Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Модернизация крейсера «Жданов» 1966 — 1972 годы./

Модернизация крейсера «Жданов» 1966 — 1972 годы.
Часть 1

Официальной датой постановки крейсера на модернизацию является 1 декабря 1965 года. В тот день корабль был поставлен к причалу Севморзавода, зачислен в состав КЧФ, вошел в 63-ю бригаду ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей (БРЭМК).

На верхней фотографии Владимира Заблоцкого — панорама Южной бухты Севастополя примерно 1965-1966 годов. В частности, видна акватория Севморзавода с рядом ремонтирующихся кораблей. Среди них мачты крейсера, которые могут принадлежать «Жданову».

На другой — Николая Фефелина, бак крейсера «Жданов» с видом на Минную, Морской вокзал и Графскую пристань. На этом месте корабль простоял приблизительно два года перестройки.

Модернизация шла трудно и сложно. Из-за различных проблем — конструкторских, нехватки производственных мощностей и прочее... Работы шли с 1966 по 1971 год. Разработчиком проекта 68У‑1 являлось Невское проектно-конструкторское бюро.

Интересно, что первоначально со «Жданова» предполагали снять не только третью, но и четвертую башню главного калибра — как на «Адмирале Сенявине». Но тут сомнения о целесообразности демонтажа четвертой башни высказали командир крейсера и командир БЧ-2 капитан 2 ранга В.Пятигорский.

Артотдел флота не смог ответить на этот вопрос и послал запрос в Москву, та подумала и неожиданно дала «добро» — оставить четвертую башню ГК! Так черноморцы сумели отстоять четвертую башню, а тихоокеанцы на «Сенявине» — нет. Видимо на ТОФе сомневающихся в те годы было меньше...

(Примечание. Как показала дальнейшая служба крейсеров управления обоих проектов этот спор — что лучше для крейсера — башня ГК или 4 установки АК-230, плюс вертолет с ангаром, ведется до сих пор...)

Служба на корабле стоящем в заводе — это, прежде всего много-много работы! Ведь экипаж наряду с судостроителями и ремонтными бригадами участвует во всех работах по установке и наладке техники, а порой сразу изучает таким образом свое будущее оружие, аппаратуру, посты.

«Чем только не приходилось заниматься в те годы» — вспоминает Николай Фефелин. Попал я на «Жданов» осенью 1967 года, был расписан в БЧ-2.

В 1968 году на крейсере произошли изменения в командном составе. Так вместо переведенного на ТОФ капитана 1 ранга Максимова командиром крейсера стал капитан 1 ранга Семенов, которого из-за состояния здоровья фактически замещал старший помощник капитан 2 ранга Гайдук Н.И.

Ушел в отставку командир БЧ-2 капитан 2 ранга Пятигорский. Попрощавшись, он пошел на бак и кинул в воду свою фуражку. Командование БЧ-2 легло на капитана 3 ранга Гелумбовского Г.П. Из офицерского состава тех лет могу назвать фамилии — капитан 3 ранга Рукосуева коммандира БЧ‑1, капитана 3 ранга Кондратьева БЧ-5, командира 3АД БЧ-2 капитан-лейтенанта Хорькова Б.М., старшего лейтенанта Шамсутдинова БЧ-2, Полиенко...

Среди мичманов, а правильнее — сверхсрочников: Сероокий, Кулагин, Тарасов, Пучка, Кузнецов, Русанов, Кинчевский...

На этом групповом снимке в центре офицеры Хорьков и Кондратьев, вверху Тарасов.

Крейсер, его надстройки и мачты «обросли» рабочими лесами, повсюду немыслимое количество кабелей. На месте снятой 3-ей башни ГК уже чернеет силуэт новой надстройки, скоро в ней поместят новый ракетный комплекс «Оса». Плавкраном установили бизань-мачту, на которой затем появятся антенны самого мощного радиопередатчика. Эти «рога» станут отличительной деталью крейсера «Жданов». Шел монтаж вертолетной площадки, которой ранее не было.

А сколько пришлось попотеть на работах по смене деревянного настила палубы! Под руководством боцмана Горшкова освоили и эту премудрость. На каком-то этапе ремонта и модернизации корабль поставили в док на Северной стороне — драили, зачищали днище и борта, готовили к последующей покраске.

От монотонности и однообразия такой службы частенько хотелось сбежать, а потому любая возможность сойти с корабля принималась на «ура». Даже вахты на баркасе в качестве крючкового позволяли увидеть севастопольские бухты, городские набережные — тем самым вздохнуть, почувствовать иную жизнь, получить заряд бодрости. Кстати были и две командировки — на сторожевой корабль «Ворон», а затем на крейсер «Михаил Кутузов». На нем довелось побывать и в Средиземном море.

Естественно, что хотелось хоть какие-то моменты запечатлеть на память. Свои фотографии делал с другом Николаем Зайцевым.


Продолжает Н.Фефелин. «Пока прочитав все возможное из истории крейсера, у меня сложилось такое мнение, что время нашей службы из нее вычеркнуто... обидно! Промелькнуло несколько фамилий и все. А ведь «Жданов» жил благодаря экипажу! Ни слова о старпоме капитане 2 ранга Гайдуке Н.И., который почти всех знал по фамилии, часто переодевался в «спецуху» и лазил с Гелумбовским, Смирновым по всем объектам. Ни слова о ком 2АД Шамсутдинове, капитане 3 ранга командире 3АД Харькове, мичмане ГК Романчуке, без которого не обходился ни один парад, а с ним и наш знаменосец мичман Русаков 2АД. Начальник снабжения капитан-лейтенант Полиенко, его подчиненные мичман Попов — вещевик, мичман Кинчевский, финансист мичман Кулагин. Наш общий кормилец командир камбуза гл. старшина Кузнецов. мич. БЧ-5 Тарасов, Пучка. Вездесущий гл. боцман Горшков В.К.. Несмотря на внешний вид «Жданова», внутри его был порядок!

На тот момент у нас был самый большой экипаж среди ремонтирующихся кораблей и нас посылали повсюду: на береговые караулы базы, «губу», «каменку». На парадах «выкидывали» с десантного корабля в звездных заплывах на день ВМФ, плыли с расстреливаемого «Очакова» — крейсер «Слава» в съемках художественного фильма «Почтовый роман», укрепляли береговую стенку госпиталя, бывали в Инкермане. В гребле на шлюпках занимали первые места.

Много работали по кораблю — так БЧ-2 доставались самые непростые — висели в шлюпках за бортом, а случалось на сбитых плотах очищать борта, затем красить... всего не вспомнить.

День ДМБ я запомнил на всю жизнь! Когда объявили для нас последних шестерых, построение, шла Большая приборка. Несмотря на это, радист Парма врубил по верхней палубе «Славянку». Она гремела на всю бухту! Позже узнали, что транстляторщика за этот поступок отправили на «губу». Под такой «фурор» построились. Капитан 2 ранга Ефремов сразу обратил внимание на наш «клеш», что, дескать, не по Уставу.... Рядом стоявшие мичманы Горшков и Тарасов заступились за нас, со словами «Вы ведь сами товарищ капитан 2 ранга когда-то натягивали брюки на «торпеды». И нас проводили под командованием лейтенанта Виноградова. Пусть простят меня те, кого я запамятовал, 40 лет прошло!!!».

Во время модернизации в гости к «ждановцам» часто приходили артисты эстрады и кино. Очень любил «Жданов» директор Севастопольской филармонии Григорий Футерман. При любой оказии он направлял на корабль творческих людей и знаменитостей. Этому способствовала и его дружба с замполитом крейсера капитаном 2 ранга Пруновым. Выступала на корабле и певица Клавдия Шульженко. Рояль для нее погрузили на ют крейсера судостроительным краном. Концерт прошел на «ура» и надолго запомнился морякам. И таких мероприятий было немало, а к концу этого заводского периода все более о себе стал заявлять и корабельный ансамбль.

Надо вспомнить, что с конца 50-ых годов над крейсером «Жданов» шефствовал Саратовский обком ВЛКСМ. По его путевкам сотни саратовских парней прошли школу возмужания на крейсере. Служба закалила их, воспитала, дала путевку в жизнь, навсегда приучив к труду и дисциплине. Кстати, Николай Фефелин — саратовец!

«Шефство» подразумевало обмен делегациями, обоюдовыгодный культурный диалог и в совсем незначительной степени — материальную помощь кораблю. В принципе, шефство завязывалось и поддерживалось годами в основном в духовной сфере. Моральная составляющая была в этом процессе определяющей.

Обычно саратовцы приезжали на корабль в канун Дня Военно-Морского Флота, обязательно смотрели военно-морской парад и водноспортивное представление, знакомились с достопримечательностями Севастополя, встречались с личным составом и рассказывали о своих трудовых успехах. Как правило, в шефскую делегацию отбирались заслуженные работники отраслей народного хозяйства, орденоносцы и Герои Социалистического труда. Возглавляли делегацию уважаемые люди — первые лица города, района или области.

Моряки к поездкам в гости отбирались не менее строго. На крейсере устраивалось соревнование за право войти в состав корабельной делегации. Умельцы из матросов и старшин готовили морские сувениры.

Чаще всего это были выполненные из плексигласа макеты крейсера, действующие макеты маяков, разнообразная чеканка, картины с видами моря и кораблей и прочая экзотическая продукция. Заместитель командира крейсера по политчасти «выбивал» в Политуправлении ЧФ красочные фотоальбомы типа «Черноморский флот», «Памятники Севастополя». Собирались сэкономленные тельняшки, гюйсы, пилотки и так далее.

Когда назревало время визита к шефам — начинали ломать голову, где изыскать средства на поездку. Шефство хоть и декларировалось на высоком уровне, но фактически средств на это никаких не выделялось, а раз так, то и командировочные расходы не предусматривались. Выкручивались, как могли. Офицеры и мичмана из состава делегации оформляли проездные документы на очередной ежегодный отпуск.

Матросов и старшин выбирали из числа призванных из Саратовской области, а также прибывших на крейсер по комсомольским путевкам. В этом случае командир издавал приказ и за образцовую службу поощрял лучших десятью сутками отпуска с выездом на родину.

Возвратившись на корабль, члены делегации отчитывались перед экипажем, делились яркими впечатлениями от официальных и неофициальных встреч, посещений предприятий и организаций. В один из таких визитов в Саратов член делегации заместитель командира 1 дивизиона ГК лейтенант Юрий Юрканов встретился на агрегатном заводе с обаятельным секретарем комсомольской организации Людмилой. Встреча породила дружбу, потом любовь и очень скоро они поженились. Юрканов закончил службу в звании капитана 1 ранга, был депутатом городского Совета города Севастополя. Людмила Михайловна работала в орготделе горсовета, стала начальником управления экономики города.

Шел пятый год модернизации, явно уже затянувшейся. С начала 1970 года новым командиром крейсера стал капитан 1 ранга Р. Проскуряков.

28 ноября того года на борту «Жданова» состоялось совместное совещание представителей ГШ ВМФ и ГУК, МСП под руководством Главкома Адмирала Флота С.Г. Горшкова. На нем было принято решение в кратчайшие сроки закончить работы и сдать крейсер флоту!

Во второй половине 1971 года корабль вышел из завода и приступил к швартовым, а затем и заводским ходовым испытаниям.

На фотографии с американского спутника сентября 1966 года в аккватории Севморзавода виден стоящий у причала крейсер «Жданов».

Вид на Севастопольский Морской Завод им.С.Орджаникидзе. Среди группы кораблей крейсер «Жданов» проходящий свою первую модернизацию в корабль-управления. Фотография Михаила Карачинского 1969 год.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

В статье использованы фото — Кузенкова, Костричеко, Власова, Алиева, Кителя, Смирнова, Максимова и Николая Фефелина.

Подготовил В.Арапов, февраль 2010 года.




Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Модернизация крейсера «Жданов» 1966 — 1972 годы./