Главная  / Архивные данные  /

Приказы по КРУ «Жданов» 1971-1972 (август) годы.

В имеющейся у нас Выписке из приказов за 1971 год написано собственно немного.

В Приказе № 533 от 03.10.1971 года читаем следующее:
«Выполнено в 1971 году
— ремонт и переоборудование корабля.
— успешно проведены швартовые, заводские, ходовые испытания.
— сданы СК-1, СК-2.
В настоящее время корабль готовится к государственным испытаниям.»

Вследствие краткости информации предпринимаем попытки рассказать о том времени больше. Так ранее в 2010 году нами было опубликовано две статьи из книги Ан. Лубянова «Черноморские крейсера проекта 68-бис» с нашими дополнениями о периоде модернизации крейсера.

Однако и они не исправили положение. Поэтому принято решение начать публикации по годам модернизации. Тем самым мы вспомним и отдадим дань тем, кто служил на крейсере в период переоборудования и капитального ремонта в 1965-1971 годы.

На переднем плане акватория Севморзавода, где прошла модернизация крейсера.

Стенка, у которой стоял корабль правым бортом в 1970-1971 годах.

В силу различных обстоятельств переоборудование и капитальный ремонт крейсера «Жданов» затянулся. 28 ноября 1970 года на его борту состоялось совместное совещание представителей Главного штаба ВМФ, ГУК и МСП под председательством главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала флота СССР С. Г. Горшкова.

На нем было установлена окончательная дата по завершению всех работ и передачи корабля ВМФ — ноябрь-декабрь 1971 года. К началу 1971 года были завершены следующие работы — снята 3 башня главного калибра, два пятитрубных торпедных аппарата, минные дорожки, два вспомогательных котла, ряд приборов и станций. Установлена бизань-мачта, ЗРК «ОСА-М», оборудована вертолетная площадка, 4 автомата АК-230, новые РЛС. Выполнены все объемы работ по капитальному ремонту.

Несмотря на этот приличный перечень сделанного, чтобы успеть в установленные сроки, был задействован весь потенциал завода, флотских учреждений и служб, экипажа корабля. Ежедневно в помещениях крейсера трудились сотни рабочих и техников.

Фотоснимков крейсера в заводе увы, немного. Опубликованные повторять — не в наших правилах. На предлагаемых «новых» — крейсер на втором плане. На первом снимке — в левом углу он почти не виден в дымке, возле крана. На втором — между корпусов кораблей видны уже три мачты будущего КРУ.

На обоих снимках виден эсминец пр. 56 с бортовым номером 353. На мой взгляд — эсминец «Благородный». Через некоторое время, весной 1972 года с него к нам придут офицеры — помощником Кандаков, начальником РТС Чесноков, командиром 1 дивизиона связи Киселев.

К первомайским праздникам 1971 года крейсер начал освобождаться от лесов, снималась обрешетка мачт, надстроек и труб. Как и весь Черноморский флот экипаж корабля с хорошим настроением встречал Первомай. В этой связи была возможность открыто фотографироваться. Несколько фотографий от Сергея Кителя БЧ-5, ДЖ.

 

Хороший снимок получился у Николая Кощавцева БЧ-5. В кадр попал ПКР «Ленинград». С него Виктор Власов сделал свое фото, на котором мы видим «Жданов». На других построение по «Большому сбору», командир крейсера капитан 1 ранга Р. Проскуряков, замполит капитан 2 ранга В. Корников и командир БЧ-4 капитан 3 ранга Н. Терехин. Фотографии из альбомов С. Китель и А. Иванова.

Двоякие чувства одолевали тех, кто готовился к увольнению в запас. С одной стороны радовала предстоящая встреча с домом, близкими и родными — ведь наступала новая жизнь! А с другой все же жаль покидать уже родной корабль, да к тому же перед самым выходом в море... Среди них был и ст. матрос Александр Иванов. Увы, полного списка уволенных той весной у нас нет.

На снимке — Александр Иванов 1 Мая. Уже 12 мая он отправится домой.
Рядом с ним еще один его сослуживец и земляк, служивший парикмахером.

Станислав Эдуардович Змачинский, как очевидец, так описывает те майские дни.

Я был назначен на должность командира 1-й башни главного калибра в мае 1971 года с должности командира батареи ЭМ «Находчивый», на котором я отнес свою первую боевую службу. Эта БС впервые на ЧФ длилась 180 суток.

Прибыл я на крейсер, стоявший у стенки Севморзавода во второй половине рабочего дня. На корабле творилось что-то невообразимое — всюду было полно рабочих и каждый был занят делом. Личный состав на верхней палубе и в коридорах обеспечивал огневые работы, точек с которыми было не счесть. Вокруг стоял грохот, стук. Обстановка как в преисподней, дураку было понятно, что идет завершающая стадия ремонта, даже не идет, а летит!

Встретил меня командир дивизиона капитан 3 ранга Гелумбовский Георгий Петрович. Из беседы с которым я узнал много нового и интересного, но отнюдь не радостного для меня. В дивизионе было три башни, личного состава — на 3 башни. Штатных командиров башен вместо трех — я один. Комдив ласково, но твердо объяснил мне, что командовать я буду «пока» всеми тремя башнями и подчиненных у меня будет около сотни человек.

«Перспективочка» не из приятных. Отказаться я, естественно, не мог. Так в ДГК стало три офицера — комдив, командир НГУАО лейтенант В. Б. Кутьин и я.

На третьи сутки моей службы на крейсере старпом капитан 2 ранга Ефремов арестовал меня на трое суток за не надраенную рынду на баке. После обеда на построении по малому сбору можно было наблюдать зеленую презеленую рынду, висевшую на носовой надстройке. До обеда рабочие разобрали на ней леса, ранее скрывавшие рынду от старпомовского глаза. «Командиру приборки трое суток ареста!» Но я был лейтенант не трусливый и гоношистый. Вместо «есть» ответил старпому примерно так — «Пока я выполнял на просторах Мирового океана задачи боевой службы, Вы в заводе выращивали зелень на рынде, а я теперь за вас должен париться в камере?». Старпом чуть не лопнул от злости, но поняв, что перед ним лейтенант какой-то не такой, промолчал. Больше он меня так грубо не трогал.

Несомненно, общая обстановка тех дней была напряженной и нервозной. Приближался и первый ответственный этап — швартовые испытания. Согласно документам испытание прошло во второй половине мая — июне. Особая нагрузка в этот момент падала на боевую часть пять. Ее личный состав должен был совместно с инженерами и техниками завода после долгого перерыва вновь «оживить» корабль.

Напомню, что командиром электромеханической боевой частью по-прежнему оставался капитан 2 ранга Виктор Иванович Смирнов. Ему во второй раз пришлось восстанавливать жизненную деятельность крейсера. Шесть лет назад это было в Балтийске и Лиепаи. Командиром дивизиона движения являлся капитан 3 ранга Барилов Александр Семенович. Командир дивизиона живучести капитан 3 ранга Боков Станислав Анатольевич, а электромеханическим дивизионом командовал капитан 3 ранга А. Чугунов.

 

Волнующими для экипажа стали первые пробы машин с проворачиванием винтов у стенки! Впервые за годы стоянки «задышали» котлы и турбозубчатые агрегаты, пришли в движение линии валов, вспенились белые буруны за кормой, до предела натянув швартовые концы. Матросы и старшины БЧ-5 на боевых постах, у своих мест заведования постигали все тонкости обслуживания машин, агрегатов, котельного оборудования и т.д.

Несколько фотографий от Сергея Кителя и Петра Мазура.

Для освещения общей обстановки того времени необходимо хотя бы немного вспомнить, что происходило на Краснознаменном Черноморском флоте. Весной прошел широко освещаемый визит крейсера «Дзержинский» во Францию, порт Гавр. Позднее на нем же Министр обороны Маршал Советского Союза А. А. Гречко с большой свитой выходил в Средиземное море. На банке Джонстон точка № 14 Эгейское море состоялось расширенное совещание с командованием 5-ой Средиземноморской эскадры. Еще позже прошло значимое для флота учение «ЮГ».

Крейсер «Дзержинский».

Прибытие на борт Главкома Адмирала Флота СССР С.Г. Горшкова, за ним адмирал Гришанов, командир 30 дивизии контр-адмирал Соколан,
командир «Дзержинского» капитан 1 ранга Уланов.

Рапорт командира 5 эскадры контр-адмирала Леоненкова Министру обороны. В строю начальник штаба эскадры капитан 1 ранга Капитанец.

Фотографии из альбомов А.Конончука и П.Мазура.

В период всей модернизации части экипажа крейсера «Жданов» довелось побывать в различных командировках, на кораблях уходящих на боевые службы. Так что теперь понятно откуда в наших альбомах попадаются фотографии не относящиеся к крейсеру. Видимо кто-то из ждановцев был прикомандирован в тот момент на «Дзержинский» и не один.

Или такой пример. В мае 1969 года на Черноморский флот был призван Стефак Николай Васильевич. После Севастопольского учебного отряда в.ч. 51330 распределился на крейсер «Жданов». В его альбоме сохранился очень редкий кадр примерно осени того 1969 года.

Через год Николай после повышения квалификации по ВУС 433 отправился в свою первую командировку. Судя по номеру в.ч. 42859 — на гвардейский БПК «Сообразительный». На нем совершил несколько боевых служб, участвовал в крупных учения ЧФ «ЮГ» в 1971 году.

Примечание: В. Арапов. На последнем снимке — английский авианосец «ARK ROYAL». Осенью 1970 года он стал «обидчиком» советского эсминца «Бравый» из-за столкновения с ним погибло двое наших моряков — Ю. Михайлюк и Б. Стройкин. Украинец и русский...

На снимке В.Бушуева эсминец «Бравый» в период выхода из ремонта и восстановления после столкновения. Фото сделано с крейсера «Жданов».

В журнале «Гангут» за № 79 2014 года вышла статья Ан. Одайника «История одного столкновения».

В Севастополе Николай встретил свою любовь, здесь состоялась и свадьба молодоженов. После службы Николая они прожили долгую совместную жизнь. Увы, Николая Васильевича уже нет с нами четыре года. Спасибо его сыну Тарасу за память об отце.

 

Еще некоторые фотоснимки Николая будут опубликованы в последующих статьях.

В преддверии ходовых испытаний «Жданов», как и весь советский военно-морской флот отметил свой праздник — День ВМФ. Несколько отличных фотографий из альбома Сергея Кителя.

На снимках — подготовка праздничной колоны боевых кораблей. 25 июля 1971 г. День ВМФ. БОЛЬШОЙ СБОР на крейсере «Жданов». Подняты флаги расцвечивания. Построение в ожидании катера командующего. Экипаж наблюдает военно-морской парад с бака и надстроек.

И еще одна фотография того дня. Ранее не знал, что ждановцы не имели своего штатного оркестра... оказывается он у нас был только внештатный. Но это тема отдельной статьи. А пока снимок от Шамиля Алиева, он кстати на нем есть. На тот период дирижер и худрук оркестра старшина сверхсрочной службы Пюро.

Во второй половине августа крейсер приступил к ходовым испытаниям. Конечно, первый выход стал праздником для всех, находящихся на борту. Прошел выход по заводским правилам с помощью буксиров. На внешнем рейде Севастополя наступил исторический момент. Боцманская команда под командованием мичмана Горшкова отдала буксирам троса и заработали винты крейсера на малый ход вперед. После проверки механизмов на ходу, буксиры отвернули и взяли курс на Главную базу, а «Жданов» начал выполнять программу ходовых испытаний.

Командир корабля капитан 1 ранга Роберт Проскуряков и главный строитель Арон Айзин поздравили экипаж и рабочих завода с этим волнующим событием. Отметим, что в период 1970-1971 годы и на первые выходы в море крейсер имел бортовой номер — 855.

На снимках — один из первых выходов крейсера. Фотография сделана с борта ПКР «Ленинград» Виктором Власовым.
Без малого почти 6 лет корабль не проходил через севастопольские боны. Фото Сергея Кителя.

На борту сосредоточилась огромная людская армия. Без малого две тысячи моряков, инженеров и техников из сдаточной команды несли совместные ходовые вахты, испытывали приборы и механизмы корабля в различных режимах. На мерной линии крейсер показал скорость более 32 узлов. При движении под одним котлом корабль развивал скорость более 17 узлов. Заводчане и моряки поочередно проверили в разных режимах все 6 котельных установок.

Фотографии Сергея Кителя и Петра Мазура БЧ-5

До начала государственных испытаний «Жданов» успел пройти и докование на Северной стороне. Уже в доке имел бортовой номер — 854, далее — размагничивание.

Фотоснимки ждановцев Г. Сидорова, С. Кителя и севастопольца Вит. Костриченко.

Государственные испытания прошли в октябре-ноябре. Главный строитель Арон Айзин по-деловому организовал работу сдаточной команды. Если в ходе испытаний обнаруживалась поломка или недоделка, которая не могла быть устранена на борту — Айзин оперативно выходил на связь с заводом и выдавал срочное задание, причем невзирая на время суток — часто и глубокой ночью. Реакция завода была мгновенной — на внешний рейд высылался заводской буксир, на котором доставлялась требуемая деталь или механизм. Испытания шли круглосуточно.

На снимках — вахтенный офицер ст.л. В. Кутьин и гл. строитель Севморзавода Арон Айзин.
Ст.л. В. Кутьин и командир БЧ-1 капитан 3 ранга Лоскутов. Фото В.Кутьина.

Артиллерийская боевая часть крейсера с помощью рабочих артзавода произвела отстрел всех орудий — главного, универсального и зенитного калибра, проверила приборы управления стрельбой. Тогда же прошла приемка и новой для корабля артсистемы АК-230. Испытали и появившуюся на борту салютную пушку.

 

На снимках — стрельба 1 башни ГК под командованием ст. лейтенанта Станислава Змачинского, универсального калибра правого борта 1 батареи ст. лейтенанта Владимира Фурса. Подготовка к отстрелу кормовых зенитных автоматов.
Фотографии С. Кителя, П. Мазура, Ш. Алиева.

При необходимых заходах в базу «Жданов» в этот испытательный период и пожалуй до самого окончания сдачи курсовых задач использовал 5-ые бочки.

КРУ «Жданов» на 5-ых бочках.

Встреча с ОС-24 бывший крейсер «Ворошилов».

Панорама Севастопольской бухты тех дней. Фотографии В. Кутьина, С. Кителя, В. Бушуева.

Прошла испытание также новая вертолетная площадка. Корабельный вертолет КА-25 выполнил 37 полетов днем и ночью, на стопе и на ходу. Связь и управление его полетами обеспечивались корабельными КВ и УКВ радиостанциями, приводной радиостанцией, новой РЛС обнаружения воздушных целей «Киль» и навигационной РЛС «Дон».

Фотографии С. Китель, П. Мазура и В.Арапова.

За годы стоянки в заводе состав корабля менялся несколько раз. К началу ходовых испытаний крейсер быстро пополнялся личным составом до нормы. Даже в те годы были трудности с комплектованием экипажей кораблей. Поэтому на флоте укоренилась практика переброски моряков с ремонтирующихся на плавающие корабли. На этот раз при подготовке крейсера «Жданов» к вводу в строй немало моряков пришло с крейсера «Кутузов», ставшего сначала в ремонт, а потом на консервацию и крейсера «Слава».

Экипаж горел желанием поскорее выйти в море и это желание подкреплял добросовестной учебой и улучшением дисциплины, которая за годы стоянки в заводе, конечно, имела свои недостатки и нарушения.

Группа ждановцев из БЧ-5, среди которых автор фотографии Петр Мазур, а также Сергей Китель, матрос Мокшев и другие в увольнении на Малаховом кургане.

На двух других фотографиях Ивана Бирюкова — концерт довольно известного артиста, правда, кто это вспомнить не удалось.

7 ноября 1971 года крейсер находился в акватории Севморзавода, у стенки. До конца государственных испытаний еще был почти месяц.

Момент выступления зам.командира по политчасти капитана 2 ранга В. Корникова накануне 54-ой годовщины Октября.
В кадре и старший помощник капитан 2 ранга Ефремов. Фото Геннадия Сидорова.

В октябре вышел Приказ министра обороны об очередном увольнении и призыве. Публикуем список тех, кто готовился к увольнению.

 

 

На снимках — ждановцы Николай Кошавцев, Александр Свиридов и Геннадий Сидоров.

К сожалению, список не полный так как печатался ранее и по каким-то причинам некоторые ждановцы в нем не упомянуты. Как, например, Геннадий Сидоров из БЧ-2, дивизион главного калибра.

На этих фотографиях из его альбома те, кто в середине ноября отправились домой.

На снимке — матрос Болтуков, ст. 1 ст. Плужник, ст. матрос Санин.

На снимке — ст. матрос Г. Сидоров, матрос Болтуков, матрос Калишук, матрос Сулима.

Наконец, комиссия государственной приемки от 29 ноября печатает свой Приемный акт после полного окончания государственных испытаний. В нашем распоряжении только первый лист. Как видим Главнокомандующим он утвержден лишь в конце декабря того года.

 

К моменту подписания приемного акта на крейсере еще не были проведены испытания ракетного комплекса 4К-33 «ОСА». На период ходовых испытаний на бизань мачте отсутствовала РЛС. Возможно лишь в ноябре, находясь у заводской стенки, она была установлена. Во второй половине декабря был загружен необходимый комплект ракет для испытаний на феодосийском полигоне. Стрельбы прошли в период 24-30 декабря о чем значится в Приказе командира КРУ «Жданов»

 

На последнем снимке — командир ЗРК капитан-лейтенант В. Изотов, командир 1 башни ГК С. Змачинский и мичман Романенко.

В конце года крейсер управления «Жданов» был включен в состав 150 бригады больших ракетных кораблей Краснознаменного Черноморского флота. Несколько фотографий из приемного акта, публикуются впервые. Прислал Николай Казаков БЧ-4.

 

С хорошим настроением экипаж корабля встретил новый 1972 год.

Фото Мельникова на баке и Сергея Кителя в одном из кубриков БЧ-5 дивизиона живучести.

14 января 1972 года состоялось повторное совместное совещание представителей ГШ ВМФ и ГУК, МСП на борту КРУ «Жданов» под руководством начальника Главного штаба ВМФ Адмирала флота Н. Д. Сергеева.

Фотография из альбома Ивана Бирюкова БЧ-5

25 января 1972 года КРУ «Жданов» отметил 19 годовщину поднятия военно-морского флага. Ровно столько же лет судьбой было уготовано крейсеру просуществовать в будущем.

На снимке Сергея Кителя КРУ «Жданов» 25 января 1972 года.

После визита адмирала флота Н. Сергеева была поставлена задача скорейшего ввода КРУ «Жданов» как боевой единицы. К тому времени главный штаб ВМФ уже прорабатывал крупные штабные учения «СЕВЕР 72» под руководством высшего командования армии и флота. В них должен был принять участие и пройти испытания крейсер управления. Ввиду этого командующий КЧФ адмирал Сысоев лично курировал подготовку крейсера.

На снимке Ивана Бирюкова БЧ-5 командующий КЧФ адмирал Сысоев.

На сдачу курсовых задач он выделил два месяца. Прежде всего, корабль должен был пройти доукомплектование личного состава с заводского до штатного расписания.

Процесс сложный, нервный и болезненный, выматывающий нервы комсоставу. Шло освоение специальностей непосредственно на постах, сдавались необходимые зачеты по их обслуживанию. В качестве примера еще один приказ командира крейсера. В нем упомянут в основном личный состав некоторых боевых постов БЧ-4 и БЧ-5.

 

На снимках — матрос Негреев, матрос Гордеев (за его спиной крейсер «Адмирал Ушаков»), матрос Александр Тимофеев (за его спиной крейсер «Мурманск»), матросы Ненашев, Бирюков и ст. л Задорожный, матрос Брильков.

Еще несколько выписок из приказов по кораблю.
Прием задач К-1 26.01.1972 г. приказ № 57.
Приказ № 226 от 29.03.72 года. Списочный состав на 29.03.1972 года (котловое довольствие).
Офицеры — 66 чел. 2. Ст. св. сл. — 22 чел. 3. Ст. и матросы — 858 чел.
Прикомандированные: Офицеры — 40 чел, мичмана — 14 чел, ст. и матросы — 33 чел.
Приказ № 235 от 31.03.1972 года. Прием задач К-2.
Приказ № 239 от 02.04.1972 года. Смотр корабля командующим КЧФ. (неудовлетворительно).
Приказ № 288 от 30.04.1972 года. Зачетные стрельбы № 10(ГК), № 63 (УК).
Приказ № 327 от 20.05.1972 года. Выполнено на 18.05.1972 год на «отлично» зачетная арт. Стрельба ГК (№ 81). Имеется 7 попаданий.
Приказ № 377 от 06.06.1972 года. 30 мая 1972 года смотр корабля командующим КЧФ и офицеров штаба.
Приказ № 462 от 15.07.1972 года. Проведены зачетные стрельбы АС-17 (главный калибр-ГК), АС-63 (универсальный калибр-УК), АС-51 (зенитный калибр-ЗК).

В эти же сроки состоялись и новые стрельбы ЗРК «ОСА».

Впервые в первомайские праздники КРУ «Жданов» принял участие в военно-морском параде Черноморского флота. Уже традиционно в это время прошло прощание с сослуживцами, уходящими в запас. Многие из нас хорошо помнят те последние дни на корабле — в них и радость, и грусть.

Перед вами список уволенных в запас весной 1972 года. Насколько он полный, сейчас трудно сказать.

Среди уволенных Сергей Китель БЧ-5. Благодаря ему сохранились многие редкие фотографии из того периода службы крейсера «Жданов».

Механики БПЧ ЗАС Юрий Пинчуков (в форме три), Н. Петров (или Л. Кобельчук) и радиомастер Анатолий Демкин
Фотография из альбома последнего.

Примечание: В. Арапов. Как вспоминает командир группы С. В. Яросевич, Юрий был настоящим специалистом ЗАС. Вскоре «боевой номер 4-15-23» будет на робе автора этих строк — такая вот перекличка поколений...

Где-то с конце июня, в начале июля КРУ «Жданов» посетила большая группа слушателей Академии Генерального штаба, в основном стран Варшавского Договора. Несколько фотографий той встречи со ждановцами из альбома Петра Мазура БЧ-5.

 

На последнем снимке — слева направо капитан 2 ранга зам. начпо 30 дивизии С. С. Рыбак, капитан 1 ранга начальник штаба 30 дивизии С. П. Кострицкий, зам. командира по политчасти КРУ «Жданов» капитан 2 ранга В. И. Корников. За ними узнаваемо лицо мичмана, а вернее старшины сверхсрочной службы Пюро, матроса БЧ-4 А. Доброходова. Спасибо Станиславу Змачинскому за уточнении фамилий на снимках.

Среди тех кто посетил с проверкой крейсер был и первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирал флота В. Касатонов.

Очень редкий кадр из альбома Петра Мазура. На нем прибытие адмирала В. Касатонова на КРУ «Жданов». За ним следует командир крейсера капитан 1 ранга Р. Проскуряков. Чуть сбоку, слева начпо 30 дивизии капитан 1 ранга Дубягин. Далее по всей вероятности адмирал В. Сысоев, контр‑адмирал Васюков и начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Кострицкий.

Все первоначальные задачи выполнены. Впереди первый дальний поход в качестве крейсера управления — переход Севастополь-Североморск.

 

Подготовили В. Арапов, Н. Казаков, В. Патосин.
Опубликовал К. Трунов.
декабрь 2015 года.



Главная  / Архивные данные  /