Главная  / Архивные данные  /

Уважаемые ждановцы, читатели сайта!

Продолжаем вас знакомить с архивными документами. В этой публикации речь пойдет о выходе КРУ «Жданов» в район Атлантического океана с 5 марта по 14 апреля 1973 года.

В качестве предисловия несколько Приказов по кораблю начала 1973 года.

Приказ командира войсковой части 63834 № 6 от 01 января 1973 г. ПО СТРОЕВОЙ ЧАСТИ

Приказ командира войсковой части 63834 № 138 от 01 марта 1973 г.
О ПООЩРЕНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЗА ПОДГОТОВКУ КОРАБЛЯ К НЕСЕНИЮ БОЕВОЙ СЛУЖБЫ

Увы, Выписки из вахтенного журнала довольно кратки... В связи с этим подобранный фотоматериал хоть как-то скрасит однообразный текст, «оживит» память участников того похода.

При желании можно также перечитать и опубликованную еще в 2001 году статью «Записки механика ЗАС 1973 г.», где довольно точно описаны события тех дней.

Итак, 10 часов утра 5 марта 1973 года Севастопольская бухта. Снимаемся с бочек, поднимаем якоря... На баке оркестр исполняет «Марш славянки», экипаж построен вдоль бортов, крейсер «Грозный» также выходит в море для выполнения своих задач (возможно на съемки худ. фильма «Визит вежливости»).
Звучит сигнал «Учебно-боевая тревога».
Прощай любимый город!

   

   

Выписки из вахтенного журнала КРУ «Жданов»
в период с 5 марта по 14 апреля 1973 года.

В вахтенных журналах крейсера «Жданов» Черноморского флота на первую половину 1973 года значится:

Черное море, вторник 6 марта

00.00 корабль следует на боевую службу согласно боевого распоряжения № 006

06.18 вошли в территориальные воды Турции

Эгейское море, среда 7 марта

00.00 корабль следует в одиночном плавании на БС

14.30 самолет БПА ВМС США типа «Орион» начал облет корабля

Средиземное море, четверг 8 марта

00.00 корабль следует в одиночном плавании на переходе морем

10.38 самолет ВМС США типа «Орион» начал облет корабля

13.55 самолет типа «Орион» скрылся

   

   

   

В период перехода текла обычная корабельная жизнь по ходовому графику — вахта, приборка, проворачивание и так далее, вплоть до борьбы с «пруссаками»...

Мальтийский пролив, пятница 9 марта

00.00 корабль следует в отдельном плавании на переходе морем

Средиземное море, суббота 10 марта

00.00 корабль следует в отдельном плавании на переходе морем

13.20 самолет ВМС США типа «Орион» начал облет корабля

13.58 самолет типа «Орион» скрылся

Средиземное море, воскресенье 11 марта

00.00 корабль в одиночном плавании 37°05′00″ N, 02°02′02″ OST

10.35 самолет ВМС США типа «Орион» начал облет корабля с П+140°

11.35 самолет скрылся

Средиземное море, понедельник 12 марта

00.00 корабль лежит в дрейфе 35°26′05″ N, 02°03′34″ OST

10.55 самолет ВМС США типа «Орион» начал облет корабля

10.30 самолет типа «Орион» скрылся

13.37 самолет типа «Орион» 5 патрульной эскадрильи ВВС США начал облет корабля

14.00 самолет скрылся

Средиземное море, пролив Гибралтар, вторник 13 марта

00.00 корабль в одиночном плавании 36°26′05″ N, 02°03′34″ OST

13.20 самолет ВМС США типа «Орион» начал облет корабля

13.58 самолет типа «Орион» скрылся

На подходе к проливу Гибралтар заметно потеплело, улучшилось настроение, но не надолго.

   

   

Атлантический океан, среда 14 марта

00.00 корабль в одиночном плавании

13.20 самолет типа «Орион» начал облет корабля

13.58 самолет типа «Орион» скрылся

Почти сразу после прохода Гибралтара пошла качка, которая продолжалась в период всего пребывания в Атлантике.

Атлантический океан, четверг 15 марта

00.00 корабль в отдельном плавании на переходе морем

17.12 самолет базовой патрульной авиации с английскими опознавательными знаками по П=260°, D=5 км «Нимрод» произвел облет корабля и удалился ...

Атлантический океан, пятница 16 марта

00.00 корабль в отдельном плавании на переходе морем

10.50 по П=300° обнаружен самолет типа Бреге 1150 «Атлантик» ВМС Франции. самолет начал облет корабля

11.35 самолет типа Бреге 1150 «Атлантик» скрылся

Атлантический океан, суббота 17 марта

00.00 корабль в одиночном плавании на переходе морем

11.55 самолет типа «Орион» начал облет корабля

12.45 самолет типа «Орион» скрылся

В период с 18 марта по 31 марта корабль находился в Атлантическом океане, в указанный период проводились работы по уходу за материальной частью, корпусом корабля, плавсредствами, такелажем...

Вроде написано все верно, но за этими сухими официальными строчками тяжелый труд всего экипажа, борьба за живучесть крейсера в девятибалльный шторм, выполнение тех задач, ради которых корабль прибыл в данный район.

Прилагаем Приказ о списании шлюпки, утерянной в результате шторма.

