Главная  / Это было давно — это было недавно  / Из истории франко-русско-советских взаимных визитов военных кораблей

Из истории франко-русско-советских взаимных визитов военных кораблей

Практика официальных визитов боевых кораблей в иностранные порты вносила как в советское время, впрочем, так и сейчас, весомый вклад в развитие дружественных отношений и взаимопонимания между народами, позволяла лучше понять морские традиции отдельных стран и расширяла рамки взаимного доверия в то не простое время «холодной войны». В те годы корабли Военно-Морского Флота СССР совершили немало официальных дружественных визитов и деловых заходов в страны Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. К примеру, на этом снимке момент визита кораблей Балтийского флота в составе БПК «Славный», СКР «Сильный» и подводной лодки в порт Гавана в 1985 году.

В каждой стране они проходили по-разному, но никогда не оставались без внимания, т.е. широко освещались средствами массовой информации. В прессе соцстран обычно звучали приветственные мотивы, да и в странах Африки или Ближнего Востока отзывы были благожелательные. Совсем иначе было в капиталистических странах. Там в предверии визитов буржуазной прессой, по радио и на телевидении поднималась очередная «волна о советской военной угрозе», печатались материалы о возрастающей военной мощи нашего флота, т. е. шло элементарное запугивание населения. Этим всевозможным вздором и о, якобы, их низкой морской культуре, и о слабой подготовке советского флота и так далее (но которым все равно пугали!) обычно и встречали советских военных моряков. Вскоре, будучи свидетелями филигранной, порой артистически произведенной швартовки, наблюдая образцовый внешний вид кораблей, которые частенько до этого находились в длительном отрыве от своих баз, пообщавшись с нашими моряками, простые люди забывали о том, что им вдалбливали в головы. У них складывалось свое собственное мнение о советском военно-морском флоте.

Заинтересовавшись данной темой, я обнаружил, что одной из первых стран с кем Россия обменялась взаимными визитами своих военно-морских кораблей является Франция. Случилось это очень давно, в конце X1X, а начало этому послужило сближение абсолютистско-монархической России с буржуазно-республиканской Францией. В 1891 году правительства этих стран приняли взаимное обязательство в случае возникновения угрозы войны для одной из них согласовывать меры по предотвращению опасности. Год спустя на основе соглашения ими была подписана военная конвенция. Так возник франко-русский союз, созданный главным образом как противовес Тройственному союзу, в который входила Германия, Италия, и Австрия.

Тогда–то в Кронштадт и совершила первый заход французская эскадра. Находясь в городе с 23 июля по 7 августа 1891 года, французским морякам был оказан горячий прием, как государственными властями, так и городской публикой. Вот как описывались события тех дней. После полудня 23 июля 1891 года на кронштадский рейд вошли корабли французской военной эскадры. В ее составе были новейшие броненосцы «Marengo» и «Marceau», командовал эскадрой контр-адмирал А.Жерве.

Французам был оказан радушный приём. Казалось, встречать гостей вышел весь город. Из столицы прибыло несколько пароходов с петербуржцами. Петровскую пристань, улицы и площади Кронштадта украшали русские и французские флаги. Прозвучал салют наций. На русских судах команды моряков были посланы по реям и вантам, дружным «ура!&кaquo; приветствовали они французских собратьев. Когда Жерве и сопровождавшие его лица сошли на пристань, восторженные крики «Vive la France!» и «Vive les marins francais!» слились в общий гул. Пятьдесят девочек поднесли делегации букеты. Ликующая толпа бросала цветы под ноги прибывшим, и те шли в город по живому ковру.

Через два дня, 25 июля, на кронштадский рейд из Петербурга вошла императорская яхта «Держава». Российский император поднялся на флагманский корабль «Marengo». Оркестр исполнил «Боже, царя храни» и революционную «Марсельезу» — гимн Французской Республики. Этот факт комментировали во всех европейских столицах. С борта корабля Александр III отправил приветственную телеграмму французскому президенту. Затем император посетил броненосец «Marceau».

А с броненосцами «Furieux» и «Requin», а также с крейсером «Surcouf» могли ознакомиться не только офицеры русского флота, но и все желающие жители Кронштадта. Были проведены совместные учения. Французские гости осмотрели достопримечательности Петербурга и окрестностей. Специальный состав из новых вагонов доставил военную делегацию во главе с Жерве в Москву, где гостей тоже ждал радушный прием.

Именно с тех пор города Кронштадт и Тулон стали городами побратимами. 13-29 октября 1893 г. уже российская эскадра под командованием контр-адмирала Ф.К.Авелана впервые пришла в Тулон с ответным визитом. В её составе находился и паровой броненосный крейсер «Память Азова».

На это событие откликнулся своею статьей «Христианство и Патриотизм» великий Лев Николаевич Толстой. Так описывается встреча русских моряков в Тулоне: «В гавани были выстроены в две линии все французские суда, находившиеся в Тулоне, и наша эскадра проходила между ними: впереди шел адмиральский броненосец, а за ним остальные. Наступила чрезвычайно торжественная минута. С русского броненосца последовало пятнадцать пушечных выстрелов в честь французской эскадры, а в ответ французский броненосец дал двойное количество выстрелов – тридцать. С французских судов грянули звуки русского гимна. Французские матросы взбираются на реи и мачты, громкие клики приветствий безостановочно льются с обеих эскадр и с частных судов; шапки матросов, шляпы и платки публики – все это восторженно поднимается кверху в честь дорогих гостей. Отовсюду с воды и с берега гремит один общий возглас: «да здравствует Россия, да здравствует Франция!» Согласно морскому уставу, адмирал Авелан с офицерами своего штаба высадился на берег, чтобы приветствовать местных властей. На пристани русских моряков встретили французский главный морской штаб и старшие офицеры тулонского порта. Последовали общие дружеские рукопожатия при громе пушек и звоне колоколов. Хор морской музыки исполнил гимн «Боже, царя храни», покрытый громовыми кликами публики «да здравствует царь!», «да здравствует Россия!». Эти клики слились в один могучий гул, покрывший и музыку и пушечную пальбу. Очевидцы сообщают, что восторг несметной массы народа достиг высочайшей степени и словами невозможно передать, какими ощущениями переполнились сердца всех здесь присутствующих. Адмирал Авелан с обнаженною головою и в сопровождении русских и французских офицеров, отправился в помещение морского управления, где его ожидал французский морской министр. Принимая адмирала, министр сказал - «Кронштадт и Тулон - это два места, которые свидетельствуют о сочувствии между русским и французским народами, вы будете везде встречены как сердечные друзья. Правительство и вся Франция поздравляют вас с приездом и ваших спутников, представляющих великий и благородный народ».

В то неспокойное для России время союз с Францией помог в деле быстрейшего усиления военно-морского флота. В преддверии русско-японской войны в России были приняты несколько кораблестроительных программ. Для их реализации часть заказов правительству пришлось разместить за рубежом. Корабли строились в Германии, Англии, США и Франции, в частности Тулоне. Здесь были построены броненосные крейсера «Адмирал Корнилов» 1887 год, «Светлана» 1896 год, «Баян» 1901 год, «Адмирал Макаров» 1905 год, «Цесаревич» и другие. Проходили они затем тут и последующий ремонт. Одним словом этот морской порт издавна хорошо известен русским морякам, связан с российским флотом. Можно вспомнить и такой факт, что часть из уведенных Врангелем в 1920 году кораблей Черноморского флота в Бизерту, впоследствии оказалась в Тулоне.

Далее последовал большой перерыв подобных контактов. Лишь в середине 60-ых годов стали укрепляться разносторонние связи Советского государства с развитыми капиталистическими странами, в частности и Францией. Одним из свидетельств укрепления и расширения контактов между СССР и Францией явились визиты в Севастополь и Одессу французского эсминца D636 Tartu, а в Тулон эсминца пр.56 «Напористый» Черноморского флота с 15 по 20 октября 1966 года под командованием вице-адмирала Г.К.Чернобая. Это был первый официальный визит после Октябрьской революции советского военного корабля во Францию.

В честь прибытия «Напористого» все улицы центральной части Тулона, как в большой праздник, были украшены флагами. Советские моряки осмотрели город, побывали в курортных местах Лазурного берега. Французские газеты отводили визиту советских моряков целые полосы, напоминали о пребывании русских моряков в Тулоне в 1893г. Многие французы приходили в порт, чтобы осмотреть советский корабль, встретиться с моряками. Только 16 октября на набережной побывало около 10 тысяч жителей Тулона, Ниццы, Марселя и других городов. На проводах эсминца мэр Тулона отметил, что пребывание советских моряков во Франции, как и недавнее посещение Севастополя и Одессы французским эскадренным миноносцем, представляет собой новое проявление франко-советского сотрудничества в интересах мира в Европе.

В 1967 и 1971 годах в Ленинграде и вновь в Одессе побывали французские эсминцы D621 Surcouf и D629 D Estrues, соответственно. В результате новых встреч руководителей двух стран на высшем уровне в 1970–1971 годах были заключены важные соглашения о дальнейшем развитии торговли и культурных связей. Этим во многом объясняется особый интерес и благожелательность французской общественности к нашим военным морякам. Как известно в апреле 1970 года прошли крупные учения ВМФ СССР «Океан». По их окончании некоторые корабли совершили официальные визиты. Крейсер «Октябрьская Революция» и БПК «Образцовый» в период с 8 по 13 мая посетили порт Шербур. Визит возглавил командующий Балтийским флотом адмирал В.В.Михайлин. При посещении кораблей в книге отзывов часто можно было прочитать такие строчки: - «Ваши матросы покорили нас, французов, своей вежливостью, обходительностью и культурой поведения. Ваш визит надолго останется в памяти французов». Почти через год с 26 по 30 апреля 1971 года уже на черноморском крейсере «Дзержинский» во время его пребывания в порту Гавр побывало около 20 тысяч французов.

Интересен и такой факт. Тогда в составе экипажа крейсера проходил службу известный сейчас певец Александр Серов.
«Моя служба проходила как у всех. По первому году и палубу драил, чуть позднее стал командиром отделения. В 1970 году крейсер участвовал в масштабных учениях «Океан». В 1971 году мы бороздили Эгейское и Мраморное моря, Атлантический океан и Средиземном море, участвовали в других крупных учениях «Юг». Командованием награжден почетными грамотами. Во время этих учебных походов был во Франции и Сирии. Сначала был визит во Францию, где мы выступали с Краснознаменным Черноморским ансамблем песни и пляски под руководством Боголепова. Удалось совершить незабываемую экскурсию по столице Франции Парижу!» В этой поездке Серов приобрел не только массу впечатлений - хотя в то время своими глазами увидеть Эйфелеву башню и арку Наполеона доводилось далеко не каждому - но и диск своего кумира Тома Джонса, на покупку которого истратил те единственные двадцать франков, выданные морякам на карманные расходы, и который после всем экипажем они крутили в радиорубке корабля. «В декабре состоялся визит крейсера в Сирию, порт Латакия. Там мы выступали перед президентом страны Хафезом Асадом. Я лично толкал речь (помню, прослужил к тому времени уже два года) и был музыкальным руководителем матросского ансамбля. Это была политическая миссия - визит советских кораблей». Увы, фотографий тех дней у Александра не сохранилось. Предлагаю вот это фото крейсера «Дзержинский» после визита в Гавр, Севастополь июнь 1971 года.


Наступил 1973 год, довольно не простой для нашего флота. Помню как в ответ на визит очередного эсминца D622 Kersaint в Ленинград в Средиземном море (в точке 3, залив Хамманет) шла подготовка наших кораблей в составе ракетного крейсера «Грозный» и больших противолодочных кораблей «Проворный» и «Красный Кавказ» к ответному визиту в Марсель.

Корабли провели покрасочные работы, не раз провели «большие приборки». За подготовкой внимательно следил командир Средиземноморской эскадры контр-адмирал Е.И. Волобуев, который и возглавил походный штаб. При уходе из точки корабли выглядели просто потрясающе! Сужу как свидетель, и в который раз сожалею об утраченных фотографиях... В течение 2–7 июля наши экипажи ознакомились с достопримечательностями крупнейшего приморского города, побывали в Тулоне, Ницце, Париже, встречались с французскими гражданами и военнослужащими, передали жителям Марселя и Ниццы горячие приветы и памятные сувениры от жителей городов - побратимов Одессы и Ялты.

Прошел почти год. 7 июня 1974 года крейсер «Жданов» находился на своем привычном месте – бочках №1. Обычный утренний распорядок дня был нарушен командой по корабельной радиотрансляции, озвученной старшим помощником командира: «Экипажу приготовится к построению по «Большому сбору» на баке, форма одежды №2».

Так мы узнали, что в Севастополь прибывает с официальным визитом французский эсминец D634 La Baurdonnais и фрегат F703 Aconit под командованием капитана 2 ранга де.Белласиза. Вскоре подготовка была завершена – экипаж выстроен, вывешены флаги расцвечивания, играет оркестр, над Севастопольской бухтой гремят залпы артиллерийского салюта. Эсминец проходит боновые ворота и входит в Южную бухту... Этот момент можно увидеть на фото Бориса Гордеева, а швартовку на фото Кястаса, которое он сделал с борта БПК «Скорый». Увы, фотографии фрегата не сохранилось (а может кто-нибудь имеет?) а пока приходится обратиться к французскому источнику. Символично и то, что многие из вас вспомнят причал, у которого стоит фрегат в Тулоне.

На Минной пристани, где были пришвартованы французские корабли прошла торжественный встреча с участием командования Черноморского флота, городских властей и общественности. В те дни, находясь в увольнении, мы нередко наблюдали французов. Некоторые из нас побывали на встречах с экипажами их кораблей. Так на встрече в Доме офицеров была сделана эта фотография. Один из моряков эсминца и ждановец - радиотелеграфист боевого поста № 6 (увы, фамилию забыл) из Латвии. Вели себя французы даже в те времена довольно фривольно - десятками вовремя не возвращались из увольнения, гуляя до утра с севастопольчанками...

Как мне помнится, других эксцессов не случилось, и визит прошел вполне нормально. 12 июня Севастополь проводил своих гостей с оказанием всех надлежащих почестей, как в главной базе, так и на рейде. В тот день там находился крейсер «Ленинград», проводивший боевую подготовку перед уходом в Суэцкий залив. Когда французские корабли проходили мимо «Ленинграда», на крейсере были подняты флаги приветствия.

Буквально через несколько недель, а именно с 21 по 26 июня в порт Шербур ответный визит нанесли балтийцы - крейсер «Свердлов» и эсминец «Настойчивый». В майские праздники 1975 года в Ленинграде находился крейсер C611 Kolbert, а с нашей стороны, волею судьбы, очередными визитерами в тот год стали КРУ «Жданов» и БПК «Красный Крым». Вначале хочется дать некоторую информацию по главной базе Франции на Средиземном море - Тулон.

Тулон – это город-порт на побережье Средиземного моря, административный центр департамента. Сами французы чаще всего его называют – Арсеналом и неспроста. С конца 17 – начала 18 века Тулон стал первоклассной морской крепостью. По сей день на прилегающих берегах можно увидеть мощные цитадели. Помнят в городе и трагические дни конца ноября 1942 года, когда французские матросы затопили в бухтах свои боевые корабли, чтобы те не попали в руки фашистской Германии.

На протяжении столетий здесь создавался судостроительный центр Франции. Сейчас судостроительные и судоремонтные предприятия города способны строить и ремонтировать корабли всех классов.

На Тулон постоянно базируется Средиземноморская эскадра надводных кораблей и флотилия подводных лодок. Так длина причального фронта ВМБ более 10 км. С глубиной до 11м. Рядом около 10 сухих доков. Впрочем, все это хорошо видно на прекрасных фотографиях с сайта www.netmarine.net. Там же можно узнать много интересной информации о военно-морском флоте Франции.

Итак, с 3 по 7 июля 1975 года именно в этот порт совершили официальный визит крейсер управления «Жданов» и большой противолодочный корабль «Красный Крым».

У КРУ шел четвертый, последний, месяц боевой службы. Вскоре после окончания визита он возвратится в Севастополь. Правда, почти накануне захода пришлось отпустить «гражданских», не пожелавших более «задерживаться» на корабле.

Еще при подходе к базе наши корабли встретили катера с представителями различных средств массовой информации, фотографами. К удивлению через несколько дней многие из нас могли приобрести цветные открытки с видом наших кораблей. Пришвартовались у причала военно-морской базы, этим объясняется незначительное количество встречающего народа. Здесь же прошла церемония встречи, на которой присутствовало все высшее военно-морское командование Франции с почетным караулом и оркестром, т.е. нас встретили на самом высоком уровне.

Из официальный мероприятий тех дней можно отметить посещение нашей делегацией во главе с контр-адмиралом Акимовым мемориала, где захоронены французские моряки, погибшие в боях с фашистами в 1942 году и возложение венков. Группа офицеров и мичманов КРУ «Жданов» посещали корабль-хозяин эсминец Jaureguiberry (D637), а французских - наши корабли.

Как это происходило кратко описал Владимир Михайлович Катцин. «Нас разделили на группы: из старших офицеров, по-моему, там был только помощник командира кап 3 ранга Кандаков Геннадий. Старшим группы младших офицеров был назначен начальник медицинской службы корабля капитан медицинской службы Виноградов Владимир. В составе группы оказался я и старший лейтенант Сабиров Ренат. А в другой унтер-офицеры (мичманы), причем каждая группа была в соответствующей кают-компании.

Что меня удивило и поразило:

  • наличие в баре кают-компании большого ассортимента различных алкогольных и безалкогольных напитков;
  • вымуштрованность гарсонов;
  • когда сели за один общий стол (примерно на 20-25 человек), самый младший по возрасту и званию офицер объявил меню (это у них традиция, и, как они сказали, - ежедневный ритуал);
  • разнообразие блюд.

Там я впервые попробовал салат из лапок лягушек, но об этом узнал только, когда съел его (салат был подан в панцире ракушки). Из крепких напитков мы пили только французское вино и коньяк, хотя они предлагали нам «столичную» водку. Мы были заранее «заинструктированы» и нормы до предела не выбирали. Беседа в кают-компании шла через переводчика. Говорили и обсуждали различные флотские вопросы. У нас у каждого была своя легенда. Я был каким-то помощником командира. В конце ужина мы вместе покурили, они угощали своими, мы их своими (Беломор, Прима, Золотой пляж). Я похвалил их табак и они мне подарили целый блок сигарет (на снимке у меня в руках). Каждому офицеру был подарен брелок с гербом эсминца (этот брелок у меня до сих пор хранится). В конце нашей встречи мы сделали фото на память на юте эсминца. (Информацию об эсминце Jaureguiberry (D637) можно найти на сайте.

Для всего личного состава начались увольнения в город. Французы предоставили автобусы, на которых моряки наших кораблей побывали во многих местах департамента. В частности на автогонках. Были организованы экскурсии по кооперативам провинции Вар (окрестности Тулона). Так как эта страна винодельческая, вино их гордость и лучший напиток, то в каждом кооперативе, куда заезжали автобусы с нашими моряками, были накрыты столы и выставлены различные вина для пробы. На одном из фото хорошо узнаваем Романенко Николай Иванович, командир группы БЧ-4. Выражение его лица соответствует какому-то недоразумению, типа «Куда мы попали и что делать?». О том, что будет угощение вином на экскурсиях никто из французов не предупреждал. Как следствие, в одной из групп там произошел забавный случай. Один из комендоров 2-го дивизиона БЧ-2 из батареи капитан-лейтенанта Фурса выпил больше нормы и «зачудил» убежал, прятался на территории близлежащего госпиталя, все его искали и только с приездом советского консула удалось найти. На следующий день в местной газете была статья и фото этого матроса, которого сопровождал его замполит Солодовник.»

Еще один очевидец Леонид Корчагин так вспоминает о тех днях.

«Город-порт Тулон для меня стал первым зарубежным визитом. Конечно, многое забылось, но то сильное впечатление, которое город произвел на нас молодых морячков вышедших из провинции, забыть невозможно – город показался раем на земле! Бродили по нему с открытым ртом и большими «разодранными» глазами. Увольнение совершались по 5 человек (звездочка) со мной в «пятерке» старший мичман Томилин Александр Александрович, я, Воробьев Валера (Орловская обл.г.Верховье), Квасников Игорь (г.Ташкент) и еще один морячек-боцманенок. Удивительно то, что фамилию не помню, а лицо «вижу», словно расстались вчера. Впечатлений было валом, такого мы в СОЮЗЕ не видели, был бы хороший фотоаппарат, разрешение на съемку, пересняли бы каждый уголок этого прекрасного города. А так все делалось быстро, почти тайно – достаешь быстренько фотоаппарат, щелкаешь навскидку и опять прячешь за пазуху… Благо, что мичман был земляк, а бывало, что на других увольнениях итак не выходило, да и фотоаппараты были не у всех.»

Три дня шло посещение наших кораблей, народу побывало прилично. Наше командование эскадры во главе с контр-адмиралом В.И.Акимовым посетило столицу, город Париж.

О содержании и мероприятиях, прошедших в те дни, можно судить и по этим коротким заметкам газет «Известия» и «Красная Звезда», сохранившимся у меня.

Продолжение следует...


В тексте использованы фотоматериалы: из книги Р.М Мельник Полуброненосный фрегат "Память Азова" 1885-1925г. Боевые корабли мира. Санкт‑Петербург 2003г.; из книги Русские и советские военные моряки на Средиземном море. Воениздат 1976г.; из книги фотоальбом Балтийский Дважды Краснознаменный 1987г.; моряков балтийцев - Александра Голубева с БПК "Славный", "Сторожевой", Юрия Ситникова с крейсера "Октябрьская революция"; моряка черноморца Кястаса с БПК "Скорый", а также ждановцев - Бориса Гордеева, Александра Конончука, Владимира Катцина, Леонида Корчагина, Валерия Дмитриенко, Сергея Филипповского, Владимира Арапова и севастопольского фотомастера Владимира Блинова.


Главная  / Это было давно — это было недавно  / Из истории франко-русско-советских взаимных визитов военных кораблей