Мандель В.Е. «О службе на БПК «Комсомолец Украины»

 

Мне довелось служить на БПК «Комсомолец Украины» в 1969-1972 гг., принимать на нем участие в первых глобальных учениях ВМФ СССР «Океан» и нескольких боевых службах…

Что особенно вспоминается сейчас, и о чем в последних публикациях говорится недостаточно?

Прежде всего, «Комсомолец Украины» — особенно в первую половину срока его службы — всегда можно было отличить. Только у него по бортам, впереди носовых труб-газоходов, были площадки с минометами (фольгометами — средствами РЭБ). Кроме того, направляющие ракетных установок «на нуле» у него всегда были строго горизонтальны. Отличался он и антенными устройствами, прямоугольными спасательными плотами, и др. Вообще говоря, моряк всегда может отличить свой родной корабль. Некоторые флагманские специалисты 30-й дивизии, имея в виду «первородство» корабля в своем классе, ласково и с почтением называли его «Авророй» («…На этих учениях — или выходе — „Аврору“ задействовать не будем…»).

Летом 1969 года, когда «Комсомолец Украины» заканчивал ремонт в заводе № 13 в бухте Килен (командир — капитан 2 ранга В. Шутов), на корабль были назначены сразу 12 молодых офицеров-лейтенантов из училищ (в том числе В. Балашов — будущий старпом «Отважного» в 1974 г. и в дальнейшем командир отличного БПК «Разительный), и призванных из запаса (среди них командир зенитной батареи, а «на гражданке» старпом пассажирского теплохода с Волги И. Карпечков; офицер БЧ-4 физик В. Мандель; инженер РТС, физик В. Михайлов; штурман В. Крутогуз, и другие).

Старпомом корабля был капитан-лейтенант Валерий Гришанов, который в сентябре после ухода В. Шутова был назначен командиром корабля. Естественно, командование и штабы как 30-й дивизии (адмирал С. С. Соколан), так и 21 бригады, уделяли особое внимание кораблю со столь коренным образом обновленным экипажем. В помощь молодому командиру В. Гришанову и определили опытного, пришедшего после окончания Классов бывшего помощника командира крейсера «Ленинград», капитана 3 ранга Анатолия Моисеевича Шакуна. Впоследствии он был командиром ЭМ «Озаренный» и КРУ «Жданов».


Командир «Комсомольца Украины» кап.3 ранга Валерий Гришанов инструктирует экипаж перед учениями «Океан», Фото автора

Это был классный старпом — с налетом артистичности… Экипаж и офицеры всегда с интересом наблюдали, как на построениях по большому сбору капитан 3 ранга лихо отдавал рапорт капитан-лейтенанту! Вскоре  В. Гришанову присвоили звание кап. 3 ранга. Командир со старпомом и офицерами за короткий срок «вытянули» корабль из тяжелого и длительного ремонта в корабль первой линии — со всеми успешно выполненными упражнениями и зачетными стрельбами, что позволило командованию включить «Комсомолец Украины» в состав участников учений «Океан»; в качестве посредника от ГШ ВМФ на корабле был адмирал Г. Абашвили. В работе с личным составом командиру во многом помог умудренный опытом «зам» — капитан 3 ранга Евстифеев. Корабль успешно выполнил все упражнения и задания в ходе учений «Океан» в Средиземном море и в Атлантике, затем в условиях жестокого шторма участвовал в поисках обломков потерпевшей катастрофу в Бискайском заливе АПЛ К-8 и осуществлял мониторинг радиации в этом районе.

Следует сказать что в этом сложном плавании командиром штурманской боевой части вместо заболевшего В. Чуксина был прикомандирован родной брат командира корабля, старший лейтенант Владимир Гришанов. При возвращении с учений в Севастополе вместе с комфлота своих сыновей встречал и начальник ГПУ ВМФ СССР адмирал В. М. Гришанов. Запомнилось, что он был в темных очках — чтобы скрыть волнение… При швартовке к Минной стенке произошел казус. Подходя кормой к стенке, корабль разогнался (обычно «Комсомолец Украины» швартовался к 12 причалу) и командир ютовой группы капитан-лейтенант С. Шайкин докладывал на ходовой пост: «…До стенки 60!..40!..20!..10 метров! …Море кончилось, товарищ командир!» … Якорь-цепь задержать не успели, и корабль, не погасив инерции заднего хода, навалился кормой на стенку. К вечеру этого же дня ремонтная бригада все повреждения устранила.

Кстати, в дальнейшем С. Шайкин, будучи капитаном 1 ранга, командовал ПКР «Москва». Это был добросовестнейший служака — офицер который отдавался службе полностью, не жалея себя. Он в совершенстве, не хуже командира БЧ-5, знал корабль. Я вспоминаю как он «гонял» нас, лейтенантов, по устройству корабля при сдаче зачетов на право несения дежурств и выполнения обязанностей вахтенного офицера! В наше время, из-за некоторой опаски, стрельбы из фольгометов минами проводил только С. Шайкин. Как человек, он пользовался заслуженным уважением офицеров, особенно молодых.


ПКР «Москва» и БПК «Сообразительный» июнь 1972г. Фото Андрея Левандовского БПК «Скорый»

Экипаж корабля, по крайней мере в то время, был очень дружным и сплоченным. Несмотря на строгость (во многом напускную) хозяина кают-компании старпома А. Шакуна и предобеденные «разборы полетов», в кают-компании преобладал дух веселого товарищества. На корабле служили люди многих национальностей, из разных концов Советского Союза: из Владивостока, Северодвинска, Ленинграда, Москвы, из Украины, Грузии, Казахстана… Вспоминается надежнейший старшина 1 статьи — немец Володя Траутвейн из Казахстана; старшина 1 статьи Агарон Арутюнян из Еревана, который за время службы 3 (!) раза заслуженно награждался отпуском на родину, старшина 1 статьи Е. Геворкян из Баку, старшина 1 статьи ленинградец А Корольков, старшина 1 статьи москвич П. Веневцев… северодвинцы В. Распутин и В.Зарубин… украинцы ст. 1. ст. В.Терешкович, А. Середа… и многие, многие другие.

В более ранних публикациях уже отмечалось, что «Комсомолец Украины» был по сути дела школой, которую прошли многие лучшие офицеры ВМФ СССР и России. Стали адмиралами братья Валерий и Владимир Гришановы, Н. М. Легкий, А. В. Челпанов… Командовали крупными кораблями С. Д. Шайкин, А. А. Гармашов, А. М. Шакун, В. А. Крикунов, А. В. Челпанов, Ф. Фот, В. Балашов. Высокие должности на флоте занимали А. С. Баринов, А. Ищук, и многие другие.

При этом офицеры корабля всегда знали и помнили первого командира корабля А. А. Исаева и командира БЧ-5 Б.А.Брастовского — для них эти имена были легендой… Несомненно, стало легендой и имя старпома А. М. Шакуна. Подтверждалось и старое правило: если дружат командиры кораблей, то дружны и их экипажи. Поэтому у моряков «Комсомольца Украины» всегда были добрые отношения с экипажами «Отважного» (ком. И. Винник), «Проворного» (ком. И. Касатонов), ЭМ «Благородный» (ком. В. Л. Шепелев). Когда «Комсомолец Украины», еще под буксирами, выводили из завода, то первое шутливое приветствие с 12 причала отсемафорил «Проворный» — «Поздравляем с выходом в первое плавание!».


БПК «Проворный» на БС 1973 год, фото Андрея Левандовского БПК «Скорый»

В дальнейшем на корабль приходили служить многие офицеры — в том числе выпускник ВМА им. С.М.Кирова, замечательный хирург Евгений Чикин — заслуженный врач России; всесторонне образованный и эрудированный выпускник Севастопольского приборостроительного института С. В. Авраменко; призванный из запаса лейтенант инженер РТС  Е. Кабакчей — волосы которого слишком рано тронула седина, на что нач. штаба бригады капитан 2 ранга А. Мурзаев шутливо замечал: «О, мой любимый седой лейтенант»… Доброе имя и авторитет на флоте заслужили офицеры А. С. Баринов, А. С. Голубков, В. Левченко, Логинов, В. Чернышов, В. Шпак, и многие, многие другие. Вспоминаются отличные сверхсрочники — мичмана Адоньев, Ю. Волков, Т. А. Багрянцев — отец погибшего на АПЛ «Курск» капитана 1 ранга В. Багрянцева… (Помню, как не раз приходил на корабль к отцу курсант СВВИМУ, будущий начштаба дивизии АПЛ КСФ).

Служил у нас на корабле после окончания ВМУРЭ им. А.С.Попова и сын главкома ВМФ Болгарии, интеллигентнейший лейтенант Чавдар Орманов, который добросовестно тянул лямку корабельного офицера (позднее он перешел на дипломатическую службу в Болгарии).

При этом несмотря на, казалось бы, «высокое происхождение» командира, «Комсомолец Украины» никогда не был «придворно-парадным» кораблем. Напротив — корабль гоняли, как говорится, «в хвост и в гриву»… Никаких поблажек — бесконечные проверки, внезапные комиссии, тренировки и учения, наряды и дежурства, выделение людей на различные работы, обеспечение, и т.д., и т.п. — все как водится на флоте… Но вытянули!


Посещение «Комсомольца Украины» курсантами военно-морского училища Алжира май 1970г. Фото  Г. Калачева

Немного о Ан. М. Шакуне.

Вспоминая о службе на БПК «Комсомолец Украины», невозможно уйти от картин, связанных с нашим незабываемым старпомом А. М. Шакуном. Узнав на сайте КРУ «Жданов» что он в добром здравии (чего искренне желаю ему и в дальнейшем), не могу удержаться, чтобы не рассказать несколько эпизодов из нашей совместной службы.

А. М. Шакун, как неординарный человек, понимал и ценил юмор, был всегда у нас в курсе всех спортивных событий в стране и в мире, живо интересовался литературой, кино, театром (отсюда, наверное, и некий безобидный, но в ряде случаев и очень кстати налет театральности в проведении «разборов полетов»). Несмотря на драконовскую должность он был очень общительным. Отличный строевик, Анатолий Моисеевич любил вспоминать, как в свое время ему пришлось на крейсере «Михаил Кутузов» отдавать рапорт императору Эфиопии Хайле Селассие 1-ому. Наш старпом никогда не упускал возможности провести строевые занятия на причале, в том числе и отдельно с офицерами корабля, где всегда отличался строевой выправкой командир БЧ-2 капитан-лейтенант С. Д. Шайкин. Ежедневно кто-нибудь из наших офицеров проводил на стенке строевые занятия с провинившимися «матросиками», как их называл А. Шакун, под его зорким присмотром с юта.

Не забудется, как мне выпало проводить такие занятия на площадке морвокзала в Николаеве, где поставили корабль, в присутствии многочисленных любопытных зевак. Матросы, видя всеобщее внимание, не пожелали ударить лицом в грязь, вспомнили «учебку» и так здорово промаршировали, четко держа равнение на стоявшего на юте старпома, что на его лице заиграла довольная улыбка и он приложил руку к козырьку. Последовала амнистия и всех вернули на корабль.


КРУ «Жданов» июнь 1972 год, фото Андрея Левандовского БПК «Скорый»

Как-то он сам решил провести строевые занятия с офицерами на 12 причале, была промозглая погода, шел мокрый снег. А перед этим на очередных «разборах полетов и раздаче…» обращалось внимание офицеров на необходимость быть почаще на своих заведованиях, находиться побольше с личным составом и не прятаться по каютам. И вот, вдоволь помаршировав по причалу, все дружно взбегают по сходне на корабль, предвкушая отогрев и уют, и тут меня черт дернул за язык бросить в спину А. Шакуну, но специально так, чтобы он услышал:

— Ну что, братцы, а теперь по каютам!

Анатолий Моисеевич , что называется на лету схватил реплику — и на подъеме повел свою роль. Почти добрых полчаса он нас продержал на юте, подробно разъясняя требования Корабельного устава, обязанности корабельного офицера и прочая, и прочая, и прочая… Потом смилостивился и саркастически улыбаясь отпустил. И смех , и горе — меня ребята были убить готовы…

Однажды из-за аврала (рядом швартовался «Отважный») задержался завтрак, и когда с Минной прибыли на барказе А. Шакун с офицерами, в столовой команды завтракала пока все еще первая смена. Старпом проследовал к себе, и вот в рубке дежурного по кораблю угрожающе прозвучало по «Каштану»: — Рубка дежурного — каюта 10! Дежурному ко мне!

Дежурный ( а это был я), готовый ко всему худшему — и которому уже нечего было терять — с бодрым (и даже несколько вызывающим) видом предстал пред очи старпома, который уже «вошел в образ». — Товарищ дежурный по кораблю! — звенящим и придыхая от наигранной ярости голосом начал свою партию старпом. — Когда должна завтракать вторая смена?!

— Вторая смена, товарищ капитан 3 ранга, начинает завтракать тогда, когда закончит первая! — отчеканил пока еще дежурный.

Кто-то прыснул от смеха в коридоре у открытой двери. В каюте 10 послышалось рычание, переходящее в (порядка 100 децибел) «Во-о-о-н !!!». Четко, как на плацу отдавая честь поворачиваюсь кругом и строевым шагом улыбаясь выхожу из каюты 10 — этого сердца корабельного распорядка. К удивлению и против всеобщего ожидания команда «Сдайте Рцы» не последовала, и я благополучно довел дежурство до конца.

Как-то после 00.00 часов я вместе со старшинами команд и вахтенной службой на юте ждали возвращения из города увольняемых. Время шло, катера все еще не было (когда это он еще развезет всех по рейду!), была идиллическая обстановка и мы тихо переговаривались. Тут подошел и А.Шакун — в хорошем, благодушном настроении. Порядок на юте ему, судя по всему, понравился. Мирно протекала беседа, и тут Анатолий Моисеевич — зевнув и передернув плечами — задушевно обращается к моему старшине команды ст.1 статьи В. Терешковичу:

— Вот жизнь, Терешкович, а ? Вместо того, чтобы сейчас отдыхать, мы с тобой должны здесь торчать и ожидать этих увольняемых, а их все нет и нет…

— Да нет, ничего, товарищ капитан 3 ранга, да я и спать-то не хочу даже…

Вот тут Терешкович и ошибся! Не прочувствовал он, не нужно было ему так говорить! Все замерли, с живейшим интересом ожидая продолжения, да и сам Терешкович уже почуял запах серы.

— Что-о-о-о???!!! Ах, ты …!!! Даже не хочешь спать?! Это же надо так оборзеть в своем КПС (командном посту связи), что ему уже даже спать не хочется! Это значит, уже так отоспался с запасом наперед, да? Да дайте мне только возможность, так я бы как мертвый уснул часов на пять! А ты … (Все с восторгом наблюдали за сценой, которой бы позавидовал сам Станиславский). Ну, погоди, завтра — нет, уже сегодня проверю все твое хозяйство по полной схеме и получишь ты у меня полной мерой, мало не покажется!

И точно! Утром в КПС появляется старпом, в весьма воинственном настроении. Ему лихо рапортует Терешкович (классный специалист, он — кроме всего — еще не раз поражал различных проверяющих умением надеть за 1 секунду противогаз). А. М. Шакун хищно осматривается: в посту идеальный порядок… И тут его взгляд упирается в переборку, на которой — среди боевых инструкций — закреплена фотография улыбающегося старпома в белом парадном кителе!

В чистом отутюженном рабочем платье, матросы хитро глядят на старпома… повисла прямо таки МХАТовская пауза. Наконец, слышится добродушное ворчание — и А.Шакун, хмыкнув, покидает КПС.


Кап.3 ранга Шакун на ходовом посту «Комсомольца Украины», фото автора

При всем при том, несмотря на напускную временами свирепость, А. Шакун был добрым наставником молодых офицеров. Вспоминаются его накачки: «Этот год для Вас же аттестационный! Надо же выгребать! Думайте же о своем дальнейшем продвижении по службе!». Если он замечал старание и добросовестное отношение моряка к службе, то можно было быть уверенным, что поддержка обеспечена. Но разгильдяйства, халатности, лжи и обмана он терпеть не мог.

Вспоминаю, как он однажды защитил меня от «наезда» начальника службы снабжения капитан-лейтенанта К. При подготовке к смотру корабля мои моряки пожаловались, что на их заведовании разгильдяи из службы снабжения завалили кранцы первых выстрелов на площадках фольгометов пустыми грязнущими мешками и прочей дрянью. Реакция моя была адекватной, подчиненные же с завидной готовностью приняли мои слова к руководству буквально — и под свист и улюлюканье вся эта гниль и нечисть полетела за борт. Плотоядно улыбаясь, начальник службы снабжения показал мне и понес старпому рапорт, будто я приказал выбросить за борт 300 (!) первосортных мешков — и поэтому требовал удержать с меня их полную стоимость. Номер, однако, не прошел — нач. службы вылетел из каюты 10 с фитилем.

Большое внимание, конечно, уделялось соблюдению формы одежды. Истории, связанные с построениями увольняемых на берег и разводом суточного наряда стали легендой. Доставалось и офицерам. Как-то на верхней палубе появился в сшитой в ателье по заказу летней фуражке с огромным белым верхом ( в люк не проходила ! ) щеголеватый, улыбающийся своей обнове лейтенант В. Зубрев и направился на ют, где в это время находился А. Шакун. Все замерли в предвкушении достойного зрелища и с живейшим интересом ожидали, когда ему на глаза попадется наш бравый лейтенант. И Анатолий Моисеевич не обманул наших ожиданий! Это надо было посмотреть и послушать!

— Как!!! Как посмел!!!… Больше чем у старпома?! Немедленно убрать! Чтобы я этого больше никогда не видел! (Всеобщий восторг! — да и самому герою эпизода хорошего настроения не убавило…). В свое время на учениях «Океан» Володя Зубрев поддержал честь кают-компании, поиграв на фортепиано по просьбе адмирала Г. Абашвили. Но когда В. Зубрев столкнулся с затруднениями в личной жизни, самое искреннее и доброжелательное участие к нему проявил именно А. Шакун.

А вот еще эпизод. Идет большая приборка, а в нашей лейтенантской 26 каюте (где так любили собираться офицеры и оттого ее часто называли «профсоюзным клубом») разгорелся шахматный блицтурнир на нескольких досках. Было очень весело, шумно отпускались соленые реплики. Помню, у меня тогда была интересная партия с В.Балашовым. И вдруг в каюте потемнело — в иллюминатор с палубы всунулась голова Шакуна и уставилась на нас. Немая сцена…

— Аааа!!! Ботвинники, Бронштейны, Петросяны!… А ну , марш на приборку! — Грохот падающих шахматных досок и фигур, свалка и давка у дверей и веселой гурьбой все вываливаются из каюты. Последствий, однако, не было.

Я не могу забыть и урок, который преподал нам, группе молодых офицеров, Анатолий Моисеевич. Корабль в ненастную погоду перешвартовывался к Угольной без буксиров для приема ракетного боезапаса, причем швартовался бортом. Дул отжимной ветер, швартовная группа, высадившаяся на пирсе, действовала не лучшим образом, а мы, вернувшиеся из города, где были по служебным делам, спокойно, как посторонние зрители группой наблюдали за происходящим, занимались травлей и ожидали, когда же подадут сходни. Отчитал нас старпом по-флотски доходчиво и правильно: не гоже офицерам вести себя так безучастно, тем более, когда швартуется твой родной корабль! Пристыдил он нас по делу, всех проняло!

Не буду говорить о том, какое внимание А. Шакун уделял как своей специальной и тактической подготовке, так и офицеров, подготовке расчетов БИП и др., да и сам он очень быстро, практически одновременно с командиром корабля Валерием Гришановым получил допуск на право самостоятельного управления кораблем. Вот они вдвоем и делили непрерывно командирское кресло на ходовом посту на учениях «Океан» и на боевой службе, по итогам которых корабль получил отличную оценку.

Сменил  А. М. Шакуна на должности старпома поздней осенью 1970 года бывший старпом ЭМ «Отзывчивый» капитан-лейтенант А. Гармашов (Сан Саныч), который впоследствии стал нашим командиром. Но после школы Шакуна нам уже сам черт был не брат.

И вот прошли уже без малого почти 40 лет с нашей совместной службы, нет уже и наших кораблей, ушел из жизни в 1996 году наш командир адмирал Валерий Гришанов, а все прошлое и сейчас как перед глазами. Почему же я и тогда, и сейчас с пониманием относился к старпому А. М. Шакуну и вспоминаю его с теплотой?…

Очевидно, сыграло какую-то роль то, что он во многом неуловимо напоминал мне моего отца, инвалида Отечественной войны, рано ушедшего из жизни (мне было 13 лет). Он был моряком, воевал на Черном море, участвовал в обороне Одессы, десанте в Феодосию, обороне Севастополя. В последний период обороны Севастополя командовал тральщиком «Папанин», ушел на нем из Севастополя 1 июля 1942 г., был несколько раз ранен, а после войны плавал на судах Черноморского морского пароходства старпомом, а в последние годы капитаном. Отец часто брал меня к себе на судно, где мне приходилось видеть его «при исполнении», а в последний год его жизни я пробыл с ним все лето на приемке и перегоне нового танкера. Детские впечатления зачастую остаются в памяти на всю жизнь — и вот поэтому я невольно сравнивал А. М. Шакуна с отцом, искал какие-то общие черты, что-то находил — и видел в нем главное: он любит море, службу, корабль! А это сближает и роднит всех моряков!

О себе: Мандель Владимир Ефимович (1941 г.р.). В настоящее время работаю заместителем директора по научной работе Научно-исследовательского института физики при Одесском национальном университете им. И.И.Мечникова. Кандидат физико-математических наук.

Адрес: 65111, Одесса, 111, проспект Добровольского, 126, кв. 117. Тел. 751-10-55 Email: mandel97ua@yahoo.com