Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 21 июн 2010, 20:45

С удовольствием представляю новый рассказ Геннадия Ивановича Кандакова. Он как и ранее опубликованный на сайте рассказ «Прощанье славянки» вошел в его книгу «Море,море ! Синяя волна….




Перетягивание каната.


На Руси, да и у всех народов, всегда любили и уважали здоровых и сильных мужиков, способных в нужный час проявить свои недюжинные возможности, защищая слабых, правое дело и Отчизну. Все они от былинного Ильи Муромца до нынешних чемпионов мира по тяжелой атлетике, боксу,борьбе и другим видам истинно мужского спорта завоевали непререкаемый авторитет и любовь у всех не только успехами, но и такими человеческими качеставами, как благо-родство, добрата, милосердие, широта души, мужество и преданность своему дару.
Может, это не полный перечень их достоинств, но известные и неизвестные широкому кругу, неординарные люди за свою силу и добрые дела снискали уважение и почет у многих, кто их знал, работал вместе и видел их в борьбе за справедливость и победу.
Перетягивание каната на флоте - это богатырская забава корабельных атлетов. В нем есть что-то феноминальное, способное не просто увлечь зрителей, таких же моряков видавших виды, ожидаемой победы своей команды, но и заставить их по-сумашедшему, до одури, не жалея глоток, болеть за них,эмоционально переживая перипетии нелегкой борьбы, иногда переступая рамки военных приличий и субординации. Ну кто бы в обычных условиях стерпел призывный клич болельщика – «Судью на мыло!», если судьей назначен старпом?!
Во многих атлетических видах спорта спортсмен демонстрирует свои личные достижения как результат тренировок, работы тренера, физической закалки, спортивного режима, от чего зависит успех и победа, за что ему честь и слава!
На корабле все делается «без отрыва от производства», то есть выполнения обязанностей по службе. Ни занятий, ни тренировок и репетиций по перетягиванию каната не проводится, и заблаговременно никто не готовится. Разве что накануне на вечерней проверке объявляется список участников, и они предупреждаются о времени начала соревнований. И все!
Диссонанс еще в том, что этого вида соревнований даже не было в нормах ВСК – военно-спортивного комплекса, он не включался в спартакиады флота и города, и уж подавно никто не слыхал о международных соревнованиях по перетягиванию каната.
И вообще, спорт ли это, отдых или развлечение.хобби или профессиональный навык, никто четко сказать не может!.
Одно ясно, и этого, пожалуй, достаточно – перетягивание каната – это соревнования мощных, сильных и упертых ( в прямом и переносном смысле!) моряков. И 10 человек, с момента включения в список, сразу объединены в единую сплоченную команду защитников интересов своей боевой части или службы, без всяких размышлений и оговорок. У матросов нет вопросов!!

Продолжение следует.

.
Момент с участием старпома главного судьи капитана 2 ранга Ан.Шакуна. Фото В.Ожерельева 1972-1974 годы.
Вложения
img409.jpg
img409.jpg (63 Кб) Просмотров: 9729
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:27, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 21 июн 2010, 20:59

Перетягивание каната – это морской вид командного единоборства, которого нет в других родах войск. Только на флоте могут так азартно и непримиримо постоять за честь своего подразделения и выложиться на всю катушку, как будто это последний и решительный…
По правилам проведения самих соревнований не написано ни одной строчки. Наверное, считается, что проще и примитивнее его ничего нет. Это большое заблуждение, позволяющее по разному толковать нарушения, ставить под сомнение присуждаемую победу и вызывать споры очень горячие,доводящие до ссор при присуждении первого места команде-победительнице.
А чтобы развеять эти заблуждения, стоит сказать, что все-таки правила есть. И хотя они устные и передаются от поколения к поколению, особенно на старых артиллерийских крейсерах, о них слыхали и знали лучше всех главный боцман и старпом крейсера – основные организаторы и судья таких соревнований.
А теперь по порядку. Соревнования по перетягиванию каната широко возродились на боевой службе, где стали проводить без спешки в воскресенье и праздничные дни в присутствии большой части экипажа, свободных от вахт, что чаще всего бывает на якоре, в хорошую погоду и лучше всего летом.
В команды от боевых частей, служб и команд выделяется 10 человек. Ограничений участникам нет, но лучше, если ребята будут здоровые и рослые и весом не менее 80 кг. А если более 100 – то и лучше. Закон физики – чем больше масса, тем труднее ее сдвинуть с места! Форма одежды – чистое рабочее платье, чтобы вид приличным был, рабочие ботинки на резиновой подошве (кожанная на палубе скользит). На поясе можно затянуть штатный флотский ремень.
По-другому – хуже – могут быть самые различные травмы. Поэтому всегда должен присутствовать врач с медсумкой.
Затем выбирается место соревнований, чаще всего на юте. Это должна быть площадка длиной около 40 метров(минимум), шириной 3-5 метров, а также предусмотрено место для болельщиков. На ней не должно быть припятствий для упора ногой или задержки каната.
Главный боцман готовит конец толщиной 70-80 мм. В диаметре, длинной 50 метров. Во избежание кривотолков на капроновом конце делаются метки с обеих сторон, а на середине метка длинной 20 сантиметров с белой 2-см. полоской посредине. От нее вправо и влево еще по одной метке на расстоянии 1,5 – 2 метра, место, где первый номер команды берет канат в руки.
По середине площадки наносится яркая полоса – нулевая линия, а от нее вправо и влево на 1,5 – 2 метра такие же образующие между собой нейтральную полосу, на которой имеет право находиться только главный судья и происходит встреча капитанов команд. В обе стороны от этих полос начинается боевое поле, где строятся соревнующиеся команды.
Зрители занимают место поодаль, сообразуясь с возможностями и мерами безопасности.

ПРАВИЛА.

1. Победитель – команда,перетянувшая на свою сторону канат и метку с белой полосой за границу боевого поля.
2. Запрещается нарушать установленный порядок.
3. Начало перетягивания – 1 свисток. Окончание (перерыв и так далее) – 2 свистка. Смена команд – 3 свистка.
4. В финале перетягивания каната – 3 раунда, каждый 2-3 минуты, перерыв – 5 минут со сменой места. Победа в 1-м и 2-м раунде – команда победила.
5. Все спорные вопросы разрешает судья на месте. Правила могут изменяться применительно к возможностям кораблей создать необходимые условия для соревнований, суть их одна – обеспечить равенство и справедливость в борьбе за победу.
Соревнования проводятся по олимпийской системе – «проиграл – вылетел» или по кругу, когда все команды встречаются друг с другом. На боевой службе календарь встреч составляется на весь срок, и победитель определяется по очкам. Проводятся не реже одного раза в месяц, хотя это тоже диктуют обстаятельства и возможности.
Лучше всего зрелищно и даже театрально эти соревнования может организовать и провести спортивный комитет корабля, председателем которого по традиции является старпом. Ему и карты в руки!.
Остается выбрать воскресный день и назначить время, лучше всего до обеда – 12 или после 15 час. – и провести за время одной смены. Важно, чтобы к тому времени был готов и главный приз – большой корабельный пирог на весь противень, пышный и румяный! Но это уже искусство коков.

Продолжение следует.
Вложения
-потянем.jpg
-потянем.jpg (102.34 Кб) Просмотров: 11041
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:28, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 21 июн 2010, 21:07

И вот, наконец, пришел тот праздничный день и час! Подогревая страсти и интерес, несколько раз до обеда и после по трансляции объявляется время начала соревнований. И каждый раз приглашается весь экипаж. С каждым объявлением увеличивается круг и объем информации – кто главный судья, капитаны и состав команд. Кто самый тяжелый участник, кто самый молодой и толстый!!. Кто из коков печет пирог, и когда он будет готов. И что будет вручаться за второе место. И даже, якобы нелегально, выдаются «секреты» - уже готов дескать проект приказа командира корабля с поощерением победителей, где зарезервировали места для 10(?!) фамилий отличившихся, которые получат 10 суток отпуска!
За полчаса до начала духовой оркестр строится на юте и начинает играть, заполняя паузу ожидания польками и вальсами, привлекая свободных от вахт к предстоящему зрелищу. Подходят командиры боевых частей, начальники служб напутствовать свои команды и болельщиков, да и самим посмотреть, ибо старпом в качестве судьи не отдыхает, а работает! И если что не так, то спрос с них в первую очередь, хоть и дело это в массе своей комсомольское….
Все приходит в движение, когда по трансляции объявляется о построении команд по перетягиванию каната. Зрители двинулись занимать лучшие места для просмотра, а прямые начальники – проверить выход на построение и готовность своих подчиненных, назначенных на соревнования. Никаких срывов быть не может! Старпом не дремлет. А командиры боевы частей не привыкли, когда их по мелочам щелкают по носу!
Шеренги «канатчиков» быстро заполняются здоровыми, рослыми и плечистыми парнями, есть и бравые толстяки – флот любит сильных, а сильные ….. поесть! Капитаны проверяют наличие по списку и докладывают старпому,как судье. Команды получают от него инструктаж, наставления, как результативно провести перетягивание, и ряд дельных советов по технике и профилактике травматизма, чтобы не подумали, что сила есть – ума не надо. Конечно, на все это требуются время и нервы, а старпом терпелив до определенного предела, и не дай Бог кому-либо нарушить правила или порядок – запомнит, вычислит и разделает так, что мало не покажется!
Наконец, вся и все готово, и по трансляции объявляется, что через 5 минут на юте начнутся соревнования по перетягиванию каната.
Время вышло, и первые две команды (по жребию) вызываются на боевое поле. Под марш оркестра, аплодисменты и мощную горловую поддержку они не спеша , вразвалку, как борцы-профессионалы, выходят на площадку и строятся вдоль каната. Судья приглашает капитанов на нейтральное поле, где они жмут руки друг другу и приветствуют команды традиционным – «Физкультпривет!», получают последние указания и становятся в строй.
- Канат на руки! – командует судья. И команды, встав по обеим сторонам каната, берут его в руки, охватывая пальцами и крепко сжимая, приседают, ища упор ногами, выбирают слабину, все больше обтягивая его и занимая положительную позицию.
Зрители уже болеют за свои команды. И криком, свистом, сливающимся в многоголосый рев, поддерживают их. Лица соревнующихся посерьезнели, мышцы напряглись. И все зорко посматривают друг на друга через нейтральную полосу, чуствуя по возрастающему натяжению взаимную готовность к борьбе. Судья регулирует соответствие белой полосы на канате середине и в момент совпадения с белой полосой на палубе дает пронзительный, всеми слышимый свисток.
Что тут началось! Обе команды с огромной силой сделали первый рывок, но так как к нему обе же были готовы, то никому добиться преимущества не удалось. И все стали тянуть неистово, дружно, применяя разные приемы, чтобы сорвать противника с упора. Болельщики, получившие полную свободу выражать свое мнение и оценивать шансы на победу каждой команды на единственно различимом и слышимом сквозь шум флотском языке с местным крейсерским диалектом, ревели, ахали, стонали в резонанс с успехами и неудачами своих команд, чем придавали им силы бороться только за победу. Никто из команд не хотел уступать, и белая метка на канате плясала над серединой нейтрального поля, не удаляясь от нее больше, чем на половину в обе стороны, и вновь возвращаясь. Пот тек градом с перетягивающих канат и с болельщиков. Всем было жарко. И в запале, ничего не замечая, болельщики иногда подходили слишком близко к командам, пытаясь неправедным путем помочь им выиграть. Но главный судья и его помошники старались пресечь эти попытки, хотя и не всегда вовремя, от чего страсти накалялись еще больше.
И как ничего нет в мире равного, одна из команд стала уступать. Соперники, почуствовав ее слабость, напрягли усилия и буквально вырвали канат с меткой на свою сторону! Судья дал два свистка, но чтобы утихомирить болельщиков, старпому пришлось выразиться погромче и покрепче, что все сразу поняли и со смехом утихомирились. Победившая команда, вместе с канатом вырвавшая победу, еще расслабленно лежала и сидела в разных позах на палубе, тяжело дыша, но уже понимая, что выиграла, и помахивала руками своим болельщикам, принимая поздравления. Побежденная, но не менее обессиленная чтобы выразить спортивное уважение, ждала пока она встанет. Судья ускорил процедуру, скомандовав - Канат на руки! – и поясняя – Вверх на вытянутые руки! – дождался, когда все встали и подняли канат, вновь скомандовав – Канат раздернуть!
Все одновременно и с силой бросили его на палубу. И капитан победившей команды в знак уважения соперника прокричал – Физкульт! – Ура! – дружно ответила его команда. И тут же то же самое повторили их соперники. После чего судья отпустил их с боевого поля, а они покидая его, обнявшись, вновь стали друзьями и товарищами.
Победители не скрывали радости, довольные и гордые всем улыбались, устрашающе напрягая торс и согнутые руки, демонстрируя мускулы, силу и уверенность в будущих победах. Их поощрительно и с любовью похлопывали по плечам зрители, говоря им что-то приятное, а порой по-мужски отпуская шутки, грубоватые и колючие, вызывающие смех и двусмысленность, но не злобные и без зависти, хотя по-хорошему позавидовать победителям не грешно. А на юте не смолкают крики,шум, гвалт, и болельщики уже переключились на выступление новых команд, также бескомпромиссно борющихся за победу. Они уже видели и переняли опыт предыдущей встречи. Их схватка более напориста и энергична. И опять, хоть и не бесспорно, побеждает более сильная команда. С судьей не спорят!
Объявляется небольшой перерыв. Обе команды, вышедшие в финал, готовятся к заключительному поединку. Прибыл командир корабля, и когда ему и его спутникам из штаба предложили стулья, командир удивленно посмотрел и сказал –
- Да кто же сидит в финальном бою?! Мы же сюда не спать пришли!
Все улыбнулись и рассмеялись. Командир посмотрел на пирог и похвалил кока, испекшего его –
- Молодец! За такой пирог я бы и сам тянул канат!
Перерыв закончился. Заиграл оркестр, и старпом-судья вызвал финальные команды на боевое поле. А дальше все пошло слаженно, отработанно и красиво. Команды выкладывались что надо. Командир и его спутники вместе со всеми болели за полюбившиеся им команды,не отличаясь друг отдруга ни в азарте, ни в эмоциях. Наконец, как и должно быть, в 3-м раунде одна из команд побеждает. Победители и болельщики торжествуют, оркестр играет туш. Командир вручает им пирог и грамоту за 1-ое место. Аплодисменты, поздравления и хорошее настроение у всех участников праздничного дня.
- А приказ о поощрении, о котором я узнал из объявления по трансляции, - сказал командир, улыбаясь – будет зачитан старпомом на вечерней поверке. Победители достойны этого! Но уже сейчас, страпом, - он сделал паузу, обращенную к нему. Старпом принял положение «смирно», на эте стало тихо, - за высокую организацию соревнований по перетягиванию каната объявляю вам благодарность!
- Служу Советскому Союзу! – бодро ответил старпом осипшим голосом, приложив руку к пилотке. Опять бурные аплодисменты и туш Старпому.
Отличный финал в финале! Доброй памятью останется он у всех участников популярных в те годы соревнований по перетягиванию каната.
Фотографии Малофеева и Казакова.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 20 июн 2015, 20:30, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение Казаков_Николай » 21 июн 2010, 22:29

Интересный рассказ. В том числе учебная методика проведения командных состязаний по перетягиванию каната. Главное подобные соревнования вносили оживление и праздничное настроение с однообразие бесконечных вахт (особенно на боевой службе). Всегда с удовольствием наблюдал за подобными соревнованиями (перетягивание каната, волейбол, пару раз даже боксерские бои). У нас на БС-76 был мичман (забыл с какого БЧ или службы), был КМС по боксу и входил в сборную команду по боксу ЧФ. Иногда наблюдали на БС его тернировки и спаринговые боии. На предпоследнем фото по-моему он стоит с вытянутой рукой в спортивном костюме. Вспоминается, что он отвечал за физкультурно-массовые мероприятия.
Володя, а финальное фото почему не поместил вручение пирога: замполит кап. 2 Борисов вручает пирог командиру БЧ-5 кап 2 Смирнову. Команда БЧ-5 победила в финале на БС-76.
Аватара пользователя
Казаков_Николай
 
Сообщения: 641
Зарегистрирован: 01 июн 2009, 20:27

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 22 июн 2010, 10:08

Действительно, Николай твое фото опубликовано тут - viewtopic.php?f=7&t=16&start=130
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 26 июн 2010, 09:16

О боевой службе, известные и неизвестные традиции.


Кто хоть раз в жизни побывал в Севастополе и ему посчаствливилось увидеть с Приморского бульвара крейсер, выходящий в море, тот не сможет не испытать чуство особого восхищения и восторга перед его мощью и силой,строгой и внушительной красотой, величием и несокрушимостью. Провожающие и случайно оказавшиеся здесь, у памятника Затопленным кораблям, машут руками, платками, фотографируют, грустно и тревожно вглядываясь в озаренный солнцем борт стального гиганта, на котором уходят в море их друзья, знакомые, родные и близкие.
На баке и на юте крейсера замерли в строю швартовые команды, а корабельный духовой оркестр играет марш «Прощание славянки». Его звуки, пробиваясь сквозь мощный гул турбин, как прощальный привет и «прости», достигают стоящих на берегу, смущая душу каждого неясным предчуствием и трепетом надежды на благополучное возвращение.
Не всем известны цель выхода и район плавания крейсера. Возможно, это боевая учеба в Черном море, а может и выход в Средиземноморье, Индийский или Атлантический океаны. Есть только одна примета, раскрывающая секрет – если на корабле оркестр играет марш «Прощание славянки», значит, уходит он на боевую службу. Такова традиция!
Три, шесть и более месяцев боевой службы в составе Средиземноморской эскадры даются нелегко. За это время каждый член экипажа получает большую физическую и психологическую нагрузку, обусловленные как просто длительным пребыванием в море, так и жесткой необходимостью бдительно нести вахту на ходу и на якоре, связанную в непрерывным наблюдением за работой механизмов и приборов главной энергетической установки, за морским и воздушным пространством, как визуально, так и технически, нести боевые готовности, заниматься сбором и обработкой информации по текущей и прогнозируемой обстановке для принятия своевременного и главного решения командиром корабля. Процесс этот идет непрерывно в течение всего похода.
Средиземное море, пожалуй, самое богатое реальными событиями, мифами и легендами из истории и современной жизни расположенных по его берегам бывших империй, а ныне известных развитых стран. История осталась в географических названиях морей, проливов,островов, мысов и маяков на них, городов и самих стран. Отсюда, через Средиземноморье, началось распространение в Западной и Восточной Европе христианской культуры и цивилизации, известной и признанной во всем мире.
Морской поход по Средиземному морю, а за 60-80-е годы его избороздили вдоль и поперек, мог бы всему экипажу дать много позновательной исторической информации о древнем мире и новой истории последних веков. Но боевые корабли - не круизные суда, у них совершенно другие цели нахождения в этом море, и главная - быть на передовых рубежах защиты Отечества. И это все экипажи кораблей и судов, моряки и офицеры прекрасно понимали и добросовестно выполняли свои обязанности.
Несмотря на то, что с правого и левого борта нередко проходят известные берега стран Европы, Азии и Африки, порой хорошо видимые в бинокль, времени отвлечься и полюбоваться ими у командира корабля и ходовой вахты нет. Разве что командир, уточняя свое место по береговым ориентирам, мельком видел в визир пеленгатора «проплывающую мимо» экзотику.
« Быть всегда на товсь»! – вот главный смысл и содержание боевой службы! Для этого и следили за вероятным противников, чтобы не застал врасплох, как в 41-м. Тогда еще войну помнили и фронтовой опыт чтили. Корабли на борту имели все, что нужно – полный штат,полный боекомплект и желание постоять за Родину-мать, если потребуется.
Можно лишь представить теперь, какой силой воли, верой в экипаж и правомерность своих действий обладал командир корабля на боевой службе, чтоб не дрогнув, в сложнейшей обстановке принимать единственно верное решение, а если так сложится, то и дать приказ – «Принять целеуказание!» с нормативным открытием огня командиру боевой части -2, ни на миг не забывая личной ответственности за выполнение принятого решения!
Такими командирами кораблей были –

- командиры эсминца «Благородный». Капитан 2 ранга Ю.М.Гришанов и сменивший его капитан 3 ранга Игнатов, отлично выполнявший боевую службу, но не выдержавший тенденционных проверок корабля, получивший инфаркт и не вернувшийся на корабль.
- командиры ПКР «Москва» - капитан 1 ранга Ф.Т.Старожилов в 1968-1969 годах завершивший госиспытания крейсера.
- капитан 1 ранга Борис Сергеевич Романов.

- командиры ПКР «Ленинград» - капитан 1 ранга М.Л.Звездовский сформировал экипаж строящегося корабля, принял его от промышленности и , сдав все курсовые задачи с оценкой «хорошо» подготовил экипаж к боевой службе.
- капитан 1 ранга Ю.А.Гарамов в 1972 году в составе спасательного отряда принимал активное участие в аварийно-спасательной операции по оказанию помощи АПЛ К-19. В том же году в составе КПУГ участвовал в операции отрыва нашей ДПЛ от кораблей ПЛО США. Обе операции проведены блестяще и весьма изобретательно!.

- В особый ряд можно поставить службу командиров крейсера управления – КРУ «Жданов» капитана 1 ранга Роберта Алексеевича Проскурякова и сменившего его капитана 1 ранга Анатолия Моисеевича Шакуна, стоявших у штурвала второй раз родившегося крейсера после десятилетней консервации и модернизации.
Уже сам по себе КРУ «Жданов» заслуживает почтения как последний из «могикан» проекта 68-бис, модернизированный в крейсер управления с классической крейсерской организацией службы, для которого и был писан Корабельный устав тех лет, с действующей мощью трех башен главного калибра, последних на флоте девяти 152-мм стволов и новейшей системой связи, обеспечивающей управление всеми флотами и даже Вооруженными Силами из любого океана.

Продолжение следует

Фотографии Андрея Левандовского и Геннадия Кандакова.
Вложения
ScanImage073_d.jpg
ScanImage073_d.jpg (166 Кб) Просмотров: 9971
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:29, всего редактировалось 3 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 26 июн 2010, 09:19

Командуя флагманским кораблем Черноморского флота, его командиры обеспечивали работу штабов бригады, дивизии, эскадры и флота в Черном и Средиземном морях, выполняли правительственное задание по обеспечению связью Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева во время его перелетов в США и Францию, участвовали в учениях «Север-72» на Севере и «Кавказ-6» - на Юге. Обеспечивали управление флотами Главнокомандующему ВМФ и Вооружеными Силами министру обороны. Это ли не масштаб и ответственность!
С вводом в кампанию в 1972 году крейсер стал образцом корабельной организации, морской культуры и практики, всегда успешно выполняя задачи боевой подготовки, дальных походов, деловых и официальных визитов, демонстрируя своим флагом мощь и силу боевого состава флота.
И гости, и жители Севастополя, видевшие его после походов на третьих бочках напротив Графской пристани, не могли не обратить внимания на совершенство линий силуэта корабельных конструкций, красоту его артиллерийских установок, трех мачт и филигранной покраски всего корпуса. Он был безупречен и ,казалось, по-царски милостиво позволял любоваться собой, фотографировать на память, мечтать о службе на нем и дальних походах, поскольку в этот период он был олицетворением мощи Черноморского флота и крепости его - главной базы города-героя Севастополя. Такие картины навсегда останутся в памяти и сердце!
Экипаж крейсера был, пожалуй, единственным в ВМФ, кто после океанского плавания был лично встречен в Североморске Главнокомандующим оценкой в два слова –
Отличный корабль! – сказал он. И в знак подтверждения троекратно по-русски расцеловал главного боцмана крейсера мичмана Виктора Кирилловича Горшкова,его однофамильца. Только истинный моряк может понять и оценить, каким образом достигаются такой успех и лавры лучшего корабля Черноморского флота!.
Тяжелой и порой неблагодарной была служба на крейсере «Жданов».
Слишком много честных, порядочных и добросовестных офицеров крейсерской школы незаслуженно, а иногда и по злому умыслу были опорочены и сняты с понижением в должности, им было задержано продвижение по службе, а некоторые были даже Уволены! Не 37-й, а безвинных жертв было предостаточно! На таком корабле каждому матросу и офицеру вполне можно было засчитать срок службы, как за два!
Капитан 1 ранга Ан.М.Шакун командовал им 8 лет…. Командир БЧ-5 капитан 2 ранга Виктор Иванович Смирнов служил на нем 18 (!) лет и был снят с должности прямо на боевой службе….. И… уволен…
Это на таких кораблях периодически рождались популярные и язвительные анекдоты о пятнадцатилетних капитанах – сорокалетних младших офицерах, которыми после очередного омоложения командовали юные флотоводцы, «продвинутые» в прямом и переносном смысле, отчего Черноморский флот и имел нелестную репутацию «королевского».
Но как бы то ни было, корабли плавали, выполняли поставленные задачи, командиры служили ревностно и достойно. Каждый из них был ас в своем деле и, по большому счету, герой! Но их подвиги остались незамеченными и неоцененными по достоинству, а то, о чем становилось известно за пределами разбора или служебного расследования, было лишь стыдливой вершиной льдинки, а не айсберга боевых дел, что конечно, несправедливо и не соответствует их заслугам перед Родиной.
А ведь это и они, как часть Вооруженных Сил, сберегли государство и мир в остром военном противоборстве в эпоху «холодной войны», экономической конкуренции двух политических систем, бесславно и без борьбы проигранной впоследствии нашей «ведущей и направляющей».

Продолжение следует.

Фотографии Геннадия Кандакова и Виталия Костриченко.
Вложения
 около угольной-7.jpg
около угольной-7.jpg (80.74 Кб) Просмотров: 9892
ScanImage264_a.jpg
ScanImage264_a.jpg (65.93 Кб) Просмотров: 9543
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 20 июн 2015, 20:32, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 26 июн 2010, 09:23

Честь и хвала всем офицерам корабельной службы!
Мне, как и поколению 60-ых, посчастлививилось служить с замечательными корабельными офицерами, истинными рыцарями моря и хранителями традиций классической крейсерской службы, ее трудовой элитой, удивительными и уникальными командирами боевых частей, начальниками служб, которые, как атланты, поддерживали высокую планку профессиональных и уставных требований, добровольно отказавшись от личных честолюбивых замыслов и амбиций.
Их представлять не надо, фамилии сами скажут за себя. Вспомните их, хотя бы ту часть, которая служила на КРУ «Жданов», отдавших боевому составу флота свою любовь, а многие – уже и жизнь.
Это – штурман капитан 2 ранга Лоскутов Александр Тимофеевич
- артиллерист капитан 2 ранга Чегринец Виктор Прокопович
- связист капитан 2 ранга Фещук Анатолий Алексеевич
- механик капитан 2 ранга Смирнов Виктор Иванович
- радиотехническая служба капитан 2 ранга Чесноков Юрий Александрович

С начала 60-ых флот стал интенсивно пополняться новыми кораблями и плавать, с каждым годом увеличивая дальность и количественный состав. Шло превооружение флота на ракетное оружие и новейшие технические средства. Нужны были кадры, и в первую очередь командные, которые профессионально готовились из вахтенных офицеров. На флоте сложилась определенная школа их подготовки с учетом проектов кораблей, как новых, так и старых. Они могли несколько различаться по « методе», но в главном соответствовали общим требованиям высокой профессиональной выучки. На таких «много плавающих» кораблях, как эсминцы «Бравый» и «Благородный», ПКРы «Москва», «Ленинград» и крейсер управления «Жданов», командиры знали, чему учить и что им нужно от вахтенных офицеров. Потому их подготовке уделяли особое внимание. И это окупилось сторицей.
Такими остались в памяти вахтеные офицеры КРУ «Жданов» 1972-1978 гг.

- капитан-лейтенант Э.Змачинский.
- капитан-лейтенант В. Кутьин
- капитан-лейтенант Э.Бортник
- капитан 3 ранга Р. Шамсутдинов
- капитан-лейтенант В.Фурс
- капитан-лейтенант Ж.Вахрин.

Их общими отличительными чертами были та внутренняя собранность и готовность нести ходовую вахту, которые позволяют сосредоточить все внимание на малейшем изменении обстановки по кругу своих обяязанностей, а главное – своевременно принять меры по предотвращению опасных тенденций в их развитии. Для них четыре часа вахты были не скучным и нудным пребыванием на ходовом мостике, а творческим, интересным и ответственным делом, лежащим в основе формирования командирских качеств, необходимыых при управлении кораблем на ходу будущим командирам кораблей.
И не малая часть успеха выполняемых задач кораблем в море обеспечивается вахтенным офицером, организующим службу и вахту корабля на ходу. Не всем удалось осуществить свою мечту - стать командиром корабля. Но те, кто им стал, первый опыт и практику управления кораблем получили при исполнении обязанностей вахтенного офицера.
Мечта и честь быть командиром корабля – это нормальное карьерное устремление офицера корабельной службы, а вахта вахтенным офицером – ступень к осуществлению намеченного. Другие пути, нарушающие эту традицию, к успеху не приведут.
Таким было наше патриотическое восприятие своего времени, предназначения и судьбы.

Корабль рассекал форштевнем волну, миля за милей преодолевал морское пространство. Следуя в назначенный район выполнения боевых задач по защите Отечества на дальних подступах. Каждому определено место на боевом посту и командном пункте, поставлена, указана цель.
И командир корабля, и мы, офицеры, были уверены, что экипаж выполнит свой воинской долг и боевое распоряжение.
Сейчас, с расстояния времени в 30 лет, прошедших с тех пор, можно только отдаленно представить, какая огромная мощь и сила была поставлена на защиту Родины, защищать труд и покой миллионов людей огромного государства, мир во всем мире….
Так было…. И это было традицией.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:30, всего редактировалось 3 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 03 июл 2010, 14:43

« К БОЮ И ПОХОДУ….. »


В корабельной службе нет времени для самоуспокоения, почивания на лаврах и скуки. С отработкой одной задачи ставится другая, и все преследует одну цель – подготовить корабль и экипаж к бою и походу в Средиземное море, где находящаяся там 5-я эскадра ВМФ добросовестно, денно и нощно выполняла задачи первой линии обороны на дальних рубежах против потенциальной агрессии 6-го флота США и стран НАТО. И корабль, успешно пройдя курс подготовки, наконец, получал боевое распоряжение и выходил на боевую службу. С отдачей швартовых и проходом бон корабль и экипаж переходил в совершенно особый режим работы технических средств, несения вахт и боевых готовностей, вместе с которыми менялись распорядок дня, образ жизни и службы каждого моряка.
Позади береговые хлопоты, въедливые проверки и зачеты. Впереди дальнее плавание через Черное море, проливы Босфор и Дарданеллы, Мраморное море между ними, затем Эгейское, а дальше район несения боевой службы непосредственно в Средиземном море или еще дальше – Индийском или Атлантическом океанах.
Вскоре корабль пройдет боны, метры сложатся в кабельтовы, и корабельный лаг начнет автоматический отсчет первой, десятой, сотой, тысячной и так далее мили дальнего похода и боевой службы. Сколько их будет на день возвращения в родную базу – Севастополь, известно только Богу. А сейчас и корабль, и душа каждого моряка устремлены в море. И встреча с могучей стихией их волнует не меньше, чем берег, с которым они надолго расстались.
Экипажам крейсеров, стоящих на бочках, возможности постепенно, в несколько приемов растянуть прощание с родными нет. И провожающие приходят на Приморский бульвар и другие мысы и причалы, с которых хорошо видно до бон и дальше выходящий крейсер, на котором корабельный духовой оркестр играл любимый марш «Прощание славянки». Но это никоим образом не ослабляет проявления провожающими искренних чуств печали перед долгой разлукой и пожелания провожаемым счастливого плавания и благополучного возвращения.
К назначенному времени съемки со швартовов и якоря на всех кораблях в базе экипажи строились по «Большому сбору» вдоль борта, с которого был виден идущий корабль, и в момент прохождения матросы махали бескозырками, офицеры прикладывали руку к фуражке, а на крейсере играли сигнал «Захождение». На мачтах кораблей, командном посту управления рейдом на водной станции и Константиновском равелине поднимали флажной сигнал - «Желаем счастливого плавания!». Движение судов по рейду на время выхода прекращалось, но никто не возмущался и не высказывал никаких претензий, так как горожане и гости города знали, в каких случаях объявлялся этот запрет.
Казалось, весь город стоит у моря в строгом молчании, провожая корабль в боевой поход, наблюдая за ним с высот холмов, кургана и Приморского бульвара, посылая ему привет и наилучшие пожелания немигающими огнями Инкерманского створа.
Вот он - момент истины и звездный час корабля! К нему готовились экипаж и весь флот – от матроса до командующего. И пройдя огонь и медные трубы в текущем ремонте, доковании, отработав курсовые задачи с обновленным экипажем, выдержав все проверки и сдав зачеты, корабль освободился от всех базовых пут и вырвался на морские просторы. Это Победа! Честь и слава такому экипажу и комардиру корабля!

Продолжение следует.
Прилагаются фото И.Прищака бак крейсера «Жданов» 30 марта 1975 года, а также «ждановца» О.Травкина.
Вложения
DSC00560_b.jpg
DSC00560_b.jpg (64.8 Кб) Просмотров: 9662
P1110003_a.jpg
P1110003_a.jpg (84.75 Кб) Просмотров: 9496
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:30, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 03 июл 2010, 14:48

Количество кораблей и судов на боевой службе в Средиземном море возрастало. Сначала провожали по одному, по два корабля, затем небольшие группы, а потом уходила и вся бригада кораблей.
Постепенно и незаметно возродились старые традиции от военных лет, ведь корабли уходили на Боевую службу, а не просто в дальнее плавание, причем все с полным комплектом боезапаса и боевыми распоряжениями.
Появились новые обычаи и ритуалы, отражавшие современное состояние нарастающей боевой мощи флота и подтвердившие практикой важность и необходимость их выполнения для поддержания боевого духа моряков, дружбы и товарищества, стойкости и настойчивости в выполнении поставленных задач.Это стало нормой морской культуры в корабельной службе и в море, и в базе.
Одни воспринимались и поддерживались официально. Другие, неофициально, остались жить, но перешли в подполье и выполнялись скрытно. Были, помягче бы сказать, и хулиганские, и в виде шутки, и явно издевательские. Все они были отражением морали эпохи, в которой жили и флот, и тесно связанные с ним жители Севастополя, провожавшие и встречавшие корабли.
Может быть, не все из них можно назвать традициями в высоком понимании этого слова, но традиционно выполняемые на кораблях из похода в поход, они по праву могут ими считаться. Вот некоторые из них.

- Провожать корабль с оркестром, пока выбирают якоря и он следует до бон, играя при этом марш «Прощание славянки». Потом, правда, в одном из соединений его запретили и стали играть марш «Легендарный Севастополь», но ненадолго. И марш вернулся, к радости и провожаемых, и провожающих.
- При проходе бон кочегары давали «шапку» дыма. На Приморском бульваре провожающие и отдыхающие ее ждали и с восторгом приветствовали и фотографировали необычное зрелище! А через минуту в адрес командира корабля приходила телеграмма с первым взысканием от командующего флотом – ему ж из кабинета все видно!
Командир вызывал на мостик механика, сурово распекал его, но внутренне оставался доволен – уж больно «шапка» хороша! Молодцы, кочегары! Не подкачали и народ уважили! А что до взыскания – не первое оно и не последнее! Все это понимали, и командующий в том числе, радовались эффекту не стесняясь и не меньше зрителей. А можно было бы и поставить оценку, определив лучшего шапко-закидонщика по флоту! Вот бы гордости за своих черномазых и маслопупных прибавилось! Ну разве можно эту шутку считать хулиганством?!
- За бонами командир корабля поздравлял экипаж с выходом на боевую службу и желал всем счастливого плавания и отличного выполнения поставленных задач.
- Сразу после этого старпом лично объявлял сигнал «Боевой тревоги». Корабль переводился в высшую степень готовности и находился в ней до возращения в базу.
- При нормальной обстановке перед обедом командир корабля, оставив за себя старпома, на несколько минут спускался в каюту и поздравлял собравшихся там командиров боевых частей, начальников служб с выходом в море, но уже тостом. Он был лаконичен, но понятен всем, кто хоть раз в жизни, как альпинист, испытал связку командир-подчиненный, безраздельно веря ему и в то же время прекрасно понимая, что без взаимной поддержки им не достигнуть успеха и высоты. Это был проверенный морской закон, укрепляющий доверие и дружбу комсостава и придающий уверенность в том, что каждый из них костьми ляжет, но выполнит приказ и обеспечит успех экипажу. На них командирах боевых частей и начальниках служб, держится корабельная организация и служба.
- Перед ужином командиры боевых частей, начальники служб передавали эстафету поздравлений своим офицерам и мичманам, завершая тем самым проверку готовности ближайших подчиненных – соратников – к большому плаванию.

Круг замкнулся, и связанный единым пониманием поставленных задач и ответственностью за их выполнение, экипаж корабля был готов преодолеть любые трудности на своем пути, зная, что справа и слева от каждого не просто сослуживец, а верный друг и товарищ, который не оставит в беде, не подведет, на которого во всем можно положиться.
Вот теперь будучи на ходовом мостике один на один с грядущими событиями дальнего плавания, комардир корабля был уверен, что экипаж полностью и окончательно подготовлен к бою и походу.

Использовано фото «ждановца» Мельника и несколько фото Севастополя из Интернета.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:31, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

След.

Вернуться в Воспоминания о флотской службе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron