Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Служба КРУ «Жданов» 1974 г./

Служба КРУ «Жданов» 1974 г. (часть 1)

"В 1974 году крейсер в период с 27 июня по 1 декабря находился на боевой службе, обеспечивая управление 5 ОПЭСК. В конце августа, начале сентября «Жданов» совершил деловой заход в Александрию (АРЕ). Осенью корабль выполнил стрельбу на приз главнокомандующего ВМФ, завоевав 1 место на Черноморском флоте и 2-е — в ВМФ По итогам этого года КРУ «Жданов» занял 1-е место в социалистическом соревновании среди кораблей 150-й отдельной бригады ракетных кораблей и был награжден переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ. До самого списания корабля оно стояло под стеклом в комнате боевой славы..."

Вот собственно и все, что написано в книге Ан. Лубянова о том годе, к тому же там почти нет фотографий этого периода службы крейсера. Что ж, общими усилиями постараемся дополнить эту статью новой информацией и фотоматериалами.

Начал тот год экипаж крейсера очень спокойно. В Севастополь вернулись всего за неделю до Нового года — по окончании докования в Новороссийске. Два месяца довольно вольготной службы оставили много впечатлений и воспоминаний для всего личного состава корабля! Вскоре командир крейсера капитан 1 ранга Проскуряков, собрав офицеров и мичманов, зачитал из журнала боевой подготовки задачи на 1974 год. Заметил, что почти половина из них должна отгулять отпуска до очередного выхода корабля на боевую службу. Она намечалась на май-июнь начавшегося года. Однако в третьей декаде января прошли зимние учения Черноморского флота. Участие в них «Жданова», как корабля, не сдавшего положенных курсовых задач, видимо не планировалась, но в последний момент что-то изменилось, и крейсер на пять дней вышел в Черное море, не успев даже обновить бортовой номер с 856, на 857...

Далее почти два месяца простоя на первых бочках. Вначале марта из отпуска вернулся старший помощник командира капитан 2 ранга Шакун. Он заменил ушедшего также в отпуск — командира корабля Р. Проскурякова. В течение марта на КЧФ несколько раз побывал Главком ВМФ СССР адмирал флота С.Горшков. Состоялось назначение нового командующего флотом — им стал вице-адмирал Н.Ховрин. Последующие две недели до самого начала апреля крейсер совершает выходы в море на различные учения, стрельбы.

Вспоминает старшина 1 статьи БЧ-4 Владимир Арапов.

25 марта понедельник — с утра выход в море. Сегодня сдает «экзамен» главный калибр. Стреляют первая и вторая башни. Перед стрельбами по всему кораблю снимаются часы, плафоны, плохо закрепленные предметы. Наконец, Боевая Тревога, и... удар, треск, невозможно устоять на месте. Весь корпус содрогается от мощных разрывов. Один, два, три... гремят и грохочут выстрелы, создается впечатление, что еще немного и крейсер не выдержит такой адской нагрузки. У экипажа звон в ушах, бывали случаи повреждения перепонок. И просто немыслимо как такое выносят находящиеся в башнях сами стреляющие!!! Стрельба велась по надводной цели, т.е. плавающей мишени. Вернулись в базу поздним вечером.

27 марта среда. К 4 утра прибыл офицерский состав. Началось приготовление к выходу в море. Но... вдруг все меняется! Объявляется внеочередная «суперприборка» — по слухам ждем вновь Главкома. После обеда напряжение спадает, гости обошли нас стороной. Однако «чудеса» этого дня продолжаются. По окончании ужина объявляется «отбой» с 20.00 до 23.00. Далее «тревога», приготовление и глубокой ночью выход в море.

Раннее утро 28 марта. «Отбой» был дан около трех часов ночи. Подъем «по ходовому» — в семь утра. Поднявшись на площадку автоматов АК-230, обнаружил, что крейсер идет вдоль берега Ялты. Курс известный и понятный — идем на Феодосию! К обеду встали на рейд этого города.

Вечером «отбой» вновь с 20 до 23 часов — нас ждут ночные стрельбы! Два последующих дня 29-30 марта сплошные боевые тревоги: — днем стрельба главного калибра по береговым целям, а ночью пуски зенитно-ракетного комплекса «Оса». Только 31 марта воскресенье в одиннадцать утра зашли в Севастополь".

Именно в эти сроки на Черноморском флоте прошло тактическое учение, на котором присутствовал Главком. Вот как об этом пишет капитан 1 ранга Проскуряков Роберт Алексеевич.

В конце марта Главком прибыл в Севастополь для проведения тактического учения с присутствием всех командующих флотов страны. Оно было назначено в период смены командующего КЧФ (адмирал Сысоев уходил, а его сменял вице-адмирал Ховрин). По легенде учений «красные» с Горшковым были на КРУ «Жданов», «синие» — на ПКР «Москва». Выходили в район полигона под Феодосией. Я находился в отпуску, а крейсером командовал капитан 2 ранга Шакун. Для меня они стали памятными по той причине, что тогда неожиданно решился вопрос прохождения моей дальнейшей службы. А дело было так. Вице-адмирал В.М.Леоненков, тогда командир Ленинградской ВМБ, обратил внимание Главкома как уверенно и умело командует КРУ старпом, что ему вполне пора быть командиром...

(надо сказать, что Владимир Матвеевич хорошо знал Шакуна в период своего 5-ти летнего командования крейсером «Кутузов» 1961-1966 годах, на котором Анатолий Моисеевич прослужил в общей сложности более 10 лет)

и прибавил — а, капитана 1 ранга Проскурякова прошу назначить начальником штаба 4 дивизии разнородных сил моей ВМБ. С. Горшков согласился с этим назначением, но только после прихода «Жданова» с боевой службы. Так оно и случилось«.

Примечание. Факт пребывания Главкома на борту «Жданова» другими данными не подтвержден. Вероятнее всего, что он был на ПКР «Москва» — в составе «красных», а новый командующий вице-адмирал Ховрин на КРУ «Жданов» — в составе «синих». Заметим, что именно в этот период большая группа связистов — «ждановцев» была откомандирована на ПКР для обеспечения учений. В первых числах апреля «Москва» ушла на БС в Средиземное море.

По тому же «сценарию» пролетел апрель — лишь к выходам в море и стрельбам добавились черноморские шторма, частые туманы.

По майски весело и лихо, с хорошим настроением прошли праздники. Без особых затяжек и нервотрепки — сход «годков» призыва «Весна-71г.». Надо признать на их долю выпало немало трудностей, начиная от Севморзавода, ввода крейсера в строй. Затем незабываемый переход в Североморск, походы в Атлантику. Именно этот призыв составлял «костяк» той части экипажа корабля кто на «отлично» нес сложные, штормовые вахты, грамотно обеспечивал связью нашу правительственную делегацию во время ее перелета в США и Францию. Справедливо было бы поместить тут общую фотографию всех моряков, однако, скорее всего ее, увы, не существует...

Часть из них от БЧ-5 вы видите на этой фотографии ст. матроса Владимира Бушуева незадолго до увольнения. Он, кстати, был в их числе. Ребята честно выполнили свой Долг, впереди у них Новая жизнь!

День 27 июня, четверг — начался вполне обычно. Лишь около 11 часов дня дали команду «Большой сбор» на юте. Честно скажу, что особой новизны в дальнейших событиях ни я, ни многие мои товарищи, все кто не раз и не два уходил на боевую службу, не отметили. После коротких напутственных речей командования флота с пожеланиями успехов в походе и скорейшего возвращения, крейсер стал сниматься с якорей. Традиционно ранним утром начали проход проливов, после которых вошли в Эгейское море. Нас, естественно, уже ждали. Пунктуальные американцы вначале прислали уже привычный «Орион», а за ним эскорт — на этот раз это был фрегат США Julius A. Furer, бортовой 6. Лавируя между многочисленными живописными островами этого моря, крейсер спешил в точку встречи с ПКР «Москва». Именно на нем находился в то время штаб 5 эскадры. Командиром эскадры являлся контр-адмирал Акимов, сменивший на этом посту вице-адмирала Волобуева. Ввиду невозможности швартовки, переезд штаба и перевоз имущества осуществлялся посредством катеров и баркасов. Происходило это в точке 5 в районе острова Китира. «Москвичи» заметно торопились и во второй половине 30 июня ПКР ушел в сторону Босфора. Начало БС примерно до середины июля прошло в спокойной обстановке. Штаб, быстро освоившись в своих помещениях и получив весь набор средств связи, приступил к своей повседневной боевой деятельности по управлению силами эскадры в акватории Средиземного моря.

Да, именно так начиналась БС 1974 года, так она описана в наших «Записках связистов 1974г». Это воспоминания рядовых очевидцев.

Теперь же есть возможность ознакомиться и с другими. В 2006 году вышла книга контр-адмирал П.Р.Дубягина «На Средиземноморской эскадре».

Автор в течение 1973-1976 годов был начальником политотдела 5 эскадры. Естественно, являлся очевидцем многих событий тех лет, причем с позиции командования и управления Эскадры. Благодаря отрывкам воспоминаний Павла Романовича картина БС 1974 года в нашей статье будет полнее.

Личный состав КРУ «Жданов» впервые увидел капитана 1 ранга Дубягина еще в начале июля 1973 года. Тогда вернувшись из Атлантики и приняв на борт штаб 5 эскадры, узнали о назначении нового Начпо, вместо контр-адмирала Кондрашова. К началу нашего повествования он отметил свою первую годовщину на эскадре.

Итак, 7 — 9 июля «Жданов» перешел из 5-ой точки в 12-ую, залив Эс-саллум, территориальные воды Египта. На обороте этой фотографии значится 12 июля 1974 года и указанная точка. Обычный распорядок дня, есть возможность сфотографироваться с друзьями — механиками БПЧ ЗАС ст. матросом Леонидом Руль и Михаилом Меньшиковым. За нашими спинами только что пришедший в точку под «завязку» заправленный танкер «Десна».

Как развивались дальнейшие события, рассказывает Павел Романович Дубягин. «Реакционные круги НАТО уже давно добивались изменения внешнеполитического курса Кипра и превращения его в одну из своих баз в Восточной части Средиземного моря. Для этого шли в ход любые средства — угрозы, ультиматумы и провокации. Очередным звеном в цепи этих происков стал антиправительственный мятеж 15 июля 1974 года.

В этот день на эскадре, как обычно, в девять утра прошло заслушивание оперативной службы. Подробно сообщил обстановку на театре начальник разведки капитан 1 ранга Бояринцев. Из его доклада явствовало, что обстановка очень благоприятная. Авианосец «Америка» убыл с театра в испанский порт Рота ожидать своей смены после шестимесячной службы в Средиземном море. Вот только разведчикам неясно, куда запропастилась его смена — авианосец «Индепенденс». Известно, что из США он вышел, но больше данных нет.

«Форрестол» — в Ионическом море после аварии с самолетом типа «Виджелент» возвращается в восточную часть Средиземного моря, предположительно греческий Пирей. По плану офицеры штаба и политотдела разошлись по группам для проверки хода политзанятий крейсера «Жданов».

В 11.00 пришла срочная телеграмма от начальника разведки ЧФ с сообщением о военном перевороте на Кипре. Со ссылкой на телеграфные агентства он сообщил, что национальными гвардейцами убит президент архиепископ Макариос. Потом посыпались телеграммы из разведуправления ВМФ с подробностями о событиях на Кипре.

Капитан 1 ранга Александр Петрович Ушаков, начальник штаба эскадры, в связи с убытием командира эскадры контр-адмирал Акимова в отпуск, оставшийся за командира, сказал " Ну что же надо готовить боевые распоряжения и стягивать силы эскадры в восточную зону, так как ясно, что американцы не останутся в стороне от этого дела. Да, видимо, и переворот прошел не без их участия«. Поступило распоряжение начальника Главного штаба ВМФ — КУГ (корабельно-ударная группа) № 1 в составе РКР «Грозный» и БПК «Красный Кавказ» срочно сняться с якорей и занять линию дозора западнее Кипра. Эсминцу «Пламенный» стать на бочку № 03 в непосредственной близости от острова на юге. Тральщику «Першин» — в точку № 55 севернее Кипра.

КПУГ № 2 в составе БПК «Адмирал Нахимов» и БПК «Адмирал Макаров» из точки № 64 перейти в 12 точку. РЗК «Абакан» из района п. Пирей к Кипру с целью радиоперехвата радиопереговоров, в том числе и на УКВ.

В 22.30 собрали офицеров штаба и политотдела, подробно проинформировали о событиях на Кипре. Поставили задачу штабу. Оперативная группа приступила к подготовке боевых распоряжений. И в 24.00 корабли снялись с якорей для их выполнения. Были даны рекомендации по заправке кораблей в новой обстановке. Полетели телеграммы на танкеры «Ленинград», «Десна» и «Красноводск».

В 7 утра в каюту постучался оперативный дежурный капитан 2 ранга В.Попов и доложил: «Турки высадили воздушный десант на Кипр, и их корабли втягиваются в территориальные воды Кипра». Дрему как рукой сняло. Сполоснул лицо — и на КП. Там уже начальник штаба говорит с Москвой по «Криптону» и только отвечает: «Есть, есть. Будет исполнено товарищ адмирал». Разговор шел с контр-адмиралом В.П.Корецким, который передал распоряжение министра обороны и главкома перевести эскадру в повышенную боевую готовность.

Оперативный дежурный в большом волнении раскрыл нужный пакет и тут же отдал распоряжение по громкоговорящей связи дежурному по связи — «По всем кораблям эскадры передать сигнал «Мудрец». Вахтенному офицеру корабля — Боевая тревога КРУ «Жданов» и СКР «Куница». За три минуты прошло оповещение по кораблям, получены квитанции. На крейсере пошли команды — «Боевая тревога! Корабль экстренно к бою и походу приготовить!» и послышались над головой топот матросских ног, хлопанье дверей и люков, включение электромоторов. А ведь крейсер, в соответствии с планом, находился в планово-предупредительном ремонте, с готовностью одного эшелона 45 минут, другого — 6 часов. Старший механик форсировал ремонт за счет ночного времени. На флагманском корабле все в строю, за исключением одного главного котла. Но при пять остальных можно смело вступить в бой, обеспечив скорость до 30 узлов. Через 45 минут крейсер «Жданов» и СКР «Куница», на этот раз без согласования с египетскими властями, снялись с якорей и покинули территориальные воды АРЕ. Встретились с подошедшими с запада БПК «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Макаров», построились в походный ордер и взяли курс на северо-восток для соединения с КУГ № 1 на линии дозора западнее острова Кипр. Главком приказал эскадре организовать тщательное наблюдение за морскими силами США, Великобритании, Турции и Греции.

Командир эскадры принял решение — эсминцу «Напористый» организовать непосредственное слежение за авианосцем «Форрестол» и одновременно наблюдать за авв «Инчхонь», а за авв «Гермес» — эсминцу «Пламенный». Самая ответственная задача легла на тральщик «Першин», которому было приказано следить за перемещением турецких кораблей и самолетов в серверной части о. Кипр, что он с честью выполнил, практически находясь в непосредственной близости от боевых порядков турок, в 130 кабельтовых от берега. Он наблюдал как корабли ОКОП (отряд кораблей огневой поддержки) турок начали обстрел берега, а затем корабли вошли в бухту порта Киренея и начали высадку десанта. На тральщике слышали перестрелку, объявили боевую тревогу. А вообще надо признать положение нашего тральщика было очень щекотливое — любой греческий самолет мог его спутать с турками и обстрелять ракетами. Проливы Касос, Карпатос и севернее о. Родос мы перекрыли своими вспомогательными судами с задачей наблюдения за передвижениями боевых кораблей. Капитаны предупреждены о строгом соблюдении международного морского права, о замеченном должны немедленно докладывать на КП эскадры. Оперативное соединение получило задачу держаться на линии дозора в готовности к нанесению ударов по АУГ, командование поручено капитану 1 ранга Н.Рябинскому.

20 июля командир «Першина» донес, что два турецких эсминца полным ходом устремились к нему. Он на всякий случай отдал им положенные приветствия. Видимо, убедившись, что тральщик советский, турки прошли в непосредственной близости от него, не предприняв никаких враждебных действий Десантные корабли турок в количестве 11 единиц, высадив десант, тут же вышли из Киренеи в турецкий порт Мерсин за второй волной десанта. Эсминцы остались охранять базу высадки.

Англичане постепенно начали эвакуацию своих граждан транспортными самолетами через аэродром порта Ларнака. Американцы много шумели о том, что на острове 6,5 тысяч граждан США, и они посылают свои авианосец и вертолетоносец к Кипру исключительно для их эвакуации. Корабли прибыли, заняли выгодные позиции к югу от Кипра, а относительно эвакуации никаких действий не предпринимали вплоть до 22 июля.

Наши силы на прежних позициях, все корабли на ходу, усиленно жгут мазут. Встал вопрос — чем заправлять? Принято решение танкер «Ленинград» раскачать на «Десну», срочно отправить его в Севастополь для бункеровки, после чего ему срочно возвратиться. А пока приказано всячески экономить горючее. Основной отряд — оперативное соединение — снизил ход до 8 узлов, оставив в действии минимум котлов. На крейсере оставили в действии два котла из шести. Если не потребуется ходить большими ходами, продержимся, а если потребуется, то хоть плачь... По-прежнему это наше самое узкое место. Кораблей много, танкеров мало. Из Москвы получили распоряжение — подготовить эсминец «Пламенный» и СДК-82 для эвакуации 250 советских с Кипра из залива Ларнака, быть готовыми передать продукты для 70 человек на 10 суток для нашего посольства.

24 июля занимались эвакуацией советских граждан с Кипра. Для этих целей выделены БПК «Адмирал Нахимов», СДК-82 и теплоход ММФ «Башкирия». Сложность задачи заключалась в том, что наши люди попали на английский танкер «Олна». Как и почему это произошло, никто толком не знал, и где этот танкер тоже. Позже удалось узнать, что наши люди высажены на английской ВМБ. В порт Лимасол зашла «Башкирия», погрузила советских граждан, через англичан передала продукты питания для советского посольства и вышла Эгейское море. Далее пошла в Одессу.

Уже две недели длятся события на Кипре — то затухая, то разгораясь с новой силой. Турки с завидной методичностью высаживают свои войска и бронетехнику в п. Киренея Кипра. Довели их численность до 25 тысяч человек и 200 единиц бронетехники. Получили распоряжение Главкома — корабли не занятые непосредственным слежением за аву, поставить на якоря в точки 5 и 15.

Корабли отряда в составе КРУ «Жданов», БПК «Адмирал Нахимов», БПК «Адмирал Макаров», эсминец «Пламенный», СКР «Куница», тральщик «Контр-адмирал Першин», а также танкер «Грозный», МБ-130, РФС «Лама» лежали в дрейфе у о. Куфониси. За ночь сдрейфовали на юго-восток, начало покачивать на зыби, прорывающейся через пролив Касос. В канун дня военно-морского флота получена поздравительная телеграмма от министра обороны Маршала Советского Союза А.А. Гречко с теплыми хорошими словами в адрес Эскадры.

30 июля. Сегодня День Военно-Морского Флота. С утра команды переодели по форме № 1. После невзрачной, а у многих застиранной и полинялой тропической формы, люди выглядели особенно нарядно. Офицеры во всем белом, с орденами и медалями, подпоясанные золотыми шарфами с кортиками — были просто великолепны! Музыка духового оркестра подтянула людей. Все это вместе создало праздничное настроение. При решении вопроса об объявлении формы одежды многие были против формы № 1, ссылаясь на отсутствие ее у некоторых офицеров штаба, а также на жару. Я настоял на объявлении парадной формы. На военной службе ритуалы имеют огромное значение. Не случайно наши предки, идя в бой, надевали парадные мундиры с золотыми эполетами. Раскатистое «Ура-а»! прокатилось на всей морской гладью от корабля к кораблю и затихло на горизонте. Затем провели торжественное собрание и организовали культурный отдых для экипажей.

Примечание. Фотографии от Александра Конончука ярко дополняют автора.

Большой сбор на юте КРУ «Жданов», доклад командира крейсера капитана 1 ранга Проскурякова начальнику политотдела 5 эскадры капитану 1 ранга Дубягину, офицеры корабля — ст. помошник Шакун, зам. командира Борисов, командир БЧ-1 Лоскутов, командир БЧ-5 Смирнов (стоит спиной), начальник РТС Чесноков, а также командир БЧ-4 Фещук, его замполит Фоя, инженер БЧ-4 Кезрашвили, а также большая группа моряков осеннего призыва 1971 года.

Через несколько дней по пути в 5-ую точку встретились с танкером «Ленинград», произвели заправку крейсера топливом на ходу кильватерным способом. Способ этот старый как жизнь — на небольшом ходу корабли сближаются в кильватере до 20-25 метров, подают бросательные концы. Через них — проводники, а затем вручную подают швартовы и шланги. А поскольку это все тяжелое и громоздкое, требуется немало людей. Маневр требует большого искусства и от командира корабля, и от капитана танкера. Но иного выхода нет. Танкер «Ленинград» Новороссийского пароходства зафрахтован нами на год для обеспечения кораблей на боевой службе. Это небольшой танкер постройки 20-летней давности, водоизмещением около 16 тысяч тонн, мазута берет 11 тысяч тонн, парадный ход 11-12 узлов. Он и его собратья «Ашхабад», «Пенза», «Красноводск», «Комсомол» очень нас выручали. Довольно и пароходство, так как эти танкеры были малорентабельны, а за фрахт пароходство получало сполна. Довольны и экипажи. При работе с нами им давали надбавку в 20 процентов к окладу за перешвартовки.

Конечно, хотелось бы иметь танкеры тысяч на 45-60 тонн, с ходом в 18 узлов, оборудованный приспособлениями для траверсной передачи топлива и имеющий в своих танках и мазут, и дизтопливо, и масла различных наименований, и воду. Он бы мог за два часа заправить одновременно 3 корабля, как это делается у американцев. Но это пока голубая мечта. Делали попытки устроить приспособления для траверсной передачи и даже переоборудовали танкер «Десна», но никак не могли освоить одну главную деталь этой системы передачи — автоматическую лебедку, которая сама регулирует натяжение тросов при движении кораблей параллельными курсами, особо во время качки. Ну, а пока «Жданов» уцепился за корму танкера, и они шли вместе со скоростью 6 узлов, крейсер принимал мазут в свои цистерны с производительностью 180 тонн в час.

А нужно ему 6 часов работы, чтобы принять полный запас — 1000 тонн. Американцы и англичане начали отвод своих кораблей из района о. Кипр. Оперативное соединение с авианосцем «Форрестол» двинулось на запад, видимо зайдет в Неаполь. «Инчхонь» тоже направился к итальянским берегам. Наверное, зайдет в Таранто или еще дальше — в Пальма. Английский «Гермес» — на Мальту. И только оперативное соединение с авианосцем «Индепенденс» находилось южнее острова Крит (в обычном районе), занималось боевой подготовкой.

Флагсвязист капитан 2 ранга В.Попов в переговорах со своими коллегами в Москве прослышал, что вынашивается решение о снижении боеготовности эскадры. Видимо так и будет. Связисты всегда раньше всех знают о событиях, по-моему, даже раньше тех, от кого зависит принятие соответствующих решений!

И действительно, 5 августа в 22.50 получена телеграмма за подписью Главкома о том, что министр обороны перевел эскадру в повседневную боеготовность. Однако еще дважды обстановка круто изменялась — 14 числа, а затем 19 августа. В Никосии начались сильные волнения населения. Большая толпа собралась у американского посольства. Демонстранты обвинили правительство США, допустившее оккупацию острова. Демонстранты правы — если не прямо, то косвенно США в этом замешаны. Морские пехотинцы, охранявшие посольство, с целью рассеять толпу применили гранаты со слезоточивым газом, и кто-то из толпы выстрелами из винтовки убил американского посла Девиса.

6-ой флот США вновь устремился в восточную часть Средиземного моря. Штаб эскадры организовал плотное слежение за всеми группами — за авианосцем «Индепенденс» — эсминец «Напористый», за авианосцем «Форрестол» — БПК «Красный Кавказ», за «Инчхонь» — эсминец «Пламенный». К ним надо добавить флагманский корабль 6-го флота «Литтл Рок» с командующим на борту. Они маневрировали севернее о. Крит. Лишь по прошествии нескольких дней кипрские события пошли окончательно на спад«.

Довольно схоже те дни описывает еще один очевидец, капитан 1 ранга В.Заборский, тогда флагманский ракетчик 5 Средиземноморской эскадры. В них есть свои «ошибочки», что впрочем, естественно. Статья называется «Кипрский кризис». Она должна была войти отдельной главой в его готовящуюся книгу «5-ая Эскадра». Однако трагическая смерть Владимира Васильевича 22 февраля 2008 года, не позволила ее завершить...

В заключение публикую несколько фотографий тех событий, полученных от одного американского морского офицера, служившего ранее на фрегате "Вриланд", а позже на другом корабле США. На них наши эсминцы, скорее всего "Пламенный" и "Напористый", РЗК "Абакан" на слежении.

Думаю, многим памятен такой случай. Он был, скорее всего, в начале двадцатых чисел августа в той же точке 5. Находящиеся на верхней палубе «Жданова», наблюдали за происходившим. А произошло следующее.

Дубягин. " Случались и такие события — эсминец «Напористый» при съемке с якоря в 5-й точке потерял якорь и 140 метров якорь-цепи. По перечню классификации происшествий потеря якоря относится к разряду аварийных происшествий. Мы знали о коварном нраве этой точки и ее неистребимом желании поглощать якоря наших кораблей — на ее скалистом грунте покоились, многие якоря потерянные нашими кораблями и судами. Якоря теряли в штормовую погоду, когда ветер дул с одного направления, а волна разыгрывалась перпендикулярно направлению ветра. Тогда корабль, поднимаясь на волне, всей своей массой обрывал якорь-цепь, и якорь с остатком якорь-цепи оставался на грунте. Доставать якорь со стометровой глубины не представлялось возможным. На эскадре была разработана специальная Инструкция командирам кораблей при стоянке в 5-ой точке, суть которой сводилась к следующему — с получением штормового предупреждения сниматься с якоря и пережидать шторм в дрейфе, прикрываясь за островом Крит. Отказаться от использования этой точки якорной стоянки мы не могли, учитывая ее выгодное географическое положение для оперативных целей. Здесь пролегали пути интенсивного движения кораблей и судов. Отсюда удобнее всего было посылать корабли и корабельные группы для слежения. Командир «Напористого» снимался с якоря при тихой погоде и без спешки. Ему нужно было прейти к танкеру для пополнения запасов. Подобрав якорь-цепь до панера, получил доклад боцмана — шпиль не берет! Приказал травить якорь-цепь, развернул корабль машинами, попробовал с другого направления — и вновь та же картина. Взяв якорь-цепь на стопор, решил сдернуть якорь ходом корабля. Не помогло и это, а при очередной попытке лопнула якорь-цепь. Командир бригады капитан 1 ранга Н.Рябинский, находившийся там же в точке 5, тщательно расследовал случившееся. Неграмотных действий со стороны командира и экипажа он не обнаружил. Сделал предположение, что якорь попал в расщелину скалы и там его заклинило.

Итак, якорь случайно попал в расщелину и там его заклинило, а дальше вступили в силу закономерности — потеря якоря это аварийное происшествие, а раз оно произошло, оценку выше тройки за боевую службу «Напористый» не получит, хотя до этого все задачи решал успешно и все шло к отличной оценке. Жаль, что так случилось, жаль грамотного и требовательного командира капитана 3 ранга А.Лысенко, жаль старательного и трудолюбивого замполита капитан-лейтенанта Н.Николаева, жаль и весь экипаж. И нет их вины в случившемся. Вдвойне жаль, что произошло это со «старичком» «Напористым» — моим родным кораблем, который мы в свое время выводили в «отличные» и на котором завоевывали призы Главкома по артиллерийской и торпедной подготовке. Не повезло «старику»...

Об аварийном происшествии доложили по команде в Главный штаб. Дали заявку в тыл КЧФ срочно доставить в Средиземное море якорь и 140 метров якорь-цепи.

К слову надо добавить, что в 80-ых годах, был случай, когда тот же «Напористый» сумел выловить чужой якорь. В качестве подтверждения публикуем фото. Такие вот морские «гримасы»...

Так выглядит данная точка на карте. Штурман нашего крейсера капитан 2 ранга Ринат Сабиров поясняет: — «Точка якорной стоянки № 5 — плато с глубинами 82 и 95 метров. Ориентиром для постановки служил небольшой остров Авго. Умудрялись стоять одновременно более 10-ти вымпелов. Кстати, грунт каменистый».

Неудивительно, что многие наши корабли потеряли здесь свои якоря. В середине 60-ых годов силами Гидрографической службы была проделана огромная работа по выбору и исследованию мест стоянки кораблей в бассейне Средиземного моря (их около 80-ти). По результатам было издано Пособие по режиму плавания кораблей и судов КЧФ, характеристикой мест якорных стоянок и крупномасштабные планшеты с отметкой глубин, пеленгами на приметные ориентиры. Эти планшеты очень помогали штурманам при постановке на якорь в точках с малой площадью. Таковой была и 5-ая точка.

Таким образом эсминец «Напористый» получил внеплановую передышку и отправился в Александрию. Туда же вскоре ушел и КРУ «Жданов».

Конец первой части

В статье использованы одна фотография П.Дубягина, а также Арапова(4), Бушуева(10), Конончука (4), Гумарова, Говоркова, Казакова, Левандовского, Травкина, Костриченко, Одайника, Кястаса, два фото с сайта Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.

Подготовили В.Арапов и В.Патосин, май 2010 года



Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Служба КРУ «Жданов» 1974 г./