Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 08 ноя 2009, 12:42

Геннадий Сергеевич Тутунькин, старшина нашего крейсера служил в сигнальной команде 1972-1975 годы. Это были активные, «ходовые» годы! Находясь на сингальном мостике, он видел очень многое, особо в моменты «учебно-боевых тревог», различные эпизоды, что происходили вокруг корабля.
Все мы не «писатели», а потому не стоит корить тех кто взялся за перо, за не слишком литературный слог, возможные ошибки и т.д. Наше желание идет от Души!

Это первая попытка опубликовать достаточно большой рассказ на Форуме. Ввиду этого желающим написать свой отклик на ту или иную часть рассказа ПРОСЬБА! - делать это в Теме РАЗГОВОРЫ НА БАКЕ ( Вспоминаем,обсуждаем,пишем)


P.S.
Появилась возможность к Воспоминаниям Геннадия Тутунькина добавить фотографии еще одного сигнальщика тех лет Александра Сухомлинова, старшины 1 статьи 1971-1974 годов службы.


С И Г Н А Л Ь Щ И К И



После месяца пребывания в Севастопольском учебном отряде, нас молодых матросов, распределили на корабли. Мне выпало служить на крейсере «Жданов». Корабль только что возвратился из дальнего похода. 20 декабря прибыли на крейсер.
Всего нас было десять молодых сигнальщиков, плюс пополнение и в другие БЧ. Прибывших построили на юте левый борт, сюда же были вызваны дежурные по БЧ и командам. Хоть сигнальная команда и входила структурно в БЧ-4, помимо дежурного этой БЧ, был и матрос Сергей Плюта - сигнальщик. Он то и повел нас по низам до нашего 17 кубрика, где размещалась сигнальная команда. Приняли нас хорошо. После знакомства стали, как водится, расспрашивать кто откуда родом, искать среди нас земляков. Я и еще один матрос Поляков Александр были из Горького, ныне Нижний Новгород, остальные ребята с Украины. В команде сигнальщиков на тот период было много ребят из города Жданова, ныне вновь Мариуполь и из Астрахани. Далее распределение по отделениям, которыми командовали старшины первой статьи - Дацюк и Зорин. Я попал к Дацюку. Старшина команды отсутствовал, но нас предупредили, что мы попали служить в лучшую сигнальную команду КЧФ, которой командует мичман Походощук Александр Николаевич, прослуживший во флоте более 25 лет. Опытный, просоленный морской «Волк»!!. Участник Великой Отечественной Войны.

Знакомство с ним произошло вскоре, непосредственно на сигнальном мостике. Здороваясь, он срузу уточнял у каждого из нас, где мы обучались сигнальному делу. Узнав, откуда я и Поляков удивился, что в нашем городе есть морской клуб. После быстрой проверки наших основных навыков, остался доволен, сказав что на первое время неплохо..В заключении старшина команды поставил задачу,а именно - чтобы из нас молодых и не опытных сделать первоклассных сигнальщиков, чтобы мы соответствовали статусу отличной команды, которая на флотских соревнованиях заняла первое место.

Однако, как и всем новичкам, в первые месяцы нам предстояло как следует узучить устройство крейсера. Для начала нам выделили все того же матроса Плюту, который водил нас по кораблю, показывал нам местонахождение постов, особо БЧ-4( чтобы мы знали своих) котельное, машинное отделение. Частенько это было в ночное время.. Корабль спит, кроме дежурной службы, а мы ходим и учим, где что находится, запоминаем каюты - командира корабля, старпома, командира БЧ - 4 и других начальников. Старшина Дацюк пообещал, что лично будет принимать зачет по устройству корабля. Днем мы занимались на сигнальном мостике, а вечерами зубрили….. Для полного «ознакомления» старшины давали нам наряды внеочереди, которые мы отрабатывали в БЧ 5 - котельных и машинных отделениях. Как говаривал наш старшина Зорин -«Чтобы мы поняли службу военного моряка»!.

Случались с нами и розыгрыши. Особенно усердствовал в этом балагур Плюта. Кое-что о морских «приколах» я знал еще с «гражданки», что «годки» могут послать за чаем на клотик или за маслом на «марс»…., но за годы службы узнал и много других. Вот какую «байку» придумал наш весельчак.
Однажды на сигнальном мостике, наш прикрепленный обьясняет как работают РЛС. Самая опасная из которых дескать - РЛС «Киль», находящаяся на грот-мачте, от нее дескать идет большое излучение….. когда она работает на фок и бизань мачтах чтоб никого не было…. «Спрашиваем, а как же сигнальщики? они ведь должны стоять на открытом мостике»…. Тот вполне серьезно отвечает… «Для таких случаев сигнальщикам дают в медсанчасти свинцовые трусы! Чтобы защитить мужское достоинство!»
Сказал, и самособой все это забылось, а как-тот вечером прибегают наши ребята и говорят, что по громкоговорящей объявили следующие. «Молодым сигнальщикам прибыть в медсанчасть для получения свинцовых трусов». Меня что-то взяло сомнение, ведь сидя в кубрике, я не слышал такой команды, но друзья уверили меня, что они точно слышали.. И мы пошли,пройдя 18 кубрик, я немного отстал , задержал Саню Полякова и уговорил вернуться в кубрик. Ораву сигнальцов с удивлением встретил лейтенант медслужбы. На вопрос, что случилось, кто-то ответил.
«Мол они, молодые сигнальщики, услышали по громкоговорящей трансляции распоряжение прибыть в медпункт для получения свинцовых трусов от излучения»… От такого сообщения лейтенант, сидевший в кресле, чуть не упал, согнувшись в гомерическом хохоте.Смеялся до упаду, до коликов в животе! В конец сконфуженный молодняк «послали» туда, «куда Макар телят не гонял»! Да, до такого «развода» еще никто на крейсере не додумался! Между тем раздосадаванную группу уже поджидали на сигнальном…на вопрос старослужищих и того же Плюты, получили ли они «инвентарь», в ответ один из нас опустив голову, ответил что это – прикол! Затем дружно посмеявшись, старшины нам дали совет на будущее - думать своей головой, а «не развешивать уши»!. Вот такой был у нас случай в декабре1972 года.
На снимке автора - верхний ряд: старшины –Дацюк, Зорин, Сухамлинов Александр, Александр из Мореуполя, в середине Емельянов Михаил, нижний ряд: Иванов Николай, Тутунькин Г., Марущак И.И – команда сигнальщиков.

Пара новых фото от Александра.
Команда сигнальщиков с мичманом Походущаком.



Продолжение следует
Вложения
DSC01601a.jpg
DSC01601a.jpg (116.7 Кб) Просмотров: 12200
7.jpg
7.jpg (69.63 Кб) Просмотров: 13537
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 08 сен 2012, 10:39, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 09 ноя 2009, 14:54

. Наступил Новый Год - первый наш праздник на крейсере. Кубрик украсили флагами расцвечивания. На юте корабля была поставлена ёлка. Ровно в полночь мичман Походощук А. Н. поздравил нас с наступившем новым 1973 годом, пожелал здоровья и успехов в учебе.
С утра, вроде праздничный день, а мы на сигнальном. Погода стояла не зимняя, вообще нам трудно было привыкать к такой погоде. Слякоть и ветер с моря пронизывал до костей. Мы с нетерпением ждали выхода в море, но пока корабль готовился к сдаче боезапаса, с дальнейшей постановкой в завод..
Как рассказывали наши сигнальщики, крейсеру да и экипажу здорово досталось в Атлантике, на переходе из Североморска. Жесточайший шторм, дождь со снегом, а ещё «натовцы» не давали покоя. В один из дней приняли радио, что где-то рядом на подходе американский авианосец. Бдительность утроена. С нами постоянно находился и мичман Походощук. При все этом случился с ними конфуз. Когда смотришь во все глаза да ещё ждёшь, может померещится чёрт знает что. Стояла тёмная ночь. Вдруг один сигнальщик докладывает, что видит огни, много огней! Все в напряжении, с ходового мостика торопят, требуют уточнить, что за цель. Матрос Матвиенко не выдержал и доложил, что вероятнее всего это и есть авианосец. Тут масла в огонь подлил матрос Емельянов. Глядя в бинокль, докладывает - видит, как взлетают самолёты. Ну и завертелось.. Боевая тревога! Крейсер пошёл на сближение. Какое же было удивление всех, когда подошли ближе. Оказалось, что это норвежская нефтяная буровая платформа, а с неё взлетает вертолёт. Не знаю, что подумали норвежцы, глядя как их стремительно «атакует» советский крейсер…..
При разборе «полетов». старпом кап. 2 ранга Шакун А.М. не преминул высказать всё, что он думает о сигнальщиках, а сказать он умел. Особо в те годы! Учёба наша протекала можно сказать успешно. Сдали зачёт по устройству корабля, а также по сигнальному делу. Стали нас ставить на вахту вместе со старшими матросами. В середине февраля крейсер поставили на размагничивание после окончания заводских работ. Значит скоро в море, ведь как же нам молодым не- терпелось скорее выйти в море. Наконец, свершилось - завтра выход в море! Незабываемое впечатление для нас молодых моряков, столпившихся на сигнальном. Видим как на баке боцманская команда под командованием главного боцмана Горшкова выбрала якоря, корабль медленно набирает ход. Медленно проходим сетевое заграждение, выходим на морской простор, все увеличивая ход. Прозвучала команда от мест отойти
. Старшина Дацюк приказал, чтобы шли в кубрик, там нас ждал «сюрприз». Матрос Плюта уже постарался набрать забортной воды, вернее морской. Там старшина Зорин говорит, что по морскому обычаю первый выход в море надо «обмыть», чтобы бог морей Нептун был благосклонным к нам. Стоим поглядывя друг на друга, а в голове одна мысль – как же ее пить, морская вода ведь,жутко соленая… Первым отважился Саня Поляков. Плюта наливает в плафон воды, и Саня пьёт, морщится, как будто выпивая стакан спирта. Выпил до дна. Старшина Зорин поздравляет его, и говорит - кто следущий. Вызываюсь, я. Налили мне плафон, со словами «За семь футов под килем», выпиваю. Зорин жмёт руку, говорит, вот вы и оморячились. За нами и остальные. Сергей Плюта с усмешкой спрашивает как водичка? отвечаю, что ничего, нормальная, солоноватая, но пить можно. Звучат колокола громкого боя. По громкоговорящей объявляют, учебно-боевую тревогу, хватаем шинели, шапки в охапки и бежим на сигнальный мостик. Проходим Херсонеский маяк, выходим на Херсонескую мерную линию. Мичман Походощук объясняет нам молодым, что будем замерять скорость нашего корабля. Скоро мы почувствовали, как крейсер стал увеличивать ход. Засвистел ветер. Скорость всё увеличивается, на сигнальном мостике становится трудно стоять.Свирепый ветер продувает, как будто на нас нет шинелей, пробирает озноб. Продолжается это недолго, скоро ход замедлился, звучит отбой тревоги. Крейсер берёт курс на базу. Под вечер заходим в базу, становимся на своё законное место, а именно на 1-ые бочки, как объясняет мичман Походощук - флагманские! В тот же вечер старшина Дацюк сообщил нам, что крейсер развил скорость 32 узла! Даже и не верится наш корабль способен на такую прыть ведь ему недавно исполнилось двадцать лет - 25 января.1973 года. Старшина команды много нам рассказывал об истории нашего крейсера.Так что был построен в Ленинграде, затем служил на Балтийском флоте, а сейчас после модрнизации стал крейсером управления.. Рассказывал и о себе, что начинал службу в тяжёлую годину испытаний. Его молодого 18-летнего паренька с Украины призвали на службу. Шла война. Доехали они только до Варшавы и война закончилась. Весь эшелон отправили в Севастополь на пополнение Черноморского Флота.
В учебном отряде он попал на курсы сигнальщиков. Затем служба на кораблях, где он прошёл путь от матроса до командира отделения. После срочной службы перед ним стоял выбор - демобилизоваться или же остаться на сверхсрочную службу. Он выбрал море и корабли, как он выражался «душой и телом я прикипел к военно- морской службе». Скоро на Флот стали приходить новые современные корабли. Довелось ему служить на крейсере «Михаил Кутузов», где он был старшиной сигнальной команды. Крейсер «Кутузов» был флагманским кораблём Черноморского флота, после того как взорвался линкор «Новороссийск». Крейсер был кузницей кадров для флота. В свое время на крейсере проходил сначала стажировку курсантом, а затем и службу наш старпом кап.2 ранга Шакун.Ветеран с болью о былом рассказывал, как в конце 50-ых по приказу Хрущёва Н.С. отправлялись в утиль корабли, в том числе и новейшие крейсера. Свой богатый опыт и знания мичман старался передать нам.

На фотографии, а такие сохранились наверняка у многих из нас, момент подготовки к боксерскому поединку с мичманом Горшковым. Несколько лет они доставляли нам бурю восторга и отличного настроения.


На автоматной площадке – фото А.Сухомлинова

Продолжение следует
Вложения
DSC02029a.jpg
DSC02029a.jpg (96.77 Кб) Просмотров: 11985
432.jpg
432.jpg (56.48 Кб) Просмотров: 13414
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:21, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 11 ноя 2009, 19:54

«Матросское радио» разнесло весть, что скоро нам идти в поход. На крейсере начались приготовления. У нас в сигнальной команде мичман отбирал лучших, которые останутся. Оставили меня, Марущака И.И.и Мушенко Женю, остальных- Матвиенко, С.Плюту и еще некоторых списали на другие корабли. Наступил долгожданный день. Звучит команда « Корабль к бою и походу приготовить». Снялись с якоря, отданы концы с бочек, и наш крейсер медленно набирает ход. Команда построена по левому борту, звучит марш «Прощание Славянки». На Приморском бульваре стоят провожающие, машут нам. Прошли Херсонеский маяк, берём курс на Босфор. Впервые нам молодым предстояло идти на БС, в Атлантику - всё впервые!
На следующее утро подходим к турецким берегам, к Босфору. Как всегда нас встречает катер-шпион, с которого фотографируют все наши корабли, проходящие пролив. В ответ у нас было своё «тайное оружие». По приказанию мичмана Походощука. мы приносили на сигнальный мостик зеркала и направляли солнечные зайчики на фотографа, тому приходилось переходить на другой борт. В свою очередь тоже не оставались в долгу - смотрели, где у них стоят военные корабли, записывали номера. По проливу сновали катера и паромы, тогда мост через пролив ещё только строился. Поразила своей красотой старинная крепость на европейском берегу. Мичман Походощук А.Н. рассказывал, что она построена ещё до турок. Когда была Византийская империя. На азиатском берегу красуется дворец Султана. Достаточно быстро прошли пролив, вышли в Мраморное море, затем Дарданеллы и вот Эгейское море. Следующим утром стали на якорь в точке 5. Старшина Дацюк объяснил, где она находится, а именно - между островами Китира и Андикитира, которые относятся к Греции. Простояли недолго, нас ждёт Атлантика. Средиземное море встретило нас тёплой и солнечной погодой. Вода в море изумила своей голубизной, появились первые «друзья» - американский самолёт «Орион», похож на ИЛ-18. Скоро он улетает. Наш крейсер продолжает идти своим курсом. Ночью прошли мимо Мальты, море огней только и выдаёт присутствие острова. Говорят, что это жемчужина Средиземного моря, к сожалению, нам там не пришлось побывать, да и днём мы её не проходили, всё время ночью. Днём рядом с крейсером появились дельфины, под включенную музыку на верхней палубе они устроили представление. Выпрыгивали из воды, ныряли под форштевень корабля.
Впереди Гибралтар. Но, увы, мне выпало стоять дневальным, так что на сей раз пролив не увидел.. Когда сменился и поднялся на сигнальный, уже было далеко, в дымке виднелась лишь гибралтарская Скала. На западе, где садилось солнце, появилось сине-черное облако. Старшина Зорин, увидев его сказал - это идёт шторм!. Атлантика встречала нас неласково. Командир крейсера капитан 1 ранга Проскуряков приказал приготовить корабль по штормовому. Закрепляли всё, чтобы не смыло за борт. Шторм всё крепчал, попали мы в самый центр, ветер свистел в растяжках антенн, волны перекатывались по баку.. По кораблю объявили, строжайший запрет выхода на верхнюю палубу, ввиду того,что если кого смоет за борт - спасти будет невозможно……
Пришли в точку, где стали отрабатывать задачи, поставленные перед крейсером. Шторм не унимается, крейсер, то зарывался в волну, то корма уходила под воду, кренится с одного борта на другой. Особенно это ощущалось, когда крейсер ложился на обратный курс. Большой крен, ватервейсами черпаем водичку, волны с остервенением бьются в борт. На сигнальном мостике холод собачий, пронизывающий ветер. Наш мичман позаботился о нас заранее, ещё в базе - выписал тулупы и резиновые сапоги. Стоя на вахте, одевали на себя, шинель, канадку, это такая куртка и ещё тулуп, на ноги сапоги. Со стороны посмотреть вылитый дед-сторож где-нибудь у колхозного амбара, а не моряк на вахте. Она изматывала своей однообразностью и монотонностью, тяжелейшими условиями открытого сигнального мостика.
Штормяга!!! никого и ничего не видно. В один из дней из БИП передали, что совсем недалеко от нас появилась надводная цель. Запрашивают, видим или нет. Посмотрев в бинокль, увидел, что действительно недалеко от нас идёт небольшой буксир. Крайне удивило, что он так далеко оказался в такую погоду от берега. Надо иметь большое мужество, чтобы отправиться на таком судне в бушующий океан.
Почти месяц пробыли в Атлантике, в условиях неприрывного шторма. Только возвращаясь домой, на подходе к Гибралтару выглянуло солнышко,шторм утихомирился. Сразу у всех лица повеселели. Шторм сделал своё дело, появились ржавые подтёки, значит не за горами - покраска! но об этом чуть позже.. Наша верхняя палуба была покрыта деревом. Обычно палубу всегда драили песком большим составом экипажа( у каждой БЧ и команды был свой участок), а тут без нашего участия сверкает как новенькая, эдакой приятной желтизной. Помошник командира корабля капитан-лейтенант Кондаков обойдя крейсер и увидев, что деревянная палуба в таком отличном, идеальном виде приказывает, чтобы по палубе ходили босиком! Хотите верьте, хотите нет! Встали на якорь где-то на границе между Марокко и Алжиром. Запомнилась стоянка тем, что ночью в море было много огней от многочисленных рыбацких кораблей и лодок. Шла ловля рыбы на свет - сайры. На нашем корабле тоже была дана команда любителям рыбной ловли придти на ют и ловить рыбу. На юте поставили большие котлы, чтобы туда укладывать свои уловы. На крейсере было немало охотников по-рыбачить. Вот и в сигнальной команде нашлись рыбачки, ведь многие как я упоминал из Мариуполя и Астрахани. Главное – удочки! И, конечно, же дефицитные – крючки. Более ничего не требовалось… Были включены прожектора, в том числе и на сигнальном мостике. Наши сигнальщики Емельянов Миша, Сухомлинов Саня, Иванов Коля наловили целое ведро сайры. Принесли его к нам на сигнальный мостик. Страшина Дацюк приказал спрятать для последующей засолки…, но нашим планам несуждено было сбыться. Видимо кто-то доложил, что сигнальщики утаили улов…. На сигнальный поднялся с проверкой замполит БЧ-4 капитан-лейтенант Левченко, и нашёл наши припасы. Пришлось отнести на камбуз в общий котёл, ну, а в замен провёл с нами политико-воспитательную беседу. Но мы не унывали, ведь от рыбалки получили удовольствие и заряд бодрости после тяжёлой штормовой вахты в Атлантике. Отдохнув, снялись с якоря, и пошли прямым курсом домой. Вновь проливы, Босфор с катером-шпионом, но нас уже это не удивляло - скорей в Севастополь!

Одно фото Шамиля Алиева и два Геннадия Тутунькина - БС весна 1973 года.

Продолжение следует
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:21, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 17 ноя 2009, 18:21

Приближались майские праздники. Как обычно Кондаков с Горшковым на барказе обошли вокруг корабля, сделав осмотр. Предстояла покраска В наше заведование входила Фок-мачта, ее то нам и предстояло красить.. Впервые мне пришлось подняться на такую довольно приличную высоту. Получив у мичмана Походощука страховочные пояса, робея забрались мы на мачту. Открывшийся оттуда вид захватил своим величием, красотой! Севастопольская бухта отлично просматривалась во все стороны. Прийдя в себя, смотрю вниз, где по палубе ходят наши морячки, которые кажутся неестественно маленькими…
Окончательно в «чуство» приводит крик старшины Дацюка, чтобы начинали красить, а не разевали рты от удивления….Однако, поначалу какие из нас маляры…. краску больше лили мимо, глядя по сторонам… Но пройдёт время, и мы научимся красить как заправские маляра!
В День Победы «Жданову» предстояло провести артиллерийский салют. Звучит учебно-боевая тревога. Стоим на сигнальном мостике, ждем начала стрельбы 100-мм орудий правого борта. Все прошло успешно. Пользуясь случаем, задаем вопрос Александру Николаевичу - почему стреляли «универсалки», а не из главного калибра? Оказывается был случай когда кто-то из отцов-командиров дал приказ «жахнуть» из Главного! Ну, и жахнули, да так, что на Госпитальной, да и в округе не осталось ни одного целого окна! Понятно, более стрелять из главного калибра для производства салюта запретили.
Не долго пришлось нам любоваться красотами Севастополя. Пришёл приказ готовиться к походу и опять в Атлантику. В день выхода все повторилось как полтора месяца назад. Вдруг второй эшелон начал так дымить, что скоро весь Приморский бульвар заволокло дымом. Провожающий народ как ветром сдуло. На сигнальном слышно как командир крейсера буквально кричит по связи с ПЭЖ БЧ-5, чтобы немедленно прекратили безобразие. Глядя на все увеличивающиеся черное облако, сами гадаем – что происходит? Вскоре выяснилось - это весенние годки таким образом выразили своё возмущение, тем что их не отпустили на дембель, а продлили срок службы. На ходовой мостик были вызваны все инициаторы этого протеста. Проскуряков высказал им всё, что он думает об этом - старшины были разжалованы, офицеры БЧ-5 получили свои взыскания и прочее… Командира можно было понять – впреди важное правительственное задание в Атлантике, а тут такое начало! Прошли Херсонесский маяк, а над Севастополем висит черная дымовая завеса, оставленная нашим крейсером. Что думали о нас севастопольцы, осталось тайной.

. Прошла ночь, и вот снова Босфор. Старшина Дацюк приказал мне идти на кормовой сигнальный мостик, который находится на Бизань-мачте - салютовать флагом иностранным кораблям, если они будут нас приветствовать. Простоял там до обеда пока меня не сменили. Прошли проливы, вышли в Эгейское море, где нам предстояло принять штаб Средиземноморской эскадры. Рандеву состоялось в 5 точке. Приняв на борт штаб, пошли на запад в Средиземное море. Пришли в точку 3, что недалеко от берега Туниса. Встали на якорь.
На этой БС на крейсер «Жданов» впервые побывал адмирал Амелько. Правда, в какой момент и где это произошло сказать точно не могу. Однажды почти буквально лоб в лоб я с ним столкнулся. А дело было так.
. В один из дней мичман Походощук приказал нам подкрасить гюйсшток и проверить горит ли ящечный огонёк на гюйсштоке так как вахтенные офицеры жаловались, что не видят его. Пошли на бак, завалили гюйсшток. Пришёл электрик, пока он возился с проводкой, мы смотрели на море. Стоял штиль так что видно было далеко, замечаю что-то плывёт. Показал рядом стоящему Сухомлинову, коротый предположил, что это акула. Мне ещё не довелось видеть эту рыбину, возбужденный отпросился у Сухомлинова и рванул на сигнальный мостик, чтобы рассмотреть её в бинокль. На сигнальном вместе со старшиной Зориным вооружившись биноклями действительно увидели акулу АКУЛА, причем довольно большую, метра четыре не меньше. Смотрим, а она голубушка идет прямо к кораблю. Зорин говорит - давай на бак! Она сейчас подойдет к борту. Бегу обратно.
В это время адмирал Амелько поднимался с полубака по трапу, а я вылетел ему на встречу. Надо было пропустить его, а у меня в голове одно – АКУЛА!! В последний момент какой-то штабной офицер со словами - Куда прёшь! - прижал меня. Адмирал прошёл мимо, лишь косо поглядев на меня.. Офицер спросил куда это я так спешу, что не вижу кто идёт, но поглядев на моё лицо понял - что спрашивать бесполезно……. Отпустив меня, он проследовал за адмиралом, а я опять на бак, меня беспокоило только одно - как там акула?. Прибежал вовремя. Она как раз подошла к борту. Смотрим на эту зверюгу, а у самого мысли, ведь попадись ей в море проглотит и не заметит! Рядом с нами вахтенный ПДСС с автоматом, у него в кармане оказалась гильза, решили кинуть гильзу и посмотреть, что акула будет делать. Кинули, та за ней, больше мы её не видели, «обиделась», что не дали ей мяса…..
История с акулой как-то быстро забылась, а «встреча» с адмиралом, ее последствия были впереди….. . Состоялся разбор полётов на тему «Молодой матросик чуть не сшиб с ног адмирала»…..Вскоре до всего экипажа были доведены Правила субординации личного состава, особо его нахождения по правому борту и надстройках. Разрешалось там быть лишь по служебной необходимости. Правила неукоснительно исполнялись в период всего прибывания штаба 5 эскадры. За этот проступок получил по полной программе, влепили мне наряды внеочереди.
Вскоре штаб перешёл на крейсер «Грозный», нам же предстоял переход в Атлантику.. В один из дней повстречались с пассажирским теплоходом «Тарас Шевченко». Теплоход совершал круиз по Средиземноморью с иностранцами. Огромный лайнер шел на пересечение нашего курса и отворачивать не собирался. Командир крейсера кап.1 ранга Проскуряков, видя такое наглое поведение, приказал застопорить ход. Лайнер пересёк курс совсем близко от нашего крейсера. Можно было рассмотреть пассажиров гуляющих по палубам, некоторые из них махали, что-то кричали. Проскуряков зло связался с лайнером по УКВ и высказал капитану всё, что он думает по этому поводу. – явное нарушение международных морских Правил! После инциндента продолжили свой переход на запад, к Гибралтарскому проливу. Проходим его рано утром, на этот раз мне повезло - стоял на вахте на сигнальном мостике. Подошли к проливу, в бинокль смотрю на испанскую сторону, там находится база англичан. Высится большая Скала, у её подножия расположился город. В это время с берега нас вызывает светом сигнальный пост англичан. С ходового мостика разрешили принять. Приняв семафор, пошёл на ходовой к вахтенному офицеру капитан-лейтенанту Кутьину. Он перевёл, что дескать англичане интересовались, что за корабль проходит проливом. Выразили своё восхищение нашим крейсером… ответить нам приказа не последовало

На сингальном. -. Василий Никоненко, Олег, Тутунькин Г. Прибытие адмирала Амелько на борт КРУ "Жданов" 1973 год. Фото В.Богуша.

Продолжение следует.
Вложения
19735.jpg
15.jpg
15.jpg (42 Кб) Просмотров: 13151
Taras_Shevchenko.jpg
Taras_Shevchenko.jpg (41.53 Кб) Просмотров: 13680
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 19 май 2021, 09:34, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 19 ноя 2009, 18:54

Прошли пролив, и вот здравствуй ваше величество - Атлантический океан.! Встречает нас ласково, хорошей погодой, как бы извиняясь за прошлый шторм. Идём в заданный квадрат, на встречу с танкером «Грозный». Он того же Новороссийского пароходства как и танкера «Ленинград», «Комсомол», работавшие с нами в тот период. Произвели заправку на ходу, пополнили свои продовольственные припасы. Так запомились яркорыжие апельсины, ребята говорили, что марроканские. Быстро прибыли в точку, легли в дрейф. Над нами проходит авиалиния Париж-Вашингтон, как говорят связисты, мы будем обеспечивать перелет Брежнева Л. И. в США. Тут же трасса морских сообщений между Америкой и Европой. Скучать не приходится, натовцы и здесь нас не оставляют без присмотра. Эстафету слежения за нами приняли французы. Прилетел противолодочный самолёт «Атлантик», сделал облёт нашего крейсера, видимо ничего интересного не обнаружив,улетел.
Спокойно и мирно протекала наша вахта, удолятворяя всех, но только не старпома Шакуна. Ночью он проверяет знания вахтенных офицеров, даёт им решать задачки на тему «Расхождения кораблей на встречных курсах» и прочие. Офицеры чертыхаются, потеют над коварными заданиями, а старпом только усмехается, давая все новые вводные. Днём старпом решает встряхнуть БЧ-2. С разрешения командира крейсера проводит условную боевую стрельбу по противнику. Таковой нашелся ввиде танкера под либерийским флагом.
Звучит учебно-боевая тревога! Крейсер «Жданов» устремляется за либерийцом. Легко обогнав его, КРУ ложится на обратный курс, и снова «атакует» на встречном курсе. Слышим голос Шакуна ( думаю каждый из нас его помнит до сих пор!!)
- Цель надводная, БЧ-2 - условно уничтожить!!
Грозно ощетинившись всеми орудиями, крейсер «пролетел» мимо танкера оставив после себя широкий бурлящий след. Звучит доклад командира БЧ-2 капитана 2 ранга Чегринца, что условная цель уничтожена! Отбой учебно-боевой тревоги.. Отсалютовав обалдевшему танкеру флагом, мы уходим в свою точку и опять ложимся в дрейф.
Однако не надолго, поступил приказ срочно идти на Север. . Наш крейсер ожил от дремоты, и задрожав всем корпусом, ринулся вперед! Чтобы успеть в заданный район пришлось идти со скоростью более 25 узлов. Каких усилий потребовалось кораблю на такой бросок лучше всех знают ребята из БЧ-5. Несмотря на трудности двухдневного перехода, крейсер выполнил задачу, прибыл в заданный район в назначенное время! Погода стояла мерзкая, шел снег, видимость такая, что и не видно гюйсштока. От мичмана Походощука А.Н. узнаем, что находимся где-то около Исландии. Разъяснил, что мы обеспечиваем перелет тов. Брежнева Л.И. в США и должны удвоить бдительность. Из БИП на ходовой мостик поступил доклад, что наблюдают по локатору групповую воздушную цель. Командир крейсера Проскуряков приказал сигнальщикам смотреть в оба, а куда, если видмость никакая.. Корабельные связисты вышли на связь с самолетами. Взволнованный Проскуряков выбежал на крыло ходового мостика кричит нам, что самолеты над нами - Усилить наблюдение! Да куда там, если не видно клотика на фок-мачте. Командир в сердцах машет рукой и уходит…… в конце-концов все закончилось благополучно, сеанс связи прошел успешно!
Получаем «Добро» на смену точки, и крейсер набирая ход, устремился в более южные широты. Идем в точку встречи с танкером «Ленинград»..На этом переходе повстречались с китами. Мы на юг, а они на север. Встречались в Атлантике и с группой касаток. Эти грациозные величественые красавицы, чем-то напоминавшие дельфинов, спешили по своим делам.
Встретились с танкером, заправлялись все тем же кильватерным способом. Спустили на воду баркас - погода позволяла забрать овощи и фрукты. На баркас послали сигнальщика и радиста, чтобы поддерживать связь с кораблем. От сигнальщиков пошел Саша, фамилию, к сожалению, забыл. Баркас отвалил от борта крейсера и направился к танкеру, старшим пошел сам старпом Шакун А.М.. Командир крейсера Проскуряков приказал сигнальщикам внимательно следить за баркасом. Хорошо помню, потому что была моя вахта. Смотрю, баркас пришвартовался к танкеру, началась погрузка. Прошло немного времени, погрузка закончилась, матросики разбрелись по «Ленинграду». Командир запрашивает «На сигнальном! как там идут дела!». Доложил. Командир приказывает передать семафор, чтобы баркас возвращался, а кому передавать если сигнальщик-Саша и радист ушли в каюты?
Командир торопит, передан семафор или нет? а что тут сказать, если они там гуляют внизах. Включили прожектор, направили на танкер, чтобы привлечь внимание ….. все напрасно. КЭП выходит из себя…. наконец-то видим, выходит наш Саша, затем веселые и довольные старпом с капитаном танкера. Попрощались, баркас отвалил Далее последовал очередной разнос…..своеобразный сборс нервного возбуждения последних дней….
Вечером сидя в кубрике, спросили у Саши, что они на танкере делали?? Он нам поведал, что они как на базаре устроили торг с ребятами. Те после захода в порт Гибралтар отоварились сувенирами. Александр выторговал объемные открытки, зажигалку, авторучку, а самое интересное - пистолет как настоящий! На следующий день, когда я был дневальным, состоялся перелет советской делегации домой. Как рассказал мне Женя Мушенко, в небе наблюдали сразу два самолета ИЛ-62. Один из них сделал круг почета над нашим кораблем.
Крейсер выполнил свою задачу на «отлично». Пришел приказ следовать в Средиземное море, где нас ждало продолжение БС, со штабом 5 эскадры. На переходе была получена информация, что нам навстречу следует английский авианосец «Гермес». Снова, как и прежде на сигнальном нервное ожидание. Ждем, когда появится авианосец. Наступила темная беззвездная ночь - ожидание достигает апогея. … С ходового постоянно идут запросы обстановки. - невидно ли авианосца.
Вдруг замечаю красный проблесковый огонь, похоже как на самолетные огни. Доложил на ходовой. С ходового мостика запрашивают, что за огонь.? Не выдержав, докладываю, что предположительно авианосец, тем более появилось множество огней. Но тут, как ушат холодной воды на горячую голову, из БИПа доклад, что это земля, а красный огонь - это Маяк…… С ходового доносится недовольная брань с Шакуна - мол, этим сигнальщикам опять все мерещится - то нефтяную платформу принимают за авианосец, теперь маяк…. В общем, и смех и слезы. Кто же знал, что на испанском берегу маяки с красным проблесковым огнем, раньше мне не приходилось видеть таких. Получил на «орехи» от старшины Дацюка. Ребята смеются, но с кем не бывает по молодости и неопытности. Прошли Гибралтарский пролив, стали на якорь. К нашему борту пришвартовался танкер «Ленинград». После заправки на баке были устроены соревнования по перетягиванию каната, между нашей командой и командой танкера. Победила дружба! Командир крейсера Проскуряков и старпом Шакун ходили на танкер с визитом.. Позже состоялось трогательное расставание с командой «вспомогача». Он уходил домой. Командир крейсера Проскуряков горячо поблагодарил команду танкера за отличное обеспечение нашего крейсера в дальнем походе. Отданы швартовы. Звучит марш «Прошание Славянки».
Через несколько дней приходим вновь в точку 3. Принимаем штаб эскадры. Нам сигнальщикам пришлось покинуть свой обжитой кубрик и переселиться на сигнальный мостик. Спали и обедали на свежем воздухе, не надо было по тревоге бегать из кубрика на сигнальный. РКР «Грозный», БПК «Проворный» и «Красный Кавказ» с командующим эскадры контр-адмиралом Волобуевым отправились с визитом во Францию в порт Марсель. Как же мы завидовали морякам этих кораблей Они увидят Францию! Кто мог тогда предвидеть, что и нам через 2 года по-счастливится побывать в Тулоне, а пока что нам оставалось только завидовать им.
Визит проходил в течении 2 -7 июля 1973 года. Так как предполагалось возвращение командира эскадры на «Жданов», крейсер по плану штаба в это время сделал обход близлежащих наших точек со стоянками в них. Спокойно и размеренно протекали эти наши мини-переходы вдоль побережья Туниса. Начами наблюдали рыбацкие корабли, вновь возможность порыбачить появилась и нас. Однажды выловили черепаху, не большую, скорее среднюю. Решили подарить командующему эскадрой Волобуеву по прибытию его на борт, а пока черепаху поместили к командиру корабля в каюту, там у него была ванна, вот черепаха там и жила, ждала своей участи. Прошла неделя, на горизонте появились корабли, обменялись позывными. С РКР «Грозный» на наш крейсер перешел командующий эскадрой контр-адмирал Волобуев. Разрешился вопрос и с черепахой, из нее была сварен черепаший суп, а что делать с панцирем?? Командир крейсера Проскуряков решил, что из него получится хороший сувенир.
К нам на сигнальный мостик поднялся зам. ком. БЧ-4 кап.-л-т. Левченко проверить как нам живется , а то говорит вы совсем пропали, вниз не спускаетесь. Проверив, он передал просьбу командира, чтобы очистили и отполировали панцирь черепахи. Добавив - кто сделает - получит отпуск! Согласился Михаил Емельяненко. Мы его поддержали, отпуск ему не светил ни при каких обстоятельствах после печального случая в Северном море, когда приняли платформу за авианосец, а тут появился шанс. Помогали Михаилу кто советом, кто делом, общими усилиями дело продвигалось. Сняли с него всю шелуху, отполировали, покрыли лаком. Командир остался доволен, а Михаилу на день ВМФ объявили 10 суток отпуска.
К этому дню крейсер прибыл в самую спокойную точку 12. Она находилась в террводах Египта, здесь нас никто не беспокоил. В точке отдыхали наши дизельные подлодки, да и для нас нет такого напряжения. Ночью приходили и АПЛ, но они заправившись продуктами, сразу уходили. Один раз, когда заступил на вахту, со мной опять произошел конфуз.
Ночь, смотрю белый огонь. Доложил, как полагается о надводной цели, а из БИПа смеются - это говорят, по берегу машины едут…… Хорошо хоть на ходовом мостике один вахтенный офицер дремал….. Думаю, как же так, что берег стал у нас прямо по курсу, а днем он был по корме? Ясность внес в мою голову старшина Дацюк. Ночью крейсер ветром развернуло вот и весь ответ. Как говорится, на ошибках учатся, мы и учились, а тогда посмеялись, этим все и закончилось.



Продолжение следует
Вложения
DSC02041A.jpg
DSC02041A.jpg (73.95 Кб) Просмотров: 11923
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 06 май 2020, 17:12, всего редактировалось 3 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 20 ноя 2009, 11:18

В дополнение публикую фотографию той БС Шамиля Алиева из музкоманды,кстати на снимке он крайний слева(с усиками) наверняка та самая черепаха.
Фото отличное, а вот черепашку жалко...
Вложения
.jpg
.jpg (76.74 Кб) Просмотров: 13217
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение admin » 04 дек 2009, 18:22

Предлагаю такое фото заправки на ходу,приятное для глаза.
.jpg
.jpg (86.99 Кб) Просмотров: 12890
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 1600
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 13:54
Откуда: Севастополь. Skype: Sergeyyarosevich, E-mail krymea47@mail.ru

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 04 дек 2009, 18:41

Бывает "раскраска" излишня, но в данном случаи ПЯТЬ БАЛЛОВ!
«Двойника» все же убрал, зато публикуем еще три фотографии от Александра Сухомлинова.
На вахте – так можно сказать про первую.
Заход в Порт-Саид – на второй.
В минуты отдыха - на третьей
Вложения
DSC02024a.jpg
DSC02024a.jpg (102.01 Кб) Просмотров: 11865
CAZV4G0Oa.jpg
CAZV4G0Oa.jpg (55.39 Кб) Просмотров: 11751
CAGXI83Ba.jpg
CAGXI83Ba.jpg (43.2 Кб) Просмотров: 11871
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 19 май 2011, 07:55, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 18 дек 2009, 15:02

Стоим в 12-ой точке. В один из дней с проверкой боеготовности на одну из ПЛ, стоящих в акватории, отправился контр-адмирал Волобуев. С крейсера на воду был спущен баркас. Старшина Дацюк отправил меня на баркас поддерживать связь с кораблем. Первый раз мне предстояло идти на баркасе да еще с командующим. Дацюк проинструктировал, чтобы "ворон не ловил", а смотрел в оба. Вскоре на баркас прибыл контр-адмирал Волобуев с офицерами штаба, отвалили от борта крейсера и направились к борту ПЛ.
«Отцы-командиры» перешел на лодку, а мы на баркасе недалеко отошли. Смотрим, что будет дальше. Экипаж лодки поднялся на верхнюю на палубу. Лица бледные, да и понятно - все время под водой! Только вот в такой точке и можно слегка отдохнуть, подняться наверх и то по команде! увидеть небо и солнышко, не беспокоясь, что тебя засекут американцы. Прошло немного времени командир эскадры появился на палубе лодки вместе с командиром ПЛ. На командующем откуда-то взявшаяся спецовка, а на руках рукавицы. Запомнились именно рукавицы, они были в ржавчине. До нас доносились слова Волобуева, который в резкой форме высказал командиру ПЛ о неудовлетворительном состояние лодки. Дал срок неделю на устранение всех замечаний, а иначе обещал снять лодку с БС. В те времена снятие с БС было бы крупным ЧП..
Наш баркас отвалил от лодки и направился к крейсеру, где без приключений был поднят на борт. «Матросское радио» разнесло весть, что наш крейсер зайдет в Порт-Саид, Египет Вначале обрадовались, дескать посмотрим на заграницу, как там живут, но радость сменилась разочарованием. Еще до захода стало известно, что схода на берег не будет. Старшина Дацюк успокоил - пускай на берег не сходим, зато получим боны, что за боны такие и с чем их едят, я не знал. Мне обьяснили про чеки внешторга, что на них можно отовариться в спецмагазине.
В начале последней декады июля мы снялись с якоря, взяли курс на Порт-Саид, который находится в Суэцком канале. В 1973 году канал не действовал после войны 1967 года между арабами и Израилем, не затихало и в последующие годы.На рассвете подошли к входу в Суэцкий канал, где нас встретил лоцманский катер. Следуем за ним, вот и Порт-Саид. Смотрим по сторонам, всюду видны разрушения. Становимся на якорь рядом с управлением Суэцким каналом,.Это историческое здание, построенное при сооружении канала, не разрушено, рядом стоят арабские ракетные катера. Наши советские катера - наша помощь Египту. Недалеко видно большое здание, как выяснилось - гостиница . Огромная дыра от попадания ракеты, но устояла. С другой стороны канала у самой воды расположилось кафешка, арабы отдыхают, слышна музыка…..Между тем недалеко, в бинокль хорошо видна проходящая линия фронта, колючая проволка.. На крейсере повышенная боевая готовность. Раз на берег нас не пускают, то остается одно средство - смотреть через бинокль на жизнь города, а он какой-то пустынный только и видно одних солдат. Один раз наблюдали такую картину. Идет арабский солдат на службу, в руке авоська с продуктами и в ней же наш автомат. Нам стало смешно, ну какие из них вояки. Днем нас навестили два израильских «Фантома», за ними зорко следила БЧ-2, готовые, если понадобится, открыть огонь. На арабских катерах ноль внимания на самолеты, после того как мы кричим вахтенному на катер, что в небе «Фантомы» , тот лениво снимает чехол с пулемета…….,выводы делаем сами.
Закончилось наше короткое пребывание в Порт-Саиде. Снимаемся с якоря идем на выход в Средиземное море. Пришли в точку 5, стали на якорь. Пришел приказ, что нам на смену идет плавбаза «Волга»,тогда приписанная к СФ. на которую перейдет штаб эскадры. Наконец-то на горизонте показалась плавбаза, обменялись позывными. Начался переход штаба 5 эскадры. На следующий день команда крейсера была построена по Большому сбору на юте. Командующий эскадрой контр-адмирал Волобуев поблагодарил экипаж крейсера «Жданов» за обеспечение штаба и пожелал нам скорейшего возвращения в родную базу. После этого командующий перешел на плавбазу, у нас на корабле был объявлен «Аврал». Подняли якоря и под звуки марша Прощания Славянки крейсер дал ход,. На соседних кораблях, которые оставались в точке, экпиажи построенные вдоль бортов, нам махали и наверное завидовали, что мы идем домой, а им еще нести нелегкую службу вдали от родных берегов на страже Родины. Снова проходим проливы и вот оно долгожданное наше Черное море. На рассвете подошли к нашим берегам. Показался Херсонеский маяк, обменялись позывными, запросили добро на вход в базу. Проходим боновое заграждение, на Приморском бульваре много народа встречают нас. Становимся на 1-ые бочки. Так закончился наш второй поход в Атлантику и БС в Средиземном море.

Снимки Владимира Бушуева и Геннадия Тутунькина.
Вложения
v0167.jpg
v0167.jpg (53.42 Кб) Просмотров: 13043
img037a.jpg
img037a.jpg (43.75 Кб) Просмотров: 12804
v0129b.jpg
v0129b.jpg (76.36 Кб) Просмотров: 12825
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 19 дек 2009, 14:27

Еще несколько снимков автора,плюс фото плавбазы "Волга". На сайте есть несколько фото этого корабля, но чтобы не повторяться решил взять из Интернета. Как исключение. Плавбаза снята в Гвинеи, порт Конакри. Весной 1973 года она сменила эсминец "Бывалый", а через некоторое время пришла в Средиземное море для смены КРУ "Жданов". Именно "Волге" пришлось обеспечивать связью штаб эскадры в горячие дни октябрьских событий того года.
Вложения
PB020282_a.jpg
PB020282_a.jpg (45.97 Кб) Просмотров: 12997
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:23, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

След.

Вернуться в Воспоминания о флотской службе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron