Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 19 дек 2009, 17:15

Перенесено на сайт.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 21 мар 2016, 18:28, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение Казаков_Николай » 19 дек 2009, 22:09

По воспоминаниям сигнальщика Геннадия Тутунькина. Очень понравилось. Написано интересно и главное все понятно, поэтому читается легко. В каждом БЧ есть своя специфика службы, этого в рассказе удалось избежать. Поражает точность (до мелких деталей) эпизодов и в целом последовательность всех описанных событий. Особенно учитывая, что прошло более 35 лет.
Описан быт и служба сигнальщиков, которые располагаются выше всех и им сверху видно все. В мое время службы я приятельствовал с сигнальщиками своего года. Но они как-то мало говорили о своей работе. Впрочем, как и я. Служба (лучше назвать ее работой) трудная была у всех БЧ. Поэтому в свободное время лучше поговорить было о чем-то другом и приятном, отключившись от работы. Поэтому в этих воспоминаниях и интересно было узнать о службе сигнальщиков.
Геннадий, с уважением пожимаю руку. Спасибо. Воспоминания читаются интересно; буду перечитывать не раз.
Думаю, нужно продолжить воспоминания. Описать отдельно интересные и смешные случаи (учитывая вашу хорошую и цепкую память). Николай
Аватара пользователя
Казаков_Николай
 
Сообщения: 641
Зарегистрирован: 01 июн 2009, 20:27

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 20 дек 2009, 15:46

Могу тебя обрадовать Николай, так как рассказ Геннадия еще далек от окончания. По-мере написания новые части будут регулярно публиковаться.

Пользуясь «окном» вставлю еще несколько снимков Александра, правда, чуть забегая вперед сюжета повествования.. :D

На первом снимке – НАШИ АВТОРЫ!!
Вложения
DSC02035a.jpg
DSC02035a.jpg (94.9 Кб) Просмотров: 7992
DSC02012a.jpg
DSC02012a.jpg (80.6 Кб) Просмотров: 8017
DSC02032a.jpg
DSC02032a.jpg (64.63 Кб) Просмотров: 8089
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 19 май 2011, 08:18, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 21 дек 2009, 14:27

Пошли будни флотской службы в базе. После осеннего сбор-похода выявилась неисправность в зенитно-ракетном комплексе. На корабль прибыли специалисты по настройке ЗРК «ОСА».. Во время стрельбы главного калибра аппаратура от грохота и тряски вышла из строя. Скоро наладили ракетный комплекс, и крейсер вышел на испытания. Вновь Феодоссия,полигон Опук.. Ракетная стрельба произвела на нас впечатление. Стреляли по самолету мишени. Двухмоторный реактивный самолет был подбит первой же ракетой, горящая мишень падает, и в это время вторая ракета добивает ее окончательно, обломки в море. Командир крейсера Проскуряков остался доволен результатом. Жаль, конечно, что не смогли сфотографировать…. Вот бы сейчас все это увидеть, хот бы на фотографиях!
Пришли в базу, где узнали, что нашему крейсеру предстоит идти в Новороссийск, на празднование 30-ой годовщины освобождения города от фашистких захватчиков. На вертолетную площадку водрузили салютную установку, и в Новороссийск. На рассвете 15 сентября мы подошли к Новороссийску, на рейде в Цемесской бухте стояли танкера и сухогрузы. Смотрю на берег, думаю про себя - где же тут «Малая земля»? Спросил у мичмана Походощука, он в ответ показывает на пустырь и говорит «Это и есть знаменитая «Малая земля».
На корабль прибыл лоцман, и наш крейсер вошел в порт, поставили к морскому пассажирскому причалу. Мы думали нас будет встречать все население города, а на причале лишь редкие скучающие зеваки……
Командир Проскуряков видя такое пренебрежение, решил, что сводная рота с оркестром и знаменем пройдет по улицам города и таким образом поднимет праздничное настроение новороссийцев. После обеда рота с оркестром прошла по многим улицам города.. Вернулись часа через два в «окружении» горожан, казалось весь город сбежался на морской причал. На корабле все свободные от вахт матросы поднялись на верхнии палубу. Началось обоюдное приветствие - Народ машет с причала, моряки машут бескозырками, там где была возможность завязывалиь диалоги. Но недолго длилось наше созерцание. Командир крейсера приказал готовить к подьему на следующий день флагов расцвечивания. При помощи ребят из БЧ-4 мы успели их приготовить, и на следующий день, крейсер «Жданов» по праздничному приоделся. На корабль прибыл комендант города Новороссийск, чтобы узнать, как мы будем проводить салют, и будет ли посещение новороссийцами корабля. Комендант хотел, чтобы мы произвели салют из главного калибра. Командир крейсера Проскуряков объяснил ему, что если мы произведем салют даже из универсальных орудий и то придется вставлять окна у половины города не говоря уж о главном калибре. В посещении было отказано, ссылаясь на то, что на корабле стоит секретная аппаратура связи ……, но дело было не в этом. Накануне вечером мы с сигнального мостика наблюдали такую картину - с корабля кидают бескозырки, ремни и прочие флотские атрибуты новороссийцам, а те в знак благодарности - бутылки с вином. Матросы несколько бутылок поймали, но несколько не долетали, разбились о борт под вздохи разочарования морской братвы. Вот потому командир и отменил посещение корабля, небесосновательно полагая, что новороссийцы споят матросов. Эти два дня многие «ждановцы» побывали в увольнении. Вечером 16 сентября был дан салют из салютной установки, впервые пришлось наблюдать салют,произведенный с нашего корабля. В Севастополе мы только производили артиллерийский салют, а фейерверк производился с берега, а здесь с нашего юта. До поздней ночи продолжалось веселье на берегу. Увольняемых собирали по городу до «третьих петухов». Сам комендант принимал в этом участие, командир строго спрашивал его, чтобы он нашел всех. На следующий день мы покидали город-герой Новороссийск, на берегу было много провожающих. За эти дни моряки подружились с новороссийцами, было трудно расставаться с гостеприимством горожан. Никто тогда не мог себе представить, что пройдет месяц, и мы вновь придем сюда, а пока что мы под марш Прощание славянки уходили в Севастополь.
Вскоре появились разговоры, что нас поставят в док. Старшина Зорин усмехаясь говорил - Вот пойдете драить корпус корабля от зелени подкильной, это не фунт изюма! " В начале октября опять началась война на Ближнем востоке. Каждый день корабли нашей дивизии уходили в Средиземное море, ушла наша бригада - крейсер «Грозный», БПК «Красный Кавказ, тот же участвующий с нами в заходе в Новороссийск – БПК «Красный Крым». Только мы остались в базе. Пришел приказ начать выгрузку боезапаса. На следующий день к борту корабля подошла баржа, и начали выгрузку боезапаса. Не успели выгрузить и половины, как пришел, семафор прекратить - Готовить корабль к походу! Был слух, что штаб 5 эскадры просит, прислать наш крейсер для обеспечения управления эскадрой. Командир крейсера капитан 1 ранга Проскуряков срочно убыл в штаб флота. Снова приходит семафор, чтобы продолжали выгрузку. Как потом говорили, командир сумел убедить командование флота, что выгрузка боезапаса уже закончена, что корабль нуждается в ремонте. Конечно, как было в реальности может рассказать лишь Командир….