На снимке мичман Горшков с подчиненными в борьбе со стихией

 

На снимках — инженер БЧ-4 ст. лейтенант А.К. Бучак
и механики БПЧ ЗАС БП-15 Б.Гераськин и С.Афанасьев.

Атлантический океан, воскресенье 1 апреля

00.00 корабль с танкером «Ленинград» следует в порт Севастополь

12.32 самолет типа «Орион» начал облет корабля

12.45 самолет типа «Орион» скрылся

Атлантический океан, понедельник 2 апреля

00.00 корабль в одиночном плавании 38°48′ N, 11°54′ W

11.55 самолет типа «Орион» ВМС США начал облет корабля

12.45 самолет типа «Орион» скрылся

В течение всего похода за нами постоянно велось наблюдение авиацией США и НАТО. При подходе к Гибралтару они набросали столько буев, что некоторые мы успели выловить. Это «шоу» наблюдал весь свободный от вахт экипаж.

   

После штормов. Совместная стоянка с танкером «Ленинград» с традиционным перетягиванием каната. Снимок связиста Василия Никоненко.

Атлантический океан, в проливе Гибралтар, вторник 3 апреля

00.00 корабль одиночным плаванием следует в Гибралтарский пролив

02.05 вошли в пролив Гибралтар

03.50 вышли из пролива Гибралтар, вошли в Средиземное море

08.55 самолет типа «Орион» ВМС США начал облет корабля

09.10 самолет типа «Орион» скрылся

После выхода в Средиземное море появилась возможность устранить неисправности баковых антенн. Им более всего досталось во время шторма.

   

На снимках — связисты 2 и 3 дивизиона связи (В.Билан и другие) вовремя профилактических работ под командованием офицеров В.Кидова и В.Капогузова.

Конечно, возвращение в Средиземку добавило всем, как сейчас говорят — позитива!

   

   

В период с 4 апреля по 8 апреля корабль стоял на якоре в точке № 64 в Средиземном море. В указанный период проводились корабельные учения по ПВО, работы по уходу за корпусом корабля, плавсредствами, РТУ по морской цели, подготовке к плаванию в штормовых условиях...

Лучшие специалисты по итогам соцсоревнования боевых частей и служб крейсера. Фотография Виктора Торопа БЧ-1.

Средиземное море, понедельник 9 апреля

00.00 корабль в одиночном плавании 36°05′06″ N, 01°21′08″ OST

10.45 самолет ВВС Франции типа «Атлантик» начал облет корабля

11.00 самолет типа «Атлантик» скрылся

Средиземное море, вторник 10 апреля

00.00 корабль в одиночном плавании

По понятным причинам не все эпизоды похода отражены в Выписке...

Так в точке № 3 крейсер по правому борту принимал СКР, по всей вероятности — «Куница».

Была произведена дозаправка топливом крейсера от танкера «Борис Чиликин» траверсным способом на ходу, пробная передача сухих грузов.

Средиземное море, среда 11 апреля

00.00 корабль в одиночном плавании

08.41 с ПАУ «Форрестол» взлетел вертолет «СИ Кинг», курс на корабль

08.50 вертолет ВМС США «Си Кинг» начал облет корабля

09.00 с АВУ «Форрестол» начался взлет самолетов

09.05 объявили учебную боевую тревогу для проведения РДУ по АВУ «Форрестол»

10.21 начали РДУ по АВУ «Форрестол»

10.39 окончили РДУ по АВУ «Форрестол»

12.02 АВУ «Форрестол» скрылся

Средиземное море, четверг 12 апреля

00.00 — корабль в одиночном плавании 35°47′00″ N, 20°38′05″ OST

Эгейское море, пятница 13 апреля

00.00 корабль в одиночном плавании

05.52 вошли в территориальные воды Турции

18.45 вышли из территориальных вод Турции

Черное море, суббота 14 апреля

00.00 — корабль в отдельном плавании

10.15 — корабль поставили на 3 бочку

Прекрасное солнечное весеннее теплое утро 14 апреля.
На построении улыбки, шутки и смех.
Скоро встреча с родными, близкими и любимыми.
Здравствуй, Севастополь!!!

   

   

   

После постановки на бочки № 3 на борт КРУ «Жданов» с крейсера «Адмирал Ушаков» прибывает командование 30 дивизии и 150 бригады — контр-адмирал Васюков и начпо капитан 1 ранга Дубягин. На «Большом сборе» они поздравили экипаж с успешным выполнением задания.

   

Майские праздники крейсер встретил на тех же бочках № 3, но уже с новым бортовым номером — 856.

В статье использованы фотографии ждановцев — Ш.Алиева, Г.Бутенко, В.Бушуева, Водотыка, Кочеткова, В.Кутьина, Н.Максимова, О.Травкина, Н.Романова, А.Филатова, В.Никоненко, В.Торопа, С.Яросевича, а также Лупанова с СКР-84 и А.Иваникова с «Бориса Чиликина».

Выражаем особую признательность капитану 1 ранга Владимиру Васильевичу Кидову за предоставленный фотоматериал для последних наших статей.

Подготовили В.Арапов, Н.Казаков, В.Патосин.
Опубликовал К. Трунов.
Май 2013 года.



Главная  / Архивные данные  /
Выписки из вахтенного журнала КРУ «Жданов» в период с 5 марта по 14 апреля 1973 года.