Главная  / >Воспоминания  / Левандовский — БПК «Скорый»   / Часть 1  / Часть 2  / Часть 3  / Часть 4  /

 

Андрей Левандовский
БПК «Скорый» — первые годы службы

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ.

В ЮГОСЛАВИИ

За несколько дней до визита экипажу объявили о возможности получить свои фотоаппараты, отобранные в разное время. Аппараты подлежали регистрации и должны быть сданы после на хранение. Я получил свой фотоаппарат в плачевном состоянии. Видимо он не лежал без дела, и им кто-то активно пользовался. Дальномер был полностью сбит. Поэтому мне пришлось все свободное время заниматься ремонтом и юстировкой.

26 сентября отряд наших кораблей прошел мимо берегов Италии, оставшихся по левому борту и вошел в территориальные воды Югославии. Последние мили шли узким проливом между гор. Места изумительной красоты. Потом оказались в небольшой бухте, где у подножья гор расположился г. Сплит. Экипажи наших кораблей в парадной форме построился вдоль бортов. Однако нас особенно никто не встречал. Пришвартовались к причалу. «Николаев» правым бортом, «Сметливый» — левым. «Скорый» пришвартовался к борту «Сметливого». Лишь позже после швартовки у причала наши корабли стали объектами внимания местного населения. По причалу стали прогуливаться толпы людей.

В программе визита было запланировано посещение верхних палуб наших кораблей всеми желающими. Экипажу была предложена легенда, в которой указывалось, что можно говорить о корабле и его вооружении, что нельзя. Как отвечать на возможные вопросы. Предупреждалось о возможных провокациях. По легенде наш корабль почему-то назывался эскадренным миноносцем. Были еще какие-то мелочи, с моей точки зрения совершенно несущественные. Тем более что о характеристиках и вооружении наших кораблей можно свободно прочитать в справочниках, издаваемых на западе. Но понять логику высокого начальства сложно, проще выполнять его приказы.

Большие противолодочные корабли «Скорый» и «Сметливый» в Сплите. Сентябрь 1973 г.

БПК «Николаев» в Сплите

Экипажи кораблей, в свою очередь, могли побывать в городе. Было составлено расписание схода на берег. Ходить должны пятерками во главе с офицером. Я попал в группу возглавляемую командиром БЧ-2, капитан-лейтенантом Егеревским. Мы сходили на второй день визита. Матросам выдали по 68 динар (1 рубль — 22 динары). Перед выходом в город у всех переписали марку наручных часов и номера и тип фотоаппаратов. После возвращения мы должны предъявить эти предметы, в доказательство, что не продали их.

Мы сошли по трапу, вдоль лееров которого, была натянута парусина с названием корабля. Город представлял собой странную смесь средневековья и современности. Множество узких улочек шириной метра четыре, многие мощеные булыжником. Дома на них старинной архитектуры. Есть и большие улицы с современной застройкой. Большое количество лавок, мелких магазинчиков, кабачков. В витринах киосков пестрые журналы эротического содержания, комиксы с гангстерами и ковбоями. Чувствовалось влияние западной культуры.

Обратили внимание на странные цены. Продукты дорогие, спиртное дешевое. Коробка спичек стоит в три раза дороже художественной открытки. Нам объяснили, что цены в последний год сильно подскочили. Зашли в большой универсальный магазин. Практически нет электроники, оптики. На наши старые недорогие фотоаппараты смотрят с восхищением.

Процветает частная торговля. Цены на одинаковые товары у разных продавцов отличаются иногда вдвое. Свободный выбор товаров с прилавков. Покупателям доверяют.

На дорогах много автомобилей советских, американских, немецких. На переходах машины тормозят, пропуская пешеходов. Сначала мы думали такое отношение к нам, одетым в советскую форму. Оказалось простое соблюдение правил дорожного движения для всех.

Неприятно удивил мусор на улицах.

Население одето не шикарно, но по моде. Молодежь многие в джинсах и с длинными волосами. Поэтому отличить мужчину от женщины издалека трудно. Ведут себя свободно, расковано. Небольшие компании сидят в кафе под открытым небом. Некоторые спокойно спят прямо на улицах.

Сплит является курортным городом. На улице нам встречались туристы из разных стран, в том числе и наши соотечественники.

За несколько часов мы увидели несколько памятников, соборов и домов оригинальной старинной архитектуры. К сожалению, нам некому было рассказать о достопримечательностях. Единственно, что мы могли сделать, сфотографировать их на память.

Потратив скромную сумму на сувениры, мы вернулись на корабль. Почти сразу я заступил на вахту ПДСС.

 

На вахте ПДСС. Сплит.

На следующий день мне повезло, я снова сошел на берег. Нашему инженеру РТС что-то понадобилось пробрести в городе. Ему понадобились сопровождающие. Он выбрал, Алексея, командира нашего отделения гидроакустиков, и меня. Ходить малой группой было гораздо удобнее.


С инженером РТС лейтенантом Мурашевым

Инженер РТС лейтенант Мурашев в городе

Мой командир отделения

С югославскими друзьями

Началось посещение наших кораблей. На палубы поднимались люди разных возрастов, очень много было детей. Среди гостей находились неплохо владеющие русским языком. На «Николаеве» играл оркестр, на «Сметливом» и «Скором» — работала трансляция. На палубу вынесли столы с советскими книгами. Были расставлены стенды, рассказывающие о нашей стране. Мы показывали посетителям корабль, рассказывали о нем в рамках легенды. Знакомились, фотографировались, обменивались сувенирами. В ход пошли звездочки с головных уборов, крабы, звезды с офицерских погон, ремни, наши газеты и открытки.

На второй день я познакомился с одним пожилым югославом, провел его по кораблю. Объясняться сначала было сложно, он не знал русского языка. Поэтому пользовались смесью русских, югославских, немецких и английских слов, подкрепляя их жестами. Он рассказал, что во время Второй мировой войны участвовал в партизанском движении.


С югославским солдатом

Панченко с моряком

Мичман Дроздов дает автограф

На следующий день, он привел с собой внуков, девушку и мальчика. Мы встретились, как старые знакомые. Я подарил им свой комсомольский значок. Вместе сфотографировались. Обменялись адресами. Наше общение продолжалось более часа.

В эти дни случилась еще одна необычная встреча. Оказалось, что на «Сметливом» служит мой знакомый, с которым учились в параллельном классе. Его призвали на полгода позже. Служили в одной бригаде, а встретились здесь.

Два вечера на верхней палубе показывали фильм «А зори здесь тихие», недавно вышедший на экраны. На причале стояла толпа местных жителей и смотрели фильм вместе с нами.

Наш визит продолжался с 26 сентября по 1 октября. После нескольких месяцев нахождения в море, за неделю мы получили массу впечатлений. Однако все хорошее когда-то заканчивается. Мы распрощались с гостеприимным Сплитом и вышли в море.

ВОЙНА «СУДНОГО ДНЯ»

Открыли гидроакустическую вахту. Почти одновременно вышли из строя обе станции. Всю ночь искали неисправности и занимались ремонтом. Потом двадцатичасовая работа по поиску лодки.

4 октября встали на якорь. Во второй половине дня, ближе к вечеру, экипажу объявили построение на верхней палубе. Оказалось недалеко от нас по левому борту проходит иностранный крейсер. Вращаются антенны радиолокаторов. Экипаж на верхней палубе одетый кто в чем, свистят, машут нам руками. Полная анархия. Мы построились и приветствуем их, приспустив флаг на корме. Я получил приказание прослушать шумы винтов этого корабля. Пришлось бежать в пост. Там попутно зарядил пленку в фотоаппарат и бегом наверх фотографировать. Увы, крейсер обошел нас с носовой части, прошел с правого борта и уходил за корму. Снимать было далеко и уже смеркалось. Хорошо, другие не растерялись и успели сделать снимки. Это был нидерландский корабль «Zeven Provincien».

Крейсер «Zeven Provincien». Нидерланды. 4 октября 1973 г.

Наша боевая служба, подходила к концу. По плану предстояло скорое возвращение в Севастополь. Но 6 октября вооруженные силы Египта и Сирии начали военные действия против Израиля. Руководство Советского Союза было поставлено в известность о планах нападения лишь 4 октября. Арабские государства рассчитывали на нашу помощь. Леонид Ильич Брежнев ответил президенту Египта Анвару Садату что, в непосредственных боевых действиях должны участвовать арабы, но пообещал поддержку. Возникла необходимость срочно эвакуировать советских гражданских специалистов из зоны боевых действий. Эта задача ложилась на корабли 5-ой Средиземноморской эскадры ВМФ СССР.

4 октября командующий эскадрой вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев отдал приказ о передислокации наших кораблей. В его распоряжении находились крейсер «Дзержинский», ракетный крейсер «Грозный», БПК «Сметливый», «Проворный», «Красный Кавказ», «Скорый», эскадренные миноносцы пр.56 «Пламенный», «Напористый», эскадренный миноносец пр.30-бис «Оживленный», два средних десантных корабля с морской пехотой, четыре сторожевых корабля, подводные лодки, в том числе несколько атомных. Часть кораблей уже должны были закончить боевую службу, их запасы были на пределе.

Союзником Израиля был Шестой флот Соединенных штатов Америки. Несколько соединений группировалось вокруг крупных кораблей: крейсера «Литтл Рок», авианосцев «Индепенденс», «Франклин Д. Рузвельт», вертолетоносца «Гуадалканал». Имелись также подводные лодки. Всего 48 боевых кораблей.

В ночь на пятое октября корабль поднял якорь и отправился в сторону острова Крит. Утром, на следующий день разыгрался шторм.

Ударный авианосец «Индепенденс» (CVA 62) с кораблями охранения 8 октября покинул свою стоянку в Афинах и направился в район к югу от острова Крит. Нашему кораблю было приказано следовать за ним. На следующий день на горизонте появился характерный силуэт авианосца в окружении кораблей охранения. Постепенно дистанция между нами сокращалась. С палубы авианосца с небольшими интервалами взлетали самолеты. Немного в стороне рядом с кормой висел дежурный спасательный вертолет. Теперь почти непрерывно над нами, на малой высоте пролетали самолеты. Под их крыльями на пилонах виднелась боевая нагрузка.

Ударный авианосец «Independence» с разных дистанций. Октябрь 1973 г. Средиземное море.

На нашем корабле была объявлена постоянная боевая готовность. Посты почти не покидали. Огромная ответственность, готовность принять решение легла на плечи командира. Особенно доставалось морякам, задействованным в ПВО и сигнальщикам. БЧ-5 тоже доставалось, надо было обеспечивать максимальный ход. Весь экипаж охватил азарт погони. Хотелось подойти как можно ближе к американцам. Я не знаю, какие мысли были у командного состава корабля, но мы, 19-20 летние матросы не задумывались о том, что может сделать один корабль с легким вооружением с авианосной группой имеющей воздушное прикрытие.

 

Палубный истребитель F-4J «Phantom»

Несколько раз с американских кораблей сбрасывали в воду большие прозрачные мешки с мусором. Мы обычно весь мусор уничтожали, чтобы не загрязнять водную среду, а главное, чтобы не было утечки информации. Для этого на корме стояла железная бочка, где сжигались ненужные бумаги. Почему, американцы выбрасывали отходы за борт, было непонятно. Когда мы доходили до места, где на волнах качался большой мешок, корабль стопорил ход, ложился в дрейф, и мы спускали на воду шлюпку. Мешок доставляли на корабль и поднимали на антенну площадку, подальше от посторонних. За время этих маневров, американские корабли уходили почти до горизонта. Наш корабль, на ходу поднимая шлюпку, давал полный ход. Тем временем содержимое мешка подвергалось тщательному изучению особистом и замполитом. Но максимум, что они находили, роясь среди апельсиновой кожуры, шкурок от бананов и банок от кока колы, это порнографический журнал или другую ерунду. Когда, через некоторое время, дистанция между нами и КУГ сокращалась, за борт летел очередной мешок.

Однако нам удалось сократить дистанцию и сблизится с авианосцем, даже войти внутрь ордера кораблей охранения. На его палубе было тесно от самолетов со сложенными крыльями. Мы наблюдали, как взлетали с катапульты и заходили на посадку «Фантомы». Так продолжалось несколько дней. Мы маневрировали южнее острова Крит. Где-то недалеко находились РКР «Грозный», БПК «Красный Кавказ» и «Проворный». Они, как и наш корабль, несколько месяцев находились в море. Потом на кораблях начали заканчиваться запасы топлива. На смену нам подходили другие корабли эскадры, срочно пришедшие из Севастополя. «Скорый» лег на обратный курс. В точке № 15 нас ожидал танкер.

Как стало известно в настоящее время, наши корабли выдавали целеуказание для атомных подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами. При обострении ситуации, существовала реальная опасность нанесения ракетного удара по авианосным группам нашими подводными лодками и надводными кораблями, имеющими противокорабельные ракеты. Мы стояли на пороге большой войны. То, чем мы занимались, позже назовут участием боевых действиях, по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии После заправки нам отдали распоряжение возвращаться домой. Было обидно уходить в такой напряженный момент, когда наши товарищи на кораблях Черноморского и Северного флотов противостояли американскому флоту.

11 октября БПК «Скорый» миновал Дарданеллы и вошел в Мраморное море. Мы готовились к ожидающей нас сырой осенней погоде. Кто-то придумал стирать запылившиеся шинели в море. К концу за воротник привязывалась шинель и выбрасывалась за борт на ходу. Я тоже проделал такую операцию. Когда я вытащил шинель на палубу, она была как новенькая, даже блестела, но была разорвана пополам почти до самого воротника. Пришлось брать в руки нитку и иголку.

12 октября в 10.00 нас встретил Севастополь. Лил проливной дождь. Закончилась первая боевая служба нашего корабля, длившаяся 113 суток.


Часть 4-1  / Часть 4-2  / Часть 4-3