Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Вступление в строй/

Вступление в строй

В плеяде крейсеров проекта 68-бис «Жданов» занимает особое место. Лишь ему да его тихоокеанскому собрату «Адмиралу Сенявину» судьбой было угодно стать крейсерами управления — кораблями, сочетавшими в себе несколько функций: функции плавающего штаба оперативной эскадры, по необходимости — выносного командного пункта высших структур Министерства обороны СССР, мобильного узла связи средних размеров и ракетно-артиллерийского корабля. И все это одновременно, в одном лице.

Любое переоборудование корабля, тем более крупного, продлевает срок его службы в составе флота, но одновременно вносит в его жизнь и существенные проблемы.

Проблемы касаются совместимости «нового» и «старого». Их борьба идет все время в лице сторонников и противников, которыми являются различные ведомства, управления, службы и подразделения Министерства обороны и Министерства судостроительной промышленности. Каждая из структур отстаивает свои точки зрения и стремится к комфорту личного функционирования, иногда игнорируя требования реальности дня.

На флоте совместимость не всегда демонстрировала жизнестойкость и не всегда приносила удачу. В случае со «Ждановым» можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны модернизации, однако первые однозначно доминировали над вторыми. Востребованость новых качеств корабля позволила крейсеру постройки начала 50-ых годов прожить долгую и активную жизнь, без малого 40 лет находиться в строю флота. Безусловно, опыт эксплуатации крейсера управления «Жданов» оказался ценным и нашел свое применение в более современных кораблях. Возможно, он будет использован в новых перспективных проектах командных флагманских ракетно-артиллерийских кораблях Российского флота, которые построят отечественные верфи в недалеком будущем.

Сведения, собранные из жизни крейсера тех лет, довольно отрывочны. Несмотря на то, что в Севастополе проживают несколько старших офицеров, служивших на крейсере в 50-60 -е годы, информация о боевой жизни корабля даже для беглых зарисовок явно недостаточна. В основном информация базируется на воспоминаниях командира БЧ-5 капитана 2 ранга в отставке Виктора Смирнова и командира КРЛ «Жданов» капитана 1 ранга в отставке Юрия Максимова.

(Примечание В. Арапов. Увы, Виктор Иванович не дождался выхода книги, скончался в начале 2008 года... Некоторая справочная информация, а также фотографии 50-ых годов, взяты из недавно вышедшей книги Владимир Заблоцкого «КРЕЙСЕРА «холодной войны». Ввиду этого, в интернет — версии будут воспоминания и других «ждановцев», как 50-ых годов, так и последующих лет службы.)

Отсутствие каких-либо документов не позволяет пунктуально отследить этапы боевой подготовки и наиболее яркие события из жизни корабля. К сожалению, никто из офицеров крейсера не вел дневников и избегал личных записей. В то время это считалось недопустимым. При обнаружении подобных «неслужебных» записей любой офицер мог серьезно пострадать, включая и командира корабля.

Свое наименование крейсер получил в честь советского партийного и государственного деятеля, секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Ан. А. Жданова (1896-1948) Зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 1 декабря 1948 года и 11 февраля 1950 года заложен на стапеле ССЗ № 189 в Ленинграде. Спущен на воду 27 декабря 1950 года.

С 1 июня по 6 июля 1950 года крейсер провел докование на Кронштадтском Морском заводе ( удаление элементов спускового устройства, наделка удлиненных обтекателей эхолотов, маркировка положения пера руля, проверка донной арматуры, восстановление поврежденных при спуске боковых килей, очистка и окраска подводной части корпуса). КРЛ «Жданов» вступил в строй 31 декабря 1952 года.(подписан приемный акт).

30 ноября 1950 года первым командиром «Жданова» был назначен капитан 1 ранга В. В. Федоров, которого в 1951 году сменил капитан 2 ранга А. Н. Тюняев.

Одним из тех, кто служил в первом экипаже крейсера «Жданов» был матрос БЧ-5, электромонтер Альберт Семенович Рябушенко. На Балтийский флот он был призван в мае 1951 года. Далее, известная многим поколениям советских моряков — Кронштадтская электромеханическая школа. После ее окончания в октябре, был распределен на крейсер.

Весь 1952 год для экипажа, к тому времени уже находящегося на корабле, был сложным и тяжелым. Шла достройка крейсера. Матросы и офицеры вместе с рабочими и инженерами занимались различными наладочными работами, одновременно изучая корабль, поступающую новую технику и оборудование. Наконец, после государственных испытаний, поднятия военно-морского флага, крейсер вступил в строй. Неудивительно, что в альбоме моряка фотографий того года совсем немного.

Военно-морской флаг на корабле впервые был поднят 25 января 1953 года, после чего он вошел в состав 8-го Южно-Балтийского ВМФ. Дальнейшим местом базирования крейсера стал — Балтийск.

В те годы моряки срочной службы служили пять! лет. К концу службы это были уже почтенные «дядьки» и относились они к молодому пополнению по-отечески... не потому ли тогда не знали «дедковщины».

25 января 1954 года по случаю первой годовщины подъема Военно-морского флага корабль посетил Главком ВМФ адмирал флота Н. Г. Кузнецов. Памятным событием для экипажа «Жданова» стал и День ВМФ того года. Ленинград, Нева, колонна боевых кораблей и среди них крейсер «Жданов» с бортовым номером № 16, новое посещение Главкомом адмиралом флота Николаем Герасимовичем Кузнецовым.

Естественно, что экипаж попросил Главкома сфотографироваться на память. Позднее, особо отличившимся в службе морякам, вручали эти фотографии. Так на обороте фотографии экипажа с Кузнецовым есть такая запись.

Товарищу Рябушенко Альберту Семеновичу.
На память о морском параде в День Военно-Морского Флота Союза ССР — 25 июля 1954 года на реке Неве в Ленинграде.
Командир войсковой части А. Тюняев
Зам. Командира по политчасти И. Кондрашов

Матрос Рябушенко в тот день был в составе дежурной службы, что и позволило ему запечатлеться в том же кресле, в котором сидел Главком.

По окончании праздника корабль возвратился к месту постоянного базирования — Балтийск, где продолжал заниматься боевой подготовкой. В конце этого года крейсер проходит докование в Кронштадтском Морском заводе. Тогда же командиром крейсера «Жданов» становится капитан 2 ранга А. Васильев. В 1955 году корабль много дней находился в море, выполняя различные задачи. Это и отработка тех же курсовых задач после дока, стрельбы, взаимодействие с разнородными силами флота. Как, например, на одном из фото с крейсером «Ушаков».

Вновь принял участие в праздновании Дня ВМФ в Ленинграде с бортовым № 10. В середине этого года началось очередное реформирование Балтийского флота. В связи с чем крейсер все чаще стал заходить в Таллинн. На многих фотографиях Альберта Семеновича можно узнать очертания берегов этого старинного города.

С 24 декабря 1955 года после объединения 4-го и 8-го ВМФ корабль вошел в состав воссозданного на Балтике единого КБФ. Главной базой для крейсера становится Таллинн. Именно тут, весной 1956 года и закончилась служба старшего матроса Рябушенко, о которой позже часто рассказывал своему сыну Александру, вспоминал корабль, своих друзей и сослуживцев.

В те годы корабли Балтийского флота часто совершали официальные визиты во многие страны, порой доставляя высокопоставленные советские делегации. Так 15 апреля того года в Балтийск прибыл Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев и Председатель Совета Министров СССР  Н. А. Булганин. Они поднялись на борт крейсера «Орджоникидзе» и отбыли в Великобританию. В проводах участвовал и крейсер «Жданов».

В октябре 1956 года некоторое время курсирует на рейде порта Гдыня, в связи с октябрьскими событиями в Польше. 21.11.1956 года в качестве штаба принимает участие в спасении экипажа подводной лодки М-200 «Месть». 30 июня 1957 года находился в порту Гдыня Польской Народной Республики по случаю праздника Дня Моря.

В июле 1957 года «Жданов» бортовой № 20 снова принимал участие в параде на Неве.

В главе использованы 4 фотографии из книги В. Заблоцкого Крейсера «Холодной Войны», две фотографии капитана 2 ранга В. Смирнова, «ждановцев» А. С. Рябушенко, В. Алексеева и несколько фото из Интернета.


Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Вступление в строй/