Выгрузив боезапас, стали ждать, когда нас поставят в док, в Севастополе нужного или свободного не оказалось. Получили приказ идти в Новороссийск. На переходе в Новороссийск в конце октября с нами произошел конфуз.
Заступил на вахту ночью, а на палубе как днем, с берега нас освещают зенитными прожекторами. Мы на сигнальном мостике в недоумение, что происходит!. Продолжалось это на всем прохождение вдоль крымского побережья, и только по прибытии в Новороссийск мы узнали, почему нас так сопровождали прожекторами. Оказывается забыли взять радиообменные позывные. В общем шли как пираты хорошо хоть штаб флота успел предупредить пограничников, что мимо побережья будет проходить наш крейсер, с таким-то бортовым номером. Эпизод анекдотичный, но крейсер, пограничники могли обстрелять, поясняя обстаноску говорил нам мичман Походощук, приняв нас за корабль-нарушитель. В Новороссийске встали к аварийному причалу, где обычно стояли суда, ожидающие постановки в док. Примерно через неделю он освободился.. Подошли буксиры и нас стали заводить в док. Сложная операция прошла успешно. Мы стали готовиться для очистки днища крейсера от всего, что прилипло за эти годы. Последний раз эту операцию осуществляли в 1970 году. Мичман Походощук обрадовал нас, что мы не будем участвовать в этом мероприятие. Все работы по очистке днища берет на себя завод, а также и покраску. Смотрим с сигнального мостика, в доке ставят какие-то машины, оказалось, что ими будут чистить борта и днище корабля. На следующий день рабочие приступили. Начался такой грохот, что в кубриках сидеть было невозможно. Все шло хорошо и быстро. Предполагали, что скоро покинем гостеприимный город. В один из дней проверив рулевое управление, выяснилось, что наш руль болтается на честном слове. Если бы нам предстояло идти снова в океан, то мы могли бы потерять его. Крейсер был фактически готов, а тут пришлось снимать руль и когда его отремонтируют, никто не знал. Нас с особыми предосторожностями вывели из дока, облепили буксиры и потащили обратно к аварийному причалу. Так как стоянка наша затянулась, командир крейсера Проскуряков убыл в отпуск, ушел в отпуск и наш мичман Походощук, а также офицеры,мичмана и матросы. Годки стали готовиться к дембелю. Старпом капитан 2 ранга Шакун пообещал сход дембелям из Новороссийска…..тем, кто был на хорошем счету.

На фотографиях.
Новороссийский док, возможно тот самый.
Выгрузка боезапаса и Г.Тутунькин с друзьями у ЗРК «ОСА». Фото автора.

Продолжение следует.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:23, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 22 дек 2009, 15:43

Разрешили увольнение в город. Новороссийцы гостеприимно встретили наших морячков. Отсутствие вышестоящего начальства сказалось на дисциплине. Появились случаи пьянства среди годков. Так в РТС. один умудрился пронести на корабль 6 четвертинок водки в бушлате, хоть и прошел проверку на юте…. В очередной раз в один из дней к нам поднялся зам. ком. БЧ-4 капитан-лейтенант-инженер Г.Левченко. Построил нас и говорит, чтобы я вышел из строя. Выхожу. Он достает бутылку водки, которую нашел у наших годков. Приказывает подставить руки пригорошней, а затем льет на них почти всю водку. Со словами «пора прибраться на сигнальном» , остатки - на палубу….. После приборки замполит провел с нами свою обязательную политико-воспитательную беседу, после чего удалился. Ребята надо мной смеялись - теперь говорят, можешь неделю руки не мыть!
Между тем, дисциплина продолжала падать, годки спят до обеда, на физзарядку и подавно не встают. Старпом решил провести свой «фирменный обход корабля».. Обычно он только спускался в кормовые кубрики, а из носовых все выбегали как ошпаренные. В то утро я был дневальным по кубрику. Получив сообщение, что Шакун идет по низам, предупредил об этом годков, Старшина Дацюк собрался и ушел на сигнальный мостик, а старшина Зорин заявил, что хочет спать…. Довольно скоро в кубрике появился старпом. Я представился, как положено, но он особо не обращая на меня внимание уже заметил свою «жертву»….
Кто это!! спит внеположенное время?? Наверняка многие помнят этот неповторимый «рык», гримасу лица, чуть наклоненную вперед фигуру, раскачивающуюся на носках ног. А вибрирующиеся интонации голоса, артистизм! Любой профессиональный актер позавидовал бы, высоко оценил - это Лицедейство! Разбудив Зорина, объявил ему 5 суток ареста с набором слов не то что «трехэтажного», а высшего военно-морского лексикона! Вдобавок, вечером еще и разжаловал. Страшину команды мичмана Походощука отозвали из отпуска, чтобы он навел порядок в сигнальной команде. Тот прекрасно понимая, что его ждет, не торопился. Однако это не помогло… По прибытии старпом и его «наградил» 5-ю сутками ареста. Через несколько дней новороссийская губа была забита нашими «ждановцами». Сия кара коснулась даже главного боцмана Горшкова Начальник гарнизонной губы взмолился, что мест больше нет, что она не рассчитана на такое количество арестованных….. Пришло время становиться в док, вернулся командир крейсера из отпуска. На следующий день к борту подошли буксиры и нас повели в док. После постановки экипаж был построен на юте. Капитан 1 ранга Проскуряков выслушал доклад старпома о дисциплине на крейсере своим приказом, влепил, команде, Орг.период с отработкой строевого шага. Развели нас по верхней палубе. Только мы приступили к строевым учениям, прибегает начальник дока, требуя прекратить топанье по палубе. Оно дескать запрещено правилами стоянки в доке. Взамен «шагистике» объявили об дополнительном изучении Устава Корабельной службы… Вернулись наши арестанты мичман Походощук и Зорин. Началось увольнеие годков в запас. У нас первым ушел Анатолий Беляков из Астрахани, ушел и старшина Дацюк. Старпом Шакун сдержал свое слово, большинство годков ушли домой из Новороссийска.

19 декабря мне присвоили звание старшего матроса, чуть раньше - «Специалиста 2 класса». Тогда же старшинами стали - Сухомлинов Александр и Иванов Николай. На корабль пришло молодое пополнение. В сигнальную команду очередные 10 человек. Можно сказать по традиции в основном ребята из Мариуполя или как тогда - города Жданова. Пришли два брата Дворко - Саша и Валера, а также Гуцало Александр, астраханец Балтаньязов Николай. К сожалению, остальных не помню. Их затем раскидали по другим кораблям.
Ремонт нашего корабля закончился, нас вывели из дока, пришла пора расставаться с гостеприимным городом. Выходим из порта, проходим Цемесской бухтой. Командир крейсера Проскуряков спрашивает у командира БЧ-4 капитана 3 ранга Ан.Фещука - Как насчет позывных? Выясняется - как всегда! Вспоминаем в последний момент. Сбавляем ход до самого малого, спускаем катер на воду. С ходового мостика приказывают направить сигнальщика на катер. Мичман Походощук отправляет меня. Взял спасжилет, флажки, сигнальный фонарь и в катер. Там уже командир БЧ-4 Фещук. Отвалив от крейсера, возвращаемся в порт. Подходим к пограничному сторожевому кораблю. На катере прохладно, да и погода не балует, декабрь месяц. Командир БЧ разрешает нам погреться на ПСКРе. Мы с радостью лезем на корабль. Спустился в машинное отделение, там тепло, поговорил с ребятами пограничниками, как им служится, спросил про земляков, но горьковчан среди них не было. Выйдя из машинного отделения, встретил Фещука. Вместе возвращаемся в катер. Командир катера направил было катер на выход из порта, но не тут то было. Командир БЧ-4 приказывает повернуть к морскому вокзалу. Подошли к морвокзалу, пришвартовались. Фещук сошел на берег, смотрим, ему на встречу спешит дивчина….Наш командир бравый молодец! Пользуясь моментом, пошел на морвокзал. В буфете купил сардельки, печенье, лимонад, Со снедью иду на катер. Последним прибыл командир БЧ после сердечного расставания…. отваливаем от причала и медленно направляемся на выход из порта. Фещук меня и радиста послал в салон катера. Через некоторое время дверь в салон открывается, довольный и веселый командир спрашивает « Не найдется ли у меня закусить? Естественно, найдется! отдаю ему сардельки и печенье. К слову, берет немного, улыбаясь говорит – Запасливый! Может и вино покупал? Смотри у меня….
В море ветер посвежел, пошла волна, катер зарывается в волну. Подошли к крейсеру, смотрим, трапа нет, нам машут, подходить прямо под грузовую стрелу. Подошли, катер болтает на волне, крючковые прилагают усилия, чтобы закрепить троса. Мы с радистом спешим им на помощь. Общими усилиями нам это удается и нас поднимают на борт. Не запланированное приключение закончилось!
Только поднялся на сигнальный мостик, следом за мной Фещук. «А ну, говорит мне, поморгай прожектором на набережную». Включил большой прожектор, навел на набережную. Моргаю, оттуда машут платком. в ответ Анатолий Алексеевич взмахнул фуражкой на прощанье….
Крейсер набирает ход, в дымке скрывается город Новороссийск. На следующий день мы пришли в свою базу, где не были два месяца. Ушли последние годки, в том числе и наш Зорин…..
Началась учеба для молодых, как в свое время учились мы, так сейчас училась наша молодежь. Старшина Иванов приказал мне ознакомить молодых с устройством корабля, показать, где- что находиться. На сигнальном мостике тоже шла учеба. Выясняли, кто из них лучше знает азы сигнального дела. В заключение мичман Походощук лично проверил молдых, чтобы из них оставить на крейсере лучших. 1973 год заканчивался, наступал Новый 74 Год. Что он нам принесет мы, конечно,не знали.

Несколько фото Геннадия с друзями-сигнальщиками.
Увы, редкая фотография с ПХД, но качество…
Фото с ПХД меняем на снимок из альбома Александра, но и он не ахти…
На последней КРУ «Жданов» после возвращения из Новороссийска конец декабря 1973 года. Фото Валерия Вильянда
Вложения
DSC02008a.jpg
DSC02008a.jpg (77.73 Кб) Просмотров: 7977
PB020180.jpg
PB020180.jpg (42.45 Кб) Просмотров: 8733
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 20 июн 2015, 20:12, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение Казаков_Николай » 22 дек 2009, 21:17

Мы тоже чистили днище крейсера в доке Севремзавода, по-моему весной 1977 года. Тогда по кораблю прошла утка (а может и вправду был устный приказ), стахановцы-годки отличившиеся в очистке днища будут сходить домой в первых группах. Таковых по-крайней мере из БЧ-4 было мало. Работали в основном стахановцы-молодежь.
Нас после дока у причала завода тоже погоняли строевой подготовкой. Дней пять, может быть и по-более. Вспоминая впечатления того времени - это мероприятие вызывало у нас раздрожение и тоску. Итог от такого мероприятия нулевой. Судя по рассказам предыдущих поколений-моряков крейсера, отмечался явный затяжной дефицит творчества у командиров. Николай
Аватара пользователя
Казаков_Николай
 
Сообщения: 641
Зарегистрирован: 01 июн 2009, 20:27

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 23 июл 2010, 21:35

Продолжение воспоминаний сигнальной службы.

Наступил Новый 1974 год. Продолжалась учеба молодых сигнальщиков. Ребята были грамотные, все с берегов моря кто из Мариуполя кто из Астрахани. Ходили по кораблю изучали, как и мы когда-то устройство корабля. Мичман Походощук приглядывался к ним, кого из них оставить на нашем корабле, а кого списать на другие корабли. Скоро им, да и нам пришлось участвовать в учениях, которые прошли на флоте. В середине января начались флотские учения под флагом командующего ЧФ адмирала Сысоева В.С.. В учениях принимали участие все находящиеся в строю корабли нашей дивизии, а также были задействованы ПЛ и авиация. На нашем крейсере расположился штаб флота.
Снялись с якоря, прошли боновые заграждения и сразу же начались учения. Отрабатывали взаимодействие с тральщиками. Из Стрелецкой бухты вышли два тральщика, встали впереди нас по курсу, опустили свои параваны и мы пошли за ними. Мичман Походощук отправил меня на бак к гюйсштоку впередсмотрящим, чтобы смотрел и показывал направление, если всплывет мина. Погода стояла паршивая, на баке продувало как в аэродинамической трубе. Шли малым ходом, скоро дошли до Херсонеского маяка, тральщики отвалили. Корабли выстроились в кильватерную колонну, и пошли бороздить просторы Черного моря. Начались учения, днем и ночью звучала боевая тревога. Наш крейсер следовал в кильватер за БПК «Проворный».
В один из дней, когда стоял на вахте произошел такой случай. Наш мичман Походощук находился на сигнальном мостике, подошел ко мне и спросил, кто впереди нас идет. Отвечаю, что БПК «Проворный», а он в ответ, а что это у него с кормы болтается. Посмотрел в бинокль и отвечаю швабра, а он, ты доложил на ходовой, говорю что нет. Тогда он сам берет микрофон и говорит ходовой сигнальный, на БПК с кормы свисает швабра, с ходового ответили что поняли. Мичман Походощук походил по сигнальному, и опять берет микрофон и говорит ходовой сигнальный на БПК «Проворный» с кормы свисает швабра, с ходового есть понятно. Но на этом наш мичман не успокоился, когда он и в третий раз доложил об этой швабре, не выдержал командир крейсера Проскуряков. Вызвал нашего мичмана на ходовой и сам вышел из ходовой рубки. Говорит нашему мичману, что ты заладил со своей шваброй, начал вставлять ему по первое число, а наш мичман знай только руку к козырьку и отвечает, есть, так точно. Командир слушал, слушал и говорит, что ты мне заладил, Есть, Так точно, у тебя, что больше нечего сказать. Мичман в ответ, Так точно. Командир ему, Вон отсюда и чтобы я твоего голоса не слышал. Приходит мичман на сигнальный, я его спрашиваю, что попало от командира, а он в ответ только махнул рукой. Спрашиваю у мичмана, а что вы командиру говорили, Есть, Так точно. Он мне и преподал урок, как вести себя со старшими, ты говорит, как бы тебя не ругали, отвечай, Есть. Так точно, Ни как нет и все. Этот урок я усвоил и в будущем, когда стал старшиной, всегда отвечал, как учил наш мичман Походощук А. Н..
Учения продолжались, сходили к берегам Болгарии, где командующий адмирал Сысоев нанес визит в порт Варну. Слухи были, что командующий пойдет в Варну на нашем крейсере, но он перешел на один из БПК на котором нанес визит. Визит был краткосрочным, поздним вечером он вернулся на наш крейсер. Поход наш продолжался. Учения шли полным ходом. Корабли шли то кильватерной колонной, то вдруг все одновременно меняли курс и шли строем фронта. Зрелище было грандиозное, после мне приходилось участвовать в учениях, но такого масштабного больше не пришлось видеть. Пропахали все Черное море от берегов Болгарии до берегов Кавказского побережья, и берегов Турции. Днем отрабатывали взаимодействие с авиацией, а ночью отбивали атаки ракетных и торпедных катеров. Пришлось познакомиться со всей нашей авиацией приданной Черноморскому флоту. Была задействована дальняя авиация, в один из дней над нашими кораблями на небольшой высоте пронеслись наши ракетоносцы ТУ-16.
Больше всего запомнился противолодочный самолет БЕ-12. С ним у наших сигнальщиков остались неприятные воспоминания. Было это еще на севере во время посещения крейсером Североморска. На учениях в море с ходового мостика предупредили, что по кораблю будет отрабатывать учебную атаку наш самолет БЕ-12. Мичман Походощук приказал, чтобы удвоили наблюдение за воздухом. Наши сигнальщики вперили свой взгляд в небо. Скоро один из сигнальщиков заметил самолет на горизонте и доложил на ходовой мостик, что наблюдает воздушную цель. С ходового мостика запрашивают, что за самолет, БЕ-12 или нет. Мичман Походощук сам берет микрофон и уверенно докладывает наш самолет БЕ-12. С ходового мостика еще раз спросили, вы уверены, на что мичман Походощук отвечает БЕ-12 сомнений нет. Каково же было удивление наших сигнальщиков, да и на ходовом мостике, когда над кораблем с ревом моторов пролетел норвежский патрульный самолет Нептун. Что тут началось, мичмана вызвали на ходовой мостик, где командир крейсера Проскуряков высказал нашему мичману, где это он видел БЕ-12, или норвежец это и есть БЕ-12. Мичман Походощук в ответ только развел руками, с кем не бывает, тем более что БЕ-12 нашим сигнальщикам не приходилось раньше видеть. Черное море не Север и здесь нет натовских самолетов, так что когда с ходового мостика нас предупредили, что должен прилететь БЕ-12, мичман Походощук приказал удвоить внимание. Скоро заметили воздушную цель, доложили на ходовой мостик. С ходового мостика запросили, что за самолет, здесь мы с уверенностью докладываем, что это БЕ-12, так как других самолетов здесь не может быть. С ходового мостика все равно переспрашивают, а может быть это опять не БЕ-12, а какой то другой самолет. Мичман Походощук сам докладывает, это БЕ-12 ошибки нет. На этом история с БЕ-12 заканчивается, но еще долго при виде натовских Орионов, Атлантиков и других самолетов нас переспрашивали, а может это БЕ-12.
Учения заканчивались скоро корабли вернулись в родную базу. Наш крейсер встал на свое привычное место, а именно на первые бочки. В конце января в город Николаев на БПК- «Керчь» ушел служить Женя Мушенко с которым мы вместе пришли на крейсер. Скоро для наших молодых сигнальщиков наступили черные дни иначе и не скажешь. К нам на крейсер на стажировку пришли сигнальщики с ТАКР-«Киев». У них были годки не чета нашим, настоящие урки, а не моряки им место за колючкой, а не на корабле. В свое время и нас гоняли, но эти урки, а иначе я не могу их назвать моряками издевались над молодыми, как над своими, так и над нашими. Ночью приходили и вставляли то газетный обрывок, то спички кому нибудь из молодых между пальцев ног и поджигали, молодой спросонья вскакивал как ошпаренный, и не мог понять, что происходит, а они ржали как сивые мерины от восторга. К сожалению, наши старшины Иванов и Сухомлинов пошли у этих урок на поводу, и не могли запретить им, а может, боялись. Но нашелся среди молодых один, который сумел дать им отпор, к сожалению, фамилию его позабыл. Он был родом из города Мариуполя и на гражданке занимался каратэ и вот в один из дней, когда урки стали над ним издеваться, он им показал боевую стойку, и они оторопели. Хотя среди урок был один самбист, но и он струсил, но пригрозили молодому, что просто так ему не сойдет. Молодой скоро подал рапорт о поступление в военно-морское училище. Рапорт его был удовлетворен. Скоро и мне пришлось столкнуться с самбистом, был он старшиной 2 статьи и родом из Мариуполя. Сидел я в кубрике и писал письмо, когда пришел этот так называемый старшина и прицепился ко мне. Слово за слово ну я тут и не выдержал и сказал ему кто ты такой, чтобы мной командовать, у меня есть свой старшина, вот он пускай и приказывает, а ты говорю ему, иди, командуй над своими подчиненными. Он, конечно, не ожидал такого, смотрю, а он кулаки сжимает, ну я тоже встал, думаю, будь что будет. Он посмотрел и говорит, ладно с тобой разберемся, пошел и привел старшину Иванова, а тот влепил мне наряд.
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 04 июл 2015, 12:24, всего редактировалось 2 раз(а).
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 23 июл 2010, 22:05

Служба продолжалась. Вечером после проверки звучали тревоги то аварийная, то угроза химической атаки. Во время одной из химических тревог с нами произошел анекдотический случай. Все по порядку, во время тревоги мы прибегали на сигнальный мостик, возьмешь сумку с противогазом накинешь на плечо и все. Сам противогаз и не думали одевать, все равно к нам никто с проверкой не придет. Это мы так думали, но не так думал начальник химслужбы кап-л-т Дубровский. Он не раз предупреждал, что доберется до нас, а мы пропускали мимо ушей и продолжали нарушать.
В один из февральских вечеров так же после проверки прозвучала химическая тревога. Прибежали на сигнальный мостик похватали противогазы, звучит команда Газы, одеть противогазы. Молодые сигнальщики одели, а я нет. Прибежали и старшины, старшина Иванов заставил меня одеть противогаз, с неохотой одел. Сами же старшины ушли в сигнальную рубку, всего их там набилось 6 человек. В это же время кап-л-т Дубровский решил нас наказать, чтобы мы его не смогли увидеть, и предупредить старшин он не стал подниматься на сигнальный мостик по трапу, а предпочел путь через катерную площадку. Пришел оттуда, откуда мы его не ждали. Пришел он не с пустыми руками, а с какой то шашкой, которую зажег. Первым делом он с этой шашкой ринулся в сигнальную рубку, где ничего не ожидавшие, годки травили баланду. Рванув дверь на себя, кап-л-т Дубровский сунул им под нос подарок в виде шашки, из которой валил какой-то дым. Изумленные годки попытались задраиться, но Дубровский продолжал выкуривать их из рубки. Не выдержав запаха, годки вылетели из рубки и бросились в рассыпную, тогда дошла очередь и до нас. Дубровский подошел к нам, увидев, что мы стоим в противогазах, все равно поднес каждому из нас к носу свою газовую шашку. Скоро прозвучал отбой тревоги, сняли противогазы, вернулись разбежавшиеся годки. Дубровский говорит нам, как я вас прищучил и тут мы все рассмеялись, смеялся вместе с нами и кап-л-т Дубровский. После этого случая мы стали относиться ответственно к химтревогам, пока на крейсере служил кап-л-т Дубровский, но после его ухода опять все пошло по старому, но бдительность свою мы утроили и смотрели теперь не только за трапами, которые вели на сигнальный мостик, но и за катерной площадкой. Пролетели три недели стажировки сигнальщиков с Киева, они убыли на свой крейсер, мы вздохнули с облегчением.
Пролетело время незаметно, наступил праздничный день 23 февраля, все шло как обычно в этот день. Вечером состоялся праздничный салют, посмотрели фильм, и ничто не предвещало событиям, произошедшим ночью. Где-то на рассвете, было еще темно, нас разбудили колокола громкого боя, учебно-боевая тревога, бегом на сигнальный мостик. На бегу думал, неужели уходим в море, прибежав на сигнальный мостик мои сомнения, развеял Иван Марущак. На мой вопрос, что происходит, он ответил, что Саня, бывший наш сигнальщик угнал катер. Запомнилась такая картина - штабной катер «семерка», которым управлял Саня, стремится к Графской пристани, а его догоняет наш катер. Внезапно катер семерка замер к нему подошел наш катер, с него на семерку перепрыгнул вахтенный офицер, к сожалению, фамилию не помню. События развивались стремительно, смотрим, наш катер отвалил от семерки и устремился к Графской пристани, где из него на пристань выскочили две девицы и устремились прочь. Наш катер опять подошел к катеру семерка, в это время на корму катера семерка выскочила еще одна девица и бултых в воду, за ней бросился Саня. Матросы с нашего катера помогли вытащить на катер девицу и Саню. Наш катер взял на буксир катер-беглец и начал буксировку к борту нашего крейсера. В это же самое время пока они барахтались в воде, от крейсера на помощь нашему катеру отправился баркас. Мы подумали, что приключения на этом закончится, но не тут было. Смотрим, как наш катер буксирует беглеца, и вдруг за кормой беглеца возникает бурун и он, оборвав трос, устремляется в сторону Госпитальной. Наш катер устремляется в погоню за ним, тут как раз подоспел и баркас, общими усилиями им удается остановить беглеца. Баркас берет на буксир беглеца, а наш катер следует рядом, под таким конвоем подошли к правому трапу крейсера.
На борт крейсера поднялись все участники событий, сердобольные матросы принесли шинель для девушки. Прозвучал сигнал отбой учебно-боевой тревоги, и мы пошли досматривать свои сны в кубрик. Не успел еще лечь в койку, как смотрю, в кубрик пришел Саня. Весь какой-то поникший и промокший спрашивает у меня, где бы ему лечь спать. Показал ему на свободное место, ложись, спи, спрашиваю его, что же ты наделал, а он в ответ только махнул рукой.
С утра его увели на разбор полетов, дело пахло трибуналом, а ему оставалось служить всего-то три месяца. Целый день продолжалось расследование этого ЧП. На следующий день состоялось собрание БЧ-4, где решалась судьба Сани, передавать дело в трибунал или взять его на поруки, конечно, ему досталось на орехи, но личный состав БЧ-4 все же решил взять Саню на поруки и ходатайствовать перед командиром корабля, чтобы он не передавал дело в трибунал. Команда крейсера была построена на юте, где командир крейсера Проскуряков выступил по поводу ЧП. Он сказал, что БЧ-4 решила взять Саню на поруки и как посмотрит на это команда корабля положительно или отрицательно. Команда корабля поддержала инициативу БЧ-4 взять Саню на поруки. Саня попросил прощения у команды корабля и командования корабля, а так же у дежурившего в тот день по кораблю кап.-л-т. Кутьина который утихомировал и задерживал катер с Саней. В заключение командир крейсера Проскуряков сказал, что, учитывая мнение команды, взять Саню на поруки командование корабля решило удовлетворить просьбу команды. Саню разжаловали и отправили дослуживать к нам в сигнальную команду.
Наступила весна, но погода не баловала нас теплом, а тут еще к нам на корабль на практику пришли курсанты КВВМПУ из Киева, будущие замполиты. Пришлось нам опять, переселится на сигнальный мостик, но тут вмешалась матушка погода. Ночью было холодно, и мичман Походощук обратился к командиру БЧ-4 кап.3 ранга Фещуку с просьбой, чтобы нас разместили в кубриках. Молодых смогли разместить в 19 кубрике, наши старшины решили спать на сигнальном, а нас оставшихся по просьбе Фещука к командиру штурманской БЧ кап.3 ранга Лоскутову отправили в пост гирокомпаса с наказом, чтобы вели себя достойно и содержали пост в чистоте и порядке.
Перетащили свои пожитки в пост, разместились, осмотрелись жить можно. С нами в посту разместился и разжалованный Саня, скоро он где-то раздобыл и притащил магнитофон и гитару, сразу стало веселей. Мы быстро освоились в посту, на сигнальный мостик поднимались только чтобы поесть да на вахту, а так сидели с Саней в посту слушали музыку или же Саня пел песни под гитару.
Такая житуха продолжалась не долго, всему есть конец. В один из дней, когда Саня наигрывал на гитаре, а еще играл и магнитофон в пост спустился молодой лейтенант из штурманской части. Первым делом он задал нам вопрос, что это мы тут делаем, и кто разрешил нам, находится здесь. Мы ответили, что нам разрешил сам командир БЧ-1 кап.3 ранга Лоскутов. Хорошо сказал л-т, а что вы за бардак развели в посту, чего скрывать мы действительно развели бардак, дым стоял коромыслом. Л-т приказал нам навести порядок, а сам ушел. Вечером пришел мичман Походощук устроил нам нагоняй и велел собирать пожитки и перебираться на сигнальный мостик, раз говорит, не соблюдаете порядок, ступайте на холодок, закалятся. Делать нечего пришлось нам выметаться на свой сигнальный мостик. Хорошо еще погода стала теплой, и ночью не так замерзали.
Недолго мы куковали на сигнальном мостике, курсанты убыли в свое училище, и мы с радостью вернулись в свой родной кубрик. Только радоваться пришлось не долго, по кораблю прошел слух, что к нам на корабль прибудет сам главком адмирал Горшков. Началась как в таких случаях подготовка корабля к приему главкома. Драили все, что можно было, наводили порядок во всех помещениях. Ждали с нетерпением, хотелось нам кому не пришлось его видеть в Североморске, посмотреть на прославленного флотоводца. Но не получилось главком адмирал Горшков проследовал на катере мимо нашего крейсера на ПКР- «Москва» на котором вышел в море с проверкой боеспособности крейсера. Нам же не пришлось даже в бинокль посмотреть на главкома, был приказ, чтобы всех с палуб убрали, а нам сигнальщикам спрятаться, чтобы не видно было.

Продолжение следует. Фотографии автора.
Вложения
PB020182_a.jpg
PB020182_a.jpg (63.55 Кб) Просмотров: 8499
PB020145_a.jpg
PB020145_a.jpg (65.32 Кб) Просмотров: 8391
Последний раз редактировалось sviazist 4-15-21 20 июн 2015, 20:13, всего редактировалось 1 раз.
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение sviazist 4-15-21 » 23 июл 2010, 22:33

Выходили и мы в море, погода стояла паршивая. Рано утром отрабатывали отражение атаки ракетных катеров. В нас с ракетного катера была пущена ракета, а у нас в бой вступил ЗРК ОСА первой же нашей ракетой, крылатая ракета, запущенная с катера была подбита, вторая наша ракета добавила, и ракета условного противника плюхнулась в море. На следующий день наш крейсер возвратился в базу, возвратился и крейсер «Москва» с главкомом.
Наступил апрель, но погода стояла не весенняя, а словно на дворе стояла осень. В один из апрельских дней ходили на стрельбы под Феодосию. На обратном пути в базу, ночью попали в шторм, ветер с дождем, на сигнальном мостике светопреставление, словно мы опять в Атлантике.
Вот тут-то на крейсер свалилась в прямом смысле стая пернатых, обессиливших на перелете из жарких стран на родину. На сигнальном мостике закипела работа, стали ловить птиц, при свете в рубке рассмотрели, что это ласточки. Распределили ласточек, куда можно, где было тепло, чтобы они отогрелись и передохнули. Днем при подходе в базу на сигнальный мостик поднялся мичман Походощук А.Н., увидев в сигнальной рубке ласточек, он спросил, где это мы их наловили. Мы ему рассказали, как было дело, в ответ он сказал пора выпустить птичек на волю. До берега было еще далеко, и хоть дождь закончился, но ветер все еще был сильным, и мы упросили мичмана, что выпустим птичек в базе.
После обеда зашли в базу, стали на якорь. Над городом свинцовые тучи, командир крейсера Проскуряков вышел на левое крыло ходового мостика удостовериться, что постановка корабля на бочки прошла в штатном режиме. В этот момент мы и выпустили наших пернатых зайцев, обрадовавшись свободе ласточки, взмыли в полет. Командир крейсера Проскуряков, увидев такую картину, пришел в изумление, повернув голову в нашу сторону, он хотел что-то сказать, но в это время из-за туч вышло солнышко, брызнуло лучами, в лицо командиру он улыбнулся, махнул рукой и отвернулся. Ласточки еще долго кружили над кораблем в благодарность за свое спасение. Мы были рады, ведь ласточки принесли в Севастополь настоящую весну, а с ней и тепло.
В конце апреля ко мне приехали родители. Обрадовался встречи с родителями, ходил в увольнение с обеда до ужина и с ужина до отбоя. Так продолжалось несколько дней, но все хорошее когда-то должно заканчиваться. Наступил час расставания, с обеда до ужина я был с родителями, которые, уезжали вечером после ужина. Но мне еще надо было после ужина сойти с корабля, но все равно я бы успел их проводить. Это я так думал, но нужно еще было пройти осмотр на юте проводимый нашим старпомом кап.2 ранга Шакун А.М. Построились на юте, ждем, пришел старпом, одного взгляда на него мне хватило, чтобы понять, что наш старпом сегодня не в духе. Точно началось, наши ряды стали редеть, дошла очередь и до меня, посмотрев на меня, старпом говорит у тебя, почему чехол грязноватый на бескозырки марш из строя устранять замечание. Прибежал в кубрик, пока нашел чехол, время ушло, пришлось выходить во вторую очередь.
Стоим, старпом опять прореживает наши ряды, доходит очередь до меня придраться вроде бы не к чему, но старпом со словами ты опять здесь я же тебе сказал устранить замечание. Хотел возразить ему, что я устранил но, поглядев на него, понял что бесполезно, а старпом уже закусил удила, что стоишь, марш отсюда что-то ты зачастил в увольнение, напутствовал он меня в спину. Пришел в кубрик, посмотрел на часы, смотрю все, поезд как говорится, ушел. Сел написал письмо матери, чтобы не беспокоилась, принес извинения, что не смог их проводить объяснил, что служба не позволила.
На следующее утро во время завтрака заходит к нам дежурный по БЧ-4 и спрашивает кто тут Тутунькин. Отвечаю я, он и говорит, вчера, когда увольняемые прибыли из города старпом спросил, а где Тутунькин что-то я не вижу его, а ему ответили, что вы сами его выгнали, и тут старпом со вздохом сожаления сказал, что он думал, что отпустил меня в увольнение. Конечно, было обидно, что не смог проводить родителей, но что делать, надо было самому варежку не разевать, а иметь еще один чехол на всякий случай. Старпома тоже понять можно он все первомайские праздники сидел на корабле, смотрел за порядком на крейсере.
Служба продолжалась на день Победы мне присвоили 1 класс и доверили быть старшиной сигнальной вахты правда пока только когда стояли на якоре. Дали мне старшины двух молодых сигнальщиков Дворко Александра и Гуцало Александра с напутствием, чтобы сделал из них настоящих сигнальщиков. Саня Гуцало сразу понял, что от него требовали, и скоро стал одним из лучших молодых сигнальщиков.
А вот с Дворко пришлось немного повозиться, прежде чем из него получился классный сигнальщик. Парень он был нормальный, но когда докладывал в рубку дежурного по кораблю, то начинал волноваться, и получалось, так что выпалит в микрофон как пулемет что катер с командиром подходит к правому трапу, а в рубке пока разберут, что он доложил, а катер уже у трапа. Дежурный высказывал все, что он думает о нас, и советовал убрать Дворко подальше от микрофона. Саня расстраивался, ну а я его успокаивал, и советовал не спешить, когда говоришь в микрофон. Говорю ему, отрабатывай командный голос, как наш уважаемый старпом Шакун А.М. заставлял офицеров и мичманов. Пройдет время и Саня научится докладывать командным голосом, а пока что хватали фитили в свой адрес.
В один из дней Дворко уморил со смеху нас своим поступком, все по порядку, подходит он ко мне, и говорит, где бы достать кузбасслаку спрашиваю, а тебе зачем, отвечает нужно. Послал его к боцманам, говорю, иди, может они тебе дадут. Он сходил, достал что ему нужно и на утреннем построение стоял в ряду сверкая лакированными прогарами. Оказывается он их покрасил, старшина Иванов как увидел, так и скорчился от смеха да и остальные матросы не удержались. Спросили его, ты что сделал, а он отвечает, надоело, говорит их каждый день чистить, да и не успевает, а тут смахнул тряпочкой пыль и они снова как новые. Наказывать Саню не стали, посмеялись, дело этим и кончилось.
В конце мая стало известно, что нам предстоит поход в Средиземное море на БС, впервые мы пойдем в составе своей бригады. К нам в сигнальную команду прибыли еще четверо молодых сигнальщиков, Олег Газин, Василий Коломейко, Владимир Попов и Щербатюк к сожалению имя его забыл. В начале июня были проведены флотские учения по поиску и уничтожению плавмин, на учение присутствовал сам главком Горшков. В учениях был задействован ПКР-«Ленинград», который должен был идти на разминирование Суэцкого канала. Пришло распоряжение штаба флота на усиление сигнальной команды ПКРа откомандировать из нашей команды двух сигнальщиков. Мичман Походощук решил откомандировать двух молодых, хотя я просился у него, чтобы он отправил меня, уж больно хотелось мне в этот поход, ведь ПКР-«Ленинград» должен был обогнуть Африку и со стороны Красного моря разминировать Суэцкий канал. Но мичман Походощук был непреклонен, на все у него был один ответ, а кому я буду сдавать дела, когда уйду на покой. Я в ответ, а причем тут я, на мичмана я не собираюсь оставаться, а он знай свое, ты говорит, будешь у меня дела принимать.
Я думал, что он шутит, а вышло все, так как он и предсказал и в 1975 году я принял у него сигнальную команду и четыре месяца был старшиной сигнальной команды, но это еще предстояло, а пока что на дворе был 1974 год и мы готовились к походу. Ходили на стрельбы в район Феодосии.
В один из дней когда мы должны были производить стрельбу главным калибром по берегу, в район стрельб залез в наглую болгарский сухогруз. На все наши попытки привлечь внимание сухогруза и передать на него семафор окончились безрезультатно. На сухогрузе как будто все вымерли. Командир крейсера кап.1ранга Проскуряков решил показать болгарам кто дома хозяин. Крейсер набрал ход, играючи обошел сухогруз, перерезав курс ему, развернулся, и, ощетинившись всеми орудиями, пошел навстречу наглецам. На сухогрузе откуда-то появились люди, увидев, что на них летит военный корабль, да еще и с направленными на них орудиями поняли, что они зашли не в тот район. При расхождение с сухогрузом мы отсалютовали им флагом они замахали нам в ответ. Наш командир крейсера связался по УКВ с капитаном сухогруза и высказал ему все что он думает по поводу действий сухогруза. После этого смотрим сухогруз прибавил обороты и изменил курс а мы последовали в район стрельб где наши славные артиллеристы выполнили стрельбы по полигону на отлично.
Скоро мы возвратились в родную базу и продолжили подготовку к выходу на БС. В июне, а точнее 15 мы проводили в поход отряд кораблей во главе с ПКР-«Ленинград» на разминирование Суэцкого канала. С каждым днем приближался и наш поход в Средиземное море. Наконец-то мы узнали что наш крейсер уходит на БС 27 июня впереди нас ждало много приключений но об этом в следующих рассказах.

Продолжение следует. Фотографии автора.
Вложения
PB020144_1.jpg
PB020144_1.jpg (49.58 Кб) Просмотров: 8478
1d.jpg
1d.jpg (55.51 Кб) Просмотров: 8336
PB020240_1.jpg
PB020240_1.jpg (79.5 Кб) Просмотров: 8384
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2315
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: Г.С.ТУТУНЬКИН ВОСПОМИНАНИЯ. «СИГНАЛЬЩИКИ»

Сообщение stanislav » 19 фев 2011, 00:40

Здравствуйте, а эти воспоминания выйдут позже в виде книги??? Очень бы хотелось приобрести, так как часто встречается мой дедушка в данных воспоминаниях...
stanislav
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19 фев 2011, 00:36

Пред.След.

Вернуться в Воспоминания о флотской службе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron