец, катер стал подходить к нашему левому трапу. Бывший в это время у трапа старпом капитан 2 ранга Шакун А.М. приказал приготовить пожарный шланг — впечатление было такое, что американцы вознамерились подняться по трапу к нам на палубу. Если бы это случилось, трудно было бы представить себе последствия...

Американская военщина на советском крейсере — в кошмарном сне такое не приснится! Ужас! Бррр...

Катер подошел к поставленному трапу и один из офицеров вытащил из конверта размером примерно сантиметров 50 на 30 деревянную доску с прикрепленным к ней бронзовым барельефом, изображавшим герб корабля, затем вновь положил ее в конверт и возложил его на нижней площадке трапа.

Катер отвалил, офицер прокричал по-русски — «Это подарок вашему командиру от нашего командира!». Набирая ход, катер пошел в сторону «Вриланда».

Желающих спуститься по трапу за «презентом» не было. Присутствующие, расталкивая друг друга, с высоты палубы юта рассматривали то, что лежало на нижней площадке трапа. На ют был вызван особист ст. лейтенант Обищенко, который и унес «подарок»...

Недавно, исходя из выписок из вахтенного журнала КРУ «Жданов», установлена точная дата данного эпизода — это случилось 29 ноября 1972 года, в точке № 5. Далее значится:

08.00 ранее обнаруженная цель опознана как СКР ВМС США «Врилэнд» бортовой номер 1068.

11.50 застопорили ход. Прибыли в точку встречи с крейсером «Адмирал Ушаков».

13.00 прибыло молодое пополнение в количестве 54 человек.

13.05 сыграли «Большой сбор» для встречи молодых матросов.

На снимке — баркас «Жданова» с молодыми матросами отошел от борта крейсера «Адмирал Ушаков».

четверг, 30 ноября Средиземное море

00.05 корабль на переходе морем. За нами идет СКР ВМС США «Врилэнд».

06.03 застопорили ход. Стали в точке № 10...

16.45 катер с СКР ВМС США «Врилэнд» подошел к КРУ «Жданов» и начал фотографирование корабля. На катере находилось 20 военнослужащих
         ВМС США с фотоаппаратами...

пятница, 1 декабря Эгейское море, банка Джонстона

00.05 корабль стоит на якоре в точке № 10...

01.15 эмблема СКР «Врилэнд», оставленная ранее катером на трапе крейсера по приказанию командира 5-й эскадры выброшена
         за борт командиром корабля...

В заключении хотел бы поблагодарить всех ждановцев приславших свои фотографии — Ш.Алиева, Б.Гордеева, В.Бушуева, Ш.Гумарова и др.

Несомненно, это относится и к американской стороне в лице господина R.Osburn, командира фрегата Stephen Snyder и безусловно особая благодарность доктору фрегата Gilbert F.Douglas,III.

Совсем недавно он разместил в Интернете еще и свой видеоролик, где мы сможем в какой-то мере вновь увидеть прошлое...

Подготовил В. Арапов.
Опубликовал К. Трунов.
январь 2014 года.



Главная  / Это было давно — это было недавно  / USS VREELAND