ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 28 ноя 2020, 11:45

В период БС происходило многое. Однако полную обстановку знало лишь командование штаба эскадры.
Некоторой информацией владели связисты крейсера. Но, естественно, о ней не распространялись….
Можно сказать, что большинство экипажа и не знало, где корабль находится в тот или иной момент.
Правда, узнать в какой, например, стоим точке при желании было несложно.

На моей памяти еще один случай «рандеву» с нашей подводной лодкой в тот же период времени.
Довольно скоротечный и на расстоянии, а потому не оставивший никаких дополнительных впечатлений, не говоря уж об фотоснимках.
Единственное, что отметил тогда для себя, дизельная лодка скорее всего совершала переход и возможно, последующую передачу какой-либо дружественной стране, к примеру тому же Египту.

Была она не новой постройки, а пожалуй начала 50-ых годов. Такие силуэты ПЛ видел на фотографиях в наших газетах и журналах.
В этой связи с особым любопытством рассматривал следующее публикуемое здесь фото, которое недавно заметил при просмотре Госкаталога.
Ведь для меня до сих пор любой найденный силуэт нашего крейсера является удачной находкой. :D
Тем паче, что сделан снимок, как оказалось, с подводной лодки.
Вложения
1974-101в.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 30 ноя 2020, 11:10

«Всплытие большой дизельной подводной лодки Б-69 на рандеву» - такая подпись под этой фотографией.
Причем с точной датой – 2 октября 1974 года.
В выписке вахтенного журнала КРУ «Жданов» значится, что в период с 30 сентября по 06 октября корабль стоит на рейде в точке № 12
залив Саллум под флагом командира 5-ой эскадры. Следовательно это Средиземное море.

В августе – ноябре того года ПЛ Б-69 лодка совершила 100 дневный поход из Кронштадта в Средиземное море и обратно.
Привожу отрывок из воспоминаний участника похода гл.старшины Климука.
Поход в Средиземное море
Следующий поход, также и как предыдущий, начался с докового ремонта на КМОЛзе, а потом сдача задач, дозагрузка продовольствия и боевых торпед и к концу лета 1974 года выход в море.
Проход к Северному морю был как обычно, но потом объявили, что планируется поход в Средиземное море с заходом в Египет г.Александрия.
Радости не было предела.
Остановились на якорной стоянке возле Дании для дозаправки топливом с танкера «Лена», кроме того, учитывая пребывание в теплых краях, нам выдали одноразовое нательное белье. Во время дозаправки нас постоянно «обхаживали» датские военные корабли и авиация.
Однако, надо отметить то, что по натовской классификации "Б-69" имела кодовое название «Селигер», и ребята-радисты рассказывали, что по «Голосу Америки» слышали, как объявляли, что «Селигер» вышел в море.

Все переходы к местам выполнения боевых задач "Б-69" проходила в надводном положении и косила под «учебную» ПЛ. Однажды, вблизи Великобритании, начались облеты противолодочной авиации. Американский «Атлантик» и английский «Нимрод» кружили вокруг нас, как коршуны. «Атлантик» сбросил на парашюте буй, и командир дал команду его достать. Различными маневрами с применением аквалангов его достали.
Дальше им занимались «осназовец» и «особист».

Ламанш проходили ночью, а потом Бискайский залив. Это неописуемый шторм и болтанка, сушка мокрой одежды вахтенных на дизелях, отсутствие аппетита и морская болезнь. В районе порта Сена экипаж сопровождавшей нас «Аджарии» спас французских яхтсменов.
Гибралтар проходили под вечер. Абсолютный штиль, в сумерках Атласские горы и яркое свечение города у подножья гор.
Облеты одноместных (летающий велосипед) вертолетов с фотокамерами, где объективы длиной около метра, пикирующие «Фантомы».
Уже потом, по приходу в Александрию, говорили, что в газетах 6-го флота США были фотографии ПЛ и прикрытые ладонями лица вахтенных офицеров, и полная биография командира.

Перед заходом в Александрию поставили нас на якорную стоянку вблизи берегов Ливии (залив Эс-саллум) для изучения местных традиций и выучки правил поведения. У подножья возвышенности располагался поселок (аул), где днем царила мертвая тишина и отсутствие каких-либо движений, а ночью в море загорались сотни огоньков. Оказалось, это поселок рыбаков, которые ночью ловили рыбу на свет фонарей.
На следующий день, по команде командира Носова, любители рыбалки, соорудили снасти и подводный фонарь, выдвинули горизонтальные рули и начали рыбачить. Средиземноморская сельдь была вкусная. Во время стоянки отдыхали, купались и загорали. Поваляев И.И. вместе с представителем посольства организовал обучение арабским традициям, давали концерты силами личного состава. На борт катером привезли много маленьких лимонов, арбузов и картошки. Картошка не понравилась, чувствовался запах ДДТ, которым, видимо, травили жуков.

Переход в Александрию был недолгим. Нас встретили, построили на палубе и представили Командующему.
Примечание. В начале октября контр-адмирал Акимов вернулся из отпуска. С ним прибыл из Главного штаба контр-адмирал Козлов, для проведения учений.
Жили мы на плавказарме и радовались кондиционерам, которые висели над каждой кроватью. Несли вахту не только внутри ПЛ, но и на корме и носу с автоматами АКМ. Это было связанно с тем, что между пришвартованными судами шныряли на лодочках местные менялы и предлагали в обмен всякие побрякушки. Кроме того, это было требование службы ПДПС, представители которой постоянно курсировали на катерах между советскими судами и бросали глубоководные взрывпакеты.

Через дней десять мы снова вышли в море выполнять боевые задачи, но только скрытно.
Постоянно уходили от преследования, в отсеках полнейшая тишина, иногда слышались гидроакустические удары по корпусу.
По завершению задач, мы все-таки были обнаружены американским фрегатом, пришлось всплыть у него перед самым носом.
Эта ситуация была бы недопустимой для АПЛ стратегического назначения, и классифицировалась бы как невыполнение боевой задачи.

В данной ситуации "Б-69" могла бы через определенное время открыто, без шифровки сообщить: «…в районе Средиземного моря, …градусов широты,…градусов долготы, в нарушение международной конвенции, странами НАТО размещены на дне моря контейнеры с оборудованием систем ПЛО».
Можно себе представить после этого реакцию НАТО…!?.

По курсу домой он долго еще преследовал нас, но потом командир похода связался с сопровождающим БПК и попросил помощи.
Ах, какой был маневр БПК! На полном ходу он вклинился между лодкой и фрегатом. Фрегат резко отошел в сторону и по радиостанции на волне УКВ пожелал счастливого плавания.
По ходу домой Бискай был, на чудо, спокоен и в тумане. Дорога домой всегда кажется короткой, в Кронштадт дошли быстро и спокойно.
http://oosif.ru/160-y-otdelnyy-divizion-pl-specialn
Вложения
1974-101ж.jpg
5_611proekt_011ni1.jpg
pohod-1972-2.jpg_11.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 01 дек 2020, 10:57

Впрочем, все посты БЧ-4 играли свою отведенную им роль. Тоже относится и ко всему кораблю.
Так, к примеру, в посту радиорелейной связи, в котором служил Борис, ребятам приходилось выполнять свои всевозможные задачи.

"Пост Радиорелейной, Тропосферной и Каналообразования, таково его полное название.
Основная связь с берегом, во время стоянки корабля в базе, со штабом флота позывной "Рябина".
Две радиостанции "Р 401" в то время уже старьё. Один телефонный и один телеграфный канал, всё закрывались ЗАСом.

Мощность 1 ватт в пределах прямой видимости, рассказывает Борис... р/р станция "Р 409" была последняя модель, мы на ней работали в Североморске, на учениях, классная станция, до сих пор на вооружении, я, когда был на переподготовке на военных сборах, то пришлось работать на ней на КП Армии.По одному телефонному каналу можно пропустить до 40 телефонных и телеграфных каналов, что мы и делали в Североморске, только, правда, в основном по кабелям, за счёт аппаратуры уплотнения. На р/р станции "Р 409" мы работали с самолётом Л.И.Брежнева.

Стояла ещё одна тропосферная станция "Р 137" по ней были только отработки связи с авиацией ЧФ, позывной "Вега", с ЗКП флота.
Недавно нашёл данные на сайте "Подземный Севастополь", что он полностью разрушен и ограблен, вырезаны все кабеля...
Пытались держать связь с узлом связи в Александрии, получалось, но было плохое прохождение.
Вложения
1974-102ав.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 01 дек 2020, 11:00

Помнится, что у нас в обслуживании, при стоянке в базе, была проводная связь с АТС Севастополя и со штабом флота, т. е. к швартовой бочке был подведён подводный кабель, вот мы к нему и подсоединялись. Сколько постановок на бочки, столько и всевозможных приключений – не раз пришлось поплавать в холодной водичке, да еще в шинели(!), как Паше Оганян, мне чуть в клюз не провалиться, к счастью, рядом оказался Юрий Рыльцев.

Можно вспомнить наши "ходки" радистами на катерах и баркасах в штормовую погоду, ночевки на БПК "Сообразительный", "Комсомолец Украины", эсминце "Пламенный", (вот где теснота и разруха ), а на Чёрной речке бывали на прототипе "Новика", эсминце пр.30бис, стоял там рядышком и крейсер "Ворошилов" или ОС-24, на котором так и не побывал, за что корю себя до сих пор.

