Главная  / КРЛ «Жданов», 50-е годы  /
Фотозаметки от ветеранов-ждановцев конца 50-ых В.С.Мурлина и В.Овсянникова

Фотозаметки от ветеранов-ждановцев конца 50-ых
В.С.Мурлина и В.Овсянникова

Чем старше мы становимся, тем чаще вспоминаем прожитое и особо молодые годы. Чаще всего вспоминаются те, что прошли на действительной военной службе, в нашем случае — в военно-морском флоте.

Сейчас с развитием средств связи, и, конечно, в первую очередь Интернета, есть возможность найти сослуживцев, вспомнить былое. Однако в силу различных обстоятельств, старшему поколению служивших на нашем крейсере в 50-60-ые годы это сделать сложнее.

И все же при желании ждановцы тех лет находят возможность рассказать о себе, о своем корабле, событиях, что на нем происходили.

Одна такая заметка была напечатана ко Дню ВМФ прошлого года в газете «Мичуринская правда». По воспоминаниям Вячеслава Серафимовича Мурлина ее написала Полина Светлова.

«История Военно-морского флота, пожалуй, одна из самых славных страниц российской истории, повествующая о превращении долгое время считавшейся сухопутной страны в мировую морскую державу.

Для России море нередко становилось ареной сражений за независимость, местом горьких поражений и славных побед. Навеки вписаны в историю имена адмиралов Макарова, Ушакова, Нахимова. И какой мальчишка, знающий об их свершениях, зачитывающийся приключенческими романами о далеких странствиях, не мечтал ощутить на своем лице соленые морские брызги, а под ногами — палубу военного корабля.

Герою нашего сегодняшнего рассказа Вячеславу Серафимовичу Мурлину довелось служить на Балтийском флоте. Молодого призывника направили сначала в таллиннский морской экипаж, а потом в другой эстонский город Палдиски. Немало времени Вячеслав провел в учебном отряде, в котором вместе с сослуживцами постигал премудрости науки мореходства.

После обучения он вновь оказался в Таллине, где базировалась бригада эсминцев, на крейсере «Жданов». Потекли дни и недели службы. Тогда в ВМФ служили четыре года. За это время Вячеслав побывал в Ленинграде, Кронштадте, потом крейсер «Жданов» был направлен на военно-морскую базу города Балтийск, что в Калининградской области.

Шел 1960 год. Срок службы на море подходил к концу, а Вячеслав так ни разу не искупался в соленых волнах, что впрочем, немудрено — температура воды всего 6-8 градусов тепла. Но тем не менее матрос все же решил поплавать в холодном негостеприимном Балтийском море. На территории базы имелся мелководный каменистый участок прибрежной полосы. Чтобы оказаться на глубине, нужно пройти по камням не менее полукилометра.

Сослуживцы В.С.Мурлина благоразумно отказались от такой морской прогулки, тем более корабельный устав был очень строг. Согласно его правилам матросам запрещалось ловить рыбу, плевать за борт, разговаривать с членами экипажа другого корабля и купаться в неизвестных водах.

В тот раз у экипажа выдалось свободное время, и неугомонный Вячеслав, которому, кстати, служить оставалось всего десять дней, один отправился на каменистый берег. Кругом ни души. Преодолев пешком полкилометра мелководья, он доплыл сначала до одного валуна, а затем поодаль заметил другой. Эти валуны впоследствии спасли ему жизнь, послужив ориентиром.

Чувствуя, что наконец-то исполнилась его мечта, Вячеслав вдруг обратил внимание на необыкновенную легкость своего плавания. Расстояние преодолевалось практически без усилий. Заподозрив неладное, он повернул к берегу, но несмотря на все усилия, первый валун не приближался. Перепробовав разные стили плавания, матрос начал замерзать.

Все было тщетно. Валун замер на расстоянии 10-15 метров, которое никак не хотело сокращаться. Тогда Вячеслав попробовал плыть на боку, изо всех сил помогая себе руками. И вот счастье — неосторожный купальщик заметил, что валун медленно, словно нехотя, приближается. До спасения оставалось немного. Обогнув валун и оттолкнувшись от него, матрос выкладывал последние силы в неравной борьбе с морем. Наконец, нащупал ногами дно и побрел к своему крейсеру.

Казалось бы, берег совсем близко, но впереди расстилалось коварное каменистое мелководье. Пловец сильно замерз. От усталости ноги скользили по камням. Несколько раз Вячеслав падал даже там, где вода едва достигала колен. Выбравшись на берег, наспех оделся и побежал к своим. Сослуживцы в это время развлекались игрой в волейбол. Активная игра в мяч помогла окончательно согреться и не заболеть.

К счастью, об опасных похождениях своего матроса не узнали ни командир крейсера капитан 1 ранга Цветков, ни командир БЧ-5 капитан 2 ранга Редькин, ни командир машинной группы старший лейтенант Семечко.

Потом Вячеслав удивлялся, почему он спортсмен со вторым разрядом по велоспорту и третьим по штанге, так долго не мог преодолеть, в общем-то, небольшое расстояние, и благодарил судьбу за то, что его сослуживцы не пошли вместе с ним.

И только, вернувшись домой, в родной Мичуринск, Вячеслав Серафимович в полной мере узнал, какой опасности подвергался. В одной из передач он услышал, что на море пляжи организуют только там, где течение идет к берегу, а не наоборот. Потому и купаться в неизвестных местах нельзя ни в коем случае. А уж если пришлось оказаться в неизвестных водах с коварным течением, нужно плыть вдоль берега, пока оно не повернет к побережью. Правда, направление может измениться через один, два, а то и пять-десять километров, и тогда шансы на спасение сводятся к нулю.

Навсегда в памяти моряка останутся годы службы на флоте и приключение, которое едва не стоило ему жизни. На его личном примере русская поговорка «Не зная брода, не суйся в воду» оправдала себя в прямом смысле. Потому и День Военно-Морского флота для Вячеслава Серафимовича Мурлина не только праздник, но и напоминание о том, что море не любит беспечных и не прощает ошибки.»

В своем недавнем письме Николай Казаков обратился к ветерану с просьбой прислать некоторые фотографии и дополнительные сведения. С удовольствием размещаем присланное Вячеславом Серафимовичем.

«В 1958 году, когда я прибыл на крейсер, он базировался в военно-морской базе Таллин. Входил в состав 76 бригады эсминцев. Стоял в Купеческой гавани. Недалеко располагалась Минная гавань, в которой размещались разнородные силы — сторожевые корабли, тральщики, катера. Так в дивизион сторожевых кораблей входили — «Ураган», «Вихрь», «Смерч», «Туман». Про себя мы их величали дивизионом «плохой погоды».

В течение всего года КРЛ «Жданов» активно участвовал во многих учениях, стрельбах, походах по Балтийскому морю, в параде на Неве в Ленинграде.

Фотография крейсера «Жданов» на параде на Неве относится к 1955 году.

Где-то в 1959 году после ремонта корабль стали готовить к «загранке». Куда — не знаю. Крейсер был выкрашен как внешне, так и изнутри. Нас даже учили как надо себя вести и иностранном порту... Но неожиданно поход отменили.

Отношения с местным населением — эстонцами, складывались плохо.

Сейчас уже не секрет, что до конца 50-ых годов еще имелись отдельные мелкие группки националистов, которые разбрасывали листовки, не раз перехватывались их радиодонесения. Хоть в увольнение ходили в основном группами, все равно были случаи захвата и убийства матросов. Ввиду этого всякое бывало. Так, например, в одно «проворачивание» было произведено несколько выстрелов из зенитного автомата в сторону города, точнее парка.

Говорили, что это «случайные выстрелы», а с другой стороны могли и нервы сдать...

Все это накаляло обстановку, итак довольно напряженную. Правительство Эстонской республики пыталось неоднократно «демилитаризировать» Купеческую гавань. Это случилось как раз после ухода «Жданова».

С первых лет службы на крейсере завелась традиция — когда демобилизовывался кочегар, то из дымовой трубы пускали «медведя». Так называлась густая «шапка» черного дыма. На этот счет были выработаны все возможные категорические запреты, но..., периодически они случались.

Думаю, многие ждановцы их помнят. Очень возможно, что эта «шапочка» была пущена в момент последнего выхода из Таллина, на прощание...».

Кто-то заканчивал службу и уезжал домой, а кто-то ее начинал... Благодаря поискам саратовца Николая Фафелина публикуем подборку фотографий другого саратовца — Виктора Овсянникова.

После постановки «Жданова» на консервацию в Балтийске его служба продолжилась на эсминце пр.57 «Гремящий» Северного флота. Он только вошел в строй. Пожелаем ветерану скорейшей поправки после тяжелой болезни.

Ввиду сокращения вооруженных сил из боевого состава была выведена и часть крейсеров пр.68 бис, те же, что находились в постройке, вообще были разобраны...

Майские праздники 1960 года уже довольно сокращенный экипаж крейсера «Жданов» отметил уже в Балтийске.

На снимке — командир крейсера капитан 1 ранга Цветков Василий Васильевич. Много сил и здоровья он вложил в корабль за годы своего командования. Но даже отличное состояние матчасти, недавняя модернизация, не спасла крейсер от консервации.

Как обычно перед праздниками на корабль прибыли шефы из Саратова. Комсомольцы вручили свои скромные подарки, пожелали успехов в службе. На переднем плане замполит капитан 3 ранга Голушко А.И., чуть правее командир ДУК БЧ-2 капитан 3 ранга Шнайдер В.Р.

В качестве культурной программы прошло выступление Рязанского хора.

На одном из кораблей виден бортовой номер 310. Это крейсер «Орджоникидзе». Вскоре он перейдет на Черноморский флот, а после будет продан Индонезии.

На последней фотографии думаю многие узнают очень популярного артиста 40-60 годов Юрия Тимошенко, он же «Тарапунька».

Выступал он в дуэте с другим известным артистом эстрады — Ефимом Березиным («Штепсель»). Сделана фотография наверняка в кубрике № 18 — наш корабельный клуб.

Еще раз выражаем свою признательность нашим ветеранам ждановцам 50-ых за их отзывчивость, память о корабле. Пожелаем им здоровья и жизненного долголетия.

Подготовили В.Арапов, Н.Казаков, В.Патосин, Н.Фафелин.
Опубликовал К. Трунов.
март 2013 года.



Главная  / КРЛ «Жданов», 50-е годы  /
Фотозаметки от ветеранов-ждановцев конца 50-ых В.С.Мурлина и В.Овсянникова