Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Артиллерийская боевая часть крейсера «Жданов»/

Артиллерийская боевая часть крейсера «Жданов»
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

КОРАБЛИ СТРОЯТСЯ ДЛЯ ПУШЕК?

Это утверждение было незыблемым до второй мировой войны, когда считалось, что на море артиллерии равных нет. Но очень быстро в грозную силу превратилась морская авиация, появились авианосцы, а еще чуть позже — и ракеты.

Баланс сил стал смещаться в сторону управляемых летательных снарядов, и роль артиллерии, как главного ударного средства, снизилась. Однако не настолько, чтобы с ней вообще перестали считаться.

Очень часто на флоте можно было услышать споры — что же важнее для крейсеров управления типа «Жданов» — артиллерийская боевая часть с ее главным калибром в 152мм или боевая часть связи, представлявшая собой подвижный узел связи средних размеров?

Компромисс так и остался компромиссом. Чашу весов не перетянула ни одна боевая часть. Требуемый узел связи морского базирования не мог разместиться на корабле меньшем, чем крейсер, да и от артиллерии отказываться никто не хотел, ибо тогда корабль остался бы безоружным. Из подобного синтеза двух малосовместимых качеств — артиллерии и связи — приоритетным ни одно не оказалось.

В Средиземном море и Атлантике КРУ «Жданов» больше использовался как плавучий штаб, однако, начнись боевые действия, и БЧ-2 стала бы незаменимой, если не главной, для боевой устойчивости крейсера. Пусть даже эта устойчивость ограничивалась часами или даже минутами современного боя.

Из-за артиллерии качество связи реально страдало. Страдали и связисты, борющиеся всеми силами за это качество. От артиллерийских установок, и особенно от башен главного калибра, по словам командира БЧ-4 капитана 2 ранга Сергея Яросевича, всегда исходили мощные вибрации при вращении и сотрясения при залпах.

Эти довольно типичные явления, присущие любому артиллерийскому кораблю, для крейсера управления оказались нежелательными. Вибрации и встряски приводили к сильным искрениям и помехам в приемо-передающей аппаратуре.

Я сторонник чистой верхней палубы для кораблей управления, — замечает капитан 1 ранга запаса С.Яросевич, — знаю, что точно такие же проблемы возникают на любом корабле, имеющем более трех радиопередатчиков. Ну, а что тогда говорить о проблемах крейсера управления «Жданов» с его 17-ю, из которых один — пятикиловаттный?

После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на вооружении советского флота оставались образцы артиллерийских систем, большинство из которых было создано или модернизировано в предвоенные годы.

Несмотря на то, что в целом в годы войны эти артиллерийские системы показали достаточно боевую эффективность и по своим тактико-техническим характеристикам почти не уступали зарубежным — выявились и существенные недостатки в артиллерийском вооружении кораблей. Мы отставали от ведущих флотов мира по ряду показателей. Недостатки касались систем управления арт-огнем, отсутствия радиолокационных станций обнаружения и сопровождения воздушных целей, автоматической малокалиберной артиллерии и универсальных установок среднего калибра. Практически на всех кораблях советского ВМФ было установлено недостаточное количество зенитной артиллерии. Не хватало и приборов управления стрельбой малокалиберной зенитной артиллерии.

На крейсере «Жданов» в качестве главного калибра были применены четыре 152.57мм усовершенствованные трехорудийные артустановки МК‑5бис. Универсальный калибр был представлен шестью спаренными стабилизированными 100.70мм установками СМ-5-1с, а зенитный — шестнадцатью спаренными 37.67,5мм автоматами В-11.

Во время переоборудования крейсера по проекту 68У-1 его противоздушная оборона была усилена четырьмя установками АК-230 со скорострельностью 1000 выстрелов в минуту, зенитным ракетным комплексом ближнего рубежа действия «Оса-М». Правда, осуществить это удалось за счет снижения ударной мощи крейсера, так как была демонтирована третья башня главного калибра. Внедрение радиолокации позволило расширить боевые возможности за счет эффективного использования артиллерии ночью и в условиях плохой видимости (в снег, туман, при дымовых завесах и так далее).

Помимо двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ 8-2, на крейсерах проекта 68 бис для управления стрельбой главного калибра были установлены радиолокационные станции. Корабельная РЛС предназначалась для поиска и обнаружения морских целей, АРЛС «Залп» — для непосредственного управления арт-огнем. Вторая и третья башни МК-5бис имели собственные радиодальномеры «Штаг-Б», которые использовались для управления огнем из боевого отделения командиром башни.

Эффективное использование артиллерии главного калибра обеспечивалось новой системой приборов управления стрельбой «Молния АЦ‑68бис А».

Артиллерия универсального калибра включала две побортно установленные батареи, по три артустановки СМ-5-1с каждая, управляемые системой ПУС «Зенит-68бис». Систему ПУС разработал в 1948 году завод «Электроприбор». В каждую ПУС входил стабилизированный пост наводки СПН-500, на котором устанавливалась антенна АРЛС «Якорь» («Якорь-2М») и остекленная с самостоятельным вращением относительно поста башенка командира батареи с биноклем в 7 крат. Целеуказанием дивизионам обеспечивалось от общекорабельной РЛС и восьми визиров зенитного целеуказания ВЦУЗ-3, установленных на посту командира зенитного дивизиона (ПКЗД) наверху носовой надстройки. На ПКЗД размещался также визир командира зенитного дивизиона.

На стабилизированной в плоскости горизонта с помощью мощной синхронной передачи АССП-500 платформе СПН-500 устанавливались стереоскопический зенитный дальномер со светящимися марками (для обеспечения работы ночью) ДМС-4, (ЗДМС-4) и визир управляющего огнем ВУО-2. Визиры вертикального и горизонтального наведения поста были встроены в дальномер.

Визиры стабилизации ВС-3 (ВС-4, ВС-5) устанавливались в неподвижной части СПН, углы качек поступали из гиропоста от гиро-азимут-горизонта «Компонент». Координаты целей от АРЛС и СПН поступали в центральный пост системы, где были установлены (ЦАС-У, ПКУ) приборы, а также сигнальные, контрольные и командные приборы.

Система ПУС «Зенит-68 (68бис)» с входящими в ее состав оптическими, радиолокационными и счетно-решающими приборами обеспечивала как целенаведение каждой батареи, так и автономную стрельбу каждой башни СМ-5-1с при самоуправлении. Башенная система ПУС включала командирский визир целеуказания КВЦУ-1, радиодальномер «Штаг-Б», автоматическое построительное векторное прицельное устройство АМО-2-2, визир стабилизации ВС-3 (4.5) и межприборные связи.

Система ПУС «Молния-АЦ-68бис» была подключена к системе ПУС «Зенит-68бис», что обеспечивало возможность вести стрельбу главным калибром крейсера по воздушным целям, сопровождаемым АРЛС «Якорь-М» или визиром СПН. Система ПУС «Зенит» обеспечивала стрельбу по воздушным целям со срединной ошибкой 8 т.д., по морским целям — 6 т.д. Для управления стрельбой автоматами АК-230 были установлены АРЛС — МР-104.

  

Башенную систему управления огнем в качестве составных частей входили прицельные устройства, имеющие в своем составе прицельные визиры МБ-6, АМО-2-1, устанавливающиеся на прицельных колонках или прицелах и вырабатывавшие свой курсовой угол, угол места и угол крена, визиры командира башни ВБ-1, КВ ЦУ-1, размещавшиеся на башенных автоматах стрельбы, и дальномеры — стереоскопические оптические с базой 8 м в башнях главного калибра и радиодальномер в артиллерийских установках МК-5бис и СМ-5-1с. Прицельные устройства в составе ПУС обеспечивали как прицельную наводку во время стрельбы артиллерийских установок при самоуправлении (при этом данные вырабатывались в счетно-решающих механизмах ПУС или устанавливались по команде управляющего огнем командира башни), так и центральную наводку артустановок.

Эти прицелы не полностью отвечали требованиям обеспечения эффективной стрельбы по воздушным целям, но при выходе из строя основной схемы ПУС, позволяли решать огневые задачи по огневому поражению морских целей и отражения атак средств воздушного нападения в интересах самообороны.

На автоматах В-11 стояли автоматические построительные векторные прицелы АЗП-37-2М. В этих прицелах, размещавшихся открыто на артиллерийских установках, по определяемым на глаз курсу, скорости, дальности до цели и ее маневру (углам пикирования или кабрирования) строился упредительный треугольник. При визировании цели через коллиматорные визиры вырабатывались полные углы наведения артустановок.

Основные данные по артиллерийскому вооружению крейсера можно увидеть на этих двух сводных таблицах (таблицы 008 и 009).

В первые годы после постройки существовало на крейсере и минно-торпедное вооружение.

Оно включало в себя два пятитрубных 53-см торпедных аппарата типа ПТА-53-68-бис с системой приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Сталинград-2Т-68-бис», разработанной в МНИИ-1 МСП и принятой на вооружение в 1953 году. Система обеспечивала три режима наводки — две центральные (автоматическую и полуавтоматическую) и аппаратную. ПУТС сопрягались со специальной торпедной радиолокационной станцией «Заря» и универсальным торпедным прицелом. Торпедные аппараты ПТА-53 были созданы в КБ машиностроения МСП (главный конструктор Н.К. Цикунов) и приняты на вооружение в 1948 году. Они позволяли вести воздушную и пороховую беспламенную стрельбу и имели силовую синхронно-следящую передачу, способную осуществлять полуавтоматическое дистанционное и местное наведение ТА с углом обстрела 60° от траверза.

Для приема, хранения и постановки мин на палубе устанавливались минные пути с поперечными перекатами. Корабль мог принять в перегруз 132 мины обр. 1908 г., или 76 мин обр. 1926 г., или 68 мин КБ. Кроме того, на крейсере полагалось иметь параваны-охранители типа К-1 — 4 рабочих и 4 в запасе. Торпедное и параванное вооружение оставалось, однако, очень недолго: в ходе модернизации его сняли.

Точно сказать, когда конкретно со «Жданова» пока не можем. Однако на переходе из Балтийска в Севастополь — октябрь-ноябрь 1965 года — как вспоминает очевидец И.Каргерман, их уже не было.

  

Что касается организационного построения боевой части, то оно выглядело так:

Если говорить о командовании БЧ-2, командирах БЧ, то данные собраны пока очень скромные. В публикуемом списке фамилии лишь тех, кто служил на крейсере с начала 70-ых годов.

Думаю, будет правильно упомянуть и фамилии тех, кто командовал БЧ-2 в 50-60-ых годах, те которые удалось выяснить на протяжении работы «ждановского» сайта и Форума.

Первым командиром БЧ-2 был капитан 3 ранга Гаврон. При нем крейсер за успешные и отличные стрельбы главным калибром был награжден переходящим кубком Главкома. Пока эта информация не подтверждена документально, но есть такой вот снимок 1953-1954 годов.

В период вывода крейсера из консервации по 1968 год командиром БЧ-2 был капитан 2 ранга Пятигорский. Именно его сменил капитан 3 ранга Чиняков С.А, а далее согласно этого списка.

На фотографии капитан 3 ранга Чегринец В.П. (в центре) на крейсере «Дзержинский» 1970-1971 годы.

Подробнее о службе артиллерийских дивизионов в следующей статье.

В статье использованы в основном фотографии «ждановцев» — мичмана Викарчука, Урванцева, несколько фото из книги Крейсера «холодной войны» В.Заболоцкого.

Подготовили В.Арапов и В.Патосин.
Опубликовал К. Трунов.
август 2011 года.



Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Артиллерийская боевая часть крейсера «Жданов»/