В 1973г перед самой БС, когда мы ходили на обеспечение связью перелета Л.И.Брежнева в США с официальным визитом, мне пришлось поучаствовать, как радисту, в настройке ЗРК "Оса". Меня и мичмана - ракетчика из БЧ-2 направили на полигон.
Это за военно-морским училищем в "Голландии". Ездить туда пришлось чуть ли не неделю, но это не беда, главное хоть немного побыть вне корабля. Стояла хорошая погода, отличная природа! Высилась там мачта метров 25-30, взобравшись на нее, я и держал связь с кораблём.
Вложения
1974-104а.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 01 дек 2020, 15:41

Дополнение.
В пост про нашу корабельную рыбалку добавил присланный эпизод от Рината.
Временно размещаю и тут.

«Вспомнил случай, связанный с рыбалкой. Крючки были голые с яркими перышками без наживки. После приема пищи рабочие по камбузу выбрасывали с юта через мусорный рукав остатки пищи. На эту пищу бросался косяк рыбы. На косяк кидали свои снасти рыбаки.

Действительно за один раз ловили рыб по количеству крючков. На юте находился пищевой лагун с камбуза, туда и собирали улов.
Там же на вертолетной палубе находилась коптилка, которой заведовал мичман Попов, старшина вертолетной команды. Бесподобно коптил ставриду!

Чтоб ловить морского карася, бросали донку с большим крючком, на крючок насаживали небольшой кусок мяса, так как карась обитал на глубинах 50 – 60 метров. Характерная примета этой рыбы, когда вытаскивали на поверхность, то у неё со рта выскакивал пузырь. Рыба тоже очень вкусная, только её жарили на офицерском камбузе.

Это было в 80-х годах. Находились на боевой службе. Стояли на якоре в точке 52.
Время было после ужина. Рыбаки только расположились порыбачить. Кто-то бросил донки. Неожиданно объявили учебно-боевую тревогу для экстренного приготовления корабля к бою и походу.
Возле Мальты нес службу наш черноморский разведчик. На нем серьезно заболел матрос. Требовалась срочная операция.
Командир эскадры принял решение отправить наш корабль. У нас находилась медицинская группа усиления.
Так вот снялись с якоря и полным ходом направились в указанную точку. На вторые сутки встретились с разведчиком.
Медики сделали операцию. Все закончилось благополучно.

Вернулись в 52 точку. Командир эскадры приказал встать на якорь на старое место стоянки. Бросили якорь.

Я сижу в штурманской рубке, оформляю для вахтенного офицера планшет якорной стоянки.
Заходит в штурманскую рубку мичман из дивизиона живучести Кулик.

Говорит буквально следующее: «Штурман, что-то не пойму. Когда, снимались с якоря, я не успел вытащить свою донку, так как корабль дал ход, пришлось оборвать леску. А когда сейчас встали на якорь, с того же места бросил вторую донку. Пару раз дернул донку, чувствую что-то зацепил.
Начал вытаскивать, оказалось остатки первой донки с крючком!!».

Отвечаю: «Это означает, что мы точно выполнили приказание командира эскадры, встать на старое место!».
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 02 дек 2020, 10:45

Жалко, что тогда не было у нас современной фототехники.
Какой вид передо мной расстилался - Северная бухта, Инкерман - весь Севастополь как на ладони! Красотища!

Перед самым уходом на БС в этом году обеспечивал Черноморской регату в Севастополе.

В довершении, могу припомнить, как нашему посту отдали на одно время в заведование боевую единицу – арт.зенитку В-11!
Ту, что на автоматной площадке, полубак левый борт, напротив нашего кубрика, вот мы и занимались с ней, изучали, крутили, вертели, делали то, что приходилось делать штатным зенитчикам.

Одно скажу - прекрасное было время – сплошная РОМАНТИКА!
Вложения
1974-106а.jpg
1974-105а.jpg
1974-103аа.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 03 дек 2020, 10:57

Воскресенье 29 сентября 1974 года Средиземное море.
Именно в этот день вышел ПРИКАЗ № 213 министра обороны СССР об увольнении ребят нашего призыва!
Именно в этот день мы узнали, что практически стали гражданскими людьми.
Одно очень странно, что вспомнить подробности того дня совершенно не могу.
Видимо последующие два месяца службы сильно притупили те чувства. Ведь ожидание всегда так тягостно!

В те годы еще не существовало повести Юрия Полякова "Сто дней до приказа", и всего что связано с этим понятием.
Мы продолжали служить и ждали свой Приказ, и мы его дождались!
Однако находясь далеко от Родины, понимали, что надо еще немного потерпеть... и как ни крути, а служба продолжалась и после Приказа!
Наряду с сохранившимся газетным вариантом, публикую еще и сей документ тех дней – в таком документальном виде Приказ пришел на 5 Средиземноморскую эскадру осенью того года.
Вложения
1974-11011а.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 03 дек 2020, 11:39

Важным условием обеспечения высокой боевой готовности военно-морского флота тех лет
стала систематическая разведка сил вероятного противника во все возможных районах его нахождения в мирное время.
Она производилась с целью заблаговременного вскрытия возможной угрозы и выработки адекватных ответных мер.
Для этой цели в морях и океанах были развернуты советские разведывательные корабли, в воздухе "работала" разведывательная авиация.

В моем архиве сохранилась одна фотография, сделанная во время таких разведывательных полетов.
Досталась она мне от кого-то из знакомых ребят штаба эскадры.
Это послевоенный авианосец Великобритании «Триумф» А 108.
Вложения
1974-109.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 04 дек 2020, 11:47

Широкое внедрение на флоте различных радиотехнических систем, а, следовательно, и различных радиотехнических излучений, стало основным источником информации о противнике. Этим собственно и занимались группы ОСНАЗ на любом корабле советского военно-морского флота.
Как, впрочем, соответствующие службы и на кораблях иностранных флотов.

27-28 сентября крейсер переместился в точку 5. Недалеко от нас стоял на якоре РКР "Грозный".
В какой-то из дней во время "проворачивания" носового ракетного комплекса П-35 создалась аварийная ситуация.
Помню как вечером в полной окружающей темноте светился бак крейсера.
Прожекторы освещали ракетный комплекс - шли какие-то ремонтные работы.
Не станем конкретно утверждать, что же тогда случилось, но сей факт стал тут же известен.
Кстати, подробнее об этом уже можно прочесть на сайте "Грозного".

Вот, что по этому, поводу вспомнил Борис.
"Я находился на вахте в своем посту, крутил радиоприемник "Брусника", невзначай попал на "Голос Америки".
Самое удивительное, что поразило, сообщение об аварии на борту ракетного крейсера "Грозный" в Средиземном море..., а ведь рядом иностранных кораблей вроде не было..."
По решению командования эскадры 5 октября «Грозный» убыл в Севастополь.
На снимке - РК «Грозный» в Севастополе 1974 год.
Вложения
1974-110РК Грозный.jpg
1974-110.jpg
1974-110в.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Re: ЗАПИСКИ СВЯЗИСТОВ 1974 г. Часть 2. Окончание.

Сообщение sviazist 4-15-21 » 05 дек 2020, 12:10

Следили за нами скрупулезно, дотошно, конечно, "благодарили" нас за наши "ляпы"...
В свою очередь не дремали и наши контролирующие службы радиоперехвата, иногда, присылая на нас свои "телеги".
Помнится, что это порой случалось или с молодыми, не опытными "спецами" или, наоборот, тем, кому уже все было "пофиг".
За ошибки карали строго – вмиг отправляя провинившегося в боцкоманду. На той БС был такой случай.

Разведка была одной из основных задач нахождения кораблей на боевой службе.
В непосредственной близости от баз 6 флота США и их союзников, к примеру, у Неаполя, Роты, Пирея и др.
"Дежурили" советские корабли, приглядывая и докладывая о каждом выходе надводных кораблей, а главное подводных лодок, в штаб эскадры.
В свою очередь американцы очень нас "доставали" походами в «наше» Черное море!
Так 11-13 октября ракетный крейсер УРО USS Bidde CG –34 совершил поход к нашим берегам. Мы очень болезненно реагировали на эти вылазки американцев, давая частенько заметки ТАСС и посылая на "перехват" несколько кораблей ЧФ, как например в том году. Следующий такой "визит" совершили два крейсера того же проекта USS Belknap CG-26 и USS Leahy CG-16 10 марта 1975 года.
Ну, а закончилось это противостояние известным случаем в феврале 1988 года у Фороса.
А то, что происходит в Черном море в наши дни, всем хорошо известно.

В первой декаде октября на эскадре прошло командно-штабное учение «Авангард 0222», от ГШ ВМФ на КРУ прибыл контр-адмирал Козлов.
На память осталась вот эта последняя «Благодарность» с пометной – Средиземное море...
Из Приказа, в котором лишь фамилии связистов 3 дивизиона связи понятно, что были задействованы новейшие средства связи с подводными лодками.
После учений - участники концерта от БЧ-4 – мичман Лобач (аккордеон), А.Конончук, Ю.Рыльцев, Нарышкин, Ткачев и другие.
Вложения
1974-114d.jpg
1974-112111.jpg
1974-113а.jpg
Среди моряков - мы связисты, а среди связистов - моряки!
Аватара пользователя
sviazist 4-15-21
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 20:22

Пред.След.

Вернуться в Наши рассказы и воспоминания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron