ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 06 ноя 2020, 11:01

Начало - Записки связистов (1974 г.) часть 1.

http://cruiser.patosin.ru/oldsite/Zapis ... index.html
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 06 ноя 2020, 11:05

ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Общая военно-политическая обстановка на театре вкратце была такова. После прекращения военных действий на Ближнем Востоке в течение первого полугодия 1974 года было произведено разъединение войск – сначала на египетско-израильском, а затем и на сирийско-израильском фронтах.
28 февраля 1974 года были восстановлены дипломатические отношения между Египтом и США, прерванные в 1967-м. Буквально в тех же числах происходил широко разрекламированный визит американских кораблей в Александрию. Военные корабли США и Великобритании приступили к разминированию Суэцкого канала...
В июле того года Средиземноморская эскадра отмечала седьмую годовщину своего образования на постоянной основе.
Наверное, надо вспомнить выдержку из заявления ТАСС от 24 ноября 1968 года. "Советский Союз как черноморская, следовательно, средиземноморская держава, осуществляет свое бесспорное право на присутствие в этом регионе. Советские военные корабли находятся в Средиземном море не для того, чтобы создавать угрозу какому-либо народу и государству. Их задача - содействовать делу стабильности и мира в регионе Средиземного моря".

Главной задачей эскадры являлось постоянное наблюдение за военно-морскими силами 6 флота США. При этом за каждой авианосной группой внимательно следили советские надводные корабли, причем непрерывно, сменяя друг друга. Атомные подводные лодки находились в подводном положении в готовности к использованию своего оружия по выданному им целеуказанию.
В то же время дизельные подводные лодки старались выявить районы нахождения американских ПЛАРБ в Средиземном море.
Содействовала этой первостепенной задаче и авиаэскадрилья разведывательных и противолодочных самолетов, действовавшая с аэродромов сначала из-под Каира, Мерса-Матруха, а затем Майтига в Ливии. Напомню, что эскадра не располагала здесь ни одной базой и лишь периодически некоторые дружественные страны разрешали ее кораблям временно использовать свои порты для отдыха личного состава и пополнения запасов преимущественно продовольствия и воды...

Поэтому в перерывах между выполнением конкретных заданий корабли эскадры находились в точках якорных стоянок, которых в ту пору по всему Средиземному морю насчитывалось более 60.
Вложения
1974-731.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 06 ноя 2020, 11:08

После прохождения проливов и кратковременной остановке в точке № 14 КРУ "Жданов" направился в следующую точку - 15.
В течение нескольких дней в ее районе пришлось принять несколько больных - с подводной лодки и эсминца"Пламенный".
7 июля состоялась швартовка в плавбазой "Котельников" (бортовой номер 984) для приема штаба эскадры, а также перехода 75 курсантов СВВМИУ, проходивших практику на крейсере.
После чего плавбаза вместе с командиром эскадры контр-адмиралом Акимовым (отпуск) направится в Севастополь.
Не так давно один из тех бывших курсантов Григорий Шапошников прислал в мой адрес эти фотографии тех дней.
Вложения
1974-73аа.jpg
1974-73ва.jpg
1974-73ба.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 07 ноя 2020, 12:02

Рассматривая фотографию с КРУ "Жданов", к моему большому удивлению, пришлось констатировать, что бортовой номер крейсер тогда имел 855.....
А ведь не я один считал, что мы тогда имели бортовой номер 857…..
Ввиду этого надо отвлечься на следующее примечание.

Примечание. В.Арапов
Тактические (бортовые) номера, что нес КРУ "Жданов" в 70-ые годы достаточно достоверно известны.
Ранее у меня были сомнения по информации об бортовых номерах в 1976 году. В частности, предполагалось, что тогда в период БС корабль поменял номер с 855 на 845, что оказалось неверным.
Появление новой фотографии привело к пересмотру данной версии и еще более внимательной "разборке" тех снимков, что имеются с 855 номерами.
Сразу упомяну, что в 1970-1971 годах период окончания модернизации и прохождения госиспытаний, у крейсера был такой номер, но как говорится это "совсем другая история".
Далее в 1972-1973 годах все перемены бортовых выяснены. В конце декабря 1973 года после возвращения с докования в Новороссийске крейсер красовался с номером 856, который нес последние полгода.
Вложения
1974-73вв.jpg
1974-73г.jpg
1974-73да.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 09 ноя 2020, 10:56

Вначале 1974 года, где-то в марте месяце вновь прошла смена бортовых номеров кораблей Черноморского флота.
Моему призыву и тем, кто служил ранее, несомненно, полюбился бортовой 857. С ним мы ходили на Север в 1972 году, на всю жизнь запомнились Атлантические шторма, первые БС, да и многое другое. Именно с таким номером, как мне помнилось, мы ушли и на БС 1974 года.
Получается я ошибался.

За прошедшие три года службы крейсер не претерпел никаких конструктивных внешних изменений из-за чего определить когда сделал тот или иной снимок возможно по большому счету лишь по бортовому номеру.
Только в начале 1975 года после установки антенны комплекса "Штырь" появилась "зацепка", правда, если она была отчетливо видна.
Для примера два фрагмента.
Один с фотографии захода в Тулон в июле 1975 года, на фок мачте которой хорошо различим серебристый "штырь".
На другом он также имеется, хотя и не столь очевидно.
Но этого достаточно, чтобы сказать - фотография также 1975 года, причем сделана сразу после выхода из Севморзавода.
Время тогда (перед учениями Океан-75) и выходом на БС было в обрез и стал возможен даже такой номер на борту во время проверочного выхода в море. Именно тогда крейсер вновь поменял бортовой номер с 855, как теперь выясняется, на 857.
Вложения
1974-73еа.jpg
1974-73жа.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 09 ноя 2020, 10:58

Наконец фотография КРУ "Жданов" с бортовым номером 855.
На фок мачте явно различимо отсутствие отличительной антенны из чего логично напрашивается ответ -
на снимке "Жданов" в 1974 году, видимо март-апрель.
Вложения
1974-73к.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 09 ноя 2020, 11:00

В заключение еще две фотографии крейсера в Севастопольской бухте, на бочках № 1.
Снято с разных точек, но очень похоже, что чуть ли ни в один день.
Предположительно незадолго перед выходом на БС.
Вложения
1974-73ла.jpg
1974-73ма.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 09 ноя 2020, 11:02

В течение нескольких дней совершили переход в точку 12, залив Эс-саллум, стояли еще в территориальных водах Египта.
В течение этих дней несколько раз принимали танкер "Иман".
На корабле шла обычная, привычная жизнь.
Основной упор делался на боевые вахты, где все было по-настоящему.
На снимке – точка № 12 – 12 июля, день рождения у автора этих строк. Рядом друзья-товарищи по посту – Михаил Меньшиков и Леонид Руль.
Вложения
1974-74а.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 09 ноя 2020, 11:27

Интересно, что ровно год назад мы находились здесь же.
Тогда в предверии делового захода в Порт-Саид самым необычным событием была подготовка десантной роты.
В ее подготовке пришлось поучаствовать и Борису Гордееву.

"Начну с общеизвестного факта. 10 июля 1967 года советские военные корабли вошли в порты Египта – Александрию и Порт-Саид и Сирии – Латакию.
Так в Александрию зашел отряд кораблей под командованием контр-адмирала И.Н. Молодцова. В него входил крейсер "Дзержинский", БПК "Комсомолец Украины", эсминец "Пламенный" и другие.
Этот демарш повлиял на израильтян и они не решились на новые крупные военные акции. Особенно в Порт-Саиде, когда стало известно, что на советских кораблях есть десантные силы. Вот и на нашем крейсере было приказано организовать десантную роту, способную как отразить любую провокацию, так и в случае надобности оказать огневую поддержку на берегу.

Командиром роты был назначен капитан-лейтенант Дубровский, начальник химической службы крейсера.
В ней насчитывалось примерно 60-70 человек, как-то химики, медики, корректировщики артиллерийского огня, связисты, стрелки...
Подготовку начали с изучения всех видов стрелкового оружия, что было на корабле. Это и ПМ, АПС, АКМ-47,ручной пулемет, РПГ, гранаты Ф-1.
В список имущества входили радиостанции Р-104 и Р-105, 4-5 км. полевого провода, запасные аккумуляторы, противогазы, каски и т.д.
Тренировки проходили интенсивно.

С кормы крейсера производились стрельбы из выше перечисленного оружия. Однажды вечером нас срочно экипировали, вооружили, снабдили даже НЗ продуктами, короче, еле встал. Все готово для высадки на берег. Я командир отделения связи роты – немного немало! Со мной Ю.Рыльцев, В.Ситиков, Г.Амбарцумян, В. Янко, А.Курданин. Далее построение и в баркасы. Спустились, расселись и вперед! Вроде страха не было, но возбуждение от излишка адреналина незабываемо! Берег недалеко, в прямой видимости. Прошли каких-то 5 минут и... отбой!

Сделали кружок вокруг крейсера и на борт. Вот вроде и все, только после того осталась запись в военном деле, что прошел подготовку Спецназа! Позднее даже военкому пришлось ДОКАЗЫВАТЬ, что я служил на корабле, по специальности радиорелейный механик...
Но, на улицах Порт-Саида я все же побывал, причем один из немногих!".
Вложения
1974-75а.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 10 ноя 2020, 11:27

Между тем жизнь на корабле текла простая и однообразная, а разнообразие вносило прибытие какого-нибудь корабля –
танкера с водой и топливом, либо рефрижератора с продовольствием, а главное почтой.
Вот эта фотография может напомнить многим нашу службу в точках Средиземного моря.
На снимке – заправка ПКР «Москва» и БПК танкером «Иман».
Фотография из альбома В.Арапова.

Оживление вызывала и приближающаяся дата очередного дня ВМФ.
Политорганы эскадры и нашего корабля принялись за подготовку праздника. Планировались соревнования по боксу, перетягиванию каната, шлюпочные заплывы и другие. Изюминкой должно было стать участие команд не только с черноморских кораблей, но ожидалось прибытие в точку, по крайней мере, по одному кораблю Северного и Балтийского флота. Они находились на боевой службе, обычно, в более западных районах Средиземного моря.
Однако, как это порой бывает, задуманное не сбывается...
Вложения
1974-76а.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

След.

Вернуться в Наши рассказы и воспоминания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron