Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Служба КРУ «Жданов» 1975 г./

Статья приурочена к 75-летию командира КРУ «Жданов», капитана 1 ранга Анатолия Моисеевича Шакуна


Служба КРУ «Жданов» 1975 г. (часть 2)

После схода уволенных в запас боевая служба продолжилась. В течение 22-27 июня корабль совершил переход из 52-ой точки в 3-ую возле Туниса, а затем — в 5-ую. На крейсер «Жданов» прибыла большая группа офицеров политуправления ВМФ с контр-адмиралом С.Г.Беляшовым, а также Черноморского флота. Вместе с ними Ансамбль песни и пляски КЧФ, ведь до официального визита в Тулон оставалась неделя. В тот же вечер прошел концерт для экипажа крейсера. На обороте фотографии капитана 2 ранга Рифата Шамсутдинова указана дата — 27 июня 1975 года, Средиземное море.

Как обычно перед заходом в иностранный порт, наши корабли проводили предвизитную подготовку — это и «Большая приборка», и различные обязательные смотры, ну и, конечно, — покраска! Пожалуй, только наши советские моряки могли в условиях морского похода выполнить эту сложную работу, причем в очень короткие сроки и довольно хорошо. Через несколько дней крейсер выглядел превосходно. Будто и не было трехмесячной боевой службы! Основная часть штаба 5 эскадры перешла на плавбазу «Дмитрий Галкин», а его походный, с командиром эскадры — остался на крейсере. Именно под его флагом должен бы состояться визит. По всей вероятности 29-30 июня отряд кораблей вышел в направлении французского порта и главной базы ВМС Франции — Тулон.

Вот как об этом пишет в своей книге «На Средиземноморской эскадре» в то время начальник политотдела 5-ой эскадры контр-адмирал П.Р.Дубягин.

С 3 по 7 июля 1975 года в порядке обмена визитами проходил наш официальный дружественный визит во Францию. В июне этого года ленинградцы принимали отряд французских кораблей в составе крейсера «Кольбер» и сторожевого корабля «Ле-норман».

На снимках — французский крейсер в Ленинграде того года,
а также момент прихода и швартовки фрегата «Аконит» у Минной стенки Севастополя в июне 1973 года.

«Готовясь к походу во Францию, мы с В.И.Акимовым решили, что неплохо бы пройти Мессинским проливом, а затем и проливом Бонифачо, тем самым сократив путь на несколько сот миль. А главное — получим практику прохода этими проливами. Плавая по Средиземному морю и за его пределами с 1962 года, 10 раз проходил Гибралтарским проливом, несколько десятков раз, точно и не подсчитывал, — Босфором. А этими проливами ходить не приходилось, да и не только мне. Обычно этими проливами мы не ходим, хотя статус прохода довольно прост — военные корабли имеют право на проход наравне с коммерческими, с той лишь оговоркой, что военный корабль, прошедший Мессинским проливом, не имеет право тут же возвратиться этим проливом. В прошлый поход во Францию («Грозный», «Проворный», «Красный Кавказ» в порт Марсель 1973 год) мы тоже просили разрешения пройти этими проливами, но Главком, опасаясь инцидентов, не разрешил.

На это раз пришло утверждение нашего плана на проход Мессиной, но отказано в проходе проливом Бонифачо. Пройдем Корсиканским проливом, обогнув остров Корсика с севера.

В соответствии с планом перехода отряд кораблей под командованием контр-адмирала В.И.Акимова, начальник походного политотдела контр-адмирал П.Р.Дубягин, в составе крейсера «Жданов» (командир корабля капитан 2 ранга Ан. М.Шакун, заместитель командира по политчасти капитан 2 ранга Л.Г.Борисов), БПК «Красный Крым» (командир капитан-лейтенант В.П.Еремин, зам. командира по политчасти капитан-лейтенант Ю.И.Савкин) в кильватерном строю с расстоянием между кораблями 10 кабельтовых втянулся в Мессинский пролив. Позади Ионическое море, которое мы прошли без происшествий, разве что с авианосца «Форрестол» нас облетали самолеты — ночью тяжелый штурмовик-бомбардировщик типа «Виджелент», а днем истребитель «Фантом». Причем оба шли на малой высоте. Кроме того, при подходе к итальянским территориальным водам за нами увязался итальянский эсминец «Фанте».

Итак, в 10.00 по московскому времени и в 8.00 по местному мы на траверзе города Мессина. Той самой Мессины, которой в 1908 году русские моряки, находившиеся в учебном плавании в Средиземном море, поспешили на помощь после сильного землетрясения, вызванного извержением расположенного неподалеку действующего вулкана Этна. И теперь виден этот вулкан накрытый шапкой облака. Видимо готовит новую каверзу для близлежащих селений.

На современной фотографии Владимира Патосина — вулкан Этна

Вышли в Тирренское море, и форштевень крейсера опять начал резать гладкую, как зеркало, поверхность моря.

Итак, мы обогнули «итальянский сапог» с подошвы, прошли у самого носка, по головке, подъему и заскользили вдоль голенища на достаточном удалении, чтобы в дальнейшем не влезть в территориальные воды. По выходе из территориальных вод почетный эскорт в лице эсминца «Фанте» отстал, видимо, возвратился в Таранто. А жизнь на крейсере была наполнена заботами по подготовке к предстоящему визиту.

Матросы домазывали краску, полученную для покраски корабля еще неделю тому назад. На «Жданове» пахло праздником. Так уж повелось — краску на корабли выдают только к праздникам — Дню ВМФ и 7 ноября. И вот тогда весь корабль пропитывается запахом краски.

Справа по борту остались Неаполь, Рим. В середине дня вошли в Корсиканский пролив. С правого борта открылись знаменитые острова архипелага Тоскано. Неподалеку от нас — остров Монте-Кристо. В лоции записано — берега острова высокие, крутые и сильно изрезаны бухточками. Немногочисленные жители проживают лишь в районе бухточки Маэстра. Не случайно граф Монте-Кристо облюбовал для укрытия этот когда — то безлюдный остров.

Еще раньше, справа по курсу, открылся остров Эльба — гористый остров, самый крупный в архипелаге. На нем томился Наполеон, сосланный туда в 1814 году после отречения от престола. Если провести прямую на карте от острова Эльба точно с востока на запад, она упрется в точку на острове Корсика — город Бастия, где родился Наполеон. Оба этих географических пункта видны невооруженным глазом с мостика крейсера, расстояние между ними 29 морских миль. Для нас теперь также обозрима вся противоречивая жизнь этого гениального честолюбивого человека, бесславно закончившего свое существование на далеком острове Св. Елены в Атлантическом океане.

К исходу 1 июля вышли в Лигурийское море и взяли курс на 69-ую точку, куда должны прийти завтра утром, чтобы, встав на якорь, окончательно подготовить корабли к заходу в порт Тулон. Но..... наши надежды на 69-ю точку не оправдались. Мистраль развил солидную волну, нечего было и думать о спуске плавсредств. А нам очень хотелось проверить готовность БПК «Красный Крым». Ограничились указаниями по радио и доверились расторопности командира.

Переставили часы на местное время. Разница на два часа в меньшую сторону удлинила рабочее время на целых два часа. Опять нужно «акклиматизироваться» к новому времени, а организм уже привык к определенному ритму. Вечером на кораблях устроили баню, чтобы в гости прийти с «вымытой шеей».

3 июля на подходе к Тулону нас встретил эсминец D 637 «Жорригебери» — один из двух кораблей, что будут в качестве «корабля-хозяина» во время нашего визита.

Чуть позже приняли на борт военно-морского атташе капитана 1 ранга В.М.Артемова, а также французского офицера связи и лоцманов, фотокорреспондентов. Именно их прекрасные фотографии, моментально превращенные в открытки, с удовольствием раскупали наши же моряки!

Под звуки Марсельезы начали и под звуки гимна Советского Союза закончили салют наций — 21 выстрел. После них ответный салют береговой батареи французов. Затем должностные салюты — мы 17 залпов, они — 15. Их военно-морской начальник выше рангом. Салют прозвучал раскатисто, эхо долго перекатывалось вдоль изрезанных берегов бухты, извещая народ о нашем прибытии.

На отведенном для швартовки почетном причале нас встречали полнокровный базовый оркестр из 80 музыкантов и небольшая группа советских служащих в Тулоне. Специально из Парижа прибыл советник-посланник нашего посольства, по этому поводу облачившийся в черный дипломатический мундир, а также генеральный консул в Тулоне. Командир отряда, сойдя на причал, по всей форме отдал рапорт о прибытии отряда кораблей.

Весь день прошел в визитах — к советскому советнику-посланнику в гостиницу, мэру города — в мэрии, командующему 3-м военно-морским округом вице-адмиралу Бурдэе — в штабе округа, префекту — в префектуре. Потом все они пожаловали с ответными визитами и задержались у нас на обед.

Как проходил заход вспоминает Анатолий Моисеевич Шакун.

Когда 3 июля КРУ «Жданов» входил во французский порт Тулон, командующий эскадрой спокойно беседовал с военно-морским атташе В.М.Артемовым и никаких рекомендаций командиру крейсера не выдавал. И в этот раз я отогнал буксиры, подняв на мачте международный сигнал — «Не мешать моим действиям. Иду своим ходом». Швартовка без помощи иностранных буксиров повторилась. Единственное, что меня интересовало — нужно ли на причал высаживать команду для приема концов. Атташе ответил отрицательно. По регламенту встречи эту операцию сделали французы. Самостоятельная швартовка прошла под оркестр, удивленные лица почетного караула и встречающих«.

Тулон — типично южный город Средиземноморья, расположен на берегу живописной бухты. Естественная бухта глубоко вдается в берег и способна на своих рейдах и у причалов разместить не одну эскадру кораблей.

Население около 200 тысяч человек, кормятся за счет арсенала (где работает около 10 тысяч человек) и судостроительной верфи (около 6 тысяч рабочих). И как всякий южный город — от обслуживания туристов, которые каждое лето устремляются к Лазурному берегу. Тулон окружают небольшие города-спутники, которые живут в основном за счет туризма. Он же — главная военно-морская база Франции на Средиземном море. Поэтому командующий 3-м военно-морским округом, он же морской префект, является влиятельной фигурой в администрации города и округа Вар.

Рассказ продолжает контр-адмирал П.Р. Дубягин.

Говоря объективно, проявленное к нашему визиту внимание со стороны местных гражданских и военных властей было весьма активным. Программу настолько насытили всевозможными мероприятиями, что нам и дыхнуть было некогда — официальные приемы, поездки по городу и округу Вар, спортивные состязания по футболу и волейболу, обмен делегациями офицеров и мичманов с кораблями-хозяевами («Жорригебери», «Бристоль»).

P.S. Что-то уже описано на нашем первом сайте. Смотрите тут.

Для обеспечения визита французы выделили 5 офицеров связи, 7 офицеров-переводчиков, 2 больших автобуса, 5 легковых автомобилей. Сам командующий вице-адмирал Бурде уделил нам много внимания.

Поскольку этот визит был ответным на визит французских кораблей в Ленинград, то французы постарались не ударить лицом в грязь и отблагодарили советских моряков с не меньшей щедростью. В советском варианте французов возили на самолете в Москву. Теперь, со своей стороны французы предложили посетить Париж.

На другой день по прибытии в Тулон, в соответствии с программой визита, группа из пяти человек совершила поездку в столицу Франции. После долгих согласований с нашим военно-морским атташе капитаном 1 ранга Артемовым утвердили список. Собственно, согласованию подлежала лишь одна кандидатура. Остальные четыре были в списке по положению — командир отряда, начальник политотдела и командиры кораблей, поскольку наша поездка носила официальный представительский характер к начальнику ГШ ВМС Франции и нашему послу. Мы с Владимиром Ильичем предлагали пятым взять одного из молодых офицеров, определив ему статус адъютанта командира отряда (когда еще молодому офицеру представится возможность побывать в Париже?). Но сработала, как всегда, система чинопочитания, и в список включили Беляшова. Три контр-адмирала — Акимов, Дубягин и Беляшов — представитель политуправления ВМФ, командир крейсера капитан 2 ранга Анатолий Моисеевич Шакун и старший помощник БПК «Красный Крым» капитан-лейтенант Философов. Вот уж кому крупно повезло. Его взяли потому, что его командир капитан 3 ранга В.П.Еремин дежурил по отряду.

После официальных встреч, в том числе с послом СССР во Франции Червоненко, группе удалось выкроить небольшое время на осмотр города. Побывали в Лувре, соборе Парижской богоматери. В процессе переездов заскочили к Триумфальной арке на Елисейских полях. Минуту постояли у вечного огня Неизвестному солдату. Подъехали и к Эйфелевой башне, однако из-за пасмурной погоды наверх не поднимались. В заключении вечером осмотрели Монмартр. Вот собственно и все. В 24:00 приземлились на военном аэродроме в Тулоне.

На следующий день прошло торжественное возложение венков к памятнику погибших моряков Франции в годы Второй Мировой войны. В том числе тем, кто принимал участие в затопление французских кораблей в бухте Тулона, чтобы они не достались фашисткой Германии в 1942 году.

Получили мы приглашение и на прием, организованный мэром города Ницца по случаю юбилея города. В нашу группу назначили 10 офицеров, 5 мичманов и 35 матросов и старшин срочной службы, которых возглавил адмирал. На автобусе отправились в Ниццу.

На большой прием были приглашены миллионеры с женами, другие знатные и солидные люди, отдыхавшие на Лазурном берегу. Наши матросы в белоснежной форме отчетливо выделялись на фоне этой публики. Они с бокалами шампанского в руках совершенно непринужденно беседовали с миллионершами, и никого это не шокировало, а напротив украсило прием. Всеобщий восторг вызвали поздравление нашего адмирала с юбилеем города и вручение мэру нашего русского самовара. На приеме ненавязчиво исполнял музыкальные номера крейсерский эстрадный ансамбль. По просьбе гостей они исполнили вальсы, танго и фокстроты, под которые гости танцевали. Все происходило тепло и по-домашнему.

На фотографии ст.лейтенант С.Яросевич в Тулоне

Состоялся также и прием советских моряков по приглашению мэра Тулона в здании муниципалитета. С нашей стороны на нем были офицеры кораблей и штаба, мичмана и группа комсоргов всех подразделений. Среди них был и артиллерист старший матрос Александр Синиченко.

Он, в частности, вспоминает — Сразу, как вошли в здание поразил интерьер — высоченные потолки, колонны, обилие пальм и цветов в коридорах, ковровое покрытие, которое после «броняшки» и палубы казалось волшебным, поглощавшим наши шаги и делало их беззвучными. Мэр показал нам свой кабинет и зал заседаний мэрии — огромная зала, посередине по большому кругу закольцованные столы с креслами, напротив каждого свой микрофон. Затем нас пригласили в банкетный зал, где столах уже стояли вина, причем разнообразные. Мэр, подняв бокал, предложил выпить за советско-французскую дружбу. Французские моряки, на правах хозяев, быстро наполнили бокалы присутствующих. После чего раскрылись боковые двери и появились симпатичные девушки в униформе с подносами различных угощений к вину. После двух-трех бокалов во избежание «перебора» к некоторым морякам подходили офицеры и тихо намекали о последствиях... На следующий день, будучи в увольнении приобрел газету, в которой был репортаж о приеме. На одной из фотографий увидел и себя. Вырезку из газеты сохранил до сих пор.

Пожалуй, единственный казус, что случился во время визита, как раз и был связан с подобным употреблением, а точнее — дегустацией при посещении завода вин. Матрос был нашего дивизиона, ему было противопоказано спиртное, даже от стакана вина он «дурел». А тут видимо выпил не один... Вездесущие репортеры успели заснять и это. Снимок видел в той же газете. На нем матроса за руку вел лейтенант Солодовников. На прилагаемой фотографии эпизод посещения завода вин и их дегустация.

На фото офицеры крейсера — Солодовников, Кутьин, Романенко.
Рядом с ним механик ЗАС БП-15 Владимир Довгаль

П.Р.Дубягин «Три дня мы принимали на кораблях местных жителей. В те дни посещения тысячи тулонцев выстаивали очереди, стремясь попасть на корабли. Приходили все — и семьями с детворой, и пожилые, и молодые люди. Приходили и русские эмигранты. С большим интересом и вниманием знакомились с кораблями, беседовали с нашими моряками, с удовольствием разбирали агитационную литературу, задерживались у стендов, делали записи в книге отзывов».

Наши офицеры, мичмана, старшины и матросы с удовольствием фотографировались на память с улыбчивыми, добродушными французами, особо с француженками! На фото ст. лейтенант В.Леонов, капитан-лейтенант В.Кезрашвили, лейтенант В.Катцин. Моряки БЧ-2 из 2 ДУК А.Синиченко с друзьями, он же с экстравагантной француженкой, на другой — машинист БЧ-5 Олег Травкин. Офицеры — В.Трофимов, Гавриленко, В.Катцин

На крейсере, прямо на палубе под тентом, мы устроили большой официальный прием на 150 человек. На нем были городские власти, командующий округом, знатные горожане, бизнесмены, офицеры французских ВМС с женами. Встречая гостей у трапа с командиром отряда, я был приятно удивлен туалетами француженок — они были в длинных, до пола, закрытых по самое горло платьях. Встретив, последних гостей, пошли к столу. И тут мое удивление рассеялось... Спрятав под подол платья коленки, наглухо задрапировав грудь, они, верные себе, совершенно оголили спины широким и глубоким вырезом платья. Настолько глубоким, что он оголял спину и там, где она утрачивала свое „благородное“ название. Ай да француженки!

Прием удался на славу. После двух официальных тостов гости и хозяева приступили к обычным в таких случаях занятиям — выпивали, закусывали, непринужденно беседовали, шутили. С французами легко общаться, они непосредственны, очень приветливы, любят тонкую шутку. В беседах неоценимую помощь оказали переводчики.

Тем временем визит проходил в строгом соответствии с программой — Ансамбль песни и пляски, дав два концерта в городе, отправился в города-спутники, всюду встречая теплый прием и восторженные отзывы французов. Разбит Парк дружбы, где наши матросы совместно с французскими моряками высаживали деревья. Духовой оркестр крейсера ежедневно давал концерты на площадях города, пресса в доброжелательных тонах освещала наше пребывание в Тулоне».

С удовольствием наши моряки ходили и в увольнения. Красивый город, чудная погода, совершенно другая обстановка, столько много нового, невиданного, одним словом настоящий цивилизованный Запад!

На снимках — моряки БЧ-5, крайний слева Олег Травкин, капитан 3 ранга Р.Шамсутдинов с артиллеристами ДУК,
крайний справа — А.Синиченко. На следующей — А.Синиченко с капитан-лейтенантом В.Чудиновым.
Капитан-лейтенант В.Кутьин, мичман Н.Головко, а также ст. лейтенант В.Леонов и лейтенант Ан. Седов.

П.Р.Дубягин «Визит подошел к концу. В день отхода мы с командиром отряда пригласили в салон всех офицеров связи, переводчиков, обслуживающих наш визит, поблагодарили за добросовестную работу, угостили рюмкой коньяку „на посошок“ и вручили каждому небольшой подарок, полагавшийся в таких случаях, — бутылку „Столичной“, по баночке красной икры и печени трески, по набору открыток с видами Севастополя и по значку с гербом Севастополя. Попрощавшись с хозяевами, а на проводы прибыл сам командующий округом вице-адмирал Бурдэ, простились с советским посланником, консульскими товарищами. Вышли в море, увозя приятные впечатления о гостеприимных французах».

Через несколько дней состоялось рандеву с флагманским кораблем эскадры, куда и перешел походный штаб вместе с командиром эскадры В.И.Акимовым. Далее, сделав остановку, как обычно 5 точке — взяли курс на Босфор. На крейсере по личным делам спешил в Севастополь и Павел Романович Дубягин.

Несмотря на нервное начало боевой службы, в дальнейшем крейсер управления «Жданов» успешно выполнил все поставленные задачи. На «отлично» были оценены и два официальных визита. Не повлияло на оценку и «недоразумение» в Тулоне, где было проведена масса различных мероприятий, и один незначительный проступок не мог изменить общий положительный итог. Оценка «отлично» была дана крейсеру и за всю БС. В ней немалая доля заслуги «молодого» командира корабля. Какой «кровью» это ему далось, знает лишь он сам. Сколько было вложенного им кропотливого труда, нервов, а взамен — несправедливые нарекания, взыскания, наскоки многочисленных штабных начальников...

Капитан 1 ранга Ан. М.Шакун, умалчивая о многом, пишет так — «Безусловно, на такую высокую оценку повлияли успехи группы ОСНАЗ. Они умудрились достать «по району» уникальные схемы, планы, чертежи и описания с фотографиями, коих ни у начальника разведки 5 ОПЭСК, ни в Главном штабе ВМФ не было. Один из главных операторов группы ст. лейтенант Владимир Леонов впоследствии окончил дипломатическую академию. Далее служил помощником, потом военно-морским атташе СССР в Греции. Закончил службу капитаном 1 ранга».

В подтверждение высокой оценки БС стала и встреча крейсера воскресеньем 13 июля 1975 года в Севастопольской бухте. На корабль прибыл командующий КЧФ вице-адмирал Н.Ховрин, командир 150 бригады, недавно ставший контр-адмиралом, Н.Рябинский и командование политуправления флота. Командующий, поблагодарив экипаж за службу, без «раскачки» поставил новую задачу — в предстоящий через две недели День ВМФ крейсер будет выполнять функции флагманского корабля на военно-морском параде. Кто служил, знает, что это такое!

КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ

В статье использованы отрывки из книги П.Р.Дубягина «На Средиземноморской эскадре», книги Лубянова «Черноморские крейсера проекта 68 бис» и некоторая информация из других источников.

Фотографии «ждановцев» — О.Травкина (8), А.Синиченко (8), Мельника (5), Н.Казакова (4), Ан. Шакуна (3), В.Леонова (2), В.Катцина (3), Г.Тутунькина (2), С. Яросевича (2), Р.Шамсутдинова, А.Сухомлинова, Н. Хавелова. Моряка БПК «Скорый» К.Скварнавичюса, питерца REFLEX_RU, моряка БПК «Красный Крым» Е.Ивкина, севастопольца В.Костриченко, два современных фото В.Патосина и пара фото из Интернета.

Подготовили В.Арапов и В.Патосин.
Как ранее и другие, данная статья опубликована при технической поддержке Константина Трунова.
октябрь 2010 года.



Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Оглавление  / Служба КРУ «Жданов» 1975 г./