Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 06 июл 2010, 18:55

КОРАБЛЬ В МОРЕ


Какие бы трудности ни ожидали экипаж в дальнем и длительном походе, выход в море, тем более на боевую службу, воспринимался по-боевому и с облегчением - «Наконец-то!».
Это было что-то с исполнением и загаданного желания, и мечты моряка в самом разнообразном и широком толковании и в общем, и в индивидуальном плане. Молодежи, вышедшей в море первый раз, не терпелось испытать себя штормами и ураганами. Тогда как имевшие опыт ждали службы с размеренным распорядком дня – подъем на час позже, обеденный перерыв на час больше. А выполнение главных задач, поставленных кораблю, в простых условиях, решалось несением 4-часовой вахты, что было менее обременительно и давало ряд преимуществ перед базовым укладом службы. Получалось, отстоял 4 часа - и свободен!
И изнуряющая качка, и палящий зной, море вокруг и длительность пребывания в нем все равно были лучшим жребием, чем спокойная и монотонная служба на корабле в базе с ее вечными корабельными работами и приборкой, смотрами и проверками, тренировками и занятиями.
В море всего этого было не меньше, но выполнялось с большей целесообразностью, пониманием и усердием как офицерами, так и матросами, менее навязчиво и нудно. Общим интересом было и желание побольше поплавать по Средиземному морю или за его пределами с заходами в иностранные порты, чтобы самим увидеть, как там живут, побывать в торговых кварталах и базарах и что-то купить в подарок семье и друзьям, чего у нас нет дома.
Стабильный отдых в походе многих пристрастил к чтению, спорту, творчеству,такому как художественная самодеятельность, рисование фотографирование или производство каких-либо поделок.

Доказано, что моряки могут безболезненно и даже с удовольствием обходиться без берега первые две недели. Они нормально отдаются сну, легко просыпаются и бодро действуют по распорядку дня. У них не теряется аппетит и хорошее настроение, и им быстро возвращаются все морские качества, позволяющие стойко переносить и шторм, и штиль с торопической жарой и влажностью. Собрашись в свободное время ( на ходу – на юте, на якоре – на баке) на перекур они громко и от всей души смеются, слушая анекдоты и морские байки. Азартно играют в домино, болея за своих друзей и товарищей и ожидая своей очереди «забить морского козла», пока кто-либо из дежурных не напомнит , что сигнал начала очередного мероприятия по суточному плану или распорядку дня уже прозвучал и всем давно пора быть на местах.
Их интересуют проплывающие по бортам берега, встречные красавцы-теплоходы, гиганты-танкера и вероятный противник – корабли и самолеты США и стран НАТО. Постоянно держащие нас в поле зрения и визуальном, и электронном.
Они еще по-юношески рады общению друг с другом, делятся впечатлениями, спорят, отстаивая свою точку зрения, вспоминают приключения на берегу в увольнении, красочно и эмоционально расписывая все, что было и не было. И когда есть возможность, многие любуются обгоняющими и пересекающими курс корабля и дружно выпрыгивающими из воды дельфинами, заходом солнца ( восход видит и радуется ему только вахта - скоро смена!), ночным полным и ярким диском луны и серебристой дорожки к ней, которые вызывают лирические ассоциации и настраивают на романтический лад, без чего моряк может не состоятся. Они с интересом слушают информацию по трансляции о районе плавания в основном военно-политической направленности, реже - исторической, чтобы потом при случае сказать своим береговым друзьям –
- Я там был и видел! – надеясь на ошеломляющий эффект.

Все это будет потом, а пока первые 2-3 недели этот эффект они испытывают сами – и матросы, и офицеры, особенно вышедшие в плавание впервые. Потом все упорядочится, отложится и закрепится в памяти, привычках и опыте. Быстро пройдет ощущение новизны, ослабеют интерес и желание фотографироваться, заниматься безудержной «травлей» и удивляться всему увиденному. В практику неумолимо и прочно войдут опыт профессионального восприятия событий, умение выделить в них главное и доложить на свой командный пункт грамотно, лаконично, спокойно, уверенно и невозмутимо.
В поведении появится определенный рационализм и крайность – ни лишнего слова, ни движения, ни эмоций. Лейтенанты и старшины фактически почуствуют весомость своего слова, распоряжений и команд. А матросы воспримут это как должное и необходимое условие успешного выполнения задач и безаварийного плавания. Это, пожалуй, главное на пути становления и совершенствования боевой и повседневной организации корабля.

Продолжение следует.
Фотографии В.Бушуева и Мельника.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:32, всего редактировалось 3 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 06 июл 2010, 19:01

Политическая обстановка времен конца 60-80-х годов была достаточно конфронтационной, и хоть с обеих сторон все боролись за мир, два антагонистических блока стояли напротив друг друга, вынуждая вооруженные силы и флот держать в высокой степени боевой готовности. Бывали ситуации, когда «холодную войну» отделяло от «горячей» время , исчисляемое если не минутами, то несколькими часами, это точно.
И на кораблях боевой службы это мгновение и надо «поймать» в прицел, чтобы не застали врасплох, что и было возложено на корабельную вахту.

Вахта – основной вид деятельности экипажа в море на боевой службе, как на ходу, так и на якоре, позволявшая вести беспрерывное наблюдение, предупреждая, а если потребуется и пресекая агрессивные намерения и действия противника против нашей страны и корабля, в частности, как предписывало боевой распоряжение.
Четыре часа неустанного и напряженного внимания требуют много сил и упорства от моряков всех профессий, будь то операторы радиолокационных станций, рулевой или сигнальщик, вахтенный БИП или связист, несщий боевую готовность артиллерист или ракетчик. И особенно, если несет вахту кочегар у главных котлов или машинист-турбинист у главного турбозубчатого агрегата и на маневровых клапанах. Нет вахты незначительной или второстепенной! Каждый вносит свою лепту в поддержание назначенной боевой готовности.
Все важно на вахте – своевременно обнаружить противника в воздухе, над водой и под водой, держать назначенный кораблю курс, принимать и передавать радиограммы, обеспечивать заданный ход, готовность к борьбе за живучесть.
И каждый корабль готов к нормативному открытию огня всеми видами оружия. Если поступит приказ и будет выдано целеуказание, как н ходу, так и на якоре. В традиции моряков – готовиться к вахте ответственно и серьезно. В море становится привычным и обязательным отдых перед заступлением. Чтобы без устали и бдительно нести ее и четыре, и шесть часов, если вынудит обстановка.
Успешному решению задач БС способствовало и удивительное, и неповторимое в базе, состояние души моряка в море, когда командирам и начальникам не нужно было его понукать, подгонять,заставлять, тратя нервы и силы. Именно в море, на ходу корабля, каждый нашел себя в исполнении обязанностей по должности и по вахте, почуствовал свою незаменимость в составе экипажа и осознал, что от его добросовествного ратного труда, особенно на вахте, зависит успех корабля.
С такими моряками командиру корабля все задачи по плечу!

Фотографии - В.Бушуева. Мельника, С.Яросевича
Вложения
v0038.jpg
v0038.jpg (101.77 Кб) Просмотров: 6636
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:32, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 06 июл 2010, 19:04

В дополнение еще пару фотографий от "ждановцев" - Бушуева и Кутищева. :D
Вложения
 вахты.jpg
вахты.jpg (52.19 Кб) Просмотров: 6581
v0039_a.jpg
v0039_a.jpg (124 Кб) Просмотров: 6666
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 07 июл 2010, 12:46

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ !




Все удивляет и не оставляет равнодушным в начале похода. Но были впечатления, которые запомнились надолго и не забываются спустя десятилетия.
Конечно, первым ярким видением перед глазами - проплывающие берега Черноморских проливов. Проход по каждому из них - Босфор и Дарданеллы – занимает около двух часов с промежутком времени на переход через Мраморное море. Обычно боевые корабли проходят его в течение одних суток в светлое время. Это самые красивые и вполне экзотические места, доступные для обозрения, фотографирования и вызывающие восхищение и сладкую боль сожаления, что все это в конце концов кончается.
С обеих сторон по склонам гор к самому берегу спускаются разнообразные по стилям архитектуры, этажности, цветам раскраски стен, крыш, балконов фасады домов, дворцы с узкими и большими окнами, колоннами и лоджиями, дверями и ступенями крыльца. Они самого различного назначения и использования, в основном, гостиничного, и надписи на турецком иногда дублируются агнлийским «Hotel», что хорошо видно и без бинокля. Обрамленные зеленью деревьев и плющей на узких и широких улицах, ведущих к морю или в горы, заполненных людьми и машинами, не спеша двигающимися по ним, освещенные ярким летним солнцем, охлаждаемые морским ветерком, - они кажутся символом покоя и благоденствия.
Вдоль берега тянется на десятки километров причальная линия, у которой стоят океанские суда, теплоходы, а по мере удаления от центра - уменьшаясь до небольших паромов и катеров. В маленьких бухточках на мелководье покачиваются яхты, моторные лодки, рыболовецкие барказы, расписанные во все цвета радуги необычным восточным орнаментом.
Берега Европы и Азии соединяют два ажурных моста, уже вписавшиеся в панораму города, и курсирующие от одного берега к другому паромы и катера. Наши крейсера с высотой мачт в 52 метра свободно проходят под ними.
В разным местах пиками возносятся к небу минареты и купола мечетей, композицию которых завершает совершеннейший по красоте и величию Айя-София.
И сам пролив, то сужаясь, то расширяясь, сдерживает объединение двух культур -
Западной и восточной, христианской и мусульманской, позволяя им сближаться или удаляться, жить вместе, не смешиваясь и оставаясь каждой в чистоте и самобытности.
Корабль идет быстро. И каждый мыс с застройками и садами не похож один на другой, кажется лучше, красивее, колоритней, но убедиться в этом возможности нет. Все остается за кормой в утренней или вечерней дымке. Впечатлений столько, что они, укладываясь в памяти, постепенно прессуются в единое и необыкновенное, емкое и неповторимое зрелище огромного евроазиатского города Стамбул (правильно – Istanbul), известного своей богатой историей, с которой неоднократно перекликалась история Руси и России от княжения Олега – « Твой щит на вратах Цареграда», и после, до конца XIX века, в бесчисленных русско-турецких войнах, что отнюдь не умаляет его красоты и достоинств в настоящем и будущем, где он останется яркой звездой чуда света.
Это сейчас нет проблем посетить Турцию, а до середины восьмидесятых годов наши корабли и суда не заходили, и массового туризма не было.
И хоть на таком ходу увидеть и узнать, как там живут, быт и нравы было невозможно, но посмотреть на то, что зримо с такого близкого расстояния за границей, было интересно и любопытно.
Может быть, после прохода Проливов в сердце зародится желание увидеть мир и стать профессиональным моряком. Но тогда все, что виделось, вызывало восторг и изумление и надолго выбивало из колеи монотонной, окрашенной в один красный цвет службы и жизни.
Впереди длинный путь, и будет много интересного и необычного. Что-то останется в памяти, что-то бесследно исчезнет. Потребуется время, чтобы все увиденное и пережитое понять и осознать.
Счастливого плавания, моряки! Все новое, лучшее, прекрасное и необыкновенное у вас там – за горизонтом!
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:33, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 08 июл 2010, 16:32

КАК НАС ВСТРЕЧАЛИ


Военно-морской флот иностранных государств известен по справочникам и прочим информационным документам открытой и закрытой печати. Огромен он и силен по многим показателям - количеству, качеству, разнообразию, базированию, стратегии и тактике боевого использования. И примеров тому много.
Наши флотоводцы все это знают, изучают, анализируют, вырабатывая свою тактику и стратегию противодействия и борьбы с ним. Думается, что по периодическим заявлениям руководителей государства это делается успешно, надежно и ответственно. Именно с такой уверенностью экипажи наших кораблей выходят на боевую службу в полной готовности выполнить свой долг по защите Родины на дальных рубежах. Там –то и происходят встречи – визуальный контакт кораблей и экипажа с нашим вероятным противником – кораблями 6-го флота США и стран НАТО.
В первом впечатлении от таких встреч поражает их наглость и нахальство. Они уверены в своей безнаказанности и позволяют себе действия, порою несовместимые со свободным мореплаванием, нарушающие общепринятый морской этикет и церемониал.
И первая такая встреча происходит в проливе Босфор. При проходе пролива корабль ограничен в маневренности – нужно идти только рекомендованным курсом и скоростью 9 узлов. Пользуясь такими ограничениями, американцы производят разведку проходящих кораблей, как на учебном полигоне.
К кораблю сразу устремляется быстроходный катер под флагом США и начинает осмотр и фотографирование корабля со всех сторон. По массивности фотообъективов сразу видно, что это не любительская, а высокопрофессиональная и целенаправленная съемка. Катер ведет себя не «по-джентльменски». Он сразу обходит вокруг корабля, и несколько «фотокорреспондентов» суетливо и судорожно фотографируют все подряд.Затем на втором, третьем и более кругах, уравнивая скорости, то есть «зависая» напротив ходового мостика, установок вооружения, антенн и других технических средств, они продолжают интенсивно фотографировать с разных ракурсов и дистанций. И так почти до самого выхода из Пролива.
Ясно, что это делают не туристы, ибо к ним, надо полагать были бы приняты меры за многократное пересечение курса боевому кораблю, сближение с боевым кораблем другого государства на очень, до нескольких метров, опасную дистанцию. И так катер всякий раз, когда проходят наши корабли, выходит на свою шпионскую работу, не боясь и игнорируя все международные нормы морского судоходства, обычаи морской культуры и практики.
Конечно, обидно, что корабль не может адекватно ответить и проучить зарвавшегося нахала! И непонятно, почему на государственном уровне не было протеста против такого неуважительного отношения к нашему Военно-морскому флагу. Ведь мы турецкий поднимаем, как положено, в знак уважения суверенитета государства и вправе ожидать ответных действий! Как тогда классифицировать действия катера под флагом США в террводах другого государства?!
На этот вопрос и пикантные ситуации ни МИД СССР, ни Главный штаб ВМФ ответить не могут до сих пор. Почти 50 лет для раздумий о гордости великороссов многовато!
С выходом в Эгейское море и далее в Средиземное нам сразу давали понять, что хозяева здесь не мы, а 6-й флот США. Сначала, в 60-е годы, это делалось нагло и по-бандитски.
Идет корабль технико-экономической скоростью. Работает навигационная РЛС, в боевой готовности расчет ПВО. На ходовом мостике командир, и вся ходовая вахта ведет наблюдение. На 15- мильной шкале навигационной РЛС опасных целей не наблюдается. Утро. Все спокойно.
И вдруг с ревом и грохотом почти мгновенно нарастающего гула реактивного двигателя, рядом, в нескольких метрах от корабля, на высоте уровня ходового мостика – метров 10-15, проносится американский самолет «Скайхок» и взмывает ввысь, покачивая крыльями. На военном языке это значит – « Я вас атаковал! Вы потоплены! Привет!».
Может быть. Во время войны так оно и было бы с невоенным судном и без вооружения. Но атаковать в мирное время в нейтральных водах корабль, находящийся в полной боевой готовности ( сверху даже видно боезапас, лежащий в магазинах дежурных автоматов), не показывающий и не проявляющий агрессивных намерений, осуществляющий мирный переход, недопустимо! Это наглая провокация с возможными негативными последствиями для обеих сторон!
Потом начиналась отработка бомбометания с разных высот и направлений. Особенно неприятным было бомбометание методом «кобра». Самолет или пара подлетали к кораблю из-за горизонта, на низкой высоте ( иногда их обнаруживала навигационная РЛС!), с кормы или траверза, со стороны солнца и, не долетая определенного прицелом расстояния, круто, свечой вздымались в небо, почти над самым кораблем. Гул реактивного двигателя мгновенно возрастал до мощного грохота, аж уши закладывало, вызывая оцепенение. После чего исчезал в небе. Сильный, эффективный способ с точки зрения и военной, и психологической. Но это должно отрабатываться на своих полигонах и кораблях, а не в нейтральных водах. О какой военной и международной этике после таких атак можно говорить с вероятным противником?!
Однако вопрос «решили». Если сначала боевую готовность ПВО несли на автоматах зенитной артиллерии с боезапасом в магазинах, готовых к стрельбе после перезарядки, - а это секунды до залпа, то после таких «психических» атак нервы сдали у наших начальников. Поступило приказание – боезапас в магазины не подавать!
Наверное, кто-то сверху «заботливо» о своих подумал – а вдруг у расчетов выдержки не хватит, или командир автомата скомандует – «Огонь!»? Могу заверить, такое могло вполне случиться!
Как поделился со мной своим состоянием командир автомата старшина 2 статьи Саюнов на разборе действий расчета после такой атаки –
- Столько раз рука тянулась подать воздух на перезарядку автомата! Секунда – и мы б влепили, как надо! А наводчики знают, что на самолет автомат наводить нельзя. Вдруг вижу – стволы пошли вверх, и автомат разварачивается в сторону цели. А когда увидешь ее в прорезь сетки прицела – дальше все автоматически, без сознания. Ору во все горло – «Дробь! Не наблюдать!». А иногда и подзатыльник приходилось давать, чтобы пришли в себя и остановились, хотя у самого руки чесались не меньше. Почему им можно, а нам нельзя?! А если какой-нибудь из них ракету пустил или бомбу бросил?!
Постепенно привыкли к этому, как привыкают к театральной бутафории, неотъемлемой от сюжета, а у нас - боевой службы. Привыкли, но свой долг и навыки не забыли, порох держали сухим и были наготове.

Продолжение следует.
Фотографии В.Бушуева .
Вложения
v0111a.jpg
v0111a.jpg (42.38 Кб) Просмотров: 6619
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:34, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 08 июл 2010, 16:35

На этом встречи с авиацией не заканчивались. Патрульные самолеты «Нептун», «Орион», «Нимрод», «Атлантик» ежедневно летали над Средиземным морем, обследуя каждый квадрат, проливы, заливы, моря, отслеживая изменения обстановки и передислокацию кораблей и судов 5-й эскадры ВМФ. Никакой ограды и зонтика, чтобы укрыться от их разведывательного ока, у нас не было, и патрульные самолеты США не менее двух раз в день, а иногда и чаще, производили облет якорных стоянок и кораблей на переходе морем.
Пожалуй, такое незащищенное базирование было достаточно уязвимым. НО кто-то должен был дать сигнал о начале боевых действий агрессором?! Этим и было оправданно пребывание эскадры в Средиземном море.
Самолеты подолгу кружились над кораблями и судами, стараясь не упустить бесконтрольного с их стороны передвижения, деятельности и прочего, что нужно противнику. Особенно их интересовали подводные лодки, наши противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград», флагманские корабли и плавбазы. И они постоянно вели их поиск и слежение за ними.
Их полеты иногда напоминали действия немецких «рам» времен войны с более расширенными функциями. Они могли быть больше в воздухе, летать над мачтами кораблей, над самой поверхностью моря и сбрасывать гидроакустические буи на пути предполагаемого прохода подводных лодок с целью их обнаружения и наведения сил ПЛО. Вести разведку на всех высотах и на большом пространстве и имели боевой запас – так, на всякий случай.
В отличие от «рам», они не имели противодействия. В них не стреляли, так как их вероятный противник дорожил послевоенным мирным временем и уважал международные соглашения. Именно во имя этого он и держал в Средиземном море 5-ю эскадру, как любое государство сухой порох. На всякий случай.
После заключения международных соглашений о предотвращении конфликтных ситуаций кораблей и авиации в 1972 году корабли и авиация стали вести себя более корректно и сдержанно. Это не мешало выполнению поставленных задач и способствовало безаварийному плаванию.
И тем не менее ощущение и факт, что «за нами следят», оставались, так как патрульные смолеты США продолжали облеты. К сожалению, противопоставить им такую результативность и плотность контроля Средиземного моря авиацией у нас не было возможности, что существенно снижало тактические возможности эскадры в целом, и особенно вблизи «горячих» точек. Но это уже штабные проблемы и заботы.

Продолжение следует.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:34, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 08 июл 2010, 16:43

Были и другие стороны визуальных контактов с кораблями США. Иногда к точкам якорных стоянок за пределами террвод дружественных государств подходили корабли 6-го флота и НАТО, сближаясьс нашими кораблями до нескольких кабельтовых и даже меньше одного. Враждебных намерений видеть не приходилось, но элемент любопытства и разведки присутствовал в таких маневрах всегда.
Они могли дать радио или семафор – «Доброе утро (день,вечер)». Предупредить – «Мы вам мешать не будем». Спросить – «Что у вас на обед на сладкое?». И очень просто – «Приглашаем командира и старшего офицера ( старпома – Прим автора) на чай» и так далее. Последнее у нас почему-то принималось за провокацию, и никто не осмеливался принять предложение. А ведь можно было и принять, посетить американский или натовский корабль и пообщаться с командованием, как положено в светском рауте, не о секретах, а о культуре, искусстве, футболе и женщинах. Наконец, рассказать наши анекдоты…. Но…
Может быть, это послужило бы хорошим импульсом к изучению иностранного языка, чтобы в соответствующей графе было не «владею со словарем», а «свободно владею английским». А взаимная доброжелательность и офицерская этика способствовали бы доверию и уменьшению напряженности в отношениях между нами. Служба – службой, а мы хоть и вероятные противники, но не враги!
Кому больше не доверяли – нашим командирам или американцам? Или боялись, что мы щи будем лаптем хлебать в гостях?!

Иногда из «сострадания» или в порыве «дружеских» чуств к трапу вплотную подходил катер от них, и офицер протягивал в целлофановом пакете видимые по очертаниям бутылки и пакетики с просьбой передать «кэпу» от его «кэпа». И он оборачивался, показывая рукой на свой корабль. Естественно, мы не брали, опять же, почему?
Боялись, что там бомба или отрава?! Или от «нашего стола» им было дать нечего?! Чем еще можно оправдать нашу нелюдимость, замкнутость и нелояльность? Ведь мы славяне – русские, украинцы веселый и общительный народ, тонко понимающий юмор, смех и душу человека, умеющий что сказать и выслушать, уважить и отблагодарить, не уронив своей чести и достоинства!
Примечание – автор имел ввиду наш «контанкт» с фрегатом «Вриланд» http://cruiser.patosin.ru/oldsite/Zapis ... eeland.htm
viewtopic.php?f=8&t=19&start=90

Или другой случай. При стоянке на якоре крейсера «Жданов» в обеденный перерыв, когда на юте загорали сотни две-три моряков, отдыхая и нежась под солнцем, над палубой завис английский вертолет с эсминца «Кент» и с высоты 10-15 метров на конце спустил пакет с просматриваемыми бутылками в нем. Что и кому - слышно не было. Но, наверное, надеясь на всеобщий морской порядок, на вертолете были уверены, что его передадут командиру корабля. По неписаным морским законам все призы – все, что найдено и выловлено в море, в том числе и подарки, принадлежат командиру корабля.
Но указаний, как поступить, не было, а без них мы ни-ни-ни! И человек 6-8 из числа отдыхавших стали подпрыгивать, чтобы сорвать бесплатный куш. Не получилось. Но в какой-то момент один из мичманов, не отдыхающий, видя этот неуправляемый разгул страстей, подпрыгнул и сорвал его!
Вертолет улетел, а он, как положено, отнес его на ходовой мостик командиру корабля. Правильно? Правильно! Иначе его бы сорвали матросы, и он бы исчез в низах. И неизвестно, чем бы все это кончилось.
Однако присутствовавшие на борту представители высшего штаба из Москвы думали не так. Кораблю, поднявшему вертолет, выразили протест. Мичмана в наказание за инициативу отправили оказией в Севастополь, а две бутылки спиртного забрали с собой в подарок Главкому!!!
Конечно, преступать грань недозволенного нельзя – есть вещи, которые неприемлемы для гордости и чести моряков. Может, не на всех хватит подарочных бутылок, чая, мороженого, но ведь дарят от чистого сердца! А как взятка, подкуп – это родилось позже, и у нас! А вот принять подарок и определить, кому вручить, - это моральное решение за командиром корабля!
Он командир, и в море его власть, и решения должны соответствовать его высокому статусу и доверию, оказанному ему государством. Ведь первому встречному почетную в то время обязанность защищать Родину и быть командиром корабля не предложат. Если назначили, то доверие должно быть безгранично и оцениваться только по выполнению поставленных задач, распоряжений и приказов, а не услуг в форме подарочных бутылок….
История показала, что не стоит забывать, как во время Великой Отечественной войны, так и после распада Союза, в тяжелые для нас времена, мы становились не только стратегическими партнерами, но и на народном уровне - друзьями и товарищами с Америкой.
Меняется время. Могут меняться и эти отношения в ту или иную сторону, но надо не забывать, что мы обречены на земле все вместе жить в мире и дружбе. Народ это чувствует «нутром», без указаний и постановлений.
История должна не только показывать, но и учить нас чему-то.

Фотографии - О.Травкина.
Вложения
13,2_a.jpg
13,2_a.jpg (37.38 Кб) Просмотров: 6387
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 20 июн 2015, 20:35, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 10 июл 2010, 18:22

АРАБСКИЙ БАЗАР

Бывать в иностранном порту боевым кораблям приходится нечасто. У них другие задачи и районы их выполнения. И когда дежурный связист бежит вприпрыжку в каюту командира доложить телеграмму о планируемом деловом заходе в иностранный порт, новость быстро распространяется по кораблю, значительно опережая официальное объявление, вызывая у всех неподдельный интерес и приподнятое настроение.
Это большое будоражащее событие в жизни на боевой службе. И к нему тут же начинают подготовку.
В целом деловой заход дается кораблю для пополнения запасов воды и овощей, ремонта техники в базовых условиях и отдыха экипажа. Бывают и другие цели и задания. Как правило, он проводился в порты арабских государств – Египта, Сирии, Ливии, Алжира, Туниса и особняком – Югославия.
По традиции подготовка начинается с приведения корабля в надлежащий вид. Этот процесс продолжается до самого захода, к моменту которого корабль прибран, подкрашен, а экипаж подготовил соответствующую форму одежды для увольнения на берег. Все это делается с большим энтузиазмом, проявляются чудеса изобретательности и трудолюбия.
Замполиты организуют политинформации по стране делового захода, дают историческую справку, рассказывают о национальных и религиозных особенностях, культуре общения и конкретно, что можно, что нельзя.
Если говорить стравнительно, то за поведение наших моряков беспокоиться было нечего. Где бы они не бывали, все вели себя соответственно статусу советского моряка, поражали местных жителей высокой культурой, вежливостью и соблюдением местных правил и обычаев. Особенно лестные отзывы были, если перед нами там побывали американские корабли.
Конечно, нам было приятно это слышать. Но они так и не смогли понять, почему такие хорошие, симпатичные и добрые молодые люди - моряки - не имеют денег и торгуются за каждый динар или фунт и прочие мелкие разменные деньги.
Кто-то из начальников придумал или «выкопал» из сказок, что арабы любят поторговаться. Ерунда это! Моряки торгуются, потому что выданная валюта не дает возможности купить то, что хотелось себе и на подарок при возвращении.

Уже на втором месяце плавания появляются зримые признаки усталости и скуки. И увольнение на берег позволяет морякам на несколько часов переключиться и получить новые и свежие впечатления от прогулки по незнакомому городу и ощущение твердой земли под ногами.
К чести командования, увольнялся весь экипаж, и никаких ограничений не было. Попытки не уволить в чем-то провинившегося пресекались самым решительным образом. И это доверие матросы оправдывали, увольнение проходило без замечаний.
И все же в те далекие времена традиционно по-русски хотели, как можно лучше, а получалось….
Порядок увольнения в иностранном порту представлял собой образчик такой глупости и формализма, что если бы те, кто его придумал, и сами увольнялись по такой же схеме и правилам, завыли бы задолго до увольнения.
Но сила и выдержка нашего моряка - обычного молодого советского человека в том, что удивить его чьим-то идиотизмом нельзя. Он видал и похлеще!
А потому все и вся терпели и молчали, ибо последствия несдержанности могли быть гораздо хуже и обошлись бы «выступавшим» и командиру подразделения весьма дорого. Собственно, мнения ни у кого и никто не спрашивал.
Начиналось. Как водилось в те времена, с проведения комсомольских и партийных собраний. Выступали, говорили, принимали решени – провести увольнение без замечаний, уважать местные обычаи, вести себя культурно и с достоинством. Голосовали – единогласно!!
Затем экипаж разбивался на пятерки – первый – старший офицер или мичман. Второй – матрос – комсомольский секретарь( назначался только на период увольнения) и три матроса. Пятерки просматривались замполитом, оперативным уполномоченным, при необходимости «тусовались» по известным только им критериям и мотивам, утверждались приказом командира корабля. Теперь никто не имел права их изменить без тройного согласования.
Доходило до парадокса – матрос не хотел идти в город на увольнение по каким-то причинам – не нужно ему, устал, отдохнуть хочется…. Его вызывали на самый «верх» и уговаривали сходить, чтобы не нарушать состав пятерки. Офицеры и мичмана не хотеть не могут, не положено! Даже если с ног валились от усталости.

Продолжение следует.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:35, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 10 июл 2010, 18:26

Перед сходом с корабля производился инструктаж по правилам поведения на берегу. Пятерки в увольнении разобщаться не должны, и если шли в магазин или туалет, то все вместе. Один останавливался у местного коробейника, все должны были остановиться и ждать. Один переходил на другую сторону торгового ряда или улицы – все шли цепочкой за ним. Запрещалось покупать еду, питье, но когда солнце в зените, пить очень хотелось, и ….пили, так как находиться на жаре под 40 градусов и более в шерстяных морских брюках, в форменке с длинными рукавами и бескозырках -испытание не из легких. «Тропической» для увольняемых не было. Запрещалось вступать в разговоры с кем бы то ни было, кроме продавцов. И даже если встречались свои, русские, то испуганно шарахались в разные стороны. Был еще один соблазн, который строго-настрого запрещался. Подходить к книжным киоскам и покупать газеты, журналы, книги любого содержания, особенно сексуального. А как пройти мимо киоска, где с одной стороны в корзине лежит сексуальная литература, а с другой – детская? И та, и та с веселыми цветными картинками – смотри, выбирай! Правда, секс-литература, особенно с «перченым» содержанием, запечатана в целлофановые пакеты, но русским их открывали! Что греха таить, и покупали тайком (это в пятерке!), и проносили на корабль скрытно. Где еще такое увидешь? Молодые ведь были все, стосковались….
И, конечно, в увольнении запрещалось распитие спиртных напитков. Но… И пили, и приносили на корабль! Национальная привычка и базовый опыт!!
Все эти запреты приводили наших моряков в увольнении к несуразным, а порой вообще к пикантным ситуациям, после разбора которых, ставших известными, делались неблагожелательные выводы и принимались решения. А при воспоминании о них сейчас, спустя много лет, становится и смешно, и грустно, и неприятно, а иногда и стыдно и за себя, и за державу.
Деловой заход, как правило, длился пять суток. А валюты выдавалось за десять, от съемки с якоря до постановки на якорь в том же районе ожидания. Увольнения производилось на 2, 3, 4-е сутки. Офицерам и мичманам разрешалось уволиться отдельно от личного состава, но тоже пятерками, с записью в журнал увольнения под все три подписи – командир, замполит, особист. И в военной форме.
И лишь старший комсостав и прикомандированные офицеры из штаба могли сойти на берег втроем, по «гражданке», но по той же схеме. Что это дает? Немного больше свободы глазеть по сторонам, любопытствовать, торговаться и вести себя ближе к естественному поведению человека за границей.
В целом долгожданное посещение иностранного порта превращалось в нервное, трудное и не характерное в плавании авантюристическое мероприятие, схожее с русским авось – пронесет и там – на берегу, и у себя на корабле.


Основной интерес у большинства уволенных на берег представляли арабский базар и городские торговые кварталы и улицы. На исторические места, в музеи не тянуло, а в кино – запрещалось, да и на все не хватало бы и времени, и валюты. Не по карману было посещение супермаркетов – больших, богатых, не в пример остальным, чистых и красивых. В некоторые из них даже в Тартусе наших моряков не пускали, наверное, как нищих. Оставался арабский базар – огромный по площади и ассортименту, всем и во всем доступный, без всяких ограничений, доброжелательный и честный.
После советских дефицитов и подприлавочной торговли у себя дома здешнее изобилие не вписывалось ни в какое понятие о возможном разнообразии и количестве товаров. И этот обвал, как девятый вал, накрывал наших моряков на первом посещении с головой, не оставляя им и шанса выстоять против всех соблазнов приобрести любую воображаемую вещь. Это был сложный психологический и математический процесс, схожий с ощущениями свободного полета и жесткого приземления. Сначала ходили, смотрели, всему удивляясь и любуясь, попутно приценивались и в уме просчитывали разные варианты. Довольно быстро выяснилось – все, что хотелось, - много и дорого, а валюты – кот наплакал. И, пережив этот неприятный диссонанс, постепенно находили нишу для своих валютных возможностей. А это были товары далеко не лучшего спроса и качества, и абсолютного несовпадения с первым желанием.
В конце 60-ых – начале 70-ых годов это были авторучки – «раздевается», открытки – «моргает» и, конечно, жвачка, чаще всего арабская ( американская перекрывала все возможности!). Дети ее ждали и радовались любой. Покупали китайские очки, браслеты для часов, местные и завезенные детские маечки с рисунком, платки с эмблемой НАТО, брелки, зажигалки и своим дамам – тонкие, длинные сигареты «Amore», а себе - « Мальборо».
Офицеры и мичмана могли позволить себе несколько больше – трусики «неделька», отрез кримплена на юбку, костюм, джинсы и даже золотую цепочку с подвеской «Нефертити» или с ней же золотые сережки, лекарство «Финалгол» - хорошее средство от радикулита.
Тайно можно было сделать « ченьч» - обмен, 10 пачек сигарет «Черноморские», «Прима» на один египетский фунт или какой-либо товар. Это много, потому что за 10 дней получали 2-3 фунта. Дело было прибыльное, но сомнительное. Как бы то ни было, а из корабельного ларька быстро исчезли все сигареты…
В конце 70-ых, начале 80-ых годов «поток» валюты увеличился до 22,5 процента от оклада. А за неизрасходованную можно было получить, как и ранее, боны – книжечки рублей, подписанных министром рыбной промышленности, которые на «рынке» перед специализированным магазином «шли» как 1-10 и больше, а в Новороссийске – 1-18,20. Именно в то время появилась легкомысленная и шутливая песенка - « С любовью справлюсь я одна, а ты давай за бонами!!»….
Тогда мы могли шутить и посмеиваться над собой. И в этом никто не видел ни обиды, ни оскорбления.
К концу пребывания в иностранном порту все основные задачи решались положительно, как в интересах всего экипажа, так и каждого моряка в отдельности. Моряки, купив какую-нибудь мелочевку, успокаивались еще и тем, что были за границей, купили подарки, сувениры. Сфотографировались на фоне местной экзотики и достопримечательностей. И это останется в памяти на всю жизнь.

Продолжение следует. Использована фотография А.Филатова
Вложения
img033c.jpg
img033c.jpg (52.42 Кб) Просмотров: 6458
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:36, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 10 июл 2010, 18:33

Ну разве можно забыть арабское гостеприимство, их радостные улыбки, внимание и вежливость на арабских базарах, людское столпотворение на них, богатство товаров и нищиту покупателей и продавцов, женщин, укутанных по-мусульмански в черное и в парандже, грязь на улицах и детей, выпрашивающих сигареты и тут же продающие их. А разве не удивят нас пальмы на улицах городов, мандариновые деревья с оранжевыми плодами, фикус и бегония, растущие у нас в комнате, в кадках, а здесь – на улицах огромными деревьями? Нельзя пройти мимо, чтобы не задрать голову и не посмотреть на минарет рядом с мечетью, откуда несется гортанный призыв на молитву. И все, кто слышит и верует в Аллаха, становятся на коврик на колени и несколько минут усердно молятся.
На улицах много старцев в платках, с двумя кольцами на голове – они дважды сделали хадж в Мекку – родину Мухаммеда. В их лицах мудрость и строгость, они полны достоинства, жизненного опыта и людского уважения.
Кофе в арабских кофейнях крепок и душист, его почуствуешь за квартал, и если захочешь выпить чашечку, то можно смело идти на запах и не заблудиться. А там, присев прямо на улице за расставленные столы, посидишь, отдыхая и наслаждаясь, увидишь быт и нравы цивилизации, совершенно не похожей на европейскую. Поражает все виденное – и одежда мужчин в длинных платьях до пят или широченных, как галифе, штанах, с напуском сзади. Уважение и почет женщинам. Там никто к ним не пристает, и она идет по улице с детьми, как королева. Ее всегда сопровождает кто-то из мужчин, и не дай Господь кому-то оскорбить ее. Могут забить насмерть! Со стороны видны богатство и достаток одних и нищета других. Богатые ведут себя уверенно, как хозяева. И, вынимая пачку денег, отсчитывают купюры и платят за покупки, сделанные женщиной.
Здесь не ходят или останавливаются нищие, убогие, просящие милостыню. На улицах нет хулиганства, не воруют. Машину можно оставить открытой с покупками, и все останется на месте, даже если уйдешь и нескоро вернешься. Нет пьяных, Коран запрещает пить, и никто не посмеет открыто нарушить его. Много детей, играющих, подрабатывающих торговлей, в форме учащихся колледжа, помогающих своим отцам торговать. К этому они приучаются с детства.
Но чашки кофе мало, чтобы все увидеть и познать.
Спасибо им, нашим арабским друзьям, что они знают русский язык, уважают нас и относятся к нам дружелюбно!

Деловой заход заканчивается. Все устали в делах и хлопотах. Но это особая усталость – от присыщения информацией новым, ранее не выданным, незнакомым и интересным, что вызывает массу чувств и мыслей, о чем еще долго будут разговоры в кубриках, каютах и кают-компании.
Главное, в памяти надолго останутся сам факт и впечатления о первом посещении заграницы на корабле с деловым заходом.
Экипаж прощается с городом. Корабль выходит из порта. «Боевая тревога!» - и визита как не было! Все возвращается на круги своя. Боевая служба продолжается.

Использованы фотографии Н.Казакова,А.Филатова.
Вложения
DSC00755_aa.jpg
DSC00755_aa.jpg (91.36 Кб) Просмотров: 6532
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 20 июн 2015, 20:37, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Пред.След.

Вернуться в Воспоминания о флотской службе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron