Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Служба КРУ «Жданов» 1975 г./

Служба КРУ «Жданов» 1975 г. (часть 1)

Новый 1975 год на крейсере начался со смены на командирском мостике. Капитан 1 ранга Роберт Алексеевич Проскуряков, отдав кораблю, пять лет своей жизни, ушел на новую должность — начальника штаба дивизии разнородных сил в Кронштадте.

Когда встал вопрос о новом командире — эту должность предложили старпому капитану 2 ранга Анатолию Шакуну. Утверждала кандидатуру сначала аттестационная комиссия Черноморского флота, затем — Москва. В Главном штабе ВМФ Шакуна поддержал начальник связи ВМФ вице-адмирал Михаил Крылов. После его выступления всеобщее «добро» было получено. Так Анатолий Моисеевич Шакун стал командиром КРУ «Жданов» и находился в этой должности с 8 января 1975 года по 10 марта 1983 года.

На место старпома пригласили капитана 3 ранга Анатолия Климчева, до этого командира дивизиона главного калибра крейсера «Адмирал Ушаков».

После приема дел, проводов капитана 1 ранга Роберта Проскурякова и доклада командиру 150 бригады капитану 1 ранга Николая Рябинскому — новый командир собрал офицерский и мичманский состав, кратко подвел итоги прошедшего года и далее зачитал из журнала боевой подготовки задачи стоящие перед крейсером в 1975 году. А они как всегда были значительными.

До середины февраля КРУ «Жданов» находился в текущем ремонте, который начался через несколько дней после возвращения с пятимесячной боевой службы 1 декабря 1974 года. Практически весь ремонт простояли у стенки Севморзавода, напротив Минной, в заключительной фазе — у причала, что рядом с Северным доком. Фотографии Виктора Ожерельева с друзьями как раз сняты в те дни.

Помимо ремонта, продолжалась и модернизация. В данный период она коснулась навигационной системы корабля. Уже несколько лет на крейсере работал корабельный комплекс космической связи «Цунами — БМ» (Р-790). Этот комплекс входил в первую навигационно-связную систему «Циклон» ВМФ СССР. 26 декабря 1974 года начались летно-конструкторские испытания новой боевой навигационно-связной системы «Циклон-Б». В связи с этим на крейсере было установлено соответствующее оборудование и аппаратура.

Комплекс «Цунами — БМ» (790) состоял — пульт управления и отображения (ПУО), оконечная аппаратура сверхбыстродействующей связи «Квант-БМ», распределяющее устройство «Гвоздика-Б», радиоприемное устройство «Сириус-М», аппаратура гарантированного засекречивания команд и обеспечения имитостойкости «Шквал-Б», аппаратура линейного засекречивания информации «Невка-М», входной усилитель «Агат», ненаправленная антенна с круговой поляризацией К-670.

В 1971 году данной еще не сформированной группой командовал старший лейтенант Н.С.Колпаков, а чуть позднее первым командиром группы космической связи стал старший лейтенант Валерий Иванов, участник испытаний системы «Цунами» на одной из подводных лодок в Балаклаве. Командиром поста «Цунами» на протяжении последующих лет был мичман Шамиль Гумаров.

Данный комплекс взаимодействовал с навигационным комплексом «Штырь». В штурманской рубке БЧ-1 была размещена аппаратура «Штырь-2М». Она позволяла через искусственные спутники земли определять место корабля в любой точке океана с точностью до 100-300 метров и в любое время суток. Для обеспечения закрытой работы аппаратуры Р-790М в посту (выгородке) космической связи было смонтировано по два комплекса аппаратуры ЗАС Т-630Б («Шквал-Б») и Т-605СБ («Невка-СБ»). Вывод всех шести спутников данной системы на орбиту завершился в 1976 году. С принятием на вооружение система получила название «Парус».

На фрагменте фотографии фок-мачты крейсера отчетливо видна серебристая антенна комплекса «Штырь».

Вспоминает штурман КРУ капитан 2 ранга Ринат Сабиров

В 1975 году Главкомом ВМФ адмиралом флота СССР С.Горшковым было принято решение на установку на крейсере «Жданов» аппаратуры космической навигации «Штырь-2М». Работы шли совместно с установкой в БЧ-4 соответствующей аппаратуры. «Штырь-2М» изготавливалась на Ижевском заводе. От него у нас работала пуско-наладочная бригада. В составе представителей завода был инженер по фамилии Шаповалов. Доводилось слышать, что при его уходе в очередной отпуск, завод через некоторое время прекращал работу. Оказывается, полный цикл производства такой сложной аппаратуры знал только он. Он же мог и устранить любую неисправность. В период установки и наладки этот товарищ творил, как нам казалось, чудеса! По-моему был он еще и музыкант. Как-то его коллега говорит мне, а вы попросите его на «Штыре» исполнить «Севастопольский вальс». Я так и сделал, и он, недолго думая, на управляющей клавиатуре за 5 минут набил программу, далее на каскад выхода подсоединил динамик и на всю оперативную рубку зазвучала волшебная музыка! Я и мои матросы чуть не лишились рассудка. Это было начало 1975 года, сейчас я понимаю, какой это был программист!

Тогда же на крейсере побывал Главный конструктор этого проекта по части навигационного и командно-измерительного комплекса Научно-исследовательского института «Радиоприбор» Н.Е.Иванов. Мне рассказывали, что за разработку первой отечественной системы «Циклон», в части касающейся космической навигации, его представляли на соискание Ленинской премии. На заседании Политбюро вроде бы Л.И.Брежнев спросил, а есть ли такая аппаратура у наших «друзей». Ему ответили, что есть и уже пять лет (речь шла об американской системе «Transit» точность определения местоположения 60-130 метров). Вследствие этого Н.Иванову была присуждена Государственная премия СССР.

При выходе на боевую службу в марте того года от 9 НИИ был прикомандирован капитан 3 ранга Юрий, который обеспечивал испытания аппаратуры, а заодно и мы учились эксплуатировать новую технику. Точность определения места корабля была высокая, порядка 0,1-0,2 мили. Уже в Средиземном море, проходя возле греческих, турецких берегов, мы выяснили, что многие острова на тогдашние навигационные карты нанесены неточно.

Но первоначально доверия на «Штырь» было мало. После одного случая, я поверил в него окончательно. Шли мы курсом в точку № 52 от восточной оконечности острова Крит. Где-то на полпути был сеанс связи и «Штырь» выдал место с невязкой почти 10 миль вперед по курсу. Я его к счислению не принял. Это было ночью. Утром решил определить место корабля по звездам, но как назло была низкая облачность и звезды схватить не удалось. Когда же имел радиолокационный контакт с берегом в районе залива Эс-Саллум, то понял, что «Штырь» был прав. В точку якорной стоянки прибыли раньше запланированного на 45 минут. В результате имел неприятности от командования эскадры.

В заключение можно добавить, то помимо выше сказанного еще некоторые посты БЧ-4, по всей вероятности БП-15 и БП-16, получили новую аппаратуру. Так, например, была закончена начатая ранее установка, монтаж и наладка телефонно-телеграфного комплекса связи ЗАС Т-622 «Лотос-Г» — морского образца армейского варианта Т-230,Т-230-1А, Т-230-03 («Интерьер», «Маховик») с цифровой обработкой сигналов и скоростями работы 1200 и 2400 бит. сек. В течение года комплекс прошел государственные испытания.

Вспоминает командир крейсера капитан 1 ранга Ан. М. Шакун.

Сдав в короткие сроки, положенные по плану боевой подготовки курсовые задачи, включая стрельбу главным калибром, 30 марта, заправившись и получив довольствие, крейсер „Жданов“ вышел на боевую службу с полюбившимся экипажу бортовым номером 857. Старшим на корабле шел заместитель ГК ВМФ адмирал Н.Н.Амелько.

„Первоапрельская шутка“ случилась уже в 5-той точке. Штаб эскадры целых двое суток пересаживался на крейсер, хотя на подобную операцию следовало потратить не более получаса. Офицеры штаба тащили с собой грязные и ржавые мусорные урны, вешалки, пепельницы, письменные приборы и перекидные календари. Подобного штатного чистого и нового имущества было на крейсере навалом.

3 — 4 апреля штаб решил устроить смотр кораблю с использованием экипажем строевой песни. Шакун был готов предъявить комиссии все что угодно, но только не хождение с песней по палубе крейсера. Естественно, что песнопение получилось слабым. На разборе флагманские специалисты долго и нудно смаковали всякую мелочевку. Затем на 6 страницах родили телеграммы ЗАС в адрес командования Черноморского флота с перечислением отсутствующих пуговиц, длинных волос на головах матросов, не стриженых когтей и т.д. При публичном линчевании Шакун не удержался, вслух произнес — „Самая нелепая ошибка — заиметь на подводной лодке барабан“. За реплику командиру „Жданова“ основательно влетело. Политотдел эскадры потребовал отчитаться по этому поводу на специальном совещании. Командир и замполит вынуждены были подготовить доклад » О состоянии воинской дисциплины на корабле и мерах по ее улучшению«. Отчитались и начали «исправляться».

В эти же сроки из Севастополя начали выходить на боевую службу и другие корабли. Крейсер «Грозный» (б.н. 856), БПК «Красный Кавказ» (б.н.171), БПК «Сдержанный» (б.н.173), БПК «Скорый» (б.н.191), БРК «Бедовый» (б.н.362),эсминец «Бравый» (б.н.373), эсминец «Сознательный» (б.н.361), танкер «Борис Чиликин» и другие.

10 апреля на всех флотах ВМФ СССР начались крупные учения «Океан-75». В Средиземном море на борту крейсера «Жданов» был развернут КП адмирала Н.Амелько. Под его руководством прошло учение разнородных противолодочных сил. Эту роль должен был выполнять ПКР «Москва», однако пожар на его борту 2 февраля, помешал выходу на БС. Вместо нее крейсер отправился на ремонт в Николаев.

Через несколько дней вторым этапом учений стал поход группы кораблей в составе КРУ «Жданов», РКР «Грозный», БПК «Сдержанный», «Скорый», одного из эсминцев и танкера «Борис Чиликин» в сторону берегов Италии. Вскоре эскадра вошла в Лигурийское море. В районе военно-морской базы Специя кораблями было проведено учение по нанесению ракетно-артиллерийского удара по базе. Рядом с нашими кораблями находилось несколько итальянских военных кораблей и ВМС Англии.

Рассказывает Ринат Сабиров.

Участвовали в учениях под флагом командира 5 ОПЭСК контр-адмирала В.Акимова, которые закончились в западной части Средиземного моря. Получили указание обратно следовать через Лигурийское и Тирренское моря, обогнув остров Корсика с севера. Тем самым устроить демонстрацию мощи ВМФ. Командир эскадры предложил пройти проливом Банифачо, но Москва «добро» не дала. Из сопровождающих было несколько кораблей ВМС НАТО, один из которых английский эсминец D12 Kent. Он шел на траверзе левого борта на расстоянии 40-50 кбт. Еще с утра 19 апреля с англичанина стали семафорить. Сигнальщикам была дана команда — «Не отвечать!». Эсминец семафорил долго и упорно, видя это, командир крейсера Ан. Шакун запросил у сигнальщиков доложить, что они передают. А там вопрос — «Доложите, что любит адмирал — коньяк или виски?». Ухмыльнувшись, командир пробурчал — «Смотри ка, знают русский язык». И вновь повторил приказ на семафоры не отвечать. Вскоре на эсминце началось оживление, вытащили из ангара вертолет «Уэссекс», который поднялся в воздух. Быстро подлетел к нашему борту и завис над ютом. На корабле была объявлена тревога, доложили командиру эскадры. Начали маневрирование, перекладывать руль то вправо, то влево на борт, а вертолет словно прилип — повторяет наши маневры. Командир корабля дал команду вахтенному механику дать «шапку», а она не получается...

В вертолете четко просматриваются три человека — пилот, оператор-фотограф, третий стал опускать целлофановый пакет. Командир поста на юте, доложил, что с вертолета показывают, чтобы взяли пакет. В ответ было приказано ничего не брать!

В это время из кормовых шпелей выходит заспанный дежурный по низам мичман Карасев, у которого вдруг под носом оказывается пакет. Не думая, он его сорвал. Англичане, достигнув своей цели — улетели. Пакет доставили на ходовой. В присутствии командира эскадры и начальника особого отдела его вскрыли. В нем находилась бутылка виски «Белая лошадь» и бутылка коньяка «Наполеон» с плиткой шоколада. На этом инцидент был исчерпан.

Подарок от англичан в руках начальника особого отдела эскадры капитана 1 ранга А.И.Харина,
рядом — командир эскадры контр-адмирал В.И.Акимов. Фотография сигнальщика Геннадия Тутунькина

В районе, северо-западнее Александрии крейсер отстрелялся главным калибром ночью по щиту, который буксировал сторожевой корабль. Вся стрельба прошла через ордер своих кораблей, что было грубым нарушением правил артиллерийской службы. Случись что, все шишки получил бы командир крейсера, так об них упоминает Ан. Шакун.

На фотографии осмотра щита запечатлены офицеры — командир БЧ-2 крейсера Чегринец, офицеры штаба Головань, Киселев, Чайкун, флагманский артиллерист В.Заборский, командир дивизиона ГК Гелумбовский, командир ГУАО В.Кутьин.

Утром 20 апреля КРУ «Жданов» прибыл в точку 12, где находился по 8 мая. В двадцатых числах туда же пришла только пришедшая на БС из Севастополя плавбаза «Дмитрий Галкин». На ее борту прибыла концертная группа ЧФ из 10 человек, а также офицеры для участия в официальном визите в югославский порт Сплит из Главного штаба и политуправления ВМФ, из штаба и политуправления Черноморского флота, корреспонденты. Стало известно о присвоении звания контр-адмирал начальнику штаба эскадры А.П. Ушакову и начпо П.Р.Дубягину.

В те дни в преддверии Первомайских праздников, 30- летия Победы подводились итоги соцсоревнования, прошедших учений «Океан-75». Лучшим кораблем эскадры был объявлен БПК «Очаков». Экипаж был награжден переходящим Красным Знаменем шефов Средиземноморской эскадры — Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР. Командир капитан 2 ранга И.В.Касатонов, зам капитан 2 ранга В.Е.Черепок.

Праздничный день 1 Мая, конечно, не обошелся без построения по «Большому сбору», поднятия флагов расцвечивания, концерта художественной самодеятельности крейсера. Пользуясь, случаем, «годки» весеннего призыва 1972 года попросили командование эскадры и корабля сфотографироваться на память. Надеялись они и на скорое «ДМБ», но когда это состоится, никто пока не знал.

С 12 по 17 мая отряд советских кораблей совершил официальный визит в Сплит (СФРЮ). В порт зашли КРУ «Жданов» (командир капитан 2 ранга Ан. Шакун), БПК «Скорый» (капитан 2 ранга В.Мотин), БПК «Сдержанный» (капитан 3 ранга Ю.Гоман)

Анатолий Моисеевич Шакун по этому поводу вспоминает:

Это был мой первый самостоятельный заход в иностранный порт. Готовился к нему серьезно. Ведь еще в далеком 1964 году, когда Сплит посещал крейсер «Михаил Кутузов», произошел один неприятный для нас инцидент. Экипаж был построен на верхней палубе в форме одежды № 1. Прозвучал салют наций. Группы управления артиллерийским огнем правого и левого борта высадили на баркасе на стенку для приема концов своих представителей. И вдруг — " о позорище!" — подумал я тогда — командир ГУАО — крейсер принял буксиры и с их помощью ошвартовался. Командовал " Кутузовым" тогда капитан 1 ранга В.М.Леоненков. После швартовки «под буксирами» я зашел к штурману капитану 3 ранга П.Волгину и вместе с ним весьма тщательно изучил карту. Даже начали мы с ним считать — возможно, ли в узостях этой бухты повернуть вправо почти на 100 градусов, погасить инерцию переднего хода и без буксиров припечатать корабль к стенке. При этом корма, начиная от третьей башни, будет находиться за причалом, ибо вперед идти нельзя — там глубины от 3,5 до 5 метров. Ответ был однозначен — можно.

С тех памятных расчетов прошло 11 лет, и вот сейчас 12 мая 1975 года я вспомнил тот злосчастный эпизод и попытался швартоваться лишь своими силами.

Шакун еще раз проверил расчеты, которые выполнил его штурман — капитан 3 ранга Александр Лоскутов, убедился в их точности и отдал приказ на маневрирование. Но вдруг ни с того ни с сего командующий эскадрой контр-адмирал Владимир Акимов бухнул как отрезал — «Подойдешь, примешь буксиры!». Шакун, выслушав его, пригласил в штурманскую рубку и показал на крупномасштабной карте расчеты эволюций. На карте были нанесены все манипуляции рулем и машинами с момента прохождения створа входных ворот. Акимов с флаг-штурманом 5 эскадры долго морщили носы у карты, но мешать командиру «Жданова» не стали.

После удачной швартовки командующий эскадрой поздравил Шакуна с блестящим заходом, пожал руку и больше в управление кораблем не вмешивался. За четкую работу в ходе визита Шакун получил благодарность. (Это при неснятом взыскании за смотр).

Визит прошел традиционно и можно сказать, почти не отличался от того, что был в далеком первом официальном визите крейсера 1957 года в тот же Сплит, если судить по подборке фотографий, размещенной на сайте.

Официальная встреча, салют наций, прием посла СССР В.Степакова, делегаций командования югославской армии и флота, ветеранов. На юте были установлены демонстрационные стенды, распространялись различные брошюры, буклеты, открытки, значки, которые пользовались у гостей спросом. Даже при ограниченном знании иностранного, в частности югославского, завязывались беседы с посетителями.

Немало жителей Сплита посетило наши корабли, вернее только «Жданов»

Ну, и, конечно, увольнения в город!

На предоставленных фотографиях некоторые эпизоды тех дней. На фоне кораблей сфотографировалась группа под командованием командира ГУАО БЧ-2 капитан-лейтенанта Валерия Чудненко, крайний ст. матрос Александр Синиченко. На другой офицер БЧ-5 командир котельной группы Атоян. Еще одна группа моряков БЧ-5 с капитан-лейтенантом Сметаненко, рядом с ним «машинеры» Олег Травкин и Анатолий Шумский. Старший лейтенант БЧ-4 Сергей Яросевич со своей «пятеркой», другая группа под командованием старшего лейтенанта Трофимова. Рядом с ним Александр Ситиков, Александр Филатов. На последующих — офицеры БЧ-4 Яросевич, Колкнев, мичмана Иван Боуфалл, Владимир Алексеев. Ст. матросы Вячеслав Ляшенко, Стрельцов и другие. В заключение, панорамное фото гавани Сплит с нашими кораблями.



Командование эскадры с коллективом ВИА «Синяя волна» КЧФ. В заключение, панорамное фото гавани Сплит с нашими кораблями.

По окончании визита крейсер «Жданов» в сопровождении «Сдержанного» и «Скорого» отправился вновь в 12 точку — залив Эс-Саллум, куда зашли вечером 20 мая. В течение последних двух дней за нами «приглядывал» старый знакомый — FF 1068 США «Вриланд». На переходе был «динамичный» «перехват» танкодесантного корабля США. На прощание фрегат дал семафор на русском языке — «Благодарю за совместное плавание».

Как вспоминает связист Леонид Руль 28 мая в 12 точку зашел тральщик египетских ВМС «Шария» и потребовал от наших кораблей покинуть территориальные воды АРЕ. Хотя это демарш советские корабли и проигнорировали, однако каждому было понятно, что договоренности вот-вот рухнут...

2 июня флагман 5 ОПЭСК КРУ «Жданов» вышел из данной точки в последний раз. Основной в этом районе стала точка № 52. В этих непростых условиях затягивалась демобилизация «годков», ее срок был на исходе. Попытка командования «уговорить» еще чуток потерпеть, задержаться, сходить вместе со всем экипажем крейсера с официальным визитом во Францию порт Тулон не увенчалась успехом...

21-22 июня состоялись проводы. Ребята сначала сошли на рефрижератор «Бузулук», а с него на «Кубань». Этот комфортабельный теплоход был закуплен военно-морским флотом у Балтийского пароходства. Ранее он носил имя «Надежда Крупская». Теперь был переименован в ПС (посыльное судно) «Кубань», передан Средиземноморской эскадре для перевозки экипажей, особо подводников в Севастополь и обратно. Практически их отдых начинался с прибытием на теплоход, где имелись все условия — каюты, салоны, прогулочная палуба и хорошее флотское питание. В таких условиях уволенные «ждановцы» совершили свое последнее плавание до Севастополя.

Прощай Средиземка!

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

В статье использованы 8 фотографий из книги Лубянова — П.Викарчука, Олега Травкина (18), Виктора Ожерельева (6), Александра Филатова (6), Ивана Прищака (4), Сергея Яросевича (4), Александра Синиченко (2), Геннадия Тутунькина (2), Валерия Кутьина, Александра Сухомлинова, Рината Сабирова, Шамиля Гумарова, Владимира Алексеева, севастопольца Виталия Костриченко (4).

Подготовили В.Арапов и В.Патосин, сентябрь 2010 года.



Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Служба КРУ «Жданов» 1975 г./