Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 13 июл 2010, 09:34

ФЛОТСКИЕ РАДОСТИ. ЕСЛИ СДЕЛАНО С УМОМ


Было бы нелепо думать, что моряки на боевой службе все 24 часа в сутки только и жаждут встречи со штормами, вероянтым противником, чтобы отличиться и стать победителями и героями. Всему свое время! Боевая тревога, вахта, аврал, как Богу – Богово! А вот остальное в походе – личное время.
Правда,полностью оно никогда не бывает, все-таки служба, и в любой момент как распоряжением командиров и начальников, так и по сигналу и команде с вахты. И тем не менее времени этого вполне достаточно, прежде всего чтобы отдохнуть после вахты, а потом уж заняться другими делами.
Распорядок дня на боевой службе был настолько уникальным и положительно отличным от базового, что сам по себе вызывал полное согласие и удолетворение у всех моряков рядового и командного состава, так как был разработан с учетом максимальных потребностей экипажа, как на переходе морем, так и в точках якорных стоянок, для несения 4-часовых вахт и боевых готовностей, а также восстановления сил и сбережения здоровья моряков после них, предоставляя им необходимое время для отдыха и обязательной боевой учебы, занятий и работ по поддержанию корабля в должном виде и состоянии. Недельный распорядок дня был тесно увязан и с суточным, и недельным физиологическим циклом человека в дальнем и длительном плавании, с беспрерывным выполнением задач, поставленных каждому кораблю. И чтобы представить, как он выглядел, достаточно проанализировать и сравнить некоторые отправные моменты за 24 часа, то есть сутки жизни и деятельности экипажа любого корабля в море на боевой службе и в базе ( в скобках). Подъем в будни 7.00 (6.00), в воскресенье 8.00 (7.00). У молодежи расход сил и энергии больше, чем у зрелого возраста. И для них «лишний» час сна не роскошь, а необходимость, что напрямую сказывается на бодрости и работоспособности, в том числе бдительности, концентрации внимания за объектом наблюдения при несении вахт и боевых готовностей.
С подъема флага на якоре до обеда, 3 (5) часов рабочего времени, вполне хватает на все мероприятия суточного плана. Важно и то, что меньшее количество их выполняется с большим качеством. А в базе на это время сил, у молодых особенно, не хватает – рассеивается внимание, устают, да и под «ложечкой посасывает» - кушать хочется.
Обед и обеденный перерыв 12.00-15.00 (13.00-15.00), чувствуете благотворную разницу?! Чем бы моряк не занимался, он всегда успевает пообедать, перекурить, пообщаться, посмотреть на море, послушать анекдоты и новости, а летом и позагорать или, искупавшись под душем с морской водой, поспать по флотской привычке.
Времени хватает на все!
На многих кораблях в обеденный перерыв и ночью без необходимости или только с разрешения командира, если на ходу, запрещается пользоваться корабельной трансляцией, давать команды, кроме – «Очередной смене приготовиться на вахту…», чтобы не нервировать людей, что весьма уважительно к отдыхающим.
Затем следует 2 часа ( 3часа 20 минут ) корабельных работ и ужин в 17.00. Чудесно! А каково в базе в 18.20? 5 часов свободного времени до отбоя в 22.00 (23.00)! И даже то, что в это время входят ужин, развод суточного наряда и вахты, кино, вечерний чай и вечерняя поверка, не умаляет достоинств и преимуществ распорядка дня на эскадре. Весьма щядящий и заботливый режим для моряков, позволяющий экономно расходовать и аккумулировать им силы для выполнения боевых распоряжений и приказов по задачам пребывания на боевой службе.
Создателям такого распорядка дня и командиру эскадры, утвердившего его, можно было бы поставить памятник почета и уважения, а их фамилии отметить на скрижалях истории Средиземноморской эскадры. В памяти моряков навсегда останется благодарность авторам этого шедевра морской организации службы на кораблях огромного, разнородного по силам, разбросанного по всему Средиземному морю и за его пределами, но объединенного им соединения 5-й эскадры ВМФ, на кораблях которого всеми экипажами выполнялся этот недельный распорядок дня.

Использованы фотографии Б.Гордеева, В.Бушуева, Ш.Гумарова
На первом фото моряки БЧ-4 – Ноздрин, Рубанов, Мешавкин, Горинов и др.1972-1973 гг.
На втором моряки БЧ-5, дивизион живучести, в центре ст.м. Водотыка. 1973 г.
Вложения
v0094.jpg
v0094.jpg (55.96 Кб) Просмотров: 7503
Foto22.jpg
Foto22.jpg (87.72 Кб) Просмотров: 7440
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 28 ноя 2011, 17:23, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 15 июл 2010, 18:10

МОРЕ, МОРЕ ! СИНЯЯ ВОЛНА…..

Наверное, смотря на море, знаменитый философ изрек – « Остановись, мгновение, ты прекрасно! ». А не менее знаменитый художник-маринист запечатлел его в картине «Среди волн», и оба, создав два несравненных шедевра мысли и искусстава, публично признали свое поражение – ибо в поле зрения у них могла быть только его ничтожая частица из всего необъятного морского пространства.
Средиземное море, как и другие моря, никогда не теряло своего романтического ореола, привлекательности и очарования. И даже на четвертом, пятом и более месяцах боевой службы оно по-прежнему притягивало взоры моряков своим бесконечным многообразием, неописуемой красотой и необузданной силой, не оставляя никого безучастным ко всем его состояниям.
И в шторм, и в штиль, днем и ночью, оно было рядом и так близко, что иногда стиралась грань осторожности к его потенциальной опасности, от которой, спасибо, Бог нас миловал и спасал неоднократно. Бог-то Бог, да и сам не будь плох! И приоритетный опыт морской практики и корабельной службы позволял уверенно стоять на палубе, нести вахту и не поддоваться никаким искушениям его многоликого непостоянства.
Но, будучи рядом, море было и верным другом, надежным товарищем и приятным спутником, без которого моряк и не мыслит для себя другой жизни, находя в ней всю прелесть бытия и мечты.
Оно помогало ему переносить разлуку, тяготы службы, боль души, когда тоска по земле и любимой женщине захлестывала через край терпения и выдержки.
Море поддерживало тот жизненный тонус, который побуждает моряка без устали весь поход трудиться и уважать его своенравность, заставляет считаться с ним и всегда быть готовым противопоставить бузудержному напору волн и ураганному ветру силу и мощь своего корабля.
Именно в море моряк душой и телом преобразуется физически и нравственно, не замечая, как наливаются и становятся упругими его мускулы, а в походке и поступи четче просматриваются твердость и уверенность, свойственные только морякам-профессионалам.
В длительном плавании у моряка формируется особое эстетическое восприятие моря как источника вдохновения и духовной силы, символа красоты и совершенства, как части земного чуда и тайны, перед которыми он преклоняется и благоговеет.

Продолжение следует. Фото – Филатова
Вложения
Image11_d.jpg
Image11_d.jpg (54.95 Кб) Просмотров: 7501
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 20 июн 2015, 20:38, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 15 июл 2010, 18:15

А если случается так, что усталость, отчаяние и полный упадок сил валят с ног, а впереди еще пахать и пахать, остановитесь на минутку-другую, взгляните на море, и каким бы оно не было в эти секунды, оно услышит ваш немой призыв на помощь и окажет ее незамедлительно!
Спокойное в штиль и бушующее в шторм, море станет бальзамом для души, волшебно восстанавливающим жизненные силы и способность побеждать ярость стихии, собственного гнева и безрассудства.
В море, как нигде и никогда, вполне достаточно времени, чтобы спокойно, без спешки и всякого давления извне подумать о жизни, службе. И самому найти ответы на главные вопросы – как ты живешь, во имя чего, счастлив ли ты и в ладу ли с Богом и совестью?
Море бескорыстно поможет разобраться во всем, в чем были сомнения и неуверенность, определить приоритеты дальнейшей службы и жизни, личных планов и позиций, а выработанный путь надолго станет генеральным курсом дальнейшей флотской карьеры.
Это очень важно, поскольку уверенность в правильности выбора позволяет прямо смотреть в глаза друзьям, врагам и начальникам, спокойно и ответственно делать свое дело, не шарахаться в принятии решений и не страдать бессонницей.
Однако тянулись дни, шли недели, и лишь месяцы мчались один за другим, все больше отдаляя нас от дома и тем не менее приближая к нему. Море всесильно и властно, но побороть тоску по дому, родной земле, Севастополю ни ему, ни нам не под силу. На смену приподнятому настроению и восторженному восприятию пребывания в море, интересу ко всему виденному приходили насыщенность впечатлениями, грусть и усталость.

Продолжение следует. Фотографии Владимира Патосина.
Вложения
PICT0671.jpg
PICT0671.jpg (102.61 Кб) Просмотров: 7417
PICT0328.jpg
PICT0328.jpg (113.64 Кб) Просмотров: 7338
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 20 июн 2015, 20:39, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 16 июл 2010, 15:06

Вечерами в кают-компании вместо местного, скучного и однообразного телевидения на арабском языке на юте смотрели какой-нибудь старенький, много раз виденный фильм о знакомой, близкой и привычной жизни, от которой, море, время и тысячи морских миль отделяли нас и о которой все соскучились и мечтали, как о нечто несбыточном и далеком.
Побывав, с деловым заходом в какой-либо стране Средиземноморья, чаще в дружественных арабских, отоварившись на рынке, матросы и офицеры на некоторое время «оживали», взбудораженные новыми впечатлениями. Но все это абсолютно не уменьшало тоски по Родине, своим родным и близким и той единственной и любимой, встречи с которой мы так неистово ждали.
Много было диковинного и экзотичного за границей, что-то нравилось и смущало, что-то вызывало протест и возмущение. Но в чем мы все были согласны и единого мнения, так это в том, что с нашим русским характером, советским образом жизни, национальными привычками и традициями работать, общаться, отдыхать и тем более жить ни в африканских, ни в арабских, ни в европейских странах полноценно невозможно! И мы гордились своей славянской принадлежностью, считая нашу культуру достаточно высокой, чтобы не ломать шапку перед всякой другой.
А вечерами, собравшись в тесном кругу друзей у кого-нибудь в каюте, попивая тайно занесенное на корабль во время захода немецкое пиво в банках ( у нас такого не было! ), пробуя экзотическую для нас анисовую водку или дорогое ( по получаемой валюте ) виски «Джонни Уолкер», мы с удовольствием замечали, что они (и другие тоже!) не шли в никакое сравнение с нашими спиртными напитками, даже с корабельным спиртом, имеющимся на борту для технических нужд! Разве этим нельзя гордиться?!
А вот арабский кофе в зернах, искусно молотый на перечной ручной крупорушке (оказалась у кого-то! ) и приготовленный по-арабски (шик!), разносил балдежный аромат по всему офицерскому коридору, как в кофейных кварталах портового города, отказаться от которого сил и желания не было – уж слишком остры и соблазнительны его специфический вкус и запах! Тоже ни в какое сравнение с нашим ячменным или жулудевым, входившим в морской рацион….
Мы допоздна вели разговоры по самому широкому кругу вопросов не только корабельной жизни, но и о быте и нравах посещаемых с визитами стран, о культуре и национальных особенностях их, о людях бедных, богатых, своих коллегах-офицерах. Обо всем, что впечатляло и вызывало интерес своей неохожестью на привычные образы и понятия.

Во время визита в Сплит. Офицеры крейсера. Слева направо – старший лейтенант Николай Романенко, капитан-лейтенант Валерий Кутьин, офицер связи ВМС Югославии Томаш Бертонцель, капитан-лейтенант Владимир Билецкий, капитан 3 ранга Геннадий Кандаков
Фото Валерия Кутьина май 1975 года


Продолжение слудует. Фото из архива В. Арапова.
Вложения
 75.1.jpg
75.1.jpg (56.4 Кб) Просмотров: 7073
Foto09_ab.jpg
Foto09_ab.jpg (81.27 Кб) Просмотров: 7345
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 14 сен 2010, 13:22, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 16 июл 2010, 15:10

И вот что с уверенностью можно сказать и в чем заверить – суммарная составляющая мнений прессовалась в твердое убеждение, что лучше нашей страны – Великого Союза нет, и это – наша Родина в высокогражданском и патриотическом смысле.
И хоть там за границей были и лучшие, чем у нас автомобили и другие технические и бытовые товары – транзисторы, авторучки,текстиль, кожа, домашняя утварь и многое-многое другое, причем все в обилии и ассортименте, - все равно ни в какое сравнение их жизнь не шла с нашей, с какой бы стороны к ней ни подойти.
Только за границей обретали реальный смысл и содержание достижения социализма, обычные для нас в то время нормы жизни, как право на труд и на отдых, бесплатные образование, медицина, социальная защита всех слоев населения, стоимость и достаток хлеба, мяса, молока и прочих продуктов питания. А также дешевый газ, бензин, транспорт и бесплатное получение квартиры ( хотя и долго приходилось ждать очереди ) и так далее, что действительно было только у нас. И за что чаша весов «за» была на нашей стороне.

Было да сплыло! Но тогда, в 60-70-е годы, поколебать наши убеждения было невозможно. И выпив на посошок нашего корабельного спирта, расходились, тоскуя по дому и своим любимым женщинам.
На 5-6-м месяце боевой службы тоска и грусть сильно сказывалась на настроении, работоспособности и даже выполнении служебных обязанностей. Появлялись – раздражительность, нетерпимость к чужому мнению, желание уединиться, ничего не делать( все валилось из рук….), помолчать и, как следствие всего этого, апатия и бессонница. Сменишься с «собаки», а сна нет! Одно спасение – выпить грамм 50 разведенного спирта – через несколько минут как отрубишься. А когда его нет?... Лежишь, думаешь….. Чего только в голову не приходит!


Продолжение следует. Фотография Виктора Ожерельева.
Вложения
img609.jpg
img609.jpg (76.2 Кб) Просмотров: 7382
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 17 июл 2010, 11:18

Конечно, мы скрытно завидовали американцам, базировавшимся в Неаполе, или Пиреях и имевшим возможность жить в гостиницах со своими семьями и ходить в город с кораблей не «пятерками», как у нас, а одиночно или с друзьями.Выходы в море на боевую подготовку у них длились 10 суток, а возвращаясь, они давали телеграммы с заказами мест в гостиницах, а в ресторанах – меню и прочих услугах.

Проблем и сложностей в дальнем походе хватало всегда, но на то они и моряки, чтобы преодолевать их успешно.А вот об одной из них, с которой человеку не дано справиться, хотелось бы рассказать отдельно.
Проблема эта чисто физиологическая, возникающая у мужиков в разлуке с женами, и не только у моряков. Просто в море она сложнее и безысходнее. Как она переживается и переносится, знают только те, кто с ней сталкивался. На кораблях это сотни мужиков, юных ли, молодых и зрелых, но в том мужском соку, когда «любви все возрасты покорны», а «силой своей играючи», они могут сокрушить все, испытывая при этом неистовую, жгучую и нестерпимую жажду и стремление утолить основной инстинкт жизни.
Но они вынуждены и должны смирять себя, поскольку не только «на небе», но и на море «жены не найдешь», сохранять свое мужское достоинство. И к этой пикантной и щекотливой проблеме надо относиться корректно и уважительно. А так как (стало известно позднее из передачи ТВ) секса в СССР не было, то к ней относились с жестоким юмором – «Матросы в котельной играли в бордели. Один ублажился, а двое сгорели».

Еще при строительстве ПКР «Москва» (вторая половина 60-ых годов) к формировавшемуся экипажу заезжали адмиралы из центра и весьма красноречиво обещали (разве можно адмиралу не верить?!), не жалея своего языка и двух пальцев(…!), что эта проблема будет разрешена, как у американцев ( у них же проверенный многими годами опыт!», что в дружественном в то время нам Египте будут строить гостиничные корпуса, где будут размещаться наши жены с детьми, доставляемые самолетом к дню захода корабля в Александрию с деловым визитом. Такое и во сне не всегда приснится, а в мечтах – аж сердце замирало!
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:37, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 17 июл 2010, 11:21

Шли годы. Противолодочные корабли уже вовсю «утюжили» Средиземное море, гоняя американские атомные подводные лодки, добросовестно и результативно несли боевые службы, а в фундамент домов гостиничного типа (по-советски – хотя бы общежитие с длинным коридором ) так и не заложили ни одного камня!
Наверное, это была обычная партийная «лапша» или разновидность обещаний вечно строящегося коммунизма для нас, в массе своей легковерных и не злобливых – раз поверят, может быть, и два, и три и будут пахать море! А потом что-нибудь еще будет придумано!
Хотелось бы, чтобы это прочитали и вспомнили те болтуны и их вдохновители. Если тогда не было стыдно врать, сейчас – тем более! А ведь мы верили и, заверяя своих любимых, назначали им свидания у египетских пирамид! Не тут-то было! По усам текло….
Но народ наш, то есть офицеры и мичманы, закаленный. И не такие тяготы и обманы переносил, стерпел и эти. Только жаль, что до некоторых высоких инстанций не дошло, что обманывать, дурить подчиненных и издеваться над их естественными страданиями не просто мерзопакостно, но и не нужно. Мы и без этой «лапши» служили достойно, и не им, а Отечеству! Свидетельство тому – это отличные, реже хорошие оценки кораблям за боевую службу.

Фотография Н.Казакова.
Вложения
DSC00760_a.jpg
DSC00760_a.jpg (69.33 Кб) Просмотров: 7287
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 21 мар 2016, 18:39, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 09 авг 2010, 15:22

И ЖИТЬ! И СЛУЖИТЬ! НО….

(Размышление на будущее)

ИНСТРУКТАЖ



Но есть в этой «породе» хороших традиций невесть каким образом вклинившаяся примесь лицемерия и лукавства, чуждых духу времени и несовместимых с нашими делами и лозунгами. Зловещие, как угроза, жестокие и безжалостные, как предупреждение « Стой! Стрелять буду!», оскверняющие честь матроса и офицера подозрением каждого в порочных действиях против Родины.
Речь идет о всеобъемлющем интруктаже по мерам предупреждения и противодействия побегу моряков с борта корабля при проходе проливов или плавании вблизи берегов капиталистических государств, проводивом на кораблях с выходом на боевую службу.
Позднее это мероприятие стали называть инструктажем по организации безопасности прохода Черноморских проливов, что не имело ничего общего с безопастностью мореплавания и навигационной, в частности. Скорее всего, оно было призвано заретушировать истинное положение дел в вопросах воспитания рядового состава по предупреждению чрезвычайных происшествий на корабле в море, связанных с дезиртирством со службы. И проводилось это дело как своеобразное практическое занятие.
Побег с корабля, что бы ему не предшествовало и как бы его не называли, - это однозначно преступление. Побег этот связан с незаконным пересечением границы, проходящей по корабельным леерам, нарушением военной присяги и других законодательных и подзаконных актов. Точнее и конкретнее оценку каждому случаю мог дать только суд, но прецендента такому делу на тот период времени известно не было. Хотя на одном из служебных совещаний как-то было названо число – четырнадцать якобы прыгнувших за борт в морскую пучину в надежде, что им повезет добраться до берега, где их радостно встретят и осчастливят богатством и свободой.
В разное времяв период 60-80-х годов из разных источников была известна судьба 5-6 человек, сделавших такой выбор. Одним из первых бежавших был матрос Чалый крейсера «Слава» в 1967 году. Оказавшись в Америке в руках спецслужб, он рассказал все, что знал. Однако полученных за предательство 30 сребренников, при «не ограниченной» свободе, хватило ненадолго, и за ограбление и убийство таксиста его этой свободы лишили, посадили на электрический стул и казнили.
Судьба остальных любителей легкой жизни оказалась не лучше. Многи пропали, и следов не осталось с момента оставления корабля. Никто из них домой не вернулся. Вряд ли к кому-то из них были проявлены жалость и милосердие – как на чужбине, так и на преданной ими Родине. Остались лишь позор, презрение и муки матери и отцу на всю оставшуюся жизнь.
Количество сбежавших по отношению к общему числу сотен тысяч советских моряков, находившихся в экипажах кораблей и судов, бывших в те годы на боевой службе, - мизер, пыль. И их можно было бы не считать, выбросить из памяти и забыть.Но забывается хорошее, а плохое – никогда!
Грех, совершенный беглецами, падал на всех моряков. И с какого-то момента все они стали потенциальными подозреваемыми в злонамеренных помыслах. Даже сейчас, по истечении стольких лет, трудно понять и поверить, как можно было не доверять командирам кораблей, офицерам и мичманам, матросам и старшинам. То есть всему экипажу, которому от имени Родины были вручены корабль, современное оружие и технические средства на нем, боезапас,секретные документы и государственная тайна,оказана высока честь защищать страну на самых дальних рубежах. Причем в мирное время деятельность каждого экипажа определялась боевым распоряжением!
Конечно, в ту эпоху об этом никто не думал и, разумеется, не говорил. Уж слишком эта тема была опасна и чревата серьезными последствиями по службе и в целом по судьбе. Указание сверху, и все тут!! Что думать? Трясти надо!
Потому, разработав соответствующую процедуру инструктажа, быстро перешедшую в ритуал-традицию, всегда и везде ее выполняли автоматически, буздумно, рьяно и даже дурковато, поскольку человеку свойственно разумное начало, в котором обязательно присутствуют смысл и чувство необходимости. Нужно было просто прокукарекать, а там хоть не рассветай….
Несмотря на то, что корабль был на ходу и всего час, как вышел из базы, начинался инструктаж.

Продолжение следует.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 09 авг 2010, 15:25

Экипаж строился по «Большому сбору», начиналась тотальная проверка наличия личного состава на борту. Присутствовать на построении должны были все свободные от вахт и несения боевых готовностей, как рядовые, так и командный состав. Это было, пожалуй, единственное построение экипажа, от которого никто не сачковал, несмотря на обилие весьма правдоподобных предлогов от него уклониться. Более того, самые шустрые моряки сами стремились «засветиться», то есть попасть на глаза, чтобы показать, что они есть, на месте, их не надо искать. А на вопрос, где находится кто-нибудь из отсутствующих, сразу же дружно и точно отвечали, где они, чем заняты, при этом проявляя несвойственный им верноподданнический порыв и готовность найти их, достав хоть со дна моря. Этим как будто компенсировались какие-то штрафные очки, некогда полученные за подрыв доверия в службе.
Наконец, приняв доклады и убдившись, что все налицо, старпом докладывал командиру на ходовой мостик о готовности проведения инструктажа. Существовала такая практика – инструктаж проводил командир или по его приказанию старпом, и почему-то никогда – замполит. Не «царское» это дело?
Пауза. Все стоят, ждут. И лишь замполит и оперуполномоченный продолжали подсчет, заглядывая в записные книжки, озобоченно и вопросительно поглядывая друг на друга, пока не уточняли пофамильно местонахождение нескольких моряков у командиров подрзделений, вызвали их на ют и успокаивались, лично удостоверившись в наличии.
…… Тем временем корабль полным ходом слудует к Босфору, оставляя за кормой широкий, белый, клубящийся и пенящийся след, отдаляясь от родной земли и Севастополя.
Было заметно, как посуровели лица моряков, взгляд стал тверже и осмотрительней. И самые опытные из них, старшины, решительно прекращали легкомысленные и неуместные шутки молодых, не обветренных и не оморяченных свежей морской волной моряков. С первого часа длительного похода они внушали им мысль о серьезном и уважительном отношении к морю и ждущим их испытаниям.
…… Странный это был инструктаж. Опытному взгляду старожилов, да и молодым, было видно, что произошло какое-то смещение или даже подмена обязанностей и ответственности у некоторых начальников. Командовал на юте старпом, он же руководил проверкой, а считали и скрупулезно записывали наличие и расход ( кто, где ) людей в подразделениях замполит и особист! Собственно, в этом и была зарыта «собака»!
В данном случае смещение функций должностных лиц не случайно, ибо заместителю командира по политчасти и оперуплномоченному вверены души всего экипажа, и они лично отвечают за предотвращение побегов. А старпом как инструмент реализации этой задачи – за организацию службы на корабле, способную обеспечить эту ответственность.
Но, как известно, чужая душа – потемки, и определить, кто что задумал, не так-то просто. Проще собрать всех вместе и сказать – «Низ-зя!».
Ну, а если случается?! Первое оправдание – «Бежавший был на инструктаже!». А следовательно, замполит и особист отработали сполна и с них взятки гладки… Командир приказал провести инструктаж старпому. Значит, виноват старпом – не обеспечил, не создал должную организацию службы на корабле, чем способствовал….И так далее. Но так ли это?!
Сам по себе инструктаж был прост, как повторение пройденного. Людям, стоящим в строю, банально напоминали прописные истины из программы политзанятий о присяге, политической бдительности, коммунистической морали, выполнении воинского долга по защите Родины, соблюдении дисциплины и даже корабельных правил.
После общих слов о проходящей по борту границе с разных ракурсов акцентировалось внимание на прыжке за борт. Это и опасно, и преступление, и аморально, позор коллективу, а также – тяжелые последствия для тех, кто помогал, кто знал и не доложил.
Когда все, что нужно, было доведено до каждого по боевой трансляции, то есть слышали все, переходили к демонстрации средств предотвращения побега –
- два автоматчика с автоматами АК, снаряженными боевыми патронами, которые будут стоять по бортам на юте и стрелять при чьей-то попытке перелезть через леера.
- гранатометчик с ящиком гранат РГ-42 или Ф-1 ( бросать справа и слева от буруна за кормой, чтобы оглушить или поразить не успевшего отплыть за дальность броска и радиуса поражения )
- по пистолету было в карманах у арсенальщика и особиста.
И все это – не бутафория, а по-настоящему, в натуре, и сопровождалось подробными комментариями, как будет использовано оружие по тем, кто прыгнет за борт.
Все рассказанное, показанное и виденное наяву было весьма внушительно и убедительно. И на вопрос старпома – «Вопросы будут?» все дружно отвечали –
- Не-ет! – предчуствуя конец затянувшегося мероприятия, переминаясь с ноги на ногу и искоса поглядывая на море и бурун за кормой. Команду отпускали на перекур, строй рассыпался, и моряки инстинктивно отходили подальше от борта, а замполит и особист покидали ют с чувством исполненного долга или как получившие индульгенцию за будущие грехи.
На этом обязательные формальности кончались, экипаж входил в новый режим жизни и службы корабля, несущего боевую службу. После самоотверженной борьбы и сумашедшей гонки в базовой подготовке экипажа к выходу в море наступили долгожданный мир, покой и благодать….
А на самом деле, все ли хорошо? И совесть чиста? Все правильно, как в бою, жестоко и необходимо?...

Продолжение следует.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 21 мар 2016, 18:40, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.И.Кандаков. "Море,море! Синяя волна..Отрывки из книги.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 09 авг 2010, 15:28

Кто же отдает такие приказы, по которым без объявленной войны, суда и следствия разрешается стрелять в человека? Наверное, тот, кто старше командира корабля, его замполита, не подотчетного командованию флота.
Не решив проблемы удержания матроса на корабле принятыми средствами воспитания, пошли на крайнее – убить человека, мол свой не прыгнет.
Одиозность проводимого инструктажа была настолько очевидна, что даже матросы и офицеры, впервые стоявшие на нем, нутром, которое замирало, и кожей, по которой пробегал мороз, чувствовали его противоестественность и несуразность. Экипаж, идущий в дальний поход, предупреждался своими начальниками, что каждый прыгнувший за борт будет застрелен, убит гранатой или разорван на части винтами корабля!
А морская дружба? Товарищество? Сам погибай, а товарища выручай? Кому известно, что прыгнет не друг, а враг? А если это обезумевший товарищ или просто псих, кто знает, что на него нашло?
Каким надо быть бездушным и заледеневшим отродоксом-солдафоном, чтобы не содрогнуться и не испугаться, не испытывать обычных чувств к человеку своего роду и племени, имеющему, как и все, право на жизнь, а если и приговоренному к ее лишению – казни, то после суда, по закону, а не просто по указанию!
К сожалению, из состава экипажа назначались люди в «расстрельное» отделение, они брали автомат, гранаты и были готовы нажать на курок, выдернуть чеку, по молодости не осознавая, какой грех берут на душу.
Инструктаж проводился нормальными штатными начальниками, и это было не затмение ума или дурацкой выходки кого-либо из оригиналов, что было бы еще более ошеломительней и безумнее, чем если бы его проводил кто-то другой, чужой, с репутацией если не палача, то жестокосердного и безразличного ко всем человека-робота.
Нет! Это были свои. Часто любимые, уважаемые командиры и начальники, которым верили, за которыми шли, которых ценили как истинных моряков – гордых, смелых, честных и благородных.

А моряки, проходящие службу на кораблях флота, живущие бок в бок в кубриках, познавшие азы и соль службы, вкусившие романтику моря и всю полноту ответственности за защиту Родины, разве не знают последствий этого поступка-преступления? Вспомните – «Если же я нарушу эту священную клятву…», разве эти жесткие слова не вызывают оцепенения, срабатывания инстинкта остановиться на краю пропасти, за чертой которой – прыжок за борт?
Прежде, чем преступить закон, человек наверняка подумает и вспомнит свой город, деревню, дом, мать, отца, ждущих его возвращения и надеющихся на него, друзей, которые будут презирать его за молодушие, первую любовь, которую он предал и лишил счастья не только себя, и многое другое, что составляет жизнь, и что с какого-то мгновения остается в прошлом и никогда ( никогда!!! ) больше в таком первозданном виде не вернется к нему ни в памяти, ни во сне.
И если это не разубедит, не предотвратит бегство с корабля, Родины, то пуля, граната, винты и море не остановят, а летальный исход лишь разрешит его тайный конфликт с жизнью.
Только стоит ли таким путем разрешать его проблемы? Принцип «нет человека – нет проблемы» - тут не подходит. Наоборот, вопросов становится больше, чем ответов, и главный ин них – о правомерности и гуманности подобного рода действий, ведь происходили они в мирное время, в обычных условиях плавания и боевой подготовки.
Прежде всего, преступления одного или нескольких человек, не связанных с собой по месту и времени, не должны бросать тень подозрения в намерении совершить такое же на остальную огромную массу матросов и офицеров, привлекаемую на инструктаж на кораблях.
И потенциальные прыгающий и стреляющий – члены одного экипажа. И если первый за бортом, то второй должен бросать не гранату, а спасательный круг, а корабль выполнять маневр для спасения человека. Это - закон моря, общепринятая во всем мире морская практика.
Самое дорогое, что есть на службе Отечеству у военного человека, без чего нельзя жить с гордо и высоко поднятой головой, чувствовать себя порядочным человеком, любить Родину, гордиться своей профессией, уважать самого себя, - это и честь, и достоинство. Не может быть, чтобы кто-то не понимал сущности унизительной для всех процедуры инструктажа по профилактике бегства с корабля в море, но выполняли, потому что для мышей страшнее кошки зверя нет!
Так было, и вспоминать об этом стыдно и больно, ибо воин без чести и достоинства – всего лишь его кукольное подобие, оловянный солдатик.
Пусть все это никогда не будет считаться флотской традицией!
И все же, несмотря ни на что, корабли ходили в море! Черноморский флот в те 70-80-е годы интенсивно ходил в дальние походы, решая самые различные задачи, участвовал в крупномасштабных учениях в морях и океанах, нес боевое дежурство и боевую службу.



P.S. В. Автор очень калоритно и правдиво описал сцену данного «мероприятия», все тут верно, вплоть до узнаваемости главных действующих лиц.
Помнится, как действительно было желание, чтобы оно быстрее закончилось… Все было ясно и понятно, а упоминание об оружии уже было явным перебором… Это мнение многих, с кем тогда служил. Его применение было неоправданным и незаконным и большинство из нас это знало. Так что кроме вот таких дурачливых фотошуток, что сохранились в наших альбомах, другого применения оружия быть не могло. Да и не было, пожалуй.
А различные случаи побегов, как сейчас модно говорить - «реально» - были.
Можно вспомнить «артамоновское дело», побег Олега Туманова с эсминца «Справедливый» в Средиземном море 12 точка. С возникшей проблемой стали бороться…. и как обыкновенно, не без «перегибов»…
Вложения
v0089a.jpg
v0089a.jpg (56 Кб) Просмотров: 7139
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Пред.След.

Вернуться в Воспоминания о флотской службе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron