НИКОЛАЙ РОМАНОВ. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ. СЕВАСТОПОЛЬ 9 МАЯ 2012 Г.

Re: НИКОЛАЙ РОМАНОВ. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ. СЕВАСТОПОЛЬ 9 МАЯ 2012 ГО

Сообщение Ящук Михаил » 10 мар 2013, 20:25

Николай, я бы не сказал что это редкий снимок. Просто никто не снимал такие снимки в связи с секретностью.В 1982 году осенью крейсер также стоял кормой к причалу перед боевой службой.Вот где он стоял вспомнить не могу.Помню что когда был дежурным по БЧ то в семь часов утра выходил на ют с журналом замечаний встречать с докладом о проишествиях за сутки командира БЧ -4 уважаемого нами Яросевича Сергея Викторовича. Может он вспомнит где мы тогда стояли.
Аватара пользователя
Ящук Михаил
 
Сообщения: 168
Зарегистрирован: 24 фев 2011, 20:24
Откуда: Україна

Re: НИКОЛАЙ РОМАНОВ. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ. СЕВАСТОПОЛЬ 9 МАЯ 2012 ГО

Сообщение sviazist 4-15-21 » 10 мар 2013, 21:46

Похожее фото есть на сайте в Фотоальбоме "КРУ "Жданов". Оно от Витаутаса Жилинскаса.
http://cruiser.patosin.ru/oldsite/Foto/kru/92.jpg

А вот по месту стоянки на мой взгляд фото действительно редкое - крейсер стоит возле УГОЛЬНОЙ.
Если вспомните тогда в Севастополь 1975 году пришел ПКР "Киев".
Для него и был пристроен дополнительный причал, где он стоял в переиод испытаний.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: НИКОЛАЙ РОМАНОВ. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ. СЕВАСТОПОЛЬ 9 МАЯ 2012 Г.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 20 апр 2013, 14:19

Продолжаю публикацию воспоминаний Николая Романова.

ПОСТ БОЕВОЙ ЧАСТИ СВЯЗИ № 7 – КОРАБЕЛЬНОЙ
ТРАНСЛЯЦИИ.



Память возвращает нас в прошлое….

В 1970-м году, когда я заканчивал восьмилетнюю школу – интернат, к нам из Николаева приехал человек с миссией агитации.
Он был преподавателем спецтехнологии ГПТУ – 5 им. Героя Советского Союза Гречишникова, которое находилось внутри Черноморского судостроительного завода и было ориентировано на выпуск рабочих профессий для своей судостроительной отрасли.
Были показаны впечатляющие фотоснимки сборки судов и кораблей. Хотите стать такими, приезжайте и поступайте к нам. Была произведена предварительная запись и время поступления, я выбрал профессию токаря. Работаю токарем до сих пор, в настоящее время в г. Кривом Роге на Южном Горно-обогатительном Комбинате.
Поехал и поступил. В школе я занимался спортом в основном бегом и имел хорошие результаты, что мне и пригодилось в жизни.
Николаев в то время представлял из себя рабочий город и был кузницей гражданских судов и военных кораблей БПК в частности завод «61 Коммунара». Черноморский специализировался на гражданских или на крупных военных кораблях серии «Киев».
Сейчас если посмотреть карту со спутника, училище внутри Черноморского судостроительного завода находилось недалеко от 19-го сборочного цеха, где был и заложен «Киев», когда он был спущен на достройку, нашим главным занятием было бегать и посмотреть на тот внушающий вид, я бы сказал – зрелище!!
Не раз удавалось пробраться на корабль сквозь охрану, походить, поглазеть, потрогать, но нас всегда прогоняли по причине:
«Посторонним вход воспрещен!» Нам, пацанам, нравился строящийся корабль, ведь это был первый строящийся в СССР авианосец, а какие будут самолеты, мы не представляли себе. Вот так учился в училище и рос с этим кораблем.
В Николаеве в то время была привычна военно-морская форма, повсюду можно было увидеть военных инженеров, снабженцев, военных летчиков, ведь ТУ-95 базировались за городом.
И наконец-то наша военно-морская школа связи, возле Варваровского моста, курсанты школы ходили в увольнение и мы всегда смотрели на них, они вызывали у нас чувство уважения.
Неописуемым зрелищем был – выход из завода очередного БПК. Пение и свист турбин, раздвигался Варваровский мост. Это был праздник когда новенький корабль уходил к месту своей службы.
После училища работал в цехе №25, цех гидравлики. Изготовлял из высокопрочной стали втулки, болтики и другие детали для 101 заказа, под таким шифром шел у нас «Киев», он тогда и имени не имел.
В спортивных соревнованиях по заводу по бегу, меньше третьего места не занимал, бежал без формы в отличие от своих соперников.
Жил в общежитии, район назывался «Пески». На танцплощадке ЯХТ – клуба с местными у нас всегда были разборки, просто драки – свалки милиция там получала по шее. Местных мы всегда лупили.
Помню летом 1972 года во время драки, порядка 800 человек, приехал ЗИЛ в кузове стояли матросы с АК – 47.
Ударили вверх из «калашей» и мы разбежались, моряки – это сила!

В военкомате, после прохождения медкомиссии, признали годным для службы в ВМФ. На три месяца освободили от работы, при ДОСААФе Яхт – клуба изучал специальность радиотелеграфиста. Увлекся электроэлектронникой собрал первый свой транзистор прямого усиления на СВ волнах. Далее сам собрал и смонтировал усилитель низкой частоты 12ВТ, по схеме из журнала «Радио».
Баловался выходом в эфир на средних волнах, опытным путем усовершенствовал передатчик на 6ПЗС, музыка в эфир летела во всю, проводил сеансы радиосвязи, но это было радиохулиганство.
Когда приезжал в село в выходные дни, тащил в клуб свою аппаратуру, радиоприемник «Контакт М», усилитель с колонками и магнитофонную приставку «Нотта – 303». Молодежь собиралась со всех окружающих сел на танцы, пластинки и записи были самые современные.
Главное то, что я получил технический опыт, то, что мне пригодилось во время службы, в результате этого я чувствовал себя спокойно, уверенно и мне было интересно познавать новое и неизведанное…
По окончании ДОСААФ получил удостоверение.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:47, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: НИКОЛАЙ РОМАНОВ. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ. СЕВАСТОПОЛЬ 9 МАЯ 2012 Г.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 20 апр 2013, 14:24

Осенью 73- го года, Заводским РВК г. Николаева был призван на службу.
Привезли нас в экипаж г. Севастополя, переодели и опять в Николаев - курсантами школы радиосвязи. О, думаю, опять домой. УРА!
Привезли, построили, распределили по ротам, попал в 7 роту, нас николаевских, отделили от всех, потому, что мы были обучены на гражданке. При ДОСААФе кроме специальности, ходили на Яхтах до Варваровского моста и назад.
И начались наши будни. Нам сказали, что ДКМ учить не будем, нам это не понравилось, выпуск наш будет ускоренным, всего 3-и месяца.
Попали в руки старшин, которым предстояло переломать наше мышление из 18-ти летних ершистых ребят – сделать защитников Родины и всю нашу энергию направить против наших «потенциальных врагов» нашей Родины.
Начались бесконечные строевые занятия, работа на камбузе, чистили корзину картошки. Несение службы по охране складов МТО, дежурство в учебном корпусе, где облицовочная плитка пола к концу занятий от новых ботинок была вся в черных полосах. Брусок мыла в одну руку, щетка в другую, на колени и вперед. Если, что не так снимали с наряда несения службы и заступали повторно.
Спали мало, заснул на занятиях, получил наряд. Здесь – то и поубавился наш гражданский пыл. Ну ничего, привыкаешь ко всему и одеться за 45 секунд научились, потихоньку становились военными людьми, и к дисциплине стали привыкать, 15 декабря приняли присягу. Вот первый Новый год на службе, главным для нас было письмо из дому, от девчонок просто радость. В увольнение нас не пускали, боялись, что местные сбегут…. еще отвечай за них потом.
Ну а ,если и пришла девчонка к тебе на КПП, хоть на 20 минут можно было отпустить, но и этого не было. Из занятий мне нравились уроки по материальной части, вел их майор фамилию не помню, я всегда ему задавал дополнительно вопросы и получал ответы, нравилась мне его манера преподавания да и сам предмет. Вскоре стало ясно, что радиотелеграфистами мы уже не станем, придется на новом месте осваивать новую специальность, а сейчас хватай жадно, что дают дальше пригодиться. И пригодилось.
В какой – то степени «учебка» начала надоедать…. если она не дает больше знаний, значит исчерпала себя. Как у других ребят у нас не было целенаправленного обучения, и сколько не тяни на строевых ногу в носке это уже не даст пользы. Возникал вопрос и волнение - кем буду дальше служить? Без знания ДКМ я просто никто.
К ускоренному выпуску внимание было особое, спорта не было, его заменяли строевые занятия и надраивание полов в казарме. Приходилось работать и по гражданской профессии, мастерская была в хорошем состоянии.
Мысль была одна, скорее бы к дальнейшему месту службы.
И этот день настал.
7 февраля был зачитан приказ о дальнейшем прохождении службы «КРУ Жданов», Черноморский флот. Со мной попали вместе служить Недохлебов, Щеголев, Катрич, Лапик, Петухов, Ерополов и Блощинский.
В поезде впервые за три месяца выспались.



Утром, 8-го февраля были на Минной стенке. За нами «салагами» пришел баркас, если не ошибаюсь, старшим был мичман Лобач.
По мере приближения к крейсеру от увиденного задавали вопросы и тут же получали ответы.
Всех нас заинтересовали антенны космической связи, вид корабля радовал нас. Крючковые спокойно и уверенно подтянули баркас к трапу и вот она – палуба крейсера. Построились у рубки дежурного с вещмешками, нас осмотрели внешне. Глаза так и бегают по башне главного калибра, вот – это сила!
Далее повели нас в командный пост Б4-4 к командиру БЧ капитану 3 ранга Фещуку на собеседование, где нужно было ответить на несколько вопросов. После наводящих вопросов командир БЧ увидел у меня знания в радиотехнике и я был направлен в 1ДС БП №7 - радиотрансляции и громкоговорящей связи. Разместили в кубрике №2.
Остальные ребята попали в ЗДС БЧ-4 под командованием капитан-лейтенанта Танина.
Познакомились со своим наставником Александром Филатовым. Он из Тарту, Эстонская ССР. Как человек доброжелательный, хотя и немногословный. Вкратце показал рундук, как сложить в него, где взять пробковый матрац и как его на место положить. В заключение добавил: «Пока салага поспишь на рундуке, через несколько месяцев годки сойдут подымишься выше».
Далее пошли в пост. Представился командиру поста ст. 1 статьи Стельмашенко Павлу, он родом из Киева. Пошли вопросы, что знаешь и умеешь. Александр достал с полки лиггометр, дал мне два провода в руки и взялся за ручку генератора, я бросил провода, могло ударить током порядка 500 вольт, если произвести вращение. Таким образом «вызванивались» знания вновь прибывшего……
Вложения
66_aa.jpg
img044aa.jpg
getImageCAQU34KG.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: НИКОЛАЙ РОМАНОВ. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ. СЕВАСТОПОЛЬ 9 МАЯ 2012 Г.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 20 апр 2013, 14:27

Александр повел показывать мне корабль: «Учи салага и запоминай!»
Все было интересно - башни главного и универсального калибра, автоматные площадки и мачты с хозяйством антенн.

«А это запоминай получше» говорит Александр: «Машинное отделение №1, пригодится». Прошли с верхней палубы до машинных и котельных отделений. Пришло время обеда, в кубрике меня со всеми познакомили, дали ложку и кружку.
Годок, по-моему, Голубьев говорит: «Поесть, попить ты имеешь право, а вот сон надо заслужить. Здесь у меня тетрадка с вопросами, я тебе их буду задавать после отбоя, а ты должен ответить на них.
Не ответишь - получишь наряд».
После обеда время было свободным, пошел походить по кораблю, осмотреться. Все было новым до селе не виденным и не знанным мною. Всматриваясь в лица людей на баке, увидел своих, пообщался с ними. Предстояла не малая работа изучить корабль и новую специальность т.е. стать членом экипажа корабля. Сразу же захотелось написать письмо домой, друзьям и девчатам, где я сейчас.
После «адмиральского сна» в 15 часов дня было построение. Здесь я и увидел своих командиров мичмана Лобача, командира группы лейтенанта Коптелова и командира 1 ДС капитан-лейтенанта Киселева.
Александр Филатов стоял на баке и держал в руках микрофон, который отдал подошедшему дежурному по кораблю.
После построения в посту, началось ознакомление и изучение оборудования, стало понятно какие задачи решает пост.
В тягость новое не было. Я словно попал в родную стихию, вот тут-то и пригодились знания полученные мной на гражданке на уровне самоподготовки. Схемы читал и знал их назначение.
Мне показали все, назначение и управление.
Радиоприемник «Волна К-1» мне понравился.
Начал изучение по книге и, что усвоил тут же доложил Павлу Стельмашенко. Вот клацнуло реле и звучит команда: «Команде приготовиться к построению, форма одежды такая…»
После построения ужин. После ужина свободное время, но лучше пойти, что-нибудь узнать новое о корабле.
В 22-00 отбой – матрац лежит на рундуке жестковато, но нормально.
Так прошел первый день на крейсере, впереди крепкий сон, спи «салага».

Утро 9 февраля 1974 года, суббота, подъем, зарядка на автоматной площадке. Это первый день когда он был с самого начала моей новой корабельной жизни. Завтрак, построение, подъем флага: «На флаг и гюйс равняйся, смирно. Флаг и гюйс поднять. Вольно. Прозвучала команда.

Затем команда - Команда приготовиться к большой приборке, затем: «Начать большую приборку!» Вот здесь мне показали как нужно одеть брусок на ботинок и интенсивно тереть смоченную палубу с посыпанным заранее песком.
Приборка переместилась в кубрик, переборки и подволоки дрались щеткой с мылом, постельное и пробковый матрац выбивали от пыли.
В результате чистота и порядок!
Надраенные до блеска полировки барашки иллюминаторов, рында с именем «Жданов» - все радовала глаз своей красотой.
После приборки было приятно ходить по почти, что белой деревянной палубе, такой чистоты до этого я нигде не видел.
После приборки от командира группы Михаила Коптелова получил книжку боевой номер и к обеду был уже пришит к карману боевой номер.
Да в 1 ДС попал и Евгений Петухов в БП-8, пост связи.
После обеда на полубаке встретился со своими земляками, обменялись впечатлениями, что узнал и увидел обещал помочь и показать, что узнал об устройстве корабля, это было жизненной необходимостью.
Книжку Боевой номер, учить пришлось наизусть, сдавать экзамены, а вечером отвечать перед сном на вопросы заданные годками.

Потянулись дни учебы, спасибо Александру Филипповичу, учил четко и ясно Командир поста Стельмашенко проверял полученные знания. Корабль имел 4 линии связи - «Матросская», «Офицерская», «Верхняя палуба» и «Боевая». Еще два вращающихся мегафона, для связи с буксирами и артелерийскими баржами были в хозяйстве поста. И наконец-то средства связи между постами, все это как кровеносные сосуды в железном теле корабля обеспечивало ежедневную жизнедеятельность, являлось инструментом управления крейсером.

В свободное время по кораблю транслировалась музыка или включался радиоприемник «Волна К-1» на частоте 236 кгц., работа поста в этом направлении контролировалась, лично замом командира по политчасти Львом Григорьевичем Борисовым. На любом построения личного состава, всегда возле дежурного по кораблю можно было увидеть трансляторщика с микрофоном. Очень быстро эта обязанность от А. Филатова перешла ко мне.
Еще пост занимался выпуском радиогазет. Очень быстро пришлось освоить науку бачкования, которая закончилась только после двух лет службы на крейсере.
Пришлось как «салаге» и водички испить морской соленой при первом выходе в море…. Традиция!
Помню пытался заглянуть за борт на мгновение увидеть как форштевень просто режет воду, рассекая ее по сторонам, зрелище было впечатляющим, бегал и на ют посмотреть, все было в первый раз в жизни и это своеобразный запах сгоревшего мазута из труб. Вот оно открытое море с ветрами…

По возвращению в базу написал письмо родным и знакомым, поделился впечатлениями от увиденного.
Учеба продолжалась, приобретались нужные и реальные знания, чтобы не быть на борту крейсера пассажиром, это не «учебка», вот где реальная УЧЕБА!
Как-то в районе 1- го машинного отделения увидели старпома, капитана 2 ранга Шакуна. Анатолий Моисеевич проверял качество выполнения команды: «отбой». Все мои товарищи мгновенно разбежались, а мне было уже поздно…..
Доложил: «Товарищ капитан 2-го ранга матрос Романов боевой номер № 4-7-31 изучает устройство корабля. Моисеевич окинул взглядом, одежда моя в порядке отвечает четко и сказал: «Вообще-то была команда Отбой». Ответ был мгновенным: «Есть исполнять команду Отбой».
У Александра Филатова спросил: «Почему у старпома такой строгий взгляд» он ответил: «Ничего, послужишь, узнаешь». Это сейчас понятно какая большая ответственность лежала на его плечах за всех нас и естественно порядок и дисциплину.
Вложения
60a.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: НИКОЛАЙ РОМАНОВ. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ. СЕВАСТОПОЛЬ 9 МАЯ 2012 Г.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 20 апр 2013, 14:30

По понедельникам были политзанятия.
Здесь, конечно, кап. 3 ранга Танину равных не было. Узнавали новости страны ее достижения и успехи, а так же историю партии изучали.
Политзанятия имели цель поднять у нас высокий моральный и боевой дух, отвлечь нас от гражданской жизни, сделать из нас стойких духом бойцов.
А радиогазеты подтверждали наши успехи и достижения в боевой учебе.
Каждый политработник готовил заметку о своем подразделении, в нашем посту все записывалось на магнитофон и после монтажа транслировалось по корабельной радиотрансляции, все теперь знали успехи того или иного подразделения.
Боевая и политическая подготовка велась четко и планомерно и радиогазеты способствовали к дальнейшим успехам всех подразделений.
Стране нужны были защитники, бойцы и эта сила ковалась из нас.
Практически усвоенное умение плюс высокий моральный дух все это было во внимании офицеров.

Отцы-командиры учили нас добросовестно исполнять свой долг перед Родиной, у них это было профессией, быть достойными наследниками защитников Севастополя и следовать их примеру…
Да, стойкость, отвага, храбрость и смелость защитников Севастополя, это вечный пример мужества всем поколениям.

Все мы помним
Заветы отцов
Ради знамени
Чести и славы
Не жалей не себя
Ни врагов
(из песни «Прощание Славянки»)

Радиогазеты выпускались по подразделениям БЧ -4 Фоя, Синькевич, БЧ-2 ст.л-т Солодовников, очень часто был слышен его громкий голос о успешно выполненных задачах своего подразделения, не отставали и другие подразделения.
БЧ-5 поскромнее были, хватало у них проблем, но они решали их.
Внутренняя жизнь корабля, работала библиотека, среда, суббота-воскресенье - фильм на юте, в корабельном ларьке предметы первой необходимости, было, где для желающих шашки и шахматы поиграть.
Был турник и штанга и гиря.
В Средиземном море волейбол и борьба, кто кого на лопатки положит, один раз выиграл в кубрик принес торт.
И, конечно, любимый вид спорта - перетягивание каната, где всегда азартным судьей был Анатолий Моисеевич. В заключение обычно махнет в сторону проигравших и скажет: «Слабаки».
Был и бокс. Ходили и шлюпках. Ах, если бы был сухопутный бег, я бы постарался бы.
Из культмассовых мероприятий были культпоходы музей КИФ, Панорама,
Диорама, Малахов курган, музей живописи.
Мы молодые осознавали славу и величие города, в котором имели честь служить.
Ходили в увольнения на берег, летом танцплощадка или кинотеатр.
Можно было походить, познакомиться с городом, зайти в кафе, выпить кофе с коньячком, съесть пирожное. Здесь, конечно, предпочтение было, просто двойная порция коньяка.
После увольнения возвращались на Минную стенку, баркас нас уже ждал.
Бухта тогда выглядела по-другому, там всегда стояли корабли и не один.
Тянуло немного на гражданку, это потом, а сейчас дорогой перед тобой задача исполнение воинского долга и не надо грустить.
Перед тобой много дел, чтобы стать настоящим членом экипажа крейсера овладеть умением и знаниями. И тебе всегда придут на помощь и помогут старшие товарищи, главное не ленись, лень всегда была наказуема, а успехи твои увидят и отметят.
Так, что стимул был, равнодушия к тебе не было, только внимание, все это замечалось офицерами по строевой и политической части, не переживай сделают из тебя нужного кораблю матроса.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:48, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: НИКОЛАЙ РОМАНОВ. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ. СЕВАСТОПОЛЬ 9 МАЯ 2012 Г.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 20 апр 2013, 14:32

Дела у меня шли успешно. К весне к нам в кубрик из учебки пришли мои годки Ещенко Сергей и Груба Виктор. Подружился с ними, где надо помогал им, пока еще «зеленым».
Пост находился в 16 кубрике, там было два люка один наш другой БЧ-5, броневая палуба, вентиляционная и дверь поста. В не жилом кубрике (кубрик № 18) была и кинобудка, где в плохую погоду смотрели фильмы.
В этом же кубрике перед заходами тренировались играть в футбол. Пост занимал малую территорию, при входе налево стоял второй магнитофон М64, а в столе хранились грампластинки, далее прикрепленная к переборке полка ЗИПа с ящиками, далее направо просто переборка, и еще направо там стояли прикрепленные к переборке четыре усилителя мощности «Боевая», «Верхняя палуба», «Офицерская» и «Матросская линии».
Потом трансляционная стойка с предварительными усилителями радиоприемником «Волна-К1», проигрывателем, тумблеры и все ручки находились на передней панели управления. Далее усилитель мощности мегафонов, внизу рабочий стол с ящиками где стоял первый магнитофон и рабочее кресло командира поста. За спиной кресла на переборке два телефона. Под столом связь «Каштан».
Вентиляция только на вдувание прохладного воздуха, огнетушитель ОУ-5. Розетки 24 вольта и 220 постоянного тока. Стойка питалась 127В. Из кресла командира поста по индикаторным миганиям и громкоговорителю велось наблюдение за качеством прохождения сигнала, с рубки дежурного по кораблю, ходового мостика и ЗКП.
Сердцем стойки было электромагнитное реле, ни разу не отказало. Все называлось просто «Каштан» и несмотря на свою простоту, было очень надежным и легким в изучении.
Проблемы были в основном с «Матросской» линией, где-то в кормовых кубриках, годкам всегда мешал громкоговоритель и команды подаваемые с него. Просто обрывали провод, а хуже делали замыкание КЗ, все это сразу регистрировали приборы. Потом бежали с тестером искать поломку.Не даром старпом начинал свой обход с кормовых кубриков.
К лету, ближе к осени я все освоил, мог самостоятельно нести службу.
Вложения
46a.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: НИКОЛАЙ РОМАНОВ. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ. СЕВАСТОПОЛЬ 9 МАЯ 2012 Г.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 20 апр 2013, 14:35

Во время заходов, когда приходили посетители к нам на крейсер в дополнение к тем материалам о нашей стране по очереди крутили записи на их языке, которые дали нам из Политуправления флота.
Одна из главных задач поста, обеспечение связи по «Каштану» между постами.

В Средиземном море, когда не было газет, новости записывались на магнитофон и я их печатной на печатной машине, отдавал писарям они их тиражировали и утром в каждом подразделении была информация. Во время БС жили в посту, наш 2 кубрик занимали матросы штаба 5 эскадры. Из штабных офицеров 5 эскадры к нам в пост приходил Кап. 3 р. Чуркин Валерий Иванович, я ему давал наушники настраивал «Би Би Си» он кратко записывал в блокнот, утром все докладывал Нач. ПО Дубягину. Работа эта велась по ночам, до 2 или 3 часов ночи.
Велся вахтенный журнал, который контролировал лично Л.Г. Борисов.

После первой БС в пост пришел матрос Сергей Юрчишин, он был на год моложе меня, но с корабля сошел на 20 дней раньше меня, по семейным обстоятельствам.
За полгода окончания моей службы в пост пришел матрос Ерохин, имя забыл. Знания ему давались с большим трудом, к моему ДМБ он не был готов полностью выполнять свои обязанности.
Сходил с корабля с грустью о судьбе поста, трудно будет тебе Ерохин.....
В полтора года службы стал командиром поста, был в отпуске, проблем со связью во время моей службы не было.
Служба на крейсере КРУ «Жданов» мне понравилась, горжусь, что была такая часть моей жизни. То время живет в моей памяти и в душе.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 27 июн 2015, 10:47, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: НИКОЛАЙ РОМАНОВ. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 05 май 2013, 11:17

Да, прошлое живет в наших душах и сердцах.

Что ж будем и дальше вспоминать о том времени, как одном из самом лучшем. Хотя было оно не совсем простым для испытания наших молодых душ, но мы прошли это. Мы вспоминаем молодые годы, крейсер, где проходила наша срочная служба, приобретенные навыки и опыт. Море!
Главное, что мы были нужны, добросовестно справлялись со своими служебными обязанностями и выполнили свой долг перед Родиной.
Хотелось бы сейчас пройтись по чистой деревянной палубе, встать на колени и погладить палубу ладонью, проскочить по любому трапу, ощутить тепло поручней, отшлифованных нашими руками, постоять у башен универсального и главного калибров…..
Зайти в родной кубрик, взглянуть на берег через иллюминаторы, затем спуститься в пост и осмотреться, все ли в порядке …
Да, замечательное было время!

А потому вернусь в 1974 год.
Помню, как командир 1 дивизиона связи капитан-лейтенант Киселёв с секундомером в руках отрабатывает с нами установку пластыря при пробоине, объясняет, как раскатать пожарный рукав и собрать его назад. Действия повторяются для норматива несколько раз.
Экзамены пришлось сдавать в морзаводе на списанном судне. Пожар потушили быстро, а вот с пластырем были проблемы.
Давление воды было таким, что пластырь вместе с нами уносило в сторону. Установили, когда забортной воды было выше колен.
Тренировались в шинелях, от чего они промокли насквозь. Ничего -освоили и эту науку, приобрели уверенность в себе.
Были занятия и по химической подготовке, помню из-за неправильно подобранного противогаза, наглотался слезоточивого газа.
Ходили один раз в тир на огневую подготовку, стреляли из АК-47.
Жизнь текла по корабельному расписанию быстро. С нами занимались, учили профессии, мы ходили в наряды - чистка картошки, дневальство по кубрику, бачкование, каждодневная приборка в кубрике, большая по субботам. Всё было в чистоте.
Павел Стельмашенко, командир нашего поста, увлекался боксом. Он с А.Филатовым рассказывали мне о Североморском переходе, штормах Атлантики и заходе в Порт-Саид. Слушал их затаив дыхание.В кубрике № 2 из моих годков жили С.Ещенко, В.Груба и Е.Петухов, а в № 2 «а» С. Грабовый, Цвилый , Попов и ребята из 1 ПРДЦ.

Командиром группы был л-т Коптелов Михаил Львович, интеллигентный опрятный и справедливый командир.
Никогда не кричал, но был настойчивым. Он сам чуть более полгода как пришёл на корабль после окончания училища.
Крейсер был первым местом его службы. Старшиной команды был мичман А. Лобач, он всегда нас поддерживал, общался с нами просто и по-человечески.Позже когда Алексей ушёл, вместо него был Иван Дурнев, с ним были отношения просто на отлично!

Шла подготовка к БС-74. Крейсер часто выходил на учения в море.
Нас же «молодых» отправили на баркасе на шкиперский склад получить краску и грунтовку в бочках для покраски.
Мичман, старший над нами, ушёл на обед домой. Нам сказал: «Корабль придёт вечером – покупайтесь, отдохните, сбегайте в магазин купите себе хлеба и колбасы». Женщина вахтёр нас пропустила туда и обратно, мы потом наловили ведро крабов и отнесли ей в знак благодарности.
Обед у нас получился, отличный, колбаса варенная плюс бутылка 0,7 красного вина, каждому было весело, не хватало только девчонок. Вечером крейсер стал на бочки и мы, загоревшие накупавшиеся ждали баркаса. Пришёл и мичман и баркас на корабль никаких проблем у рубки дежурного. Только в посту Павел и Александр с улыбкой заметили о винном запахе.
На следующий день принимали продовольственный запас, мясные туши с чернильным штампом, где вдвоем, а то и вчетвером несли в холодильник, крупы, картофель, макароны грузили целый день. Руководил погрузкой начальник службы снабжения.
Особое внимание он уделял разгрузке и погрузке на корабль ликёро-водочных изделий, разгонял всех зевак, чего доброго, чтобы матросы не свистнули бутылку водки.
Подошла к правому борту и артиллерийская баржа. Жара. Мы по пояс раздетые, нам подают на спину снаряд 55 кг в деревянном чехле и неспешно вперед. На баке у тебя его примут и далее опускают в башню. Таким же образом было организован прием и пороховых зарядов.
Со снарядами универсального калибра было попроще и полегче. После такого рабочего дня спали в кубрике как убитые.
Были у нас наряды и в машинное отделение, но не часто. Их нужно было «заработать» или просто в ознакомительных целях.
Все через это проходили.
Вложения
41ab.jpg
43ab.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: НИКОЛАЙ РОМАНОВ. ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ. СЕВАСТОПОЛЬ 9 МАЯ 2012 Г.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 05 май 2013, 11:20

Наступило 27 июня.
Звучат чёткие короткие команды, кипит слаженная, уверенная работа команды мичмана Горшкова, и мы проходим боновые заграждения.
С берега машут жёны офицеров и мичманов, экипаж стоит вдоль борта, прощай родной город!
Впереди по курсу Средиземное море.

По боевой тревоге прошли Босфор, после прохождения пролива был отбой тревоги. Мы высыпали на палубу, впереди ещё Дарданеллы.
На всё смотрел с эмоциями и интересом. После Дарданелл нами стали интересоваться вертолеты и самолеты 6-го флота США.
Что поделаешь, ребята - мы идем к 5 Эскадре, силе которой вам приходится уважать и считаться с ней.
Приняли с ПКР «Москва» штаб 5 Эскадры. Наш кубрик отошёл к матросам и старшинам 5 эскадры, а нас по постам и другим кубрикам на уплотнение переселили. Море мне понравилось своей синевой, можно было и дельфинов увидеть и акул тоже.
Купались по очереди в сетке, в целях безопасности, а на палубе стоял автоматчик. Сигнальщики вели наблюдение за акулами, но это мероприятие было при якорной стоянке. Загорали прямо на деревянной палубе, форма одежды трусы. Тропическую форму одежды получили после Босфора.

На построении командир БЧ-4 Фещук говорил: «Стригитесь на лысо, легче будет жару переносить, следуйте моему примеру». Свой первый в жизни шторм встретил в Средиземном. Помню был в наряде ночью в хлебопекарне. Тесто мешалось механическим способом, наше дело смазать форму маслом, положить тесто, полформы и в электропечь в духовку. Готовый хлеб изъять и всё с начала. Хлеб поднимался, брал свою форму и был, очень вкусный. Нами командовал матрос из службы снабжения. С удовольствием съел булку горячего и вкусного хлеба, потом во время шторма плоховато стало, но отпустило.
Вообще-то служба снабжения - это каждодневная кропотливая работа к тому же ответственная – накормить всех, невзирая на духоту и жару!
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:48, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Пред.След.

Вернуться в Воспоминания о флотской службе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron