Главная  / Это было давно — это было недавно  / Л.И.Руль "Моя 5-ая боевая служба на КРУ «Жданов»

Предисловие

Л.Руль и В.Арапов - Средиземное море, 5 точка о.Крит
июль 1974 г.

Этот рассказ или как сам автор назвал его "краткий обзор" принадлежит моему другу и сослуживцу по крейсеру Леониду Ивановичу Руль. Служил он в нашей передовой боевой части связи, в отличном посту №15, стал старшиной 1 статьи, а написан в далеком 1976 году по моей просьбе. Так уж случается, что попав на "гражданку", каждого из нас ждали дела, дела и еще раз дела, а потому как поется известной песне, "не было времени оглянуться назад". Случается, что эта гонка со временем, иногда, прерывается, и тогда память возвращает нас в былое.

"Немного приболел, если честно, то даже ручку не мог в руках держать, сейчас стало получше, пошел на поправку. Книг читать не дают, не надо мол - это переутомляет, и так далее. Вот и лежишь целыми днями, считая трещины на потолке, но наконец-то теперь могу исполнить твою просьбу и описать свою последнюю боевую службу в Средиземке. Хочу перед этим сказать, что такие письма обычно стараются не писать или прочитав, уничтожить!"

Сжечь письмо у меня рука не поднялась, вот и пролежало оно среди моих личных бумаг более 25 лет. Что ж касается "военных секретов", то сейчас, по прошествии стольких лет, после преступного развала страны, когда настоящие государственные и военные секреты, были проданы или просто отданы потенциальному противнику т.е. США, "секреты" моего товарища сегодня могут вызвать только ироническую улыбку. Перед тем как окончательно дать слово автору, хочу сказать вот о чем. В предыдущие годы службы постоянно шла ротация как рядового, так и офицерского состава корабля, а в начале 1975 года произошла смена и на командирском мостике. Еще в конце минувшего появились разговоры, что вскоре наш командир капитан 1 ранга Родион Проскуряков, уйдет на вышестоящую должность. Так оно и случилось. Командиром крейсера был назначен всем хорошо известный -Анатолий Моисеевич Шакун - более трех лет прослуживший до этого старпомом. Итак, после четырех месяцев пребывания в базе, КРУ вновь уходил на очередную боевую службу.


Л.И.Руль "Моя 5-ая боевая служба на КРУ "Жданов"

30 марта 1975г. – воскресенье. Снялись с бочек № 1, около 12 часов дня проходим боны Севастополя. Дать на прощание черную шапку дыма не смогли: об этом позаботился Анатолий Моисеевич. Ему, несомненно, запомнился случай в 1973 году! В каждом котле он расставил офицеров, чтобы не позволить ребятам сделать свое "черное дело".

Проход пролива Босфор эсминцем "Настойчивый", после модернизации в г.Николаев
1970-1971
На следующий день прошли проливы Босфор и Дарданеллы. Молодое пополнение смогло получить представление о них т.е. увидеть все своими глазами, а вообще: кто хотел, тот и лез наверх.

Вскоре пришли в точку № 5. Это была самая "горячая" точка. В то время не было дня, чтобы рядом с нашими кораблями не находились, то американцы, то англичане, то греки. Здесь-то и преподнесли нам "сюрприз", а кто по-настоящему так и не узнали. Гидроакустики - хорошие ребята – однако, лодку противника явно проспали! Далее почти как в анекдоте. Кто-то из офицеров эскадры брился в своей каюте и случайно выглянул в иллюминатор, а там между нашими кораблями, стоящими на якоре, перископ подводной лодки. Как раз перед обедом к точке подошли танкер "Б.Чиликин" и морской буксир МБ-40. Чужая лодка "устроилась" под килем танкера, с которым и вошла в точку. Этим собственно и объясняется, почему лодку не услышали, а как следствие – грандиозная шумиха!

БПК "Сдержанный"
РКР "Грозный", БПК "Скорый", "Сдержанный" в срочном порядке снялись с якорей и началась погоня за "зайцем". Контакт с лодкой установили устойчивый, но близость территориальных вод Греции позволила ей улизнуть. Ну, а в завершении, командир эскадры контр-адмирал Акимов, поэтому случаю принимал у себя "гостей" на беседу. Многим тогда хорошо "влетело".

БС БПК "Сообразительный"
1967-1969
10 апреля - начались и для нас учения "Океан-75", конкретно на нашем морском театре они носили девиз "Демонстрация сил 5-ой Средиземноморской эскадры". Все в той же точке собрались: КРУ "Жданов", РКР "Грозный", БПК "Скорый", "Сдержанный", эсминец "Бравый", танкер " Б.Чиликин". По замыслу учений пошли в сторону берегов Италии. Все время шли без каких-либо происшествий, никто не беспокоил, только часто наведывались разведывательные самолеты США "Оrion".

авианосец США "Enterprise", фото В.Арапова
По данным нашей разведки авианосец "Forrestol" находился в районе итальянского городка Анкона с кораблями охранения, а другой - "Enterprise" стоял в Барселоне. 16 апреля - наша эскадра уже в западной части о.Корсика, тут-то и появился первый эскортер - английский фрегат F 47 "Danae". Немного штормило, сильный ветер, но англичане отважились поднять свой вертолет типа "Уосп", по размерам он почти как наш Ка-25. Ветром вертолет бросало словно пушинку, летчиков было откровенно жаль. Несмотря на эти трудности, вертолет стремился зависнуть над крейсером "Жданов". Этого мы ему позволить не могли. Как только он подлетал на довольно близкое расстояние с подветренной стороны, крейсер пускал черный дым, тогда ему приходилось удирать в сторону. Обе попытки завершились тем же результатом.

город и ВМБ Италии - Специя
17 апреля - вошли в Лигурийское море. В районе военно-морской базы Специя провели учение по нанесению ракетно-артиллерийского удара по базе. Вскоре из нее по направлению к нам вышло три корабля: крейсер УРО бортовой 550 "Vittorio Veneto", эсминец бортовой 558 "Impetuoso", корвет бортовой 540 "Pietro De Christafaro". Эсминец и корвет подходили на довольно близкое расстояние, а крейсер крутился на горизонте, хотя в визир я его хорошо рассмотрел. На обратном пути удалось полюбоваться на берега города Бастия.

корабли ВМС Италии, фото с сайта Marina Militare Italiana
Под вечер наши БПК должны были проводить ракетные стрельбы, а английский фрегат и итальянский эсминец все время на слежении. Тогда наш КРУ начал ложиться на обратный курс. Видя это, наши эскортеры, аналогично, поменяли свой курс, так как флагманский корабль являлся для них первостепенной целью. Крейсер увеличил ход до 25 узлов и в таком режиме шел минут 30, потом резко сбавил. Ясное дело, противник понял, что его, мягко говоря, одурачили. Наши корабли благополучно отстрелялись и вскоре заняли свое место в походном ордере. Твой друг находился все это время возле первой трубы, поэтому и видел данный эпизод. Между прочим - это было и твое любимое место. Вскоре из района острова Крит подошел еще один англичанин – эсминец УРO D12 "Kent ". Тот самый, если помнишь, что околачивался зимой 1974 года в Черном море, стоял на рейде города Одесса.

18 апреля – после обеда он прошел по левому борту, где-то в 300 метрах, с экипажем, выстроенным по борту. У нас, естественно, также. Смотрелся этот морской церемониал впечатляюще!

британский эсминец "Kent"
фото с сайта British DDGs
фото Сергея Филлиповского - РТС 1973-76 г.

19 апреля – в середине дня с "Kent" подняли вертолет "Уэссекс", модернизированный типа "Sea King". В это время наш походный ордер выглядел так: КРУ "Жданов" в середине, по правому борту БПК "Сдержанный", а по левому БПК "Скорый". На крейсере никто не ожидал, что вертолет зависнет над кормой. Я в тот момент стоял на площадке ЗУР. Вертолет уже над четвертой башней главного калибра. Действие развивалось стремительно - вот уже двери кабины распахнуты и двое англичан, свесив ноги за борт, опускают какой-то пакет. Так же быстро какой-то мичман (фамилии не знаю, да всех знать невозможно) взял да и срезал этот "подарочек". На ходовом мостике, наконец-то опомнились и стали экстренно применять весь набор ответных мер – бросать крейсер то вправо, то влево, дали густую шапку черного дыма. Однако, поздно. Вертолет, сделав дело, уже подлетал к эсминцу. У нас опять "разбор полетов". Не сходя с мостика, зам.эскадры начал перебранку с врио. начальника политотдела, а наш "молодой" кэп стоит на противоположенной стороне и ухмыляется. Больше всего, конечно, врезали "стрелочнику" т.е. мичману. За "инициативу"! Судьба подарочка "неизвестна", а состоял он из двух бутылок дорогого виски и фотографии эсминца в Босфоре. Вечером в наш строй вклинилась еще и французская ПМ или экспериментальное судно А 646 "Triton".

Утром 20 апреля - пришли в точку №12, все время до 8 мая провели здесь. Потекла, не спеша, будничная якорная жизнь, прекрасно тебе известная. Почти три недели показались вечностью! Замучили построения, проверка формы одежды. Каждый день у нас увольняемых один навязчивый вопрос "Когда же домой!"

корабли ВМС США в Средиземном море - крейсера "Chiсago" и "Sterrett"
8 мая – в составе КРУ "Жданов", БПК "Сдержанный",БРК "Бедовый" и танкера "Чиликин" вышли из точки. БПК "Скорый" в это время находился на слежении за авианосной группой в составе авианосца "Forrestol", крейсера УРО бортовой 34 "Biddle", фрегата бортовой 1091 "Miller" и командного корабля AGF 6 "San Diego" в районе 5-ой точки. Чуть позже его заменил БРК "Бедовый".

БРК "Бедовый"
Утром 9 мая – часиков в семь по корме прошли два иранских корабля. Они совершали плавание в Средиземном море после постройки во Франции или Англии, точно сказать не могу. К "Forrestol" и его группе на близкое расстояние подойти не смогли. Пришлось лишь провести небольшое учение. В отличии от нас, самолеты авианосца в виде "скайхоков", "интрудеров" и "виджелентов" весь день отрабатывали свои учения воочию т.е. по нам.

корвет Италии Aguila"
10 мая - наш отряд кораблей в водах Ионического моря. Где-то после обеда к нам навстречу по правому борту подошел корвет Италии "Аguila", уже далеко не новый - 1955 года постройки. Как полагается по морскому обычаю обменялись приветствиями. Вслед за ним свою активность стала проявлять итальянская авиация. Самолетов было столько, что многие типы видел впервые. Да, давненько крейсер "Жданов" не бороздил эти воды. Еще в период твоей службы на одной из политинформаций замполит рассказывал об официальном визите корабля в Югославию, в порт Сплит в 1957 году и вот теперь после 18 лет предстоит новый. Одним словом как говорится "все возвращается на круги своя".

11 мая – к вечеру пришли в точку №8, встали на якорь недалеко от берега, конечно, не в территориальных водах Италии. Вокруг нас медленно ходил "Аguila", а когда стемнело к нему добавилось еще три корабля: фрегат "Rizzo" и два тральщика. Куда не глянь, везде огни и огни. В полночь снялись с якоря и взяли курс на порт Сплит.

БПК "Скорый" 1973-76
фото Kestas
12-17 мая - как ты знаешь из газет состоялся наш официальный визит (чуть подробнее см. Фотоальбом, раздел "Сплит"). Прошел он по общему мнению нормально, хотя лично мне не понравился, а впрочем, если сравнивать с деловыми заходами в Порт-Саид и Александрию, то этот, несомненно, был ярче, интересней и насыщенней.

18 мая – сегодня нас опять взяли под "опеку" - пожаловал старый знакомый еще по предыдущим годам американский фрегат бортовой 1068 "Vreeland", ну и новый: все тот же корвет "Аguila". "Vreeland" подходил достаточно близко, но сильная дымка мешала его отчетливо заснять.

танкодесантный корабль США LST 1196 "Harlan County"
фото с сайта - fs1.math.spbu.ru/navy
19 мая – в этот день в районе юго-западнее о.Крит впереди по курсу прошел американский танкодесантный корабль бортовой LPD13 "Nacheville", а в след за ним еще один – LST 1196 "Harlan County". Оказалось, что наши командиры, не лишены такого качества как ухарство. (Прим. Были на флоте неординарные командиры. Вот к, примеру, "сказание" об одном кэпе "Скорого")
БПК "Скорый"
Только так можно назвать их решение взять одного из них в "круг". БПК "Скорый" резво пошел в обход, а КРУ "Жданов" наперерез. Правда, на американском фрегате поняли наши намерения и тоже срочно увеличили скорость хода, но мы все-таки их опередили. Пришлось танкодесантному кораблю застопорить ход.

20 мая – под вечер вошли в точку № 12, а еще утром, на прощание, фрегат США дал на русском семафор: "Благодарю за совместное плавание". Неделя протянулась медленно, без событий. 28 мая – в точку зашел тральщик египетских ВМС "Шария", причем не просто, а с требованием нашим кораблям покинуть территориальные воды Египта. Уже давно наши отношения с Египтом были "натянутыми" и вот новый виток осложнений. В эти дни были нарушены договоренности захода и выхода кораблей 5-ой эскадры из порта Александрия, приостановлены поставки некоторых видов продовольствия. Закончилась наша "дружба" в этом 1976 году односторонней денонсацией Египтом советско-египетского договора 1971 года. Приходится констатировать, что с такими "друзьями" необходимо вести твердую политику, отстаивая и четко документируя свои требования и интересы, или не иметь их совсем.

2 июня – совершили переход в точку № 52. Вновь потекла тягучая, размеренная, якорная жизнь. Почти каждый день, нас увольняемых в запас, собирает замполит крейсера. Долго объясняет обстановку, уговаривает потерпеть еще немного, ибо впереди официальный визит во Францию, в порт Тулон и при желании мы можем остаться. Сам догадываешься, что желающих не нашлось.

21 июня – в этот день нам сообщили об отправке в Севастополь. Началось построение. Уверен, что ты не забыл, что означают сие слова. Этот "спектакль" забыть невозможно! Выстроились на юте левый борт. Начали с проверки вещей и первую очередь фотоальбомов. В полной тишине ветер разносил по всему юту разорванные клочки фотографий. Далее пошли придирки к форме, прежде всего к брюкам. Клеш действительно был неуставной, у меня самого 38см., но до безобразия не доходил. Как только у одного парня из БЧ-2 их стали резать, все, словно по команде, оставили свои вещи и ушли на бак. Уходя, услышал слова, обращенные к старпому нашего командира БЧ-4 Анатолия Алексеевича Фещука: "Ну, что брюки, вообще формы не трогайте, ничего из этого не выйдет." Начались "дипломатические переговоры". Вскоре на бак пришел командир Анатолий Моисеевич Шакун. Приказал всем построится вновь на юте, но.....никто ни с места. Стоим курим, самые лихие острят. Короче, тупиковая ситуация, а дело уже близится к вечеру. По кораблю дали приборку. Решили собраться в кубрике №18. В конце концов вмешался командир эскадры контр-адмирал В.И.Акимов. После чего пришел замполит крейсера Л.Борисов и передал слова командования, что дескать трогать форму одежды не будут и нам следует идти на построение. Раз зам. дал слово, все моментально хлынули на ют. Было уже где-то часиков одиннадцать вечера.

Можно сказать, в нашу честь экипаж построен по "Большому сбору". Как полагается первым выступил командир капитан 1 ранга А.М.Шакун, а с ответным словом несколько ребят от лица увольняемых. Чуть позже вручили памятки "На память о службе на крейсере "Жданов", при этом командир всем крепко пожал руку, причем с усердием и свойственным ему, чуть-чуть приседанием. Затем дали команду на вечернюю поверку, но к нам это отношение не имело! После отбоя напоследок в кубрике № 21 нас – связистов - собрал командир и замполит БЧ Левченко. Вначале нам вручили характеристики, а затем потекла откровенная беседа. Наш командир много шутил, смеялся, в частности и над тем, что клеш брюк у нас дескать маловат, не то, что в его годы! Да, с командиром нам повезло, таких немного, к тому же земляк! Одним словом встреча понравилась и оставила приятные впечатления. Знаешь, недавно в одном из номеров "Красной Звезды" прочитал заметку о нашем крейсере и, в частности, упоминалась фамилия – Фещук А.А. Это означает, что в нашей БЧ-4 по-прежнему порядок.

22 июня – раннее средиземноморское утро. Нет пока палящего солнца, дует лишь легкий, чуточку прохладный ветерок. Повсюду бескрайнее, спокойное синее море, которое на горизонте сливается с таким же синим, без облачка, небом. Вполне обычное утро, сколько их было в период службы. Но для нас сегодня оно особое!. Ведь как ждали и мечтали, когда же наступит этот момент.... и вот он настал. Время отсчитывает последние мгновения нашего пребывания на крейсере, ставшего для нас домом на почти три долгих года. В последний раз стоим на юте своего корабля возбужденные, практически не спавшие, опьяненные предстоящей свободой. А, кругом тишина: труба горниста еще не сыграла "Подъем". Наконец, к левому борту корабля подошел рефрижератор "Бузулук". Благополучно перебираемся на его борт. От нахлынувшей эйфории стали дурачиться: кто-то снял ботинки и за борт, раздались крики, возгласы, свист. Через несколько минут под команду "Смирно" отошли от "Жданова". В течение дня еще одна пересадка – на этот раз на пассажирское судно "Кубань". Каюту дали очень хорошую, 1 класса да и сама обстановка после нашего корабля непривычна и нереально сказочная! Обосновавшись, до конца дня беззаботно загораем на корме, спим. От счастья голова идет кругом.

В 18.00 часов крейсер "Жданов" снялся с якоря и отправился в точку № 3. Вслед за ним и "Кубань". Негаданно, представилась изумительная возможность заснять все происходящее. Впереди прощальный дембельский средиземноморский круиз! Будет ли в жизни еще такая возможность? Однако у нашего советского человека вечно чего-то не хватает, на сей раз, ну снимай сколько душе угодно, так нет...фотопленка практически кончилась!

заправка на ходу в Средиземном море. БПК "Жгучий", танкер "Дубна"
24 июня - где-то перед обедом пришли в точку №3. В то время там находились два БПК Северного флота "Адмирал Исаков" и "Вице-адмирал Зозуля", а также СКР -77, два тральщика и танкер "Свердловск". Наша стоянка кратковременна: взяв на борт нескольких офицеров, в том же составе вышли в точку № 5.

крейсер "Адмирал Головко", середина 70-х годов
27 июня – рано утром в точке № 5. Нас встречает находящийся здесь РКР "Адмирал Головко". (к слову крейсер через пару месяцев снимут с б/c за слабую обученность экипажа и т.д.) и БПК "Красный Крым". Позднее в 8.00 часов по нашему правому борту "пронеслись" ПКР "Ленинград" и БПК "Николаев", только что пришедшие на боевую службу. Не задерживаясь ни минуты в точке, я бы сказал лихо и красиво, подняв крутую волну, звеня турбинами и давая на ходу приветственные семафоры, они направились выполнять свои задачи. Через небольшое время рядышком, вслед за нашими кораблями, прошел американский крейсер УРО. При этом не менее динамично: у них происходило нечто похожее на наше "проворачивание", во всю вращались радары и антенны, а на носовом ЗУРе то появлялись на направляющих ракеты, то вновь загонялись в шахту. В этой точке мы и попрощались со "Ждановым" навсегда! Уже вечером сделали остановку в точке № 10. С стоявшего там ЭОС, названия не помню, одно точно не черноморский – забрали какие-то ящики и отправились к Босфору.

28 июня – начали проходить проливы. Одеты мы по "гражданке", наслаждаемся видами и красотами этих мест. Незабываемо!

ПКР "Киев", Севастополь, Угольная, День ВМФ 1975г. Фото С.Филипповского
29 июня - долгожданное Черное море, рейд Севастополя. Здесь-то я увидел то, о чем не раз говорили даже рядовые матросы, видя в Средиземке полное господство, в первую очередь, американской авианосной авиации. Ведь без поддержки авиации в реальной боевой обстановке эскадру ждала печальная участь. Это понятно всем, кроме нашего политического руководства, правда, по слухам "лед тронулся". Впереди по курсу вижу "Киев", бортовой номер 852. Честно скажу, на так нужный авианосец он, увы, не похож. Опять, пожалуй, промежуточный вариант, вот и думай или не можем построить, или опять политика – мы миролюбивая страна! Возможно ты уже видел фото, если нет - постараюсь прислать. Да, как я понял корабль проходил еще заводские испытания, но все равно скоро должен вступить в строй, вот только на каком флоте?

В 10.00 зашли в Южную бухту, стали к причалу недалеко от Телефонной. Казалось бы все ....да куда там. С "Кубани" все сошли, а куда нас деть не знают? Отправили на 12 причал, разбили на две группы: одну на возвратившиеся с БС "Бравый", другую - со "Скорый". Остаток дня сами промучались, да и другим досталось. А, дело то всего лишь в проездных документах и деньгах, хотя и накопилось их немало, оставлять же не хотелось.

Севастополь, Северная сторона, 12-14 причалы
30 июня - лишь после обеда нас построили на причале, а до этого с утра сидели на баке. Напоследок нам прочитал "мораль" командир 150 бригады, ставший недавно контр-адмиралом, Рябининский. 17.40 – сходим по трапу "Скорого" на причал. Не дождавшись баркаса рванули на гору, там минут десять перекурили, молча всматриваясь в причалы, корабли, Севастопольскую бухту. Затем пешком по Северной стороне и на вокзал. Что ж, прощай Черноморский флот, прощай Севастополь!!!

Теперь коротко, что знаю о нашем КРУ. Буквально через несколько дней с 3 по 7 июля начался официальный визит в Тулон. "Жданов" зашел вместе с БПК "Красный Крым". Далее пишу со слов В.Ткачева, уверен помнишь такого "бпчиста" поста №15. Визит проходил на самом высоком уровне, присутствовало все высшее военно-морское командование Франции. Стояли у причала военно-морской базы, этим объясняется незначительное количество встречающего народа. На следующий день начались увольнения в город. Французы предоставили автобусы на которых моряки наших кораблей побывали во многих местах департамента. В частности на автогонках, на одном винном предприятии причем с дегустацией. Тут то и случился конфуз. Один парень из БЧ-2 настолько "додегустировался" с непривычки, что опьянев, уснул в кустах. Беднягу через два часа на корабль привез наш консул. Конечно, французские газеты не упустили сей случай и опубликовали снимок матроса, а под ним крупным шрифтом "Неудачная прогулка". Три дня шло посещение наших кораблей, народу побывало прилично. Наше командование эскадры во главе с контр-адмиралом В.И.Акимовым посетило даже столицу, город Париж. Короче, принимали отлично.

12 - 13 июля крейсер вернулся в Севастополь, завершив свою пятую боевую службу.

Л.И.Руль 1976г.

Р.S. К сожалению - это было одно из последних писем моего друга. Наша переписка прервалась по причине обоюдной потери адреса. По окончании учебы Леонид уехал из Чернигова на Дальний Восток, Хабаровский край. Все попытки его отыскать не увенчались успехом. Прошло много лет, но все равно буду искренне рад найти друга. Приму с благодарностью любую информацию.
Руль Леонид Иванович 1953 -1954 года рождения, проживал г.Чернигов ул.Папанина 10-2



Фотографии KESTASA, сделанные во время слежения БПК"Скорый" за авианосной группой США в мае 1975 года.

USS Forrestol CV 59

взлет самолета F-4 Fantom

USNS SAN DIEGO (T-AFS 6)

CH -46

разгрузка вертолетом

USS MILLER DE 1091

Главная  / Это было давно — это было недавно  / Л.И.Руль "Моя 5-ая боевая служба на КРУ "Жданов"