После Минной все желающие отправились в Музей Черноморского флота. Особо всех интересовал зал №8. Недавно отремонтированный, он пополнился новыми экспозициями. Так, в частности, появился стенд по случаю 40-летия создания 5 Средиземноморской эскадры. Среди большого количества экспонатов, моделей кораблей и пр. есть несколько фотографий и нашего КРУ. Торжественный обед прошел в столовой штаба флота в теплой, непринужденной обстановке. Среди почетных гостей председатель Совета ветеранов соединения надводных кораблей контр-адмирал в отставке Лев Двинденко, командир крейсера «Жданов» капитан 1 ранга в отставке Ю.Максимов под его командованием корабль совершил переход Балтийск Севастополь осенью 1965 года. С ролью тамады отлично справился Анатолий Моисеевич. За несколько часов, в течении которых шло застолье, было произнесено много прекрасных тостов за флот, крейсер, экипаж, за тех, «кто в море» Запомнилось выступление Толкачева, Шакуна, Леонова, Кезрашвили, Иванова, Дубовика, Кутьина, Токаря, Катцына, Шишкина, Дубового, Бузлова и других. Не забыли почтить минутой молчания сослуживцев, ушедших из жизни
Приводим выдержку из выступления контр-адмирала Л.Двинденко. «
Когда на крейсере «Жданов» впервые поднимался военно-морской флаг, мне было 25 лет. Тогда я проходил службу корабельным штурманом на эсминце Тихоокеанского флота. С вашим крейсером управления встретился уже в 70-х годах, служа в 30 ДиПК, а затем и в составе 5-й средиземноморской эскадры, в должности начальника штаба эскадры. В те годы КРУ обеспечивал функционирование штаба и управление силами эскадры. Увы, время скоротечно, некоторым уже вечером того дня пришлось уехать Следующим утром группа, состоящая из гостей и севастопольцев, отправилась на экскурсию. К нам присоединился и Алексей Лобач, только что вернувшийся из командировки. Посетили Приморский бульвар, мыс Хрустальный, заглянули в яхт-клуб ЧФ, где снялись у нашей крейсерской рынды. Побывали на 35-ой береговой батарее, некогда мощном фортификационном сооружении, сыгравшем огромную роль в обороне Севастополя 1941-1942 гг. Далее отправились в Балаклаву. Однако проливной дождь не позволил насладиться осмотром этого чудного городка. В заключении отобедали в небольшом севастопольском кафе, из которого многие сразу отправились на вокзал. Наши житейские проблемы, дела и на это раз не всем позволили приехать на встречу. Так случилось с Сергеем Филипповским (его поздравительную телефонограмму прямо на обеде зачитал Николай Хавелов), Владимиром Патосиным, да и другими. И все же Владимир через три недели, будучи в командировке, смог выкроить 6 часов для побывки в Севастополе. Была волнительная, душевная встреча с Командиром, городскими местами, улицами, где когда-то, ровно 30 лет назад стучали его матросские ботинки! Служба каждого из нас (от командира до матроса) складывалась по-разному и чаще всего это зависело от «человеческого фактора» Меньше всего в этом был повинен корабль, «коробка». Как ни крути, он был нашим «домом», в котором мы жили, исполняли свои служебные обязанности в течении определенного времени чаще 3 года, а кто-то, к примеру, как ст. мичман Хавелов целых 17 лет! В жестокие штормовые дни он скрипел, стонал, но держал удары стихии, спасая всех нас. И пусть крейсера давно нет, но мы его помним и чтим!
Использованы фотографии: Бузлова, Дубового, Корчагина, Матвеева, Патосина, Сороки, Солодухи, Катцына, Кислицы, Фарика, Яросевича. Материал подготовили В. Арапов и В. Катцын |