Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Модернизация крейсера «Жданов» 1966 — 1972 годы./

Модернизация крейсера «Жданов» 1966 — 1972 годы.
Часть 2

17 октября 1971 года крейсер был представлен к государственным испытаниям. Контрольный выход в море осуществлен 25-26 ноября, а 29 ноября был подписан Приемный акт. 27 декабря того года крейсер «Жданов» бортовой № 854 был переклассифирован в КРУ — Крейсер Управления.

Одновременно зачислен в состав 150-ой бригады ракетных кораблей КЧФ.

Для решения основных задач КОРАБЛЯ УПРАВЛЕНИЯ, на крейсере «Жданов» был создан комплекс постов флагманского командного пункта командующего флотом (командира оперативной эскадры). Состав комплекса включал: групповой штабной оперативный пост, предназначенный для обеспечения управления силами флота (эскадры), а также взаимодействующими силами при подготовке и в ходе ведения операции; штабные посты разведки и связи, а также размещение группы оперативного планирования для подготовки материалов и выполнения оперативно-тактических расчетов при планировании операций и оперативно-тыловой группы для разработки мероприятий по тыловому и специальному обеспечению сил флота (эскадры). Групповой штабной оперативный пост включал в себя посты управления силами флота (эскадры), подводными лодками, противолодочными силами, ракетно-артиллерийскими и десантными кораблями, кораблями и судами обеспечения, средствами борьбы с радиоэлектронными средствами противника, береговыми ракетными частями, посты обстановки (главный боевой информационный пост), авиационный, ПВО, противоминной обороны и навигационного обеспечения, защиты от оружия массового поражения и другие.

Для размещения группового оперативного поста со штабными постами разведки и связи (общей площадью более 350 кв.м.) использовались бывшие командные помещения в носовой части верхней палубы, под полубаком (между шпилевым отделением и кают-компанией офицерского состава). Ликвидацию этих кубриков пришлось компенсировать, в отступление от многолетней традиции размещения матросов и старшин на нашем флоте, созданием новых командных помещений на полубаке и I площадке за счет увеличения объема и высоты надстроек, с переносом катеров с I на II площадку. Рабочее помещение командующего флотом (командира эскадры) и начальника штаба с переговорной рубкой оборудовали на II площадке (под ходовой рубкой), увеличив носовую часть надстройки перед постом обстановки. Помещение группы оперативного планирования разместили на I площадке, рядом с одним из новых кубриков.

Посты комплекса флагманского командного пункта были оборудованы средствами внешней и внутрикорабельной связи, выносными приборами навигационных средств, столами-планшетами и вертикальными планшетами. Пост обстановки имел, кроме того, специальные планшеты воздушной и надводной обстановки, а также выносной индикатор кругового обзора.

Значительные изменения претерпел и внешний облик крейсера. Отличительной частью корабля стала новая бизань-мачта с «рогами» — антенной пятикиловаттного коротковолнового радиопередатчика «Вяз».

Вместо демонтированной третьей башни главного калибра появилась кормовая надстройка. В ней разместили зенитно-ракетный комплекс " Оса-М«. Невское ПКБ выполнило по заданию ВМФ проработку по усилению зенитного вооружения самообороны на кораблях управления проекта 68У с размещением на них, дополнительно к ЗРК «Оса-М», 30-мм спаренных автоматических установок АК-230 разработки ОКБ-16 с дистанционным управлением от РЛС МР-104 разработки конструкторского бюро завода «Топаз» МСП (славный конструктор А.П.Малиевский).

Артиллерийский комплекс АК-230-МР-104 был принят на вооружение ВМФ еще в 1962 году. АК-230 отличалась, от 37-мм установки В-11 (принятой на вооружение в 1944 году и установленной на крейсерах проекта 68бис) более высокой скорострельностью (2100 выстр./мин, против 280), обеспечиваемой новой конструктивной схемой оружия и питания его боеприпасам (металлическая лента на 1000 выстрелов), а также применением прогрессивного комбинированного способа охлаждения стволов при стрельбе: наружной поверхности — непрерывной подачей забортной воды, внутренней впрыском охлаждающей жидкости после каждого выстрела, что позволило значительно сократить перерывы в стрельбе. Результаты проработки подтвердили возможность размещения на крейсере «Жданов» четырех установок AK-230 с двумя РЛС управления огнем МР-104 (с увеличением общего количества 37-мм и 30-мм стволов на 25 %).

Во время переоборудования корабля особое внимание было уделено средствам связи. Ведь крейсер управления должен иметь такие системы связи, которые позволяли бы командованию, находящемуся на борту, контролировать и управлять, не только эскадрами и отдельными кораблями флота, но и сухопутными военными группировками, соединениями, штабами и т.д. связываться с самыми высшими должностными лицами в стране, членами правительства, министром обороны и генеральным секретарем ЦК КПСС лично.

По вооружению средствами связи КРУ «Жданов» являлся новым типом корабля, первым в составе отечественного ВМФ. Установленная на нем аппаратура позволяла сформировать более 60 каналов радиосвязи, одновременно действующих во всем диапазоне частот, обеспечив все возможные виды работ: слуховую телефонию и телеграфию, буквопечатание, фототелеграфию, сверхбыстродействующую связь, автоматический прием быстродействующих передач и спутниковую космическую связь. Аппаратура поста дальней связи обеспечивала при стоянке в базе флота многоканальную связь по береговым линиям. Надежная дальность связи корабля с берегом достигала 8 тыс. км, а при использовании ретранслятора — 12 тыс. км, на линиях космической связи была возможна с любым районом Мирового океана.

Предусматривалась возможность дальнейшего развития и совершенствования линий связи, для чего на корабле резервировались помещения, массы, мощности энергопитания и прочее. На испытаниях крейсер имел устойчивую и надежную радиосвязь со многими узлами связи (Генерального штаба Вооруженных Сил страны, Главного штаба ВМФ и штабов флотов, авиации, военно-морских сил и соединений Черноморского флота, кораблями 5-й оперативной эскадры и других флотов). Для выполнения задач корабля управления на нем установили 17 мощных KB- и СВ-радиопередатчиков (в том числе один — станции «Вяз» — мощностью 5 кВт). 57 КВ, ВВ., СВ. — и ДВ-приемников, девять радиостанций YKB, три радиорелейные УКВ — и ДЦВ-станции, аппаратуру космической и дальней связи. Их работу обеспечивали 65 антенн, размещенных с учетом одновременности работы различных средств радиосвязи. Для этого приемные и передающие антенны устанавливались на максимально возможных расстояниях.

В связи с трудностями размещения на корабле такого количества антенн на нем установили третью (ферменную) мачту на расстоянии около 25 м в корму от грот-мачты, имевшую высоту около 32 м от ватерлинии, с антеннами КВ-станции «Вяз» и космической связи «Цунами». Для повышения надежности связи применялись развязывающие устройства и широкополосные антенные усилители, обеспечивающие работу нескольких радиоприёмников на одну антенну. Аппаратура радиосвязи размещалась в двадцати восьми постах. Значительное увеличение состава передающих средств связи потребовало увеличения площади имеющегося на I платформе с правого борта передающего радиоцентра более чем на 35 %; на нижней палубе в том же отсеке с левого борта оборудовали передающий радиоцентр.

На полубаке, в средней части корабля, за счёт удлинения надстройки разместили посты правительственной, дальней и радиорелейной сияли. Для руководства, организации и контроля связи был оборудован специальный командный пункт связи.

14 января 1972 года на крейсер прибыл начальник Главного штаба ВМФ СССР адмирал флота Н.Д.Сергеев. Вместе с представителями ГШ и ГУК ВМФ, МСП они проверили и осмотрели КРУ.

Тогда же перед флотом была поставлена задача скорейшего ввода КРУ «Жданов» как боевой единицы. К тому времени главный штаб ВМФ уже прорабатывал крупные штабные учения «СЕВЕР 72» под руководством высшего командования армии и флота. В них должен был принять участие и пройти испытания Крейсер Управления. Ввиду этого командующий КЧФ адмирал Сысоев лично курировал подготовку крейсера. На сдачу курсовых задач выделил два месяца. Прежде всего, корабль должен был пройти доукомплектование личного состава с заводского до штатного расписания. Этап сложный и нервный...

В 1972 году крейсер «Жданов» вводился в строй после длительной модернизации. Шло комплектование экипажа до полного штата, а это процесс, как известно специалистам болезненный и выматывающий нервы комсоставу. На корабль начали прибывать самые разные люди. В их числе находились отличники боевой и политической подготовки — а это высшая аттестация матросов и старшин срочной службы — а также середнячки, следовавшие «куда ветер подует», и нарушители воинской дисциплины, в большинстве своем попавшие в категорию ранее злоупотреблявших алкоголем. В сопроводительных документах о таких говорилось примерно следующие:

«Находясь там-то и там-то, привел себя в нетрезвое состояние». Так как на флоте в моряках всегда ощущался дефицит, то брали всех. Последних, кто приводил себя в нетрезвое состояние до «Жданова» направляли в боцманскую команду. И такой людской конгломерат «варился» первое время в котле крейсерской организации, что дух захватывало.... И ничего! Постепенно, усилиями офицеров и мичманов все стало на свои места. Через несколько месяцев шатание и разброд в матросских массах прекратились. Заполненные до краев «штаты» превратились в высокоорганизованный и сознательный экипаж, способный управлять кораблем и оружием».

Так об тех днях вспоминает капитан 1 ранга Ан. М. Шакун.

Перед каждой боевой частью, службой и командой стояли свои специфические трудные проблемы. Артиллеристы БЧ — 2 практически заново учились стрелять, к тому же пришлось осваивать новый ракетный комплекс «Оса». Одним из лучших ракетчиков по праву считался мичман Владимир Налимов, а первым командиром зенитно-ракетной батареи стал старший лейтенант Валерий Изотов. При них все пуски ракет достигали целей и заслуживали отличных оценок. Командиром артдивизиона главного калибра был капитан 3 ранга Гелумбовский Г.П., командиром артдивизиона универсального калибра капитан 3 ранга Шамсутдинов Р. А., командиром 3 артдивизиона капитан 3 ранга Харьков Б.И. Командовал БЧ-2 капитан 2 ранга Чиняков С.А.

У «руля» БЧ-5 по-прежнему с 1965 года стоял капитан 2 ранга В.Смирнов. В ходе переоборудования ряд агрегатов и систем претерпели существенные изменения. В первом машинном отделении вместо турбогенератора ТД-6 поставили турбогенератор переменного тока ТД-750 на 600 кВт. Последний обеспечивал переменным током боевую часть связи, штурманскую боевую часть, медицинскую службу, работу холодильных машин и вентиляторов БЧ-5

На корабле применили прогрессивную в то время одноканальную низконапорную систему кондиционирования воздуха в жилых помещениях, обеспечивающую подачу охлажденного и осушенного воздуха. Система аэрорефрижерации боевых постов и погребов боезапаса, душирования охлажденным воздухом всех постов управления в машинных отделениях обеспечивала создание в них нормальных условий несения вахты для личного состава при повышенных температурах наружного воздуха в районах эксплуатации корабля. Пополнение запасом пресной воды в течение всего срока автономности его плавания по запасам провизии (30 суток) обеспечивалось работой опреснительных и испарительных установок высокой производительности. Одним из тех, кто осваивал эту новую технику, был ст. матрос Сергей Китель.

С 1970 года дивизионом живучести, в котором он служил, командовал капитан-лейтенант Боков С.А. На этих снимках Сергея те, с кем он пережил модернизацию, и те, кто вводили крейсер в строй.

Большие, можно сказать, гигантские, ответственные задачи стояли перед боевой частью связи. По-мере поступления нового оборудования, аппаратуры, а также подготовки постов, связисты устанавливали, налаживали, изучали свою новую матчасть. Участвовали в различных работах, наряду со специалистами, наладчиками промышленности, разработчиками самой современной техники связи. Можно привести неполный список того, что было размещено в 28 боевых постах (ранее по проекту 68-бис было всего 9 боевых постов).

В начале 70-ых годов БЧ-4 командовал капитан 3 ранга Терехин Н.И. В конце лета 1971 года боевая часть пополнилась большой группой молодых лейтенантов. Среди них лейтенант С.Яросевич.

Он в частности вспоминает. «Сразу по приходу на корабль, еще стоящий в заводе, пришлось быстро вникать в разные вопросы, да такие, с которыми еще не приходилось сталкиваться. Помню такой эпизод. Только кончили монтаж телефонной аппаратуры ЗАС „Булава“. На тот период новейшая техника, только прошедшая испытания и принятая на вооружение. Она отлично зарекомендовала себя, и долгое время была основным каналом телефонной связи гарантированной стойкости. В один из дней мне звонит дежурный по связи и приказывает явиться в только что принятый в эксплуатацию пост „Булавы“ — БП-16. На тот момент именно я занимался всей аппаратурой ЗАС. Прибыл туда в обычной форме одежды (заводской вариант), т.е. не очень опрятный... Постом командовал старшина 1 статьи Федоров. Он к тому времени прошел стажировку на узле связи и аппаратуру знал на „отлично“. Вскоре в пост зашли адмирал и генерал-полковник, после представления адмирал приказал включить „Булаву“ и провести проверку „на себя“. Между этим он подробно рассказывал о технике генерал-полковнику. Включив аппаратуру, я естественно, до этого видевший ее несколько раз, не смог самостоятельно проделать все операции и попросил Федорова. После окончания проверки и выхода из поста генерала, адмирал задержался и выразил свое неудовольствие моим внешним видом и то, что к работе привлек старшину... Ну, что можно сказать в ответ начальнику в такой момент... Ведь я не проходил стажировку на данной аппаратуре... Да и вообще в те дни занимался, как позже выяснилось работой за четырех командиров групп и комдива!».

Как оказалось, наш крейсер в рабочем порядке посетил начальник войск связи министерства обороны генерал-полковник Белов А. и начальник связи ВМФ вице-адмирал Толстолуцкий Г.В. мае-июне 1972 они еще раз проведут проверку и подготовку постов связи уже крейсера-управления.

В период становления много сил и труда потратили офицеры — Колпаков Николай Сидорович, Кидов Владимир Васильевич, Кезрашвили Валерий, Танин Василий Максимович и другие. В конце года командиром БЧ стал капитан 3 ранга Фещук Анатолий Алексеевич, его замполитом капитан-лейтенант Геннадий Левченко. В дальнейшем боевая часть связи была развернута в составе трех дивизионов связи и сигнальной команды, общей численностью 186 человек. Из них офицеров — 22 человека, мичманов — 26 человек, старшин и матросов — 138 человек.

На фотографиях, присланных Геннадием Александровичем Говорковым, можем увидеть некоторых офицеров, мичманов, старшин и матросов срочной службы, которые участвовали в становлении боевой части связи.

Так на групповой фотографии запечатлены:
Первый ряд, стоят — лейтенант Капогузов, ??, лейтенант Нестеров, старшина 1 статьи Говорков (БП-8), мичман Походощук, мичман Кулага, капитан-лейтенант Левченко, старшина 1 статьи Дубровский (БП-6),старшина 1 статьи Бурмистров (1,2 РПЦ), капитан 3 ранга Фещук, старший лейтенант Кидов, старшина 1 статьи Фролов (зав. радиомастерской), лейтенант Поляков, мичман Лобач, лейтенант Филонов. Сидят — лейтенант Яросевич, гл. старшина Виноградчий (пом. ДПС), ст. матрос Белиходзе (БП-15), гл. старшина Смирнов (пом. ДПС), старший лейтенант Кезрашвили. А также матрос Самилов (БП-8).

Будет правильно сказать, что, несмотря на численность той или иной БЧ, службы — все они, выполняя свои функции, повышая знания и умения, делали одно общее — становление Экипажа крейсера! К примеру, как вертолетная команда под началом мичмана Головко Н.Ф. На снимках мы видим его с заместителем командира политчасти капитанов 2 ранга Корниковым, а также первый пробный прием вертолета Ка-25. Несколько раз крейсер принимал и вертолет командующего флотом, что с его габаритами было совсем непросто...

Примечание. К сожалению, недавно в январе этого 2010 года старший техник вертолетной команды, ветеран КРУ «Жданов», прослуживший на флоте более 30 лет, Николай Филиппович Головко скончался на 74 году жизни.

Во второй половине марта 1972 года командующий КЧФ адмирал Виктор Сысоев, собрав начальников управлений и отделов флота, командование соединения, прибыл на борт КРУ «Жданов» со смотром. Его общая оценка — «Неудовлетворительно».

Последовали орг. выводы. Отстранен от занимаемой должностей старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Ефремов — назначен капитан 2 ранга Ан. Шакун с крейсера «Михаил Кутузов». Новым помощником командира корабля стал капитан-лейтенант Г.Кондаков с ПКР «Ленинград». Командиром БЧ-2 был назначен капитан 2 ранга В.Чегринец с крейсера «Дзержинский». Радиотехническую службу возглавил капитан 3 ранга Ю.Чесноков. Всего было назначено 15 новых офицеров боевых частей и служб. Экипаж был доукомплектован мичманами, старшинами и матросами из экипажей других черноморских крейсеров. На предлагаемых фотографиях мы видим, как это было. На втором фото хорошо различимы лица связистов БЧ-4 — Татаринов, Пеженков, Козлов, Афанасьев, Мешавкин, а чуть далее и моряки БЧ-5 среди них Сергей Китель.

В течение апреля-июня экипаж крейсера занимался устранением выявленных недостатков, сдавал курсовые задачи. В ходе них произведены ракетные стрельбы, стрельбы главным и универсальным калибром. Все — с высокими оценками. Сдав все задачи, пройдя еще несколько смотров командующего, а также посещения других военоначальников, КРУ «Жданов» был готов к своему первому походу — переходу вокруг Европы в главную базу КСФ — Североморск.

ВСЕ БЫЛО ВПЕРЕДИ, ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЛОСЬ!

В статье использованы фотографии — Сергея Кителя (12), Геннадия Говоркова(6), Ш.Алиева, В.Бушуева, Филатова, О.Травкина, А.Слушкина, Лупанова, Яросевича, несколько схем и фото из книги Заблоцкого «Крейсера Холодной Войны».

Подготовили В. Арапов и В.Патосин март 2010 года.


Крейсер «Жданов» 23 февраля 1972 года.
Фотография моряка крейсера «Слава» Юрия Савостина. Прислал Бондаренко.



Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Модернизация крейсера «Жданов» 1966 — 1972 годы./