Великая Отечественная война
Необъявленные войны СССР
Война в Афганистане
1-я Чеченская война
2-я Чеченская война

Забытый полк - информация о солдатах России, пропавших без вести в войнах XX векаЗабытый полк - информация о солдатах России, пропавших без вести в войнах XX века
 

 
Герои холодной войны

Хроника 1957 года.
Это - хроника 1957 года. Вот так красиво и радостно—в разгар холодной войны – преподносилось появление советских военных кораблей в различных регионах мира. Зрители радовались, глядя, как экипаж крейсера «Жданов» посещает развалины древнего города, а потом знакомятся с достижениями сирийских крестьян. Но в переводе с языка официальной пропаганды это лишь означало, что СССР в очередной раз продемонстрировал свою военную мощь на Ближнем Востоке. Тогда, осенью 57-го, так называемый визит дружбы помог сирийским коммунистам удержаться у власти. Орудия главного калибра крейсера «Жданов» подкрепили заявление Хрущева о том, что Сирия не останется одинокой накануне империалистической агрессии. Угроза интервенции, которую готовил Вашингтон, недовольный коммунистическим режимом в Сирии, была снята появлением советской эскадры в Средиземном море. Но это лишь один из немногих эпизодов, когда морская пехота не высаживалась с оружием, а сходила на берег в парадной форме.


Хроника 57-го года – застолье на корабле.
Хроника 57-го года – застолье на корабле. Заграничные операции морской пехоты никогда не афишировались, газеты об этом чаще всего молчали, и порой даже родственники не знали, откуда у вернувшегося зимой из командировки мужа или сына такой замечательный загар. И вполне естественно, что без «черных беретов» — универсальных, мобильных, отлично обученных солдат — не обходился ни один мало-мальски серьезный конфликт. Случалось, что именно они решали судьбы целых правительств, исход войн и конфликтов. Сергей Ремизов командовал батальоном морской пехоты в Африке. Мало кто знает, что в 77-м году благодаря этому человеку был предотвращен государственный переворот в Бенине.

Ремизов Сергей Александрович
Ремизов Сергей Александрович: «Произошел вооруженный мятеж. Как потом выяснилось, сотня головорезов высадилась с самолета, перестреляла аэропортовскую охрану, села на заранее подготовленные джипы и - в столицу…Президент в резиденции отсутствовал. Ночью пришел наш корабль с оружием, и он присутствовал на складе при разгрузке. Мы до всего этого получили шифровку—идти в Бенин. Но никто такой страны не знал - ее не было на карте. Но один из офицеров догадался, что это бывшая Эритрея. А мы уже идем двое суток. Наконец прибыли на место - на берегу люди у пушек суетятся, хотят по нам стрелять. Кое-как объяснились, связались с посольством. И тут выяснилось - переворот. Мы взломали замки на складе, взяли оружие прямо в смазке и с воплями побежали к президентскому дворцу, стреляя во все стороны - дым и все прочее. Головорезы сели в тот же самый самолет и улетели. Мы там были приняты как спасители.

Потом Сергей Александрович служил в других экзотических местах, помогал поддерживать или ниспровергать марионеточные режимы. Но в подробности ему вдаваться не хочется. Сейчас от этих командировок остались только фотоснимки да следы прививок от различных тропических болезней. Сегодня полковник морской пехоты с его редкой специальностью, который, можно сказать, решал иногда судьбы целых стран, после увольнения из армии оказался никому не нужен.

Ремизов Сергей Александрович: Обычная для офицера эпопея—специальности нет, специальность—офицер. Работал в школе сторожем, затем работа в различных охранных агентствах, был заместителем директора авторемзавода по режиму. В настоящее время—замдиректора центра детского образования «Юниор».Я не особенно обижаюсь. Руки есть- могу столярничать, слесарничать—держусь на плаву. По-моему, у нас не хватает сил и средств, чтобы помочь тем, кто получил увечья в Афганистане и Чечне—чего уж говорить о нас…

К сожалению, как правило, у бывших офицеров морской пехоты после увольнения в запас одна дорога – в сторожа или охранники. В отличие от государства, нынешние хозяева жизни быстро сообразили, как использовать немногословных мужчин с крепкими кулаками, не способных к предательству. Бывшим ротным Юрием Пахомовым очень дорожит одно из столичных охранных агентств, поручая самые сложные участки для дежурства.

Юрий Пахомов, 2к. 09.13: «Охраняю золотые магазины, сбербанк—куда пошлют и т.д.»
Юрий Пахомов: «Охраняю золотые магазины, сбербанк—куда пошлют и т.д.»
В послужном списке полковника Пахомова не одна горячая точка. Первое боевое крещение - в 69-м году, во время очередной войны между Египтом и Израилем. В то время советским военнослужащим было приказано избегать прямых столкновений с вероятным противником, но вместе с тем им не раз приходилось выходить в море для выполнения боевых задач. Морских пехотинцев переодевали в рабочую матросскую робу без погон и знаков различия. Запрещалось при себе иметь какие-либо документы.

Юрий Пахомов:«Была поставлена задача по занятию обороны в Порт-Флате во время арабо-израильского конфликта на вывод в экстренной ситуации нашего посольства и советников с семьями, а также осуществлять слежение за кораблями 6-й эскадры США - они за нами, мы за ними. И как только появляется самолет -разведчик, все занимают боевые посты, готовые открыть огонь на поражение воздушных целей.»
Иногда матросов выпускали на берег - в увольнение, но обязательно в сопровождении офицера. И это не случайно – в глаза сразу бросались пестрота и богатство торговых лавок, магазинов, и это сильно отличалось от той пропагандистской картинки, которую рисовали на политзанятиях.

Юрий Антюхин
Юрий Антюхин: «Я по себе хочу сказать. Когда мы уходили в поход – нам говорили одно про эту страну. Потом увидели эту страну и мнение стало совсем другим – лучшим. Такие же нормальные люди.»

Нормальными людьми были и советские морпехи. Поэтому на скромное денежное довольствие рядовой матрос покупал отнюдь не труды египетских политиков и даже не сувениры.

Юрий Антюхин: «Во – первых, мы строем, а потом по магазинам. В основном покупали золото. Я купил перстень. А еще хорошую кожаную сумку. Еще и деньги остались.»

Но, к сожалению не обошлось в этом походе и без ЧП. Что заставило внешне вполне благонадежного матроса Полежаева – вот он на переднем плане, захватить пулемет и сбежать на чужой берег, до сих пор не ясно. Возможно, от интенсивных политзанятий, где словоохотливые замполиты красочно описывали романтику кубинской революции, морской пехотинец решил прорываться в Боливию на помощь к Че Геваре.

Юрий Антюхин: «Мы нашли его за пять километров от израильской границы в сарае. Если бы мы его не взяли в эту ночь—он был бы уже недосягаем. Его забрали, изолировали, потом пришел торговый корабль и забрал его на большую землю.

Когда его на предварительном допросе спросили, к чему он готовился, он ответил что хотел ограбить сначала золотой магазин, а потом перейти в Израиль , сделать там что-то вроде кубинской революции и вернуться в Союз.

Кроме этого злополучного побега, никаких других происшествий в этом выходе не было. Все вернулись домой живыми. Потом было еще несколько боевых походов, а Юрию Пахомову довелось повоевать и в Афганистане. После службы на флоте бывший матрос и его командир встретились случайно почти через 30 лет. Что касается льгот, они есть только у Пахомова, как у воина-интернационалиста. Юрий Антюхин считает, что такие же льготы положены и ему, хотя он в Афганистане не был.

Юрий Антюхин: «У меня должны быть такие же льготы, как у ребят, которые служили в Чечне. На данный момент я ничего не имею.»

Далеко не все, кто служил и воевал за пределами Советского Союза, а потом и России, приравнены к участникам боевых действий. Авторы ныне действующего «Закона о ветеранах» почему-то решили, что, к примеру, в таких странах, как Ангола и Эфиопия, война для наших людей закончилась в 1979 году. Хотя и в последующие годы сотням советских военных специалистов не раз приходилось браться там за оружие.

Александр Величко, военный советник в Анголе в 80-х годах
Александр Величко, военный советник в Анголе в 80-х годах: «Ну как, мы находились в боевых порядках, то есть были моменты когда я в Анголе попадал в засады. Применял я оружие, применял качественно.»

Ангола
Это Ангола. Очень редкие кадры. Остается только догадываться, каким чудом нашим морским пехотинцам удалось обмануть бдительных особистов и привезти эти пленки в Союз. Военная контрразведка обычно отнимала не только видеокассеты, но даже фотопленки и записные книжки. Вот эпизод боя в тропических джунглях, где перед атакой на позиции армии УНИТА наши бойцы вместе с кубинцами проводят артиллерийскую подготовку.

Ангола
А это снималось во время передислокации правительственных войск, но на броне сидят автоматчики явно не африканского происхождения. К сожалению, без потерь с нашей стороны не обходилось, но говорить об этом было строго запрещено. Вернувшись из ангольской командировки, офицеры морской пехоты смонтировали потом из этих кадров фильм, которому дали ироничное название «Нас там не было». Никто не знает, когда государство вспомнит о тех, кто с оружием в руках выполнял свой долг в далекой Африке и не только в ней. У наших законотворцев, видимо, есть дела поважнее. А им, ветеранам войн, которых вроде бы и не было, остаются лишь воспоминания да песни, написанные в африканских джунглях.

великая отечественная война
необъявленные войны ссср | афганская война
1-я чеченская война | 2-я чеченская война
К-141: наше расследование | истории забытого полка
технология поиска | почта забытого полка | форум