Главная  / >Юбилеи и встречи  / Репортаж о посещении крейсера «Кутузов»/


 

Репортаж о посещении крейсера «Кутузов»

В июле 2010 года мне удалось попасть на легкий артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов», о чем мечтал уже несколько лет. На Форуме у нас есть отдельная страничка, посвященная этому крейсеру, с достаточной информацией и фотографиями о нем. Поэтому в своем репортаже постараюсь минимизировать повторения, особенно в части демонстрации фотографий. Прошу не обижаться тех, кто не служил на крейсере «Жданов», в части моих сентиментальных сравнений его с крейсером «Кутузов».

Крейсер-музей «Кутузов» поставлен на вечную стоянку в красивом месте. На территории ухоженной набережной около морвокзала, к которой примыкает огромная площадь и зеленые аллеи. Очень выгодное в части обзора местонахождение, когда автобус выруливает с главной улицы на набережную. В первую очередь приковывает внимания величавая картина военного корабля-крейсера.

Красавец крейсер гордо возвышается над виднеющимися с разных сторон торговыми судами, кранами и пароходиками. Совершенное творение советских корабелов 40-50-х годов прошлого столетия. Вдали, на заднем плане, виднеется гряда Кавказских гор и не менее величавое творение природы (на фото серое пятно на склоне). Это участок одного из крупнейших в мире месторождения мергелей для производства цементного сырья. Что вместе с героической историей города, крупнейшим портом Черноморского побережья, дополняет известность городу.

Внешне крейсер вполне ухожен. Визуально не видны посторонние пятна и ржавчины. Перед трапом расположена касса, в которой, заплатив 50 рублей, получаешь доступ к экскурсии по кораблю.

Экскурсия начинается с юта, где собирает группу экскурсовод (штатный из бюро туризма или специально подготовленный матрос). Проходит она в основном по верхней палубе и частично по первой палубе (подпалубные помещения). Благодаря рекомендациям Э.Т. Шмальхаузена (опубликован на нашем Форуме, на страничке «Крейсер «Кутузов» его рассказ по экскурсии), я познакомился с матросом Александром. Он любезно согласился показать мне и моему сыну (Вова, 11 лет), где возможно, корабль.

После осмотра 3-ей и 4-ой башен главного калибра, со стороны дежурной рубки вахтенного офицера (ют правый борт), мы начали осматривать помещения, расположенные на первой палубе. Прошли с правого борта на левый борт по коридорам с бывшими каютами офицерского и мичманского состава (в этом месте у нас на «Жданове» располагалось, по-моему, столовая мичманского состава). Далее по коридору вышли к столовой рядового состава размером 3×6 м, в которой обслуживающий рядовой состав крейсера в количестве 40 человек принимает пищу.

Дальше по коридору вышли к камбузу. Совершенно одинаковый с нашим «ждановским» (по размеру и оборудованию). Здесь на этой площадке мы бачковые стояли в очереди, получали с этого окошечка бочки с пищей и несли их в кубрики, чтобы накрыть столы для приема пищи. Компот и чай, по-моему, получали справа, с другого окошка. Напротив камбуза размещен стенд «Уголок матроса», на котором помещены выписки из статей Корабельного Устава, Конституции РФ и Уголовного Кодекса.

У нас на БС на этом месте висела карта боевого похода. За камбузом, с правого борта, скромное помещение с умывальниками и гальюн на 4 очка. В последнем зрелище не для слабонервных: ржавые унитазы — как символ издержки демократии. Наверное, сейчас наряды на работу в гальюн отменены, что и отражено в этом сооружении.

Переход по первой палубе на левый борт и два кубрика на 15-20 человек (у нас в этом месте каюты офицерско-мичманского состава). Как ранее отмечалось в Форуме, эти кубрики очень похожи на «ждановские» кубрики № 1 и № 2 (кубрики БЧ-4 на шкафуте левый борт). Внутреннее расположение: койки, рундуки и прочее, ни чем не отличаются от наших.

На фото спит в послеобеденный час годок. Он отслужил 9 месяцев и ему осталось служить еще 3 месяца. Вот такие годки.

Далее переход по коридорам до кают-компании офицерского состава. «Ждановская» была, посолидней и красивее (по интерьеру и оформлению). Поверьте на слово, наш БП-6 БЧ-4 проводил там приборку. Хотя здесь почтенные хозяева хорошо оформили информационные стенды. На одном про крейсера ВМФ СССР, в центральной части которого легко угадывается фото крейсера «Жданов». Столовая один к одному как наша, уютное помещение наших офицеров.

Далее проход по коридорам и выход на родной полубак левый борт. Здесь на «Жданове» место построения БЧ-4. Рядом знакомый люк.

На нашем крейсере, если через него спуститься на первую палубу, попадаешь в коридор связистов, напротив дверь в мой родной БП-6 радиотелеграфистов ЗАС, далее вдоль борта БП-13 телеграфистов ЗАС. Спустившись ниже на вторую палубу, заходишь в небольшой кубрик БЧ-2. Пройдя через него, попадаешь в нежилой кубрик № 18 (слева по борту) и далее наш жилой кубрик № 19 (справа по борту). Но сейчас люк задраен и в эти места не попасть.

Бак и полубак не отличается от «Жданова», только нет наших штыревых антенн (зачем сняли, непонятно). Интересна информационная табличка на баке по якорному оборудованию.

Далее экскурсия проходит по правому борту. За второй башней ГК вход в каюту командира корабля, о чем и свидетельствует запрещающая надпись для незнающих Корабельный устав.

Правый борт для осмотра интересен тем, что на башнях орудий прикреплены информационные таблички (первая башня ГК),

зенитная установка В-11

пост наводки СПН-500

палубная установка СМ-5-1С.

Так двигаясь по правому борту, доходим через коридор старпома и шкафут до юта правый борт. Парадный правый борт теперь для моряков используется как место для тусовки и встреч.

Экскурсия завершается на юте, где представлены мина на тележке, сеть минных дорожек.

В завершении дополнительная информация о корабле, которую я получил, общаясь с матросами.

1. Ниже первой палубы запрещено ходить. Только дежурная вахта делает периодически обходы «по низам».

2. Выше верхней палубы, к сожалению, тоже не пускают, на трапах веревочные ограничения.

3. Крыс на корабле нет, только немного у камбуза.

Осмотр корабля оставил незабываемо-ностальгические впечатления. Вроде бы и не свой корабль, но всматриваясь, с удовольствием вспоминаешь прошедшую на флоте юность. А вспомнить и погрустить есть о чем. В целом старичок крейсер «Кутузов» вполне бодрячок и еще долго послужит в качестве музея, потомству в пример.

9 мая 2010 года на крейсере в 12 часов дня произведен выстрел. Было положено начало старинной традиции морских крепостей — проводить залп с кораблей! Отныне крейсер «Кутузов» каждодневно, в любую погоду производит полуденный выстрел из вот такой модернизированной пушки.

Николай Казаков


Главная  / >Юбилеи и встречи  / Репортаж о посещении крейсера «Кутузов»/