Главная  / Архивные данные  /

Уважаемые ждановцы, читатели сайта!

Продолжаем Вас знакомить с историями боевых служб крейсера «Жданов». В этот раз речь пойдет о боевой службе 1976 года — с 15 мая по 7 октября.

Заранее отмечаем, что по некоторым воспоминаниям есть нестыковки о событиях и времени их проведения. Сознательно, воспоминания приведены в авторском варианте. Учитываем то, что авторами они писались по истечению многих лет после описываемых событий.

Для корректировки времени событий приводим Архивную справку, как первичный документ, в котором события приведены из вахтенных журналов крейсера.

Напомним, что в период с 9 по 25 декабря 1975 года крейсер прошел докование на Северной стороне. В продолжение ремонта стоял в Севастопольской бухте на бочках № 3, а также некоторое время возле пирса Угольной стенки.

На снимках — КРУ «Жданов» в доке и после него. Фото ждановцев О.Травкина, С.Зарудного и DDR.

С каждым днем шло пополнение экипажа крейсера за счет матросов с других кораблей и учебных отрядов, немало ждановцев вернулось из различных командировок. Крейсер активно готовился к боевой службе, к намечавшимся большим учениям.

Вот что вспоминает Александр Синиченко про этот подготовительный период:

«В марте приняли боезапас. В открытую шла речь о новой БС. Нас это сильно волновало, так как было не ясно, как поступят с «годками» в этот раз — возьмут в Средиземку, а потом оттуда отправят домой? Или возможно уйдем буквально через месяц-полтора из Севастополя! Уже была перешита форма, куплен чемодан, даже фотоальбомы некоторые из нас умудрились отправить домой по почте.

Нам срочно искали замену, а это порядка 120 человек, скорее даже больше. Молодежь гнали с разных кораблей, лишь бы укомплектовать экипаж. Впрочем, все кончилось хорошо и 3 мая нас всех спустили с корабля».

 

 

В 20-х числах марта крейсер успешно выполнил задачи по весеннему сбору-походу кораблей Черноморского флота, на «отлично» выполнил артиллерийские стрельбы всеми калибрами, с оценкой «хорошо» сдал курсовые задачи «К-1» и «К-2».

Сейчас сложно сказать насколько хорошо были проведены ремонтные работы в течение двух месяцев. Крейсер уже пятый год был «на ходу» и «косметический» ремонт особо не помог, да и сход самых подготовленных матросов и старшин наверняка сказался.

Как бы там ни было — крейсер должен был выйти в Средиземное море...

Наконец, 16 мая КРУ «Жданов» покинул Севастопольскую бухту. Новым бортовым (тактическим) номером стал — 855. Как станет известно позже — это будет последняя БС корабля в 70-х годах.

На снимке — КРУ «Жданов» перед БС 76. Фото Вит.Костриченко.

Публикуем Списочный состав экипажа на момент выхода.

Выписки из вахтенного журнала КРУ «Жданов» за 1976 год.

Черное море, воскресенье 16 мая

00.00 корабль в одиночном плавании следует в Средиземное море для выполнения задач боевой службы...

16.36 корабль вошел в состав кораблей 5-ой Средиземноморской эскадры кораблей ВМФ...

20.20 начали РДУ по морской цели...

21.00 окончили РДУ по морской цели...

Эгейское море, понедельник 17 мая

00.00 корабль в одиночном плавании следует в Средиземное море для выполнения задач боевой службы...

11.16 самолет типа «Альбатрос» греческой патрульной авиации произвел облет корабля...

21.30 встали на якорь в точке № 15...

Пролив Касос, вторник 18 мая

00.00 корабль стоит на якоре в точке № 15...

12.30 начали тренировки дальномерщиков по АВУ «Америка»....

13.00 окончили тренировки дальномерщиков...

Средиземное море, пролив Касос, среда 19 мая

00.00 корабль в точке № 15...

Средиземное море, восточнее острова Крит, точка № 15, четверг 20 мая

00.00 корабль в точке № 15...

Средиземное море, пятница 21 мая

00.00 корабль в одиночном плавании на испытании электромеханической установки...

08.38 стали на якорь в точке № 15...

Средиземное море, суббота 22 мая

00.00 корабль стоит на якоре в точке № 15...

14.15 два самолета ВМС США типа «Корсар» произвели облет корабля...

14.15 на корабль прибыл командир 5-ой Средиземноморской эскадры ВМФ контр-адмирал Акимов А.А.

На снимке — выступление командира 5-ой эскадры контр-адмирала А.Акимова. Фото ждановца Н.Казакова.

15.40 на корабль перешел штаб 5-ой Средиземноморской эскадры, подняли флаг командира эскадры...

(Примечание: штаб эскадры перешел на крейсер с плавбазы СФ «Магомет Гаджиев»).

Средиземное море, воскресенье 23 мая

00.00 корабль стоит в точке № 15 с координатами 45°07′06″ сев. широты, 26°27′00″ вост. долготы под флагом командира 5-ой эскадры ВМФ...

11.18 самолет патрульной авиации ВМС Италии типа «Атлантик» начал облет кораблей в точке...

Средиземное море, пролив Касос, понедельник 24 мая

00.00 корабль под флагом командира 5-ой Средиземноморской эскадры стоит на якоре в точке № 15...

Средиземное море, вторник 25 мая

00.00 корабль под флагом командира 5-ой эскадры следует в точку № 5...

Средиземное море, пролив Китира, точка № 5, среда 25 мая

00.00 корабль под флагом командира 5-ой эскадры ВМФ стоит в точке № 5 с координатами 36°01′08″ сев. широты, 22°51′00″ вост. долготы...

17.09 два самолета типа «Корсар» произвели облет кораблей в точке № 5...

На снимке — в точке, снимок с СКР «Волк»

 

На снимке — немало из тех, кто указан в Приказе № 295, присутствуют на данном фото — это телеграфисты и радиотелеграфисты ЗАС.
Плюс механики БПЧ ЗАС и связисты других постов.

Средиземное море, пролив Китира, пятница 28 мая

00.00 корабль под флагом командира 5-ой эскадры ВМФ стоит на якоре в точке № 5...

15.30 самолет ВМС США типа «Викинг» начал облет кораблей в точке...

15.35 самолет типа «Викинг» скрылся...

Средиземное море, 29-31 мая

00.00 корабль под флагом командира 5-ой эскадры ВМФ стоит на якоре в точке № 5...

Средиземное море, пролив Китира, вторник 01 июня

00.00 корабль под флагом командира 5-ой эскадры ВМФ стоит на якоре в точке № 5...

13.55 на корабль прибыли первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Амелько, контр-адмирал Скворцов...

 

Средиземное море, пролив Китира, точка № 5, 2-4 июня

00.00 корабль стоит на якоре в точке № 5 под флагом заместителя ГК ВМФ адмирала Амелько...

В графе «Учения, занятия и работы» указано «выполнение артиллерийских стрельб»...

Средиземное море, пролив Китира, суббота 5 июня

00.00 корабль стоит на якоре в точке № 5 под флагом заместителя ГК ВМФ адмирала Амелько...

06.04 получен сигнал «Накал» — начало учения «Крым-76»...

Итак, с утра 5 июня начались учения в составе кораблей 5-ой Средиземноморской эскадры. В учениях участвовали 36 боевых кораблей и подводных лодок с Черноморского, Балтийского и Северного флотов (в том числе 4 крейсера, 4 БПК 1 ранга, 4 атомные подводные лодки). Из воспоминаний начальника политотдела 5-ой эскадры контр-адмирала Дубягина П.Р. (из книги «На Средиземноморской эскадре, 2006 год»):

«В 1976 году военно-политическая обстановка на Средиземном море вновь резко обострилась. Междоусобица в Ливане привела к жестокой гражданской войне...

Египетское руководство вероломно расторгла договоренности о взаимопомощи и сотрудничестве с Советским Союзом. Эскадра лишилась удобного пункта маневренного базирования в Мерса-Матрухе, а затем и в Александрии, что значительно усложнило условия несения боевой службы в Средиземном море...

Вопреки ожиданиям американцев (в сложившихся условиях) о сворачивании советскими кораблями боевой службы руководство СССР делать этого не собиралось. Был заключен договор с Сирией о маневренном базировании наших кораблей в Тартусе. Достигнуты договоренности о ремонте кораблей в Югославии, Алжире и Тунисе.

Чтобы продемонстрировать эту решимость, главком ВМФ решил провести масштабные учения в Средиземном море под своим личным руководством, под условным наименованием «Крым-76»...

Цели и задачи учений: поиск и уничтожение авианосных ударных групп (АУГ) вероятного противника, поиск и уничтожение атомных подводных лодок (АПЛ), срыв перевозок на коммуникациях в средиземном море. Практически на учениях отрабатывались все задачи, поставленные перед эскадрой. На учениях принимали участие разнородные силы: надводные корабли, подводные лодки, в том числе и атомные многоцелевые и авиация. Причем при одновременном их выполнении...

Учения проводились по фактическим силам вероятного противника. Созданные оперативные соединения начали слежение за АУГ 6-ого флота США, находящимися в восточной части Средиземного моря...

В это же время под прикрытием учений «Крым-76» противолодочные силы эскадры проводили операцию «Прибой» по поиску, слежению и условному уничтожению АПЛ с баллистическими ракетами, что являлось полной неожиданностью для командования 6-ого флота США. Операцией руководил заместитель главкома ВМФ, начальник противолодочных сил ВМФ, адмирал Амелько. Командовал противолодочными силами командир 5-ой эскадры контр-адмирал Акимов, управление осуществлялось с флагманского корабля эскадры КРУ «Жданов». На командном пункте эскадре на КРУ «Жданов» развернулись все посты боевого управления, подчинив свою работу обеспечения решения главной задачи — поисковой операции за АПЛ...

Этот этап учений был выполнен успешно. На разборе результатов поисковой операции заместитель главкома адмирал Амелько дал положительную оценку действиям командования, штаба эскадры, командирам корабельно-поисковым ударным группам (КПУГ) и командирам подводных лодок при действиях на поисковой операции «Прибой». По всему чувствовалось, что он и сам не ожидал таких результатов. За период поисковой операции подводными лодками, вертолетами и кораблями осуществлено 8 обнаружений иностранных подводных лодок...

Об учениях «Крым-76» подробно рассказано на Форуме, странице «Боевые службы» — «Боевая служба 1976 года».

Средиземное море, воскресенье, 06 июня

00.00 корабль в одиночном плавании 36°54′08″ сев. широты, 23°44′03″ вост. долготы...

20.43 приняли на борт вертолет КА-25 с БПК «Очаков».
         На корабль прибыли адмирал-инженер Новиков, контр-адмирал Ушаков А.П., контр‑адмирал Дубягин П.Р.

Эгейское море, понедельник 07 июня

00.00 корабль на переходе морем из точки № 24 в составе соединения кораблей под флагом
         ГК ВМФ адмирала флота Советского Союза Горшкова С.Г. в строю кильватера. Головной — БПК «Очаков»...

14.45 по П=170° обнаружен самолет США типа «Викинг»...

14.49 самолет скрылся по П=260°...

На снимке — БПК «Очаков». Фото ждановца В.Жилинскаса.

Средиземное море, вторник 08 июня

00.00 корабль на переходе морем в район очередного этапа учения «Крым-76» в составе соединения кораблей под флагом ГК ВМФ
         адмирала флота Советского Союза Горшкова С.Г. в строю кильватера. Головной — КРУ «Жданов». В дистанции 7 каб БПК «Очаков»...

Эгейское море, среда 09 июня

00.00 корабль на переходе морем в район банки Стокса. В составе соединения кораблей на очередном этапе учения «Крым-76»
         под руководством ГК ВМФ адмирала флота Советского Союза Горшкова С.Г. в строю кильватера. Головной — КРУ «Жданов»...

Из воспоминаний капитана 1 ранга Кузьмичева В.Е., на БС-76 командир БЧ-1 МРК «Зарница».

С 2 июня 1976 года КУГ (корабельно-ударная группа): МРК «Гроза» командир капитан-лейтенант М.Д. Гечухин, МРК «Зарница» командир капитан  3 ранга А.Н. Парыгин, «ПРТБ-13» командир кап. 2 ранга Макеров, командир КУГ кап. 2 ранга Д.Г. Пруцков вышли на боевую службу. Эта БС существенно отличалась от других.

На снимке — один из названных МРК в период подготовки к учениям. Фото из ждановского архива.

На эскадру прибыл ГК ВМФ адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г., на крейсер «Жданов». Через два дня получаем радио о начале учений «Крым-76», под его руководством.

Мы в очередной раз укрываемся от непогоды, штормуем севернее о-ва Крит, на кромке территориальных вод. Ходим под одной машиной длинными галсами. Получаем команду, командиру КУГ и командирам кораблей приготовится убыть на вертолете на КРУ «Жданов», для инструктажа на учения. Уж не знаю, как умники руководства учениями придумали снять командиров с МРК. Возможно только по трапу с вертолета. Но наш командир кап. 3 ранга Парыгин А.Н. оделся и был готов. Корабли прилично болтало, ветерок свежий. Альберт Николаевич заметался на мостике. То очень внимательно смотрит на корму, то на нос, что-то тихо бормочет. Думаю, прикидывал варианты своего снятия и не находил их. А ну как об мачту, об антенну, об пушку, а то и вообще с высоты в море. По всему было видно, что энтузиазма у него предстоящего мероприятия не вызывало. Видимо опомнились и умники и мероприятие для нас отменили. К вечеру погода успокоилась, и вернулись в точку 15 и встали на бакштов РКР «Грозный», а МРК «Гроза» к БПК «Смелый». Утром все корабли снялись и пошли южнее острова Крит в район формирования и построения ордера.

На снимках — участники учений «Крым 76» — крейсер «Дзержинский», «Вице-адмирал Дрозд», БПК «Деятельный», «Смышленый», эсминец «Сознательный».

Следую 24 узловым ходом через 2 часа стали наблюдать на экране РЛС «скопище», по другому не скажешь, целей. Подходим на визуальную видимость, ни-че-го... себе, ЭСКАДРА В СБОРЕ. 18 боевых кораблей, такого я не видел никогда за всю службу. Легли в дрейф, ждем указаний. Они не замедлили поступить. Кораблям назначили тактические номера, потом получили команду построится в ордер по номерам. Вахтенный офицер ст. л-т С. Полев оказался к этому не готов. Стал судорожно доставать из сумки «Тактическое руководство ВМФ». Потом я произвел расчет на занятие позиции и только потом дали ход в точку. И тут же получили «по шапке» от «первого». Уравнителем был КРУ «Жданов», с ГК ВМФ на борту. Построение заняло полчаса с постоянными подгоняющими и не всегда лицеприятными отзывами командующего 5‑ой эскадры.

Наконец все заняли позиции. Следует команда «О-Ъ-270-Т-18 исполнять». Дали ход 18 узлов, легли на курс 270 градусов. МРК и так редко ходили в совместных ордерах, а в таких НИКОГДА! Видимо остальные участники тоже. «Нагоняи-раздолбаи» следовали один за другим. Все, что думал о командирах, комэск высказывал не стесняясь в выражениях. На второй час совместного плавания все приноровились, уже наблюдалось красивое зрелище маневрирование эскадры из БПК, ЭМ, СКР, МРК разных проектов и водоизмещения. Один «Жданов» следовал в центре ордера, периодически сбавляя ход, как потом выяснилось из-за неисправности котлов.

КРУ «Жданов» выполнил артиллерийскую стрельбу по бурунной мишени, которую тащил ЭМ-56 проекта, через корабли ордера. Представляю, что чувствовали экипажи кораблей, когда над ними с ревом проносились снаряды.

Потом в ордер залезли буксир и транспорт вспомогательного флота. И тут же были отправлены Главкомом в Севастополь со снятием с должностей командиров. Потом ордер распустили и все пошло по своему предназначению. Мы в точку 15 и вскоре вернулись на базу, в Севастополь.

Эгейское море, четверг 10 июня

00.00 корабль стоит в точке 39°31′04″ сев. широты, 26°03′05″ вост. долготы в составе соединения кораблей...

Эгейское море, пятница 11 июня

00.00 корабль под флагом командира 5-ой Средиземноморской эскадры следует по плану...

Средиземное море, суббота 12 июня

00.00 36°10′02″ сев. широты, 27°10′07″ вост. долготы. Корабль в одиночном плавании...

16.00 корабль стоит на якоре в точке № 25...

Эгейское море, воскресенье 13 июня

00.00 корабль на якоре в точке № 25 с координатами 36°44′05″ сев. широты, 26°15′00″ вост. долготы...

Эгейское море, понедельник 14 июня

00.00 корабль на якоре в точке № 25 под флагом командира 5-ой эскадры кораблей ВМФ контр-адмирала Акимова.
         Отдан левый якорь, на клюве 220 метров якорь-цепи, глубина — 77 метров, грунт — песок...

На снимке — КРУ «Жданов» в точке № 25. Фото С.В.Яросевича — публикуется впервые.

Приблизительно 14 июня закончились учения «Крым-76», учения продолжались 10 дней. Из-за погодных условий итоговое совещание прошло на БПК «Очаков». Вел совещание главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков.

Из воспоминаний начальника политотдела 5-ой эскадры контр-адмирала Дубягина:

Северо-восточный ветер развивал волну, спустить плавсредства было невозможно. Участников совещания: руководство эскадры, командиров оперативных соединений и их заместителей по политчасти, командиров и замполитов КУГ на БПК «Очаков» доставляли вертолетами. На КРУ «Жданов» по корабельному расписанию «срубили» флагшток на юте, и вертолеты раз за разом садились на палубу. Руководство эскадры, представителей ГК ВМФ и командира крейсера одели в ярко-оранжевые спасательные жилеты...

На снимке — вертолет борт № 77 с «Очакова» на юте «Жданова».

На малых ракетных кораблях палуба мала и не позволяла сесть в вертолет. Поэтому он зависал над палубой, опускал веревочный трап, по которому участники совещания взбирались в кабину...

Главком открыл совещание вступительным словом. У нас две практические задачи. Первая: произвести разбор выполненных упражнений по ходу учения „Крым-76“ и вторая — обсудить условия несения боевой службы после расторжения договора с Египтом...

Обсуждались два вопроса одновременно. С докладами выступили командир эскадры контр-адмирал Акимов, начальник политотдела эскадры контр-адмирал Дубягин, командир 161-й бригады подводных лодок капитан 1 ранга Мальков, командир 120-й бригады ракетных кораблей капитан 1 ранга Дымов и другие...

Главком внимательно выслушал все доклады, не перебивая выступавших. Отметил, что 5-ая Средиземноморская эскадра особая, у вас несут боевую службу корабли трех флотов и ваша задача так организовать боевую подготовку, чтобы у всех командиров соединений и кораблей было выработано единое оперативно-тактическое мышление. Подробно главком разобрал недостатки, выявленные в ходе учений...»

Проведя разбор учения, главком на БПК «Очаков» убыл в Севастополь. Вместе с «Очаковым» из состава эскадры убыли КРЛ «Дзержинский», БПК «Решительный» и ЭМ «Бравый». В целом, по оценкам специалистов, учения «Крым-76» в Средиземном море прошли успешно.

На итоговом совещании досталось и крейсеру «Жданов». Результатом разборов стало снятие с должности командира БЧ-5 кап. 2 ранга В.В. Смирнова, на крейсере с 1955 года, на корабле прошла вся его служба — 21 год. Заменил его кап. 3 ранга Хейфец А.И., который до этого служил на законсервированном крейсере «Михаил Кутузов».

Эгейское море, 15 — 17 июня

00.00 корабль на якоре в точке № 25 под флагом командира 5-ой эскадры кораблей...

Средиземное море, пятница 18 июня

00.00 35°52′02″ сев. широты, 27°27′08″ вост. долготы. Корабль в одиночном плавании...

Средиземное море, восточная часть, суббота 19 июня

00.00 корабль под флагом командира 5-ой Средиземноморской эскадры осуществляет функции корабля непосредственного сближения
         с АВМ «Америка»...

Средиземное море, восточная часть, воскресенье 20 июня

00.00 корабль под флагом командира 5-ой Средиземноморской эскадры осуществляет слежение за АВМ «Америка»...

Средиземное море, восточная часть, понедельник 21 июня

00.00 корабль в одиночном плавании под флагом командира 5-ой эскадры кораблей ВМФ следует для продолжения слежения
         за АВМ «Америка»...

Средиземное море, восточная часть, вторник 22 июня

00.00 корабль в одиночном плавании под флагом командира 5-ой эскадры кораблей ВМФ следует для продолжения слежения
         за АВМ «Америка»...

Средиземное море, восточная часть, 23 июня

00.00 корабль под флагом командира 5-ой эскадры кораблей ВМФ в составе КУГ-1 осуществляет слежение за АВМ «Америка»...

В период с 17 июня по 23 июня в восточной части Средиземного моря развивались следующие события. Крейсер после учений встал на якоре в точке № 25, северо-восточнее о. Крит. Но вместо долгожданного отдыха после учения «Крым-76», кораблю опять пришлось выполнять боевое задание.

Из воспоминаний радиотелеграфиста ЗАС Н. Казакова:

Поздно вечером 17 июня наш БП-6 БЧ-4 (возможно и в других постах связи) принял срочную радиограмму с узла связи „Компас“ ГШ ВМФ, о теракте в американском посольстве, в Бейруте (столица Ливана). Сыграли боевую тревогу. Мы по всем средствам связи передали нашим кораблям приказы штаба эскадры о приведении кораблей в боевую готовность № 1. В темноте экстренно с другими кораблями эскадры выдвинулись с точки № 25 в сторону территориальных вод Ливана. Американские корабли тоже двинулись за нами. Утром на рассвете наблюдаем гонку кораблей нашей эскадры с кораблями НАТО, По громкой связи командир передает информацию, что формируется на «Жданове» из добровольцев-матросов отряд для высадки десанта и желающие могут записаться.

Из воспоминаний начальника политотдела 5-ой эскадры контр-адмирала Дубягина:

«Вечером получено сообщение: „В Ливане убиты посол и советник посла США“. АВВ „Гвадалканал“ полным ходом ринулся к Бейруту, наш СКР „Ворон“, корабль непосредственного слежения — вслед за ним. Туда же направился американский десантный транспорт „Спичел Гроув“...

АВУ „Америка“ с кораблями охранения полным ходом следует в восточную часть Средиземного моря. Сюда же направляется флагманский корабль 6-ого флота США „Литлл Рок“ под флагом командующего флотом США...

АВУ „Америка“ с кораблями охранения и флагкорабль 6-ого флота США маневрируют в 30 милях от ливанского побережья. Наше оперативное соединение — чуть мористее. Пошли ежечасные донесения о местонахождении АВУ „Америка“ в ГШ ВМФ, штаб 2-го корпуса дальней авиации.

Еще неделя напряженного противостояния. Американцы и на этот раз, ощущая наше противодействие, не рискнули предпринять каких-либо враждебность действий против Ливана, ограничившись дипломатическим заявлением по поводу убийства их высокопоставленных дипломатов».

На снимке — группа моряков БЧ-5 дивизиона движения. Фото О.Травкина.

Средиземное море, четверг 24 июня

00.00 корабль в одиночном плавании...

15.50 отдали правый якорь в точке № 25...

Средиземное море, пятница 25 июня

00.00 корабль под флагом командира 5-ой эскадры кораблей ВМФ стоит на якоре в точке № 25...

На снимке — КРУ «Жданов» в точке. Фото Сергея Мягкова.

В период с 26 июня по 10 июля корабль стоял на якоре в точке № 25 в Эгейском море. В указанный период проводились работы по уходу за материальной частью, корпусом корабля, такелажем и плавсредствами, швартовыми удобствами, производился осмотр переносного и штатного электрооборудования...

В период с 11 июля по 13 июля корабль находился в Средиземном море под флагом командира 5-ой эскадры кораблей ВМФ. В указанный период проводились корабельные учения по ПВО, корабельное боевое учение «нанесение артиллерийского удара по районному опорному пункту», РТУ главным калибром по морской цели...

В период с 14 июля по 17 июля корабль находился на рейде острова Руад (Сирийская Арабская республика) под флагом командира 5-ой эскадры кораблей ВМФ. В указанный период проводились увольнения личного состава в порт Тартус, строевые занятия, изучение уставов Вооруженных Сил...

Воспоминания из книги «Черноморские крейсеры проекта 68-бис», А. Лубянов, 2008 год:

«В июле корабль бросил якорь на рейде Тартус (рейд о. Руад) и включился в боевое дежурство, охраняя воздушное пространство Сирии. Экипаж четверо суток находился в готовности № 1, отдыхал и принимал пищу прямо на боевых постах. Стрельбовые радиолокационные станции работали с высоким напряжением в четырехчасовом режиме, а половину вахты стояли „на подогреве“, чтобы исключить возможные поломки и отказы. Покинул рейд „Жданов“ 17 июля по приказанию КП 5-ОПЭСК. Во все документы это напряженное боевое дежурство вошло, как обычный деловой заход».

Из воспоминаний участка посещения Тартуса ст. 1 ст. БЧ-4 Николая Романова:

«С 13 по 17 июня деловой заход в порт Тартус, Сирия. О фотографировании там и речи не было, был полный запрет снимать. Где-то здесь находился с недавнего времени наш пункт материального обеспечения. Помню в базе ракетные катера, подводные лодки, доки, на пирсе стояло много автобусов ПАЗ, только что из Союза привезенные.

Баркасами нас возили к берегу. Денег дали тогда достаточно (40 сирийских фунтов или около 6-ти рублей). Я, как и все, купил 3 метра материала на костюм, сестре кофту, матери русский платок, хватило и на браслет для ручных часов. Все были довольны, принимали и обслуживали нас с удовольствием. Увольнений по городу не было, что-то вроде экскурсии получилось, но в магазины.

Молодые и женатые офицеры покупали своим женам предметы нижнего белья, подшучивая друг над другом. Мы молодые смотрели на местных женщин. Здесь паранджа была редкостью».

Примечание: За период этих дней стоянки в территориальных водах Сирии крейсер «Жданов» поменял бортовой (тактический) номер, с которым вышел на БС № 855, на № 845.

В период с 21 июля по 11 августа корабль находился в Средиземном море в заливе Саллум на якоре в точке № 52 под флагом командира 5-ой эскадры кораблей ВМФ. Проводились занятия по специальности, корабельные работы, в том числе по уходу за корпусом корабля, боевые учения...

Во время стоянки крейсера в точке № 52 произошло еще одно очень важное событие. 16 июля 1976 года из Севастополя переходом на Северный флот вышел ПКР «Киев» в сопровождении двух кораблей ЧФ. Наш первый отечественный авианосец, построенный на судостроительном заводе г. Николаев. Крейсер «Жданов» встретился с ПКР «Киев» в точке № 52 залив Саллум.

КРУ как флагман эскадры связь с «Киевом» держал с момента его выхода из Севастополя.

Из воспоминаний ст. 1 ст. БЧ-4 Николая Романова:

«В 20-ых числах июля мы встретили ПКР „Киев“ во время его перехода из Севастополя в Североморск. Два дня с ним проводили учения. Смотрел на „Киев“ с восхищением. Вспомнилось, как осенью прошлого 1975 года отрабатывали задачи совместно в Черном море, видел первые взлеты и посадки „Яков“.

Вспомнился и Черноморский завод (до службы Николай работал на судостроительном заводе в г. Николаеве, с завода призвался на флот), та колоссальная работа по его строительству. Приятно было и то, что пусть и мизерная часть моего труда, но была в его стальном теле. Послужи красавец родине!».

Крейсер «Жданов» вместе с ПКР «Киев» и другими кораблями эскадры встретил 25 июля в заливе Саллум точка № 52 День ВМФ СССР.

В период с 11 августа корабль под флагом командира 5-ой эскадры кораблей ВМФ находился в одиночном плавании в Средиземном море, следуя в точку № 5. На переходе сдает курсовую задачу «К-3».

На снимке — момент заправки траверсным способом от танкера «Б.Бубнов». Фото ждановца Владимира Макридина.

С 13 августа по 15 сентября находился в проливе Китира, в точке № 5 с координатами 65°01′08″ сев. широты, 22°50′07″ вост. долготы. Проводились строевые занятия, занятия по политической подготовки, работы по планам ППО и ППР, работы по подготовке корабля к визиту, спортивные и культурно-массовые мероприятия...

Примечание: По понятным причинам в данной Выписке отсутствуют записи об эпизоде связанном с подводной лодкой К-22 «Красногвардеец». 28 августа КРУ «Жданов» и БПК «Смелый» экстренно выходили в район столкновения с американским фрегатом.

На снимках — К 22 после столкновения. Последнее фото ждановца С.Филипповского.

С 15 сентября в составе кораблей под флагом командира 5-ой эскадры кораблей ВМФ на переходе морем из пролива Китира в точку № 42. Далее 16 сентября корабль в Мальтийском проливе Ионического моря проводил работы по плану подготовки корабля к визиту в порт Мессина.

Ионическое море, пятница 17 сентября

00.00 корабль совместно с БПК «Смелый» следует в итальянский порт Мессина с официальным визитом...

05.13 вошли в территориальные воды Италии...

08.01 начали салют наций, салютуют батареи левого борта...

08.03 окончили салют наций. Произвели 21 залп. Израсходовано 21 выстрелов 100 мм салютного боезапаса.
         Береговая батарея порта Мессина начала салют наций...

08.30 корабль отшвартован правым бортом к причалу порт Мессина...

08.55 на корабль прибыл военный атташе генерал-майор Чижов...

09.00 на корабль прибыл представитель Главного штаба ВМС Италии контр-адмирал Мариани...

15.00 началось посещение корабля гражданами Италии...

Италия порт Мессина, 18 сентября

00.00 корабль отшвартован правым бортом к причалу «1-е сентября» порта Мессина (Италия)...

По 22 сентября корабль находился в порту Мессина. В указанный период проводились мероприятия по плану официального визита, увольнение личного состава на берег, корабельные учения.

С 23 сентября по 7 октября корабль находился в Средиземном море, Черном море, возвращаясь в Севастополь. Штаб 5-ой эскадры перешел на ПКР «Ленинград».

На снимке — КРУ «Жданов» после возвращения в Севастополь. Фото ждановца С.Ещенко.

В сентябре-декабре 1976 года КРУ «Жданов» находился в Севастополе в ожидании предстоящей постановки в Севморзавод для ремонта и последующей модернизации.

В течение ноября-декабря прошло очередное увольнение матросов и старшин крейсера, выслуживших установленные сроки службы.

К сожалению, общей фотографии у нас нет, скорее ее вообще не существует.

Подготовили В.Арапов,Н.Казаков, В.Патосин.
Опубликовал К. Трунов.
июль 2014 года.



Главная  / Архивные данные